Зачастую бытует мнение, что 22 июня 1941 года Советский Союз во многом погрузился в неуправляемый хаос, поскольку как государственное, так и военное руководство страны оказалось не готово к нападению таких масштабов.
«1905−1918 годы включительно»
Казалось бы, это подтверждают и события первых месяцев войны. Да, были серьезные ошибки и просчеты. Но механизмы, обеспечившие в итоге победу, заработали с первого дня Великой Отечественной войны.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года гласил следующее: «На основании статьи 49 пункта “о” Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР объявляет мобилизацию на территории военных округов — Ленинградского, Прибалтийского особого, Западного особого, Киевского особого, Одесского, Харьковского, Орловского, Московского, Архангельского, Уральского, Сибирского, Приволжского, Северо-Кавказского и Закавказского. Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Первым днем мобилизации считать 23 июня 1941 года».
Всеобщая мобилизация — это термин, который не стоит трактовать буквально. Первая волна военной мобилизации не затрагивала абсолютно весь мобилизационный ресурс страны. Более того, указ от 22 июня затронул лишь примерно каждого четвертого-пятого из числа военнобязанных. Из 17 военных округов мобилизация затронула 14.
Довоенная подготовка и план МП-41
На самом деле, указ о мобилизации не начинал, а продолжал процесс. В январе 1938 года численность РККА составляла менее 1,6 млн человек. Гитлеровская экспансия в Европе к этому моменту не оставляла сомнений в неизбежности большого кризиса.
В 1939 году вступил в силу Закон о всеобщей воинской обязанности, снижавший возраст призыва с 21 года до 19 лет. Снижение возраста прохождения службы сократило и число возможных причин для предоставления отсрочек и т. д. Кроме того, проведение учебных сборов для резервистов весной 1941 года, а также увеличение числа призывников в конце 1940 года в совокупности обеспечили рост численности РККА до 5 млн человек к 22 июня 1941 года.
Согласно довоенным планам, это должно было составить половину численность армии от той, которая необходима в условиях масштабной войны.
В соответствии с мобилизационным планом МП-41, приведенным в действие 23 июня 1941 года, в период по 1 июля в РККА были мобилизованы 5,3 млн человек, из них около 500 000 офицеров запаса.
Еще более фантастическими кажутся данные по уклонистам — их число составило менее 1 процента. Объяснялось это как сознательностью советских граждан, так и тем, что многие ожидали чего-то вроде освобождения Западной Украины и Западной Белоруссии или, в крайнем случае, советско-финской войны.
Всё по штатному расписанию
Распространенное заблуждение, основанное на советских фильмах о войне — мобилизованные прямо с вокзала отправлялись на фронт. Это не совсем так. Такая ситуация стала возникать тогда, когда положение на фронте складывалось совсем уж катастрофически. Изначально потоки мобилизованных строго разделялись. Те, кто был приписан к подразделениям, базировавшимся в западных округах, отправлялись в районы сосредоточения. Приписанные к частям, выдвигавшимся к местам боев из мест постоянной дислокации, прибывали в гарнизоны, закрепленные за убывшими подразделениями, где из них создавали запасные формирования (резервы воюющих полков и бригад). Третья часть мобилизованных отправлялась в тыл для формирования новых частей. Четвертая часть уезжала в еще более глубокий резерв в отдаленные округа.
Довоенные планы Генштаба РККА предполагали, что этого хватит, чтобы остановить прорыв противника, а затем отбросить его, перейдя к наступательным действиям.
Суровая необходимость: что делали, когда все пошло не по плану
Что произошло в действительности в первые дни войны, мы знаем. Уже в первой декаде июля выходит постановление Государственного Комитета Обороны «О формировании дополнительных стрелковых частей». Большие потери убитыми, ранеными и пленными заставляют командование РККА перейти к тому, что называется «перманентной мобилизацией».
Современники вспоминали, что мобилизация июля — августа 1941 года выглядела по-настоящему трагической. Женщины, провожая отцов, мужей, братьев, сыновей уже могли представить, что происходит, и понимали, что их родные идут на верную смерть. Но, тем не менее, говорить о проявлении малодушия тут не приходится.
К концу лета началась мобилизация военнообязанных 1895–1904 годов рождения, а поздней осенью 1941-го призвали примерно 300 000 человек 1890–1894 годов рождения. Эти старшие возраста использовали при формировании вспомогательных частей, занятых вместе с гражданскими на строительстве оборонительных сооружений.
Одновременно шло формирование частей народного ополчения, куда зачислялись лица, по тем или иным причинам не попадавшие под мобилизацию. Здесь применялся принцип добровольности. При этом для ополченцев выделялся командный состав из числа кадровых офицеров.
Удивление Франца Гальдера
В итоге к исходу 1941 года было мобилизовано около 14 млн человек. Из них около 2,2 млн был отправлены в качестве так называемого маршевого пополнения в подразделения, действующие непосредственно на фронте. Остальные были отправлены либо на формирование новых стрелковых, танковых и кавалерийских соединений, либо, как уже говорилось, в строительные части.
11 августа 1941 года начальник немецкого Генштаба Франц Гальдер заметил в своем дневнике: «К началу войны мы имели против себя около 200 дивизий противника. Теперь мы насчитываем уже 360 дивизий противника. Эти дивизии, конечно, не так вооружены и не так укомплектованы, как наши, а их командование в тактическом отношении значительно слабее нашего, но, как бы там ни было, эти дивизии есть».
Процесс мобилизации на этом не остановился. Большие потери РККА в 1941 году убитыми, ранеными и пленными требовали возмещения. И достигшие призывного возраста юноши уходили на фронт.
Демобилизация военного времени: кого и почему отправляли домой?
Всего за годы Великой Отечественной войны в частях РККА служили около 34,5 млн человек. На момент завершения боевых действий в армии оставалось 12,8 млн, из которых около 1 млн в госпиталях.
Общие безвозвратные потери Красной Армии составили около 11,5 млн (погибшие в боях, умершие от ран, замученные гитлеровцами в плену, пропавшие без вести).
В ходе войны было демобилизовано почти 3,8 млн военнослужащих. Большинство из них возвращались домой из-за последствий ранений, но были и те, кого увольняли в связи с солидным возрастом. Были и военнослужащие, уволенные по беременности — да, не забываем о том, что женщины тоже воевали, но при этом оставались женщинами.
Еще свыше 3,6 млн человек были направлены для службы в тыловых формированиях, не входивших в оборонное ведомство, а также для работы в промышленности. Около 1,4 млн были откомандированы для службы в НКВД, а также на укомплектование союзных армий (в первую очередь Войска Польского).
Неприятное, но нужное упоминание — свыше 430 тысяч военнослужащих были осуждены за различные преступления.
Последний военный призыв: как парни 1927 года рождения отслужили по 8 лет
Осенью 1944 года Государственный Комитет Обороны объявил последний военный призыв — мобилизовали юношей 1927 года рождения (в военные годы призывной возраст снизили до 17 лет).
Этих призывников уже сознательно берегли, стараясь не отправлять на линию фронта. Тем не менее, были среди них и те, кто попал в пекло, в том числе и участвовал в штурме Берлина, а затем сражался с милитаристской Японией. И погибали парни наравне со старшими.
В 1946–1948 годах призыва на военную службу в СССР не было. Шел обратный процесс — постепенного сокращения Вооруженных Сил к нормам мирного времени. Демобилизация проводилась в шесть волн, последняя из которых пришлась на начало 1948 года. На этот момент костяк Советской Армии составили призывники 1926–1927 годов рождения.
Новый Закон о всеобщей воинской обязанности был принят в 1949 году. Он предполагал 3-летний срок службы в сухопутных войсках и авиации и 4-летний — на флоте. Но эти нормы не распространялись на солдат последнего военного призыва, чей срок службы был неопределенным. В итоге они отслужили в армии по 6-8 лет. Так что полностью закончившейся историю мобилизации Великой Отечественной войны можно было считать только с 1953 года.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии