Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Только одна молодая журналистка смогла сразу распознать в Азефе агента охранки

Только одна молодая журналистка смогла сразу распознать в Азефе агента охранки

Источник: zen.yandex.ru
Автор: Анастасия Миронова
2339
27 сентября 2020 г.

Единственным человеком, который не только быстро, а с первой встречи распознал в главе боевой организации эсеров Евно Азефе провокатора, была молодая журналист, подруга Крупской Ариадна Тыркова. Об этом она сразу написала одному из лидеров боевой организации эсеров Абраму Гоцу. Именно по рекомендации Гоца она встретилась с Азефом. Более того, это произошло уже после убийства Плеве, которое организовал Азеф и после которого он стал среди эсеров новой иконой.
Тыркова после встречи с Азефом написала Гоцу кратко: "Что за шпиона вы мне прислали?"


Гоц очень обиделся. Он заявил, что ручается за Азефа своим опытом. А именно - опытом столкновения в молодости с агентами Зубатова, а также каторгой и ссылкой. Слова Тырковой он назвал неуважением к своему революционному опыту. Спустя пять лет все эсеры обсуждали этот случай. И сам Гоц признал, что Тыркова единственная, кто сразу почуял в Азефе агента, кто тут же сообщил об этом и никогда Азефу не доверял.



Абрам Гоц / openlist.wiki
Среди эсеров были члены боевой организации, высказывавшие предположение о сотрудничестве Азефа с полицией. Когда таких разговоров становилось критически много, Азеф совершал очередную акцию, которая была призвана развеять сомнения. Например, убийство того же министра внутренних дел Плеве: эсеры решили, что настоящий провокатор никогда бы не заплатил жизнью министра за самоутверждение в ячейке.
Георгий Александрович Гапон / newsland.com

Другим убийством, после которого сомнений в честности Азефа у эсеров не осталось, была ликвидация Гапона, его эсеры считали зубатовцем и агентом полиции в эмиграции. На самом деле решение о ликвидации Гапона Азеф принял после попыток священника создать новую боевую организацию. История показала, что Гапон как раз не был провокатором и осведомителем, его отношения с Зубатовым оказались сложнее для оценок, денег полиции у него никогда не находили, Гапон никого не предал. Ликвидацию Гапона эсеры тоже приняли как еще одно свидетельство безупречной чести Азефа.


Несколько эсеров, настаивавших на том, что Азеф провокатор, были ликвидированы самими эсерами как провокаторы. Например, Татарова, который и сам был осведомителем, по вине которого было арестовано много членов боевой организации. Однако Татаров тоже оказался сложной фигурой - он зачем-то пытался разоблачить Азефа. Именно это, а также факт, что у него имеются неизвестные источники доходов, стало причиной его ликвидации.



Евно Азеф, агент царской полиции, руководивший боевой организацией эсеров / gusev-a-v.livejournal.com

Много эсеров полегло от рук самих эсеров при попытке разоблачения Азефа. Их убила не полиция, а товарищи, посчитавшие такие подозрения оскорбительными для их опыта. В итоге полноценно разоблачил Азефа журналист и публицист Владимир Бурцев.


А единственным человеком, который сразу все понял и никогда не дал себя переубедить была молодая журналист Ариадна Тыркова. Причем, ее голос имел среди эсеров вес. Революционерка, из революционно-народовольческой семьи, очень близкая подруга Крупской и жены одного из первых русских марксистов Петра Струве. Все эсеры не могли не знать о подозрениях Тырковой, но все они считали свой опыт гораздо более важным аргументом.


Обложка: Ариадна Тыркова / pinterest.com

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии