1800
Третий рейх как европейская ценность: репортаж из сердца современной Латвии, музея СС…
Источник: РИАФАН
Рига, 18 июля. Самый главный государственный музей Латвии, Военный музей, тщательно скрывает свою истинную экспозицию в сети Интернет, публикуя там меньше десятой части экспозиции, сообщает корреспондент Федерального агентства новостей (ФАН). Настоящий музей можно увидеть только в реальности, лично посетив его залы. Что именно скрывают официальные власти Латвии от общественности в интернете, а что демонстрируют в реальности, выяснил на месте корреспондент ФАН.
Столица Латвии запомнилась тем, чего там нет – отсутствием людей и машин на улицах. За пятнадцать минут пути от автовокзала до центра города я увидел вокруг себя не больше десятка жителей.
В самом центре города, у Статуи свободы, я увидел только двух полицейских в сквере у Оперного театра, которые увлеченно рассматривали свои смартфоны.
Мое наблюдение подтвердил и репортаж местного телевидения, который я увидел вечером в отеле. В репортаже из спального района Риги показывали большие многоквартирные дома, в которых светящиеся окна можно было пересчитать по пальцам – их было пять или шесть.
Факт отсутствия людей подтверждает и официальная статистика: в момент провозглашения независимости в 1991 году в Латвии числилось 2,651 миллиона граждан, сейчас – 1,944 миллиона. При этом еще надо учесть сотни тысяч латышей, выехавших на работу за границу, но сохранивших гражданство.
Первые годы независимости уменьшение населения местные власти объясняли отъездом русского населения, сейчас уже никак не объясняют, зато подчеркивают, что в этом есть и положительные моменты - лучшая экология, отсутствие проблем с парковкой и автомобильных пробок. Интересно было бы узнать мнение об этом латышских националистических ученых, утверждавших, что без обретения независимости латышский народ исчезнет, растворившись среди других народов СССР, прежде всего русского. Интересно, что до 1991 года численность латышского народа как раз увеличивалась, а вот затем пошел обратный процесс.
Главной моей целью в Риге был Военный музей. Его экспозиция вызывает восхищение у тех, кто служил в былые годы под командованием рейхсфюрера СС Гиммлера, подобно тому, как Музей гестапо в Осло вызывает восхищение у тех, кто служил под командованием группенфюрера СС Мюллера.
Музей расположен в Старом городе в Пороховой башне постройки 14-го века. В сентябре ему исполнится 100 лет. Правда, работал он с перерывом с 1940 по 1991 год. В советские годы там размещалось Нахимовское училище, а потом Музей революции Латвийской ССР.
В Военном музее все пояснительные надписи выполнены на латышском и английском языках. Правда на официальном сайте есть страничка на русском, но материалов там раз в 10 меньше чем на английском и раз в 50 меньше чем на латышском. В частности на русском варианте сайта отсутствует 18-страничное произведение «15-я дивизия Латышского легиона в битве на реке Великая», написанное работником музея Валдисом Кузминсом. При этом в названии стыдливо забыли написать две буквы – СС.
Первый зал музея носит название «Латышские воины в 9-16 веках». В зале имеется восковая фигура латышского воина, вооруженного копьем и топором, а также схемы и макеты крепостей, построенных в Латвии немцами и шведами. На стенах портреты исторических деятелей той эпохи и среди них царь Иван Грозный – первый русский агрессор, развязавший Ливонскую войну с целью захвата Прибалтики.
Следующий зал, расположенный непосредственно в Пороховой башне, называется «Латвия и латышские солдаты в 17-18 веках». На такую мелочь, что в это время государства Латвии не существовало и соответственно никаких латышских солдат быть не могло, внимания не обратили. Экспонаты посвящены Северной войне. Имеется восковая статуя шведского воина, копия штандарта короля Швеции Карла ХII, можно посмотреть как устроена сама башня, а также увидеть небольшую панораму тогдашней Риги. Россия представлена картонной фигурой воина Преображенского полка и портретом императора Петра Первого – очередного русского агрессора, сумевшего захватить Латвию. Чтобы в этом не было сомнений, на видном месте повешена русская литография под названием «Захват Риги».
Далее по хронологии идет зал, посвященный латышам, служившим в русской армии в 19 веке. Представлены ордена, мундиры и оружие той эпохи. При этом одну винтовку можно взять в руки, сфотографироваться с ней и заодно ощутить какую тяжесть приходилось носить на плече солдату того времени. Интересна галерея латышей, достигших высоких званий в русской армии. Почему в Латвии в принципе не было национально-освободительной борьбы, а ее воины, напротив, добровольно шли служить в русскую армию, информация отсутствует.
Дальше зал, посвященный Первой мировой войне. Там неплохо отражена история латышских стрелков еще до того, как они стали красными. Кроме документов, можно увидеть артиллерийские орудия и средства связи того времени. Например, можно увидеть миномет русской армии.
О событиях в Латвии после развала Российской империи рассказывает следующий зал. В то время, в Латвии трижды поменялась власть, не считая немецкую оккупацию до этого.
Победившее в итоге буржуазное правительство Латвии желало свержения большевистского правительства в России и даже разрешало в стране набор добровольцев в белую гвардию. Однако в итоге новая русская агрессия, как указывается в музее, пришла именно со стороны белых во главе с полковником Павлом Бермондтом-Аваловым, который осенью 1919 года в очередной раз едва не уничтожил независимость Латвии.
Существует отдельный зал «Участие латышей в гражданской войне в России». Но он закрыт на реконструкцию и очевидно, уже никогда не откроется. Ведь основное внимание в этом зале должно быть уделено Красным латышским стрелкам, но как можно сообщить посетителю, что именно благодаря латышским стрелкам было предотвращено свержение власти большевиков. Нельзя допустить и мысли о том, что представители латышского народа виновны в ужасающих преступлениях СССР, о которых будет рассказано в следующих залах.
А так во всех залах одно и тоже: несчастные латыши перманентно страдают от агрессии с востока.
Впрочем, в зале, посвященном латвийской армии между мировыми войнами, ничего плохого об СССР не говорится. Там с помощью большого количества мундиров, орденов, карт, фотографий и документов пытаются показать ее силу. О подлинной боеспособности тогдашней армии Латвии судить трудно, так как она ни разу в своей истории не приняла участия в боевых действиях.
Но есть такой факт: в разделе флота много внимания уделено латвийским подводным лодкам «Ронис» и «Спидола». Однако, после того как они вошли в состав военно-морского флота СССР, выяснилось что их нужно ставить на капитальный ремонт, причем здесь же в Лиепае. Так как до начала Великой Отечественной войны ремонт не был закончен, то они там же и были взорваны. Для сравнения, эстонские подводные лодки с советскими экипажами смогли принять участие в войне: «Калев» погибла в бою, а «Лембит» пережила войну и в настоящее время демонстрируется в таллинском музее.
Из угла зала, посвященного латвийским довоенным пограничникам, где установлен пограничный шлагбаум, можно попасть в следующий зал, посвященный событиям в Латвии во время Второй мировой войне. Первое что видишь там, это вагон «на котором вывозили из Латвии в Сибирь лучших представителей латышского народа за несколько дней до нападения Германии на СССР в июне 1941 года».
В разделе о вхождении Латвии в СССР представлены фото с советскими танками на улицах Риги. Также там есть многочисленные демонстрации трудящихся в его поддержку, множество газет и плакатов с портретами Сталина и его цитатами. Далее видна раскрытая дверь, за которой стоит восковая фигура сотрудника НКВД.
Затем рассказывается о Великой Отечественной войне. Начинается рассказ с панорамы обороны Лиепае.
Она, очевидно, досталась в наследство от музея революции. Зато дальше выставлено множество фотографий советских военнопленных и разбитой советской военной техники, явно позаимствованных от фотографов из ведомства доктора Геббельса.
На мой вопрос: почему нет тогда аналогичных фото об отступлении вермахта из Латвии в 1944 году, сотрудница музея с возмущением ответила мне, что «немцы, в отличие от русских, отступали организованно и в полном порядке».
В 1941 году от попадания немецкого снаряда сгорела башня на главном символе Риге церкви Святого Петра. Однако из надписи под фотографией горящей башни следует, что виновата в этом Советская армия, которая устроила там наблюдательный пункт.
В разделе оккупации представлены фото местных жителей, приветствующих подразделения вермахта и вообще, судя по фотографиям, с началом немецкой оккупации в Латвию вернулась счастливая жизнь. Об этом свидетельствует и фото парада 19-го полицейского батальона 12 апреля 1942 года в Риге.
Рядом на 3 языках приказ шефа СД в Латвии оберштурмбанфюрера СС Штрауха о том, что за укрывательство красноармейцев деревня Аудрины стирается с лица земли, 30 ее жителей расстреливаются, а остальные отправляются в лагеря. Все дело в том, что красноармейцы убили трех латышских полицаев.
Таким образом латышские полицейские верно служат Третьему Рейху, а тот в свою очередь не дает их в обиду.
Об участии латышских полицейских в уничтожении евреев информация в музее отсутствует полностью. А между тем в этом латышские нацисты даже сумели превзойти своих немецких хозяев: в Латвии евреи были ликвидированы на 117%, то есть были убиты не только все свои, но и привезенные из России и Белоруссии.
Нет в музее и никаких упоминаний и о концлагере Саласпилс, который охранялся латышскими полицейскими. Согласно нынешней официальной латвийской историографии, он был всего лишь трудовым лагерем, куда отправляли на исправление за правонарушения. Правда, непонятно как там тогда погибли 90 тысяч человек, большая часть из которых – дети.
Именно полицейские и стали первыми эсесовцами при формировании латышских дивизий СС, которым и посвящена часть зала «Латвия во Второй мировой войне». Размер проделанной работы поражает: десятки фотографий, множество витрин с образцами обмундирования и оружия – есть чему завидовать эсесовцам из других стран и дивизий.
В пояснительных надписях сообщается, что бойцы СС боролись за независимость Латвии против советской оккупации. Тот факт, Гитлер не дал независимости Латвии во время войны, а значит еще более маловероятно, что дал бы ее в случае своей победы, во внимание не принимается, как и то, что эсесовцы присягали в верности не Латвии, а лично фюреру.
Интересно в музее объясняют и то почему латышские эсесовцы не являются преступниками, хотя Нюренбергский трибунал признал СС преступной организацией. Дело в том, что там же было дополнение, что не являются преступниками те, кого мобилизовали в СС принудительно, а таких в 15-й и 19-й латышских дивизиях, составляющих Латышский легион СС, было около 85%. Якобы у бедных латышей не было выбора – за отказ от призыва в легион СС немцы расстреливали.
Но хотелось бы обратить внимание на соседнюю Литву, где в годы войны сложилась точно такая же ситуация, что и в Латвии. Но когда там объявили мобилизацию в дивизию СС, литовская молодежь предпочла скрыться в лесах, а не присягать на верность Адольфу Гитлеру. В результате литовская дивизия СС так и не было создана. По данным крупнейшего современного российского исследователя Третьего Рейха Константина Залесского только 150 литовцев служили в СС, причем преимущественно именно в латышских дивизиях, а латышей среди эсесовцев было 40 тысяч – больше в СС было только немцев.
Любопытно, что те, кого в Военном музее Латвии считают не преступниками, а даже жертвами тоталитарных режимов, сами успели совершить кучу военных преступлений и даже создать свой стиль убийства – жертв вначале обматывали колючей проволокой, затем обливали бензином и поджигали. Так 31 января 1945 года были сожжены 32 военнопленных из 1-й польской пехотной дивизии имени Костюшко в селе Подгае. Там теперь поляками установлен памятник, об этом снят и художественный фильм. Ранее таким же способом латышские эсесовцы убивали женщин и стариков в белорусских селах.
15-я дивизия СС отступала вместе с немцами на Запад, причем отдельные ее подразделения даже участвовали в обороне правительственного квартала в Берлине. Основная масса уцелевших эсесовцев сдалась в плен американцев, которые не стали привлекать их к ответственности. Более того, когда в 1947-48 годах американцы провели в Нюрнберге еще несколько трибуналов над нацистскими преступниками, то к охране тюрьмы были привлечены и латышские эсесовцы. Взаимовыгодному сотрудничеству американской армии и СС посвящен специальный стенд в музее, где в частности показаны служебные пропуска эсесовцев в Нюрнбергскую тюрьму.
19-я дивизия попала в Курляндский котел и осталась в Латвии до своей капитуляции Советской Армии в День Победы. 132 эсесовца смогли морем бежать в Швецию, но там, в отличие от США, не разглядели в них жертв фашизма и выдали их СССР.
Справедливости ради надо сказать, что есть в музее и раздел, посвященный латышскому стрелковому корпусу, воевавшему на стороне Советской армии – даже вывешено его красное знамя. Но по количеству экспонатов он раз в пять меньше раздела, посвященного латышским дивизиям СС. Любопытна и композиция из восковых фигур: снайпер из этого корпуса в советской форме готовится убить латышского эсесовца, мирно кушающего из котелка в окопе.
Завершает историческую хронологию зал, посвященный мучениям Латвии в составе СССР. На каждом шагу в зале выставлены красные знамена и вымпелы, а также почему-то несколько советских генеральских кителей - экспонаты бывшего музея революции тут тоже пригодились. Они же явно использовались для экспозиции, изображающей кабинет командира советской ракетной части с генеральским кителем на кресле и гобеленом со Сталиным - нельзя забывать о том, что тогда в несчастной Латвии находились оккупанты.
Массовые репрессии в Латвийской ССР, которых не было, показаны очень просто: вывешен портрет председателя КГБ Андропова, а рядом карта СССР, густо усыпанная названиями. На ней надпись на английском, что это документальная карта лагерей, куда депортировали жителей Прибалтики аж до самого 1985 года.
Правда никаких документов к карте не прилагается, а отсутствие надписи на латышском можно объяснить тем, что есть еще много людей, живших в Латвийской ССР и готовых опровергнуть этот бред.
Нет никаких документов и на стенде, посвященном бывшему наркому внутренних дел и госбезопасности Латвийской ССР Альфонсу Новиксу. Только фотография суда над ним в 1995 году, где он получил пожизненное заключение и умер в тюрьме на следующий год в возрасте 88 лет, а также его ордена и удостоверения. Очевидно, посетитель должен сам догадаться, что раз нарком получил столько орденов, то организованные им репрессии были огромными.
Зато есть вещественные доказательства ужасов советской жизни - милицейская резиновая дубинка и щит, пустая пулеметная лента и две обоймы от автомата Калашникова с надписями на русском «Наши» и «Смерть» (кому? за что?). Все это принадлежало рижскому ОМОНу.
Из советских преступлений не забыты даже и коммунальные квартиры - их символизируют пять собранных вместе электрических счетчиков времен СССР.
Кроме восхваления СС, в военном музее меня поразило почти полное отсутствие материалов о современной армии Латвии - только маленький стенд с несколькими фотографиями.
Зато рядом с ним стенд о тех от кого защищает эта армия свою страну - это русское национальное меньшинство в Латвии, требующее государственного статуса родного языка и протестующее против закрытия русских школ. О том насколько велика эта опасность свидетельствует то, что с ними и мэр Риги Нил Ушаков, чей портрет также помещен на этом стенде.
Нехватку информации о новой латвийской армии компенсирует зал, посвященный армиям США и их союзников. В зале вывешены флаги всех американских родов войск, а также их форма. Немного выставлены и образцы обмундирования других стран, среди которых даже не входящие в НАТО Швеция, Бразилия и Австралия.
Кроме этого в момент моего посещения там была фотовыставка посвященная деятельности армий США и их союзников под интересным названием "Миссии ради мира". Посмотрев фото, на которых военнослужащие лечат стариков, раздают продовольствие, играют с детьми, можно подумать что НАТО это типичная благотворительная организация, а оружие миссионеры носят исключительно для самообороны. Тут главное не вспоминать какой мир принесли эти миссии в Афганистан, Ливию и Ирак.
Ну и последняя неожиданность в музее это то, что и посещение, и фотографирование там бесплатны. Очевидно, для просвещения населения в правильном идеологическом русле правительству Латвии никаких денег не жалко. Во всей Латвии всего два бесплатных музея. Второй - музей оккупации, где как сказано в рекламе, «всесторонне отражены ужасы советской и нацистской оккупаций с 1940 по 1991 год».
В принципе Военный музей является логичной идеологической основой политики, проводимой руководством Латвии все 25 лет новой независимости.
Например, день латышской дивизии СС – 16 марта одно время был официальным праздником - Днем латышского воина и был отменен только под нажимом Евросоюза. Но все равно в этот день ежегодно проводятся шествия эсесовцев и их последователей, а также возложение венков у Статуи свободы в память о тех, кого навеки успокоила Советская Армия. И в этом принимали участие и министры и депутаты. В 2014 году четверо депутатов от националистической партии «Все – Латвии» даже напали на граждан, протестующих против нацистского торжества.
Эсесовцы и сами избирались в латвийский парламент, который умудрился принять закон о ежемесячной выплате бывшим эсесовцам дополнительной высокой пенсии. Любопытно при этом, что антифашистская деятельность во времена оккупации при начислении пенсии больше не учитывается.
Стремясь еще больше отблагодарить борцов за свободу Латвии под знаменами Третьего рейха, правительство включило их в список уцелевших жертв нацизма для получения денежной компенсации от Германии. В одном списке оказались и уцелевшие узники концлагеря Саласпилс, и те кто там над ними издевался до своей мобилизации в дивизию СС. Когда немецкое правительство узнало об этом - разразился скандал.
Государство приняло участие в строительстве мемориального кладбища и памятника ветеранам СС в Лестене. Там уже произведено более 1000 захоронений и как правило в них участвует оркестр латвийской армии.
Но и это еще не все - в Латвии успешно продолжают дело Третьего рейха. Ветеранов войны и борцов с нацистской оккупацией, которых не смогло в свое время арестовать гестапо, спустя полвека успешно арестовывают по решению латвийских судов. Так были брошены в тюрьмы командир партизанского отряда Василий Кононов, Николай Ларионов, Николай Тэсс, Михаила Фартбух, Евгений Савенко, Трофим Якушонок и другие.
Как мы видим, членство Латвии в Европейском Союзе всему этому совсем не мешает. Про это интересно высказался бывший оберштурмфюрер СС Андрей Фрейманис. В 1945 году Гитлер наградил его Рыцарским крестом, но получить его он не успел, так как попал в советский плен. В демократической Латвии решили это исправить и в 1993 году в актовом зале Технического университета в Риге награда была торжественно вручена.
Получив крест, Фрейманис вскинул руку в нацистском приветствии и прокричал: «Хайль Гитлер!», а затем произнес речь, в которой сказал:
«Сейчас, когда Латвия стремиться вступить в Европейский союз, демонстрируя преданность принципам демократии и европейским ценностям, мы не должны забывать, что и Третий рейх был демократическим государством, а национал-социалистическая партия пришла к власти в результате демократических выборов. Кроме того и сам национал-социализм, без сомнения, является именно европейской ценностью».
После этого остается только порадоваться, что концлагерь Саласпилс в Латвии еще не открыт для тех, например, кто борется за право получать образование на родном языке.
Владимир Тулин специально для ФАН Латвия...
Источник: http://riafan.ru/538173-tretii-reih-kak-evropeiskaya-cennost-reportazh-iz-serdca-sovremennoi-latvii-muzeya-ss
Рига, 18 июля. Самый главный государственный музей Латвии, Военный музей, тщательно скрывает свою истинную экспозицию в сети Интернет, публикуя там меньше десятой части экспозиции, сообщает корреспондент Федерального агентства новостей (ФАН). Настоящий музей можно увидеть только в реальности, лично посетив его залы. Что именно скрывают официальные власти Латвии от общественности в интернете, а что демонстрируют в реальности, выяснил на месте корреспондент ФАН.
Столица Латвии запомнилась тем, чего там нет – отсутствием людей и машин на улицах. За пятнадцать минут пути от автовокзала до центра города я увидел вокруг себя не больше десятка жителей.
В самом центре города, у Статуи свободы, я увидел только двух полицейских в сквере у Оперного театра, которые увлеченно рассматривали свои смартфоны.
Мое наблюдение подтвердил и репортаж местного телевидения, который я увидел вечером в отеле. В репортаже из спального района Риги показывали большие многоквартирные дома, в которых светящиеся окна можно было пересчитать по пальцам – их было пять или шесть.
Факт отсутствия людей подтверждает и официальная статистика: в момент провозглашения независимости в 1991 году в Латвии числилось 2,651 миллиона граждан, сейчас – 1,944 миллиона. При этом еще надо учесть сотни тысяч латышей, выехавших на работу за границу, но сохранивших гражданство.
Первые годы независимости уменьшение населения местные власти объясняли отъездом русского населения, сейчас уже никак не объясняют, зато подчеркивают, что в этом есть и положительные моменты - лучшая экология, отсутствие проблем с парковкой и автомобильных пробок. Интересно было бы узнать мнение об этом латышских националистических ученых, утверждавших, что без обретения независимости латышский народ исчезнет, растворившись среди других народов СССР, прежде всего русского. Интересно, что до 1991 года численность латышского народа как раз увеличивалась, а вот затем пошел обратный процесс.
Главной моей целью в Риге был Военный музей. Его экспозиция вызывает восхищение у тех, кто служил в былые годы под командованием рейхсфюрера СС Гиммлера, подобно тому, как Музей гестапо в Осло вызывает восхищение у тех, кто служил под командованием группенфюрера СС Мюллера.
Музей расположен в Старом городе в Пороховой башне постройки 14-го века. В сентябре ему исполнится 100 лет. Правда, работал он с перерывом с 1940 по 1991 год. В советские годы там размещалось Нахимовское училище, а потом Музей революции Латвийской ССР.
В Военном музее все пояснительные надписи выполнены на латышском и английском языках. Правда на официальном сайте есть страничка на русском, но материалов там раз в 10 меньше чем на английском и раз в 50 меньше чем на латышском. В частности на русском варианте сайта отсутствует 18-страничное произведение «15-я дивизия Латышского легиона в битве на реке Великая», написанное работником музея Валдисом Кузминсом. При этом в названии стыдливо забыли написать две буквы – СС.
Первый зал музея носит название «Латышские воины в 9-16 веках». В зале имеется восковая фигура латышского воина, вооруженного копьем и топором, а также схемы и макеты крепостей, построенных в Латвии немцами и шведами. На стенах портреты исторических деятелей той эпохи и среди них царь Иван Грозный – первый русский агрессор, развязавший Ливонскую войну с целью захвата Прибалтики.
Следующий зал, расположенный непосредственно в Пороховой башне, называется «Латвия и латышские солдаты в 17-18 веках». На такую мелочь, что в это время государства Латвии не существовало и соответственно никаких латышских солдат быть не могло, внимания не обратили. Экспонаты посвящены Северной войне. Имеется восковая статуя шведского воина, копия штандарта короля Швеции Карла ХII, можно посмотреть как устроена сама башня, а также увидеть небольшую панораму тогдашней Риги. Россия представлена картонной фигурой воина Преображенского полка и портретом императора Петра Первого – очередного русского агрессора, сумевшего захватить Латвию. Чтобы в этом не было сомнений, на видном месте повешена русская литография под названием «Захват Риги».
Далее по хронологии идет зал, посвященный латышам, служившим в русской армии в 19 веке. Представлены ордена, мундиры и оружие той эпохи. При этом одну винтовку можно взять в руки, сфотографироваться с ней и заодно ощутить какую тяжесть приходилось носить на плече солдату того времени. Интересна галерея латышей, достигших высоких званий в русской армии. Почему в Латвии в принципе не было национально-освободительной борьбы, а ее воины, напротив, добровольно шли служить в русскую армию, информация отсутствует.
Дальше зал, посвященный Первой мировой войне. Там неплохо отражена история латышских стрелков еще до того, как они стали красными. Кроме документов, можно увидеть артиллерийские орудия и средства связи того времени. Например, можно увидеть миномет русской армии.
О событиях в Латвии после развала Российской империи рассказывает следующий зал. В то время, в Латвии трижды поменялась власть, не считая немецкую оккупацию до этого.
Победившее в итоге буржуазное правительство Латвии желало свержения большевистского правительства в России и даже разрешало в стране набор добровольцев в белую гвардию. Однако в итоге новая русская агрессия, как указывается в музее, пришла именно со стороны белых во главе с полковником Павлом Бермондтом-Аваловым, который осенью 1919 года в очередной раз едва не уничтожил независимость Латвии.
Существует отдельный зал «Участие латышей в гражданской войне в России». Но он закрыт на реконструкцию и очевидно, уже никогда не откроется. Ведь основное внимание в этом зале должно быть уделено Красным латышским стрелкам, но как можно сообщить посетителю, что именно благодаря латышским стрелкам было предотвращено свержение власти большевиков. Нельзя допустить и мысли о том, что представители латышского народа виновны в ужасающих преступлениях СССР, о которых будет рассказано в следующих залах.
А так во всех залах одно и тоже: несчастные латыши перманентно страдают от агрессии с востока.
Впрочем, в зале, посвященном латвийской армии между мировыми войнами, ничего плохого об СССР не говорится. Там с помощью большого количества мундиров, орденов, карт, фотографий и документов пытаются показать ее силу. О подлинной боеспособности тогдашней армии Латвии судить трудно, так как она ни разу в своей истории не приняла участия в боевых действиях.
Но есть такой факт: в разделе флота много внимания уделено латвийским подводным лодкам «Ронис» и «Спидола». Однако, после того как они вошли в состав военно-морского флота СССР, выяснилось что их нужно ставить на капитальный ремонт, причем здесь же в Лиепае. Так как до начала Великой Отечественной войны ремонт не был закончен, то они там же и были взорваны. Для сравнения, эстонские подводные лодки с советскими экипажами смогли принять участие в войне: «Калев» погибла в бою, а «Лембит» пережила войну и в настоящее время демонстрируется в таллинском музее.
Из угла зала, посвященного латвийским довоенным пограничникам, где установлен пограничный шлагбаум, можно попасть в следующий зал, посвященный событиям в Латвии во время Второй мировой войне. Первое что видишь там, это вагон «на котором вывозили из Латвии в Сибирь лучших представителей латышского народа за несколько дней до нападения Германии на СССР в июне 1941 года».
В разделе о вхождении Латвии в СССР представлены фото с советскими танками на улицах Риги. Также там есть многочисленные демонстрации трудящихся в его поддержку, множество газет и плакатов с портретами Сталина и его цитатами. Далее видна раскрытая дверь, за которой стоит восковая фигура сотрудника НКВД.
Затем рассказывается о Великой Отечественной войне. Начинается рассказ с панорамы обороны Лиепае.
Она, очевидно, досталась в наследство от музея революции. Зато дальше выставлено множество фотографий советских военнопленных и разбитой советской военной техники, явно позаимствованных от фотографов из ведомства доктора Геббельса.
На мой вопрос: почему нет тогда аналогичных фото об отступлении вермахта из Латвии в 1944 году, сотрудница музея с возмущением ответила мне, что «немцы, в отличие от русских, отступали организованно и в полном порядке».
В 1941 году от попадания немецкого снаряда сгорела башня на главном символе Риге церкви Святого Петра. Однако из надписи под фотографией горящей башни следует, что виновата в этом Советская армия, которая устроила там наблюдательный пункт.
В разделе оккупации представлены фото местных жителей, приветствующих подразделения вермахта и вообще, судя по фотографиям, с началом немецкой оккупации в Латвию вернулась счастливая жизнь. Об этом свидетельствует и фото парада 19-го полицейского батальона 12 апреля 1942 года в Риге.
Рядом на 3 языках приказ шефа СД в Латвии оберштурмбанфюрера СС Штрауха о том, что за укрывательство красноармейцев деревня Аудрины стирается с лица земли, 30 ее жителей расстреливаются, а остальные отправляются в лагеря. Все дело в том, что красноармейцы убили трех латышских полицаев.
Таким образом латышские полицейские верно служат Третьему Рейху, а тот в свою очередь не дает их в обиду.
Об участии латышских полицейских в уничтожении евреев информация в музее отсутствует полностью. А между тем в этом латышские нацисты даже сумели превзойти своих немецких хозяев: в Латвии евреи были ликвидированы на 117%, то есть были убиты не только все свои, но и привезенные из России и Белоруссии.
Нет в музее и никаких упоминаний и о концлагере Саласпилс, который охранялся латышскими полицейскими. Согласно нынешней официальной латвийской историографии, он был всего лишь трудовым лагерем, куда отправляли на исправление за правонарушения. Правда, непонятно как там тогда погибли 90 тысяч человек, большая часть из которых – дети.
Именно полицейские и стали первыми эсесовцами при формировании латышских дивизий СС, которым и посвящена часть зала «Латвия во Второй мировой войне». Размер проделанной работы поражает: десятки фотографий, множество витрин с образцами обмундирования и оружия – есть чему завидовать эсесовцам из других стран и дивизий.
В пояснительных надписях сообщается, что бойцы СС боролись за независимость Латвии против советской оккупации. Тот факт, Гитлер не дал независимости Латвии во время войны, а значит еще более маловероятно, что дал бы ее в случае своей победы, во внимание не принимается, как и то, что эсесовцы присягали в верности не Латвии, а лично фюреру.
Интересно в музее объясняют и то почему латышские эсесовцы не являются преступниками, хотя Нюренбергский трибунал признал СС преступной организацией. Дело в том, что там же было дополнение, что не являются преступниками те, кого мобилизовали в СС принудительно, а таких в 15-й и 19-й латышских дивизиях, составляющих Латышский легион СС, было около 85%. Якобы у бедных латышей не было выбора – за отказ от призыва в легион СС немцы расстреливали.
Но хотелось бы обратить внимание на соседнюю Литву, где в годы войны сложилась точно такая же ситуация, что и в Латвии. Но когда там объявили мобилизацию в дивизию СС, литовская молодежь предпочла скрыться в лесах, а не присягать на верность Адольфу Гитлеру. В результате литовская дивизия СС так и не было создана. По данным крупнейшего современного российского исследователя Третьего Рейха Константина Залесского только 150 литовцев служили в СС, причем преимущественно именно в латышских дивизиях, а латышей среди эсесовцев было 40 тысяч – больше в СС было только немцев.
Любопытно, что те, кого в Военном музее Латвии считают не преступниками, а даже жертвами тоталитарных режимов, сами успели совершить кучу военных преступлений и даже создать свой стиль убийства – жертв вначале обматывали колючей проволокой, затем обливали бензином и поджигали. Так 31 января 1945 года были сожжены 32 военнопленных из 1-й польской пехотной дивизии имени Костюшко в селе Подгае. Там теперь поляками установлен памятник, об этом снят и художественный фильм. Ранее таким же способом латышские эсесовцы убивали женщин и стариков в белорусских селах.
15-я дивизия СС отступала вместе с немцами на Запад, причем отдельные ее подразделения даже участвовали в обороне правительственного квартала в Берлине. Основная масса уцелевших эсесовцев сдалась в плен американцев, которые не стали привлекать их к ответственности. Более того, когда в 1947-48 годах американцы провели в Нюрнберге еще несколько трибуналов над нацистскими преступниками, то к охране тюрьмы были привлечены и латышские эсесовцы. Взаимовыгодному сотрудничеству американской армии и СС посвящен специальный стенд в музее, где в частности показаны служебные пропуска эсесовцев в Нюрнбергскую тюрьму.
19-я дивизия попала в Курляндский котел и осталась в Латвии до своей капитуляции Советской Армии в День Победы. 132 эсесовца смогли морем бежать в Швецию, но там, в отличие от США, не разглядели в них жертв фашизма и выдали их СССР.
Справедливости ради надо сказать, что есть в музее и раздел, посвященный латышскому стрелковому корпусу, воевавшему на стороне Советской армии – даже вывешено его красное знамя. Но по количеству экспонатов он раз в пять меньше раздела, посвященного латышским дивизиям СС. Любопытна и композиция из восковых фигур: снайпер из этого корпуса в советской форме готовится убить латышского эсесовца, мирно кушающего из котелка в окопе.
Завершает историческую хронологию зал, посвященный мучениям Латвии в составе СССР. На каждом шагу в зале выставлены красные знамена и вымпелы, а также почему-то несколько советских генеральских кителей - экспонаты бывшего музея революции тут тоже пригодились. Они же явно использовались для экспозиции, изображающей кабинет командира советской ракетной части с генеральским кителем на кресле и гобеленом со Сталиным - нельзя забывать о том, что тогда в несчастной Латвии находились оккупанты.
Массовые репрессии в Латвийской ССР, которых не было, показаны очень просто: вывешен портрет председателя КГБ Андропова, а рядом карта СССР, густо усыпанная названиями. На ней надпись на английском, что это документальная карта лагерей, куда депортировали жителей Прибалтики аж до самого 1985 года.
Правда никаких документов к карте не прилагается, а отсутствие надписи на латышском можно объяснить тем, что есть еще много людей, живших в Латвийской ССР и готовых опровергнуть этот бред.
Нет никаких документов и на стенде, посвященном бывшему наркому внутренних дел и госбезопасности Латвийской ССР Альфонсу Новиксу. Только фотография суда над ним в 1995 году, где он получил пожизненное заключение и умер в тюрьме на следующий год в возрасте 88 лет, а также его ордена и удостоверения. Очевидно, посетитель должен сам догадаться, что раз нарком получил столько орденов, то организованные им репрессии были огромными.
Зато есть вещественные доказательства ужасов советской жизни - милицейская резиновая дубинка и щит, пустая пулеметная лента и две обоймы от автомата Калашникова с надписями на русском «Наши» и «Смерть» (кому? за что?). Все это принадлежало рижскому ОМОНу.
Из советских преступлений не забыты даже и коммунальные квартиры - их символизируют пять собранных вместе электрических счетчиков времен СССР.
Кроме восхваления СС, в военном музее меня поразило почти полное отсутствие материалов о современной армии Латвии - только маленький стенд с несколькими фотографиями.
Зато рядом с ним стенд о тех от кого защищает эта армия свою страну - это русское национальное меньшинство в Латвии, требующее государственного статуса родного языка и протестующее против закрытия русских школ. О том насколько велика эта опасность свидетельствует то, что с ними и мэр Риги Нил Ушаков, чей портрет также помещен на этом стенде.
Нехватку информации о новой латвийской армии компенсирует зал, посвященный армиям США и их союзников. В зале вывешены флаги всех американских родов войск, а также их форма. Немного выставлены и образцы обмундирования других стран, среди которых даже не входящие в НАТО Швеция, Бразилия и Австралия.
Кроме этого в момент моего посещения там была фотовыставка посвященная деятельности армий США и их союзников под интересным названием "Миссии ради мира". Посмотрев фото, на которых военнослужащие лечат стариков, раздают продовольствие, играют с детьми, можно подумать что НАТО это типичная благотворительная организация, а оружие миссионеры носят исключительно для самообороны. Тут главное не вспоминать какой мир принесли эти миссии в Афганистан, Ливию и Ирак.
Ну и последняя неожиданность в музее это то, что и посещение, и фотографирование там бесплатны. Очевидно, для просвещения населения в правильном идеологическом русле правительству Латвии никаких денег не жалко. Во всей Латвии всего два бесплатных музея. Второй - музей оккупации, где как сказано в рекламе, «всесторонне отражены ужасы советской и нацистской оккупаций с 1940 по 1991 год».
В принципе Военный музей является логичной идеологической основой политики, проводимой руководством Латвии все 25 лет новой независимости.
Например, день латышской дивизии СС – 16 марта одно время был официальным праздником - Днем латышского воина и был отменен только под нажимом Евросоюза. Но все равно в этот день ежегодно проводятся шествия эсесовцев и их последователей, а также возложение венков у Статуи свободы в память о тех, кого навеки успокоила Советская Армия. И в этом принимали участие и министры и депутаты. В 2014 году четверо депутатов от националистической партии «Все – Латвии» даже напали на граждан, протестующих против нацистского торжества.
Эсесовцы и сами избирались в латвийский парламент, который умудрился принять закон о ежемесячной выплате бывшим эсесовцам дополнительной высокой пенсии. Любопытно при этом, что антифашистская деятельность во времена оккупации при начислении пенсии больше не учитывается.
Стремясь еще больше отблагодарить борцов за свободу Латвии под знаменами Третьего рейха, правительство включило их в список уцелевших жертв нацизма для получения денежной компенсации от Германии. В одном списке оказались и уцелевшие узники концлагеря Саласпилс, и те кто там над ними издевался до своей мобилизации в дивизию СС. Когда немецкое правительство узнало об этом - разразился скандал.
Государство приняло участие в строительстве мемориального кладбища и памятника ветеранам СС в Лестене. Там уже произведено более 1000 захоронений и как правило в них участвует оркестр латвийской армии.
Но и это еще не все - в Латвии успешно продолжают дело Третьего рейха. Ветеранов войны и борцов с нацистской оккупацией, которых не смогло в свое время арестовать гестапо, спустя полвека успешно арестовывают по решению латвийских судов. Так были брошены в тюрьмы командир партизанского отряда Василий Кононов, Николай Ларионов, Николай Тэсс, Михаила Фартбух, Евгений Савенко, Трофим Якушонок и другие.
Как мы видим, членство Латвии в Европейском Союзе всему этому совсем не мешает. Про это интересно высказался бывший оберштурмфюрер СС Андрей Фрейманис. В 1945 году Гитлер наградил его Рыцарским крестом, но получить его он не успел, так как попал в советский плен. В демократической Латвии решили это исправить и в 1993 году в актовом зале Технического университета в Риге награда была торжественно вручена.
Получив крест, Фрейманис вскинул руку в нацистском приветствии и прокричал: «Хайль Гитлер!», а затем произнес речь, в которой сказал:
«Сейчас, когда Латвия стремиться вступить в Европейский союз, демонстрируя преданность принципам демократии и европейским ценностям, мы не должны забывать, что и Третий рейх был демократическим государством, а национал-социалистическая партия пришла к власти в результате демократических выборов. Кроме того и сам национал-социализм, без сомнения, является именно европейской ценностью».
После этого остается только порадоваться, что концлагерь Саласпилс в Латвии еще не открыт для тех, например, кто борется за право получать образование на родном языке.
Владимир Тулин специально для ФАН Латвия...
Источник: http://riafan.ru/538173-tretii-reih-kak-evropeiskaya-cennost-reportazh-iz-serdca-sovremennoi-latvii-muzeya-ss
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии