22.03.2024
Помним. Скорбим
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Тучи сгущаются: 80 лет назад Германия, Италия и Япония заключили Берлинский пакт

Тучи сгущаются: 80 лет назад Германия, Италия и Япония заключили Берлинский пакт

Источник: tass.ru
Автор: Дмитрий Хазанов
5045
30 сентября 2020 г.
27 сентября 1940 года министры иностранных дел Германии, Италии и Японии подписали в Берлине соглашение, вошедшее в историю как Тройственный пакт. Начало было пафосным и витиеватым: "Правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии, признавая предварительным и необходимым условием долговременного мира предоставление каждому государству возможности занять свое место в мире, считают основным принципом создание и поддержание нового порядка для использования народами Великой Восточной Азии и Европы плодов сосуществования и взаимного процветания всех заинтересованных наций, выражают решимость взаимно сотрудничать и предпринимать согласованные действия в указанных районах в отношении усилий, основывающихся на этих намерениях".
Япония обязалась признавать и уважать руководящее положение Германии и Италии в установлении нового порядка в Европе, а те, в свою очередь, развязывали руки Токио в установлении "нового порядка в Великой Восточной Азии". Речь шла о разграничении зон влияния. Германии и Италии предназначалась ведущая роль в Европе, а Японской империи — на Дальнем Востоке. К этому времени "плодами взаимного процветания" в полной мере "воспользовались" многие народы, особенно китайцы и поляки.
Пакт оговаривал право договаривающихся сторон иметь свои собственные отношения с Советским Союзом, с которым Германия уже успела наладить экономическое и военно-техническое сотрудничество, после того как заключила Договор о ненападении в августе 1939 года, а Япония, вероятно, уже приняла решение поступить так же. Статья 5 данного пакта гласила, что "Япония, Германия и Италия подтверждают, что указанные выше статьи (с первой по четвертую — прим. ТАСС) никоим образом не затрагивают политического курса, существующего в настоящее время между каждым из трех участников пакта и Советским Союзом".

Накануне подписания пакта от 27 сентября Гитлер направил послание Сталину, известив его о готовящемся договоре, а позднее предложил ему принять участие в дележе "английского наследства" в Иране и Индии. 13 октября Сталин получил письмо от министра иностранных дел Германии фон Риббентропа, в котором содержалось приглашение наркому иностранных дел СССР Вячеславу Молотову прибыть с визитом в Берлин. Могло создаться впечатление, будто никакой угрозы для нашей страны договор не нес: ее интересы собирались принять в расчет. Но так ли это было на самом деле? Неужели фюрер решил отказаться от своих собственных планов, изложенных в "Майн Кампф"?
В конце весны и летом 1940 года обстановка в Европе менялась. Вермахт наглядно продемонстрировал свое могущество. Армии Бельгии, Нидерландов, затем и Франции, недавно считавшейся сильнейшей в Европе, оказались разгромлены в ходе кратковременных кампаний — блицкригов. После капитуляции Франции 22 июня малые европейские страны переориентировались на Германию. Все это привело Гитлера и его генералов в состояние эйфории. Под влиянием относительных неудач Красной армии в ходе Советско-финской войны 1939–1940 годов, особенно на первом этапе кампании, немецкие стратеги уже не считали нашу страну достойным соперником, с которым надлежало считаться, мол, это не больше чем "колосс на глиняных ногах".
"Нацистское руководство сделало вывод, — писал о тех событиях и настроениях фюрера военный историк А.С. Якушевский, — что созданы все условия для следующего, более решительного шага на пути Германии к мировому господству. Согласно его расчетам, таким шагом должно было стать покорение Советского Союза. Если ранее, до резкого изменения в Европе военно-политической обстановки в пользу Германии, война против СССР была для Гитлера и его партии лишь программным положением, планом на неопределенное будущее, то со второй половины мая 1940 года она была поставлена на повестку дня как практический шаг в действиях вооруженных сил Германии".


Обложка: Посол Великой Японской Империи Сабуро Курусу, министр иностранных дел Италии Галеаццо Чиано и Адольф Гитлер / © Universal History Archive/Universal Images Group via Getty Images

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии