В 1809 г. после того, как российские войска окончательно овладели крепостью Измаил, в трёх верстах от неё, возникло и быстро разрослось новое поселение, первоначально получившее название Тучков. Крепость была уничтожена по условиям Парижского мирного договора в итоге Крымской войны, а вот новый город продолжил жить до наших дней.Тучковом город назвали в знак признания заслуг его основателя — русского генерала, героя Отечественной войны 1812 г., коменданта крепостей Бессарабии Сергея Тучкова. Он лично определил место, где началось строительство, наметил городские кварталы, заложил первые здания для магистрата и градоначальства, привлёк многих переселенцев.
В соответствующем указе Сената говорилось: «сие предместье [крепости] назвать городом Тучковым, в память потомству по имени учредителя».
В 1830 г. благодаря усилиям Тучкова город стал центром Измаильского градоначальства, включавшего все населённые пункты на российском побережье Дуная (от Рени до Вилково). Оно являлось административно-территориальной единицей подчинявшейся непосредственно генерал-губернатору Новороссии и Бессарабии.
Комендант и градоначальник прикладывал большие усилия для роста численности населения города, его хозяйственного развития, используя при этом даже личные средства.
После капитуляции в 1809 г. османской крепости Измаил, турецкий гарнизон (4,5 тыс. человек) сразу перешёл на турецкий берег Дуная. В крепости и её окрестностях на тот момент проживали около 4 тыс. Человек (из них 3,3 тыс. мусульман).
В дальнейшем происходило замещение населения. Подданные султана уезжали во владения Османской империи, а в дунайский Тучков переселялось выходцы из центральных губерний России и Малороссии. После официального присоединения Бессарабии к России в 1812 г. в Подунавье осели многие болгарские ополченцы, воевавшие на стороне русских, а также перешедшие из Турции казаки-некрасовцы.
В 1817 г. численность населения крепости Измаил и города Тучкова достигла 9 тыс. человек, в 1856 году — 30,6 тыс. жителей. Приезд новосёлов стимулировали значительные льготы.
В 1830-е годы город стал обретать архитектурный облик во многом сохранившийся и сегодня: появились административные здания, публичные учреждения, заложена Соборная площадь, возведён Покровский собор — архитектурная жемчужина современного Измаила. Под руководством известного петербургского архитектора Авраама Мельникова в центре городской площади воздвигли торговые каменные ряды.
Довольно быстро Тучков стал экономическим центром, здесь проходили знаменитые на всю Россию Вознесенская и Покровская ярмарки. К традиционному для здешних мест формам сельского хозяйства добавились виноделие и табаководство. Заработали первые промышленные предприятия: кожевенный, свечной, три макаронных и три кирпичных завода.
Резкий поворот в истории столицы Придунайского региона произошёл в 1856 г., когда юго-западная часть Бессарабии перешла под власть вассально зависимого от Османской империи Молдавского княжества. Этот период, закончившийся возвратом в Российскую империю в 1877 г., можно считать первым опытом «евроинтеграции» Измаила (поскольку в Дунайских княжествах год от года усиливалось экономическое влияние европейских держав: Франции и Великобритании).
Кстати, именно тогда город и стал официально именоваться Измаилом.
Он стал административным центром укрупнённого уезда, поскольку под власть Молдавии перешли и два соседних уезда (Кагульский и часть Аккерманского), которые экономные проевропейские администраторы поспешили объединить в единую административную единицу.
Преимущественно славянское Подунавье было явно чужеродным телом в формирующемся Молдавско-Румынском национальном государстве. На молдавский язык было быстро переведено официальное делопроизводство. Широкому изучению молдавского/румынского языка должны были поспособствовать 140 новых образовательных учреждений, открытых в Придунайском регионе.
Вместе с тем проходила либерализация общественно-политической жизни. В Измаильском уезде возникло всесословное коммунальное самоуправление. Поскольку Румыния (в состав которой вошла Западная Молдова) была конституционной монархией, стали проводиться парламентские выборы (правда, на основе очень высокого имущественного ценза), разрешалась издание относительно независимых СМИ, деятельность политических партий, различных общественных организаций.
Можно сказать, что под властью европейского национального государства жизнь измаильцев стала свободнее, однако менее сытной. Другое дело, что либеральные свободы касались лишь немногих жителей: чиновников, предпринимателей, интеллигенцию.
Последнее обстоятельство проистекало из вынужденного разрыва экономических связей с Россией, возросшей конкуренции со стороны европейских производителей товаров. В городе и регионе сокращалось промышленное производство, из-за очень высокого налогообложения стагнировало рыболовецкое хозяйство. Многие измаильские купцы — рыбные промысловики эмигрировали в Россию, преимущественно в Поволжье. Численность рыболовецких предприятий в Подунавье стала расти лишь в 1877 г. с возвращением русских властей.
У Бухареста не хватало ресурсов на обслуживание портовой инфраструктуры. Акватории дунайских портов мелели, захламлялись, рушились склады, приходил в упадок речной флот. Это негативно сказывалось на поставках сельскохозяйственной продукции из региона.
Показателем остроты экономических проблем периода «первой евроинтеграции» стало сокращение населения региона. В начале 60-х годов выехала шестая часть населения — около 20-ти тысяч жителей (в основном в Россию). В 1857-1878 годах на 6 тыс. человек сократилась численность податного населения в Измаиле.
Мощный модернизационный рывок Придунайский край получил после возврата под юрисдикцию России. Ещё шли боевые действия русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов как в Измаильский уезд впервые пришла железная дорога. Это российские военные строители прокладывали магистраль от днестровских Бендер до дунайского города Рени. В историю это строительство вошло как одно из самых скоростных: более 300 км. Путей (плюс станции) всего за 100 дней.
Железная дорога стала основным коридором поставок бессарабского зерна, другой сельскохозяйственной продукции на мировой рынок и в центр России.
Другим драйвером экономического бума в регионе стало пароходство. В начале 80-х годов было организовано полугосударственное Черноморо-Дунайское пароходство, которое напрямую связало дунайские порты с Одессой, портами Румынии, Болгарии и Сербии. Флотилия русских торговых пароходов на Дунае быстро росла, обеспечивая увеличение объёмов поставок рыбы, мяса, фруктов, овощей, но прежде всего хлеба.
В начале ХХ в. пароходство было фактически национализировано российским правительством. Была проведена модернизация портового хозяйства, проведены дноуглубительные работы.
Измаильщина стала винодельческой «житницей» Российской империи. С момента её возврата России к 90-м годам XIX в. площадь виноградников и производство вина возросли вдвое. В 1897 г. регион производил пятую часть вина губернии (2,6 млн. вёдер) при том, что Бессарабия являлась абсолютным лидером по производству этого продукта в России того периода. Также уезд занимал лидирующие позиции по производству зерновых и продуктов животноводства.
В то же время российские власти сохранили введённый в Измаильском уезде прогрессивный (всесословный) порядок самоуправления. Так что Измаил сохранял особый административный статус вплоть до революционных событий 1917 г.
В 1918 г. Бессарабия подверглась румынской оккупации. Это избавило регион от установления «диктатуры пролетариата», но принесло другую напасть. Вплоть до 1940 г. (присоединения к СССР) регион жил в условиях чрезвычайного положения: под запретом были массовые политические акции, левые политические силы, полиция выполняла судебные полномочия.
К тому же в период диктатуры маршала Анетонеску (1941 — 1944 года) в Бухаресте неоднократно рассматривались планы насильственного выселения славянского населения из Бессарабии и, в первую очередь, из южных уездов (Измаильского и Аккерманского).
Румынские власти заботились о развитии транспортной инфраструктуры (мостов, автодорог, аэродромов, перепрошивкой на евроколею железных дорог), однако это никак не компенсировало новой экономической депрессии от разрыва экономических связей Бессарабии с Россией.
Наиболее товарные отрасли региона (виноградорство и садоводство) теряли доходы. Бессарабское виноделие даже на внутреннем рынке столкнулось с конкуренцией французских вин. Сокращалось поголовье скота, недовольство крестьян вызывало введение государственной монополии на закупку кожи, шерсти, табака и ряда других товаров.
Румынское правительство целенаправленно проводило политику деиндустриализации Бессарабии, рассматривая регион лишь как резерв рабочей силы, источник дешёвого хлеба.
Политика «культурного национализма» во время второй волны «евроинтеграции» оказалась более агрессивной, чем в середине XIX в.
На румынский язык перешло не только делопроизводство и образование, только на нём надлежало проводить все публичные мероприятия, ограничивалась функционирование русскоязычных СМИ. В обиход бессарабских городов (в т.ч. Измаила вошли вывески в общественных местах: «говорить только по-румынски»). К этому добавилось фактическое ограничение дунайского судоходства державами — победителями в Первой мировой войне. Тариф прохода судов через Сулинское (основное) гирло Дуная был повышен после войны в 10 раз. Таким образом Англия добивалась выгодного для себя разворота грузопотоков из Центральной и Восточной Европы в сторону Северного моря.
В 1944 г., закрепившись на берегах Дуная Советский Союз начал третью кампанию экономической модернизации региона. Его ключевым моментом стало создание транспортной кампании союзного подчинения — Советского Дунайского пароходства (СДП).
В 50-х годах было положено начало программам обновления флота, модернизации портов и судоремонтных предприятий. Они шли почти непрерывно вплоть до конца 80-х годов.
В 1987 г. объем перевозок по Дунаю всеми странами достиг своего максимума и составил более 90 млн тонн. Почти 14 млн. тонн грузов было перевезено тогда же СДП, включившим 965 судов общей грузоподъемностью свыше 1 млн. тонн.
Нынешние перевозки правопреемника СДП — Украинского Дунайского пароходства составляют жалкие крохи от былых показателей. В относительно благополучном 2019 г. дунайские речники перевезли лишь 2,7 млн. тонн грузов.
Последние два десятка лет Измаильский район переживает уже третью волну «евроинтеграции» с её типичными атрибутами: упадок местного пароходного хозяйства (обсуждался даже проект переноса основной базы пароходства в Венгрию), деиндустриализация, сокращение сельскохозяйственного производства, уменьшение численности населения, ограничение сферы использования русского языка.
Тем не менее, уже три века истории города Тучкова — Измаила нам подсказывают, что очередная волна «евроинтеграции» скорее всего сменится новым периодом промышленного и аграрного подъёма, оживления транспортного сектора, культурного возрождения этого стратегически значимого региона, сопровождаемых геополитической трансформацией.