«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

18.10.2021

«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

Источник: histrf.ru @ Оксана Баринова

Школьным предметом в нашей стране история стала довольно поздно: лишь в конце XVIII века её включили в программу гимназий. Пользу этой науки для учеников видели в тренировке памяти и разума. «Собрание нравственных опытов человеческого рода», «практическое училище мудрости и добродетели» – такие характеристики давали истории уже в девятнадцатом столетии. На деле оказалось, что преподавать историю непросто: механическая зубрежка пугала школяров и не давала возможности рассуждать и делать самостоятельные выводы. Составителям учебных пособий пришлось серьезно задуматься над тем, как заинтересовать учеников и привить им интерес к одной из важнейших дисциплин.

От всеобщей – к отечественной

В 1718 году по приказу Петра I было переиздано «Введение в европейскую историю» Самуила Пуфендорфа. России в этом учебнике посвящалась всего одна глава, тем не менее именно с нее и началась история преподавания этой дисциплины в нашей стране. На протяжении десятков лет куда больше внимания уделялось истории всеобщей. В 1815 году гимназисты должны были на экзамене рассказать об истории Древнего мира и Средневековья, знать основные факты, даты и события (к примеру, крестовые походы, открытие Америки, Реформацию и её последствия). Учащимся того времени, откровенно говоря, не позавидуешь: их учебники сильно отличались от современных. Гимназисты вынуждены были штудировать многотомники без единой иллюстрации, карты или таблицы.

«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

Самуэль фон Пуфендорф – автор «Введения в европейскую историю»
Источник: wikimedia.org

Единственным справочным материалом порой выступали генеалогические схемы европейских монарших домов. Правда, как и в пособиях нынешних, чтение несколько упрощали выделенные жирным шрифтом термины и даты, вынесенные в отдельные столбцы. Заучиванию последних уделялось особое внимание: преподаватели небезосновательно считали, что без знания хронологии невозможно усвоить весь материал. Учебники переводили с иностранных языков, чаще всего – с немецкого. Довольно скоро назрела необходимость более подробно рассказывать гимназистам об отечественной истории. В первой четверти XIX века преподаватель петербургской гимназии Евгений Константинов составил «Обозрение российской истории». Данный учебник состоял из трехсот страниц и охватывал периоды от Древней Руси до завершения царствования Екатерины Великой.

Грызем гранит науки…

В годы правления Николая I преподавание истории в учебных заведениях России стало делом государственной важности. Авторы пособий придерживались концепции Николая Карамзина, автора «Истории Государства Российского», а также министра народного просвещения графа Уварова, сформулировавшего триаду «православие, самодержавие, народность». Итогом адаптации этих концепций к гимназической программе станет выход в 1839 году книги «Начертание русской истории для средних учебных заведений». Следуя заветам Карамзина, полагавшего, что исход большинства событий определили «деяния и судьбы людей», а также решения государей и полководцев, учителя предлагали гимназистам задуматься о роли личности в истории.

«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

Историк Н.М. Карамзин
Источник: pinterest.ru

История представлялась гимназистам (как, впрочем, и сегодняшним школьникам) одной из самых захватывающих, но крайне сложных дисциплин. В помощь детям отставной военный и ученый Антон Язвинский придумал наглядные таблицы с именами правителей и важными датами. Он активно рекламировал свое изобретение, поначалу давшее прекрасные результаты. К 1840-м годам таблицы Язвинского появились во всех гимназиях Петербурга. Однако триумф ученого не продлился долго: критики новой методы утверждали, что после проверки знаний ученики быстро забывают все, что выучили, не могут выявить причинно-следственные связи тех или иных явлений, мыслят поверхностно и сами зачастую не понимают того, о чем говорят. От таблиц Язвинского было решено отказаться. Правда, иногда их продолжали использовать в начальных классах.  Не менее оригинальный способ заучивания исторического материала предложил директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберта. Он просил своих учеников рифмовать факты истории и повторять их нараспев.

«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

Учебное пособие Антона Язвинского
Источник: vnikitskom.ru

В пореформенные годы к дискуссии о преподавании истории подключились общественные деятели. Критики Белинский и Добролюбов, писатель Чернышевский задавались вопросами: стоит ли объяснять ученику связь истории с современностью, как от сухих фактов перейти к логическим выводам, преподавать ли историю России как единый процесс или обратиться к истории отдельных народов, населяющих нашу страну?

«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

Иллюстрации из учебника «История России с картинками»
Источник: imwerden.de

Историк С.М. Соловьев в 1859 году издает «Учебную книгу русской истории» – объемное пособие на полсотни страниц. Несмотря на то, что учебник был составлен грамотно и блестяще показывал тесную связь отечественной истории со всеобщей, читать его оказалось нелегко. Гимназисты вновь столкнулись с извечной проблемой той поры: огромный объем информации при полном отсутствии дополнительных материалов в виде карт или картинок. Согласитесь, трудно разобраться в особенностях портретной живописи XVIII века, не увидев её примеров. Еще труднее – понять, не имея перед глазами схемы боевых действий, как русская армия одержала победу над шведами под Полтавой. Удивительно, но зачастую учебники для низкопрофильных учебных заведений (например, народных училищ) в чем-то оказывались более удачными. Так, «История России с картинками» Моисея Острогорского выдержала 33 издания и пользовалась большой популярностью.

«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

«Краткие очерки русской истории» Дмитрия Иловайского
Источник: labirint.ru

В 1860-х годах была высказана идея о том, что учащийся должен сам добывать необходимый материал, не надеясь, что наставник преподнесет его на «блюдечке с голубой каемочкой». Против выступил автор «Кратких очерков русской истории» Д.И. Иловайский (это учебное пособие стало самым массовым в дореволюционной России), он оставался приверженцем так называемого репетиционного метода и запрещал ученикам даже пересказывать параграфы своими словами. Ученик московской гимназии, а в будущем – известный на всю страну поэт Владимир Маяковский, «прославил» автора учебника в своих стихах: «Мутят Иловайских больные вопросы: – Была ли рыжа борода Барбароссы? – Пускай. Не копаюсь в пропыленном вздоре я – любая в Москве мне известна история».

Спорил с Иловайским историк и публицист Михаил Стасюлевич. Он предлагал заменить репетиционный метод «реальным» – то есть вместо учебников давать гимназистам тексты источников. В 1863-1865 годах вышла в свет его трехтомная хрестоматия документов и статей по Средневековью. В книге рассматривались социальные отношения, быт и культура народов. Работа с хрестоматией должна была служить развитию у гимназистов критического мышления и формировать их исследовательские навыки.

«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

Учебная книга Русской истории
Источник: labirint.ru

В XX столетии значительно изменится отношение к исторической науке вообще и к преподаванию дисциплины «История» в частности. Советские школьники будут учиться по единому пособию, а после распада СССР книжные магазины и библиотеки наводнятся массой новых учебников самого разного качества и содержания. Поиски «идеального» учебника по истории, равно как и метода преподавания, продолжаются по сей день.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТАРИИ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: