«Угасают все прежние формы, гаснут все великие проекты и приходит новый проект проектов»
«ВН»: – Александр Андреевич, почему в 2021 году вышло три романа больших русских авторов на тему трансгуманизма, сверхспособностей и усовершенствования простого человека? Я имею в виду Пелевина с говорящим названием, «Доктора Гарина» Сорокина и ваш «Тайник заветов»? Совпадение?
– Художники – это такие чувствилища, которые улавливают явления, недоступные многим. Вот идет цунами. И даже сейсмосчетчики его не улавливают. А уже художники чувствуют, что начинается таинственная вибрация океана, суши, тектонической платформы. Вот художники улавливают это новое состояние, в котором пребывает человечество. Состояние, где в человечестве угасают все прежние формы и тенденции, гаснут все великие проекты и приходит какой-то новый проект проектов, который отказывается от всех прежних форм и предлагает что-то новое, свое, неясное, угрожающее, восхитительное, прекрасное и катастрофическое одновременно.
И художник, который ищет эту новизну, устремляется в эту новизну, он ее пытается освоить. И мне кажется, что художники делятся на тех, кто жаждет новизны и не может без нее, и тех, кто работает на традиции, на том, что уже было – пишет исторические романы, не боится той реальности, с которой он соприкасается. Эта реальность уже музейная, превратилась в муляж.
Те художники, которые чувствуют появление новой загадки, которая, условно говоря, называется «Великое обнуление», чувствуют ее сложность, многомерность, фантастичность, фантасмагоричность – они ее касаются. А изобразить ее, как Чехов изображал жизнь уездных врачей, студентов, телеграфистов и барышень, невозможно. Потому что эта реальность еще не обрела свою пластику, свою форму. Она только идет. Поэтому художники прибегают к вот этим новым формам. У каждого свои формы. Они как таковые не являются фантастическими, это есть как бы новый реализм. Это та эстетика, через которую можно изобразить эти явления.
Фото: книга Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.» / bazaar.ru
Прежняя эстетика, с помощью которой изображалась деревенская жизнь или жизнь поместий, или даже фронтовые деяния, или рабочая проза, жизнь заводов – она не работает. Она беспомощна, она промахивается. А новая эстетика только создается. И прикосновения художников к этой реальности формируют новую эстетику, она не является фантасмагорической. Это не фэнтези, это особый реализм, которым пытаются изобразить это «Великое обнуление».
С другой стороны, если появляется хотя бы три художника, которых вы перечислили, то это уже целое литературное направление. Это неслучайно, не какая-то частица залетела в ловушку космических частиц. Это потоки.
Три художника эти потоки уловили и сложили это все в единую новую культуру. Я убежден, что если найдется философ, литературовед, критик, который сможет явления этой культуры объяснить появлением этой новой загадочной реальности, то этот культуролог сделает огромную культурологическую работу и объявит наконец о долгожданном появлении литературы как таковой. Не отдельных спорадических произведений, а направления. И в недрах этого направления будут появляться всё новые и новые художники.
Книга Владимира Сорокина «Доктор Гарин». Фото: ozon.ru
Может быть, новые художники уже существуют, но они существуют где-то в стороне, неведомые. Они потянутся на эту формулу, возникнет гравитация. И тогда возникнет сегодняшний сложный литературный процесс, литературно-идеологический, литературно-философский. А может быть, и литературно-политический. Потому что эта новая реальность, конечно, вызывает различные отношения к себе, самые разные.
«ВН»: – Трансгуманизм – это понятие, которое ассоциируется с заменой частей человеческого тела. При этом должен уцелеть живой человеческий мозг. Вот вы пишите о большевиках, то есть о советском мозге. И если понимать это как метафору, то не кажется ли вам, что советский мозг уже умер? Мозг-то не заменишь.
– А почему вы так думаете? У вас что, есть опыт работы с мозгом такого рода? Почему вы так утверждаете? А может быть, можно! Это вещи не априорные. Они требуют подтверждения или опровержения. Этим и интересно это учение.
Филипп Киндред Дик. Фото: DR
Стало понятно, что земной жизни в биосфере, в том числе и человечеству, но и лесам, и водам, и камням, и бабочкам, и насекомым – грозит истребление, антропогенные факторы. Вернадский же человечество назвал геологическим явлением. Вот оно и стало геологическим явлением настолько, что умирает биосфера, умирает планета в целом. И это ощущение сформулировано, оно говорит, что «планета может погибнуть». Из-за поведения людей. Вот это формула. Эта формула аксиоматична, с ней согласны все. Но из этой формулы проистекают самые разные реакции.
Например, если человечество такое гадкое, вредное, вредоносное и гибельное, если человеческая индустрия заражает небо, землю, приводит к таянию ледников, к парниковому эффекту, то давайте эту жуткую индустрию потребления заменим «зеленой». И возникает концепция Зеленой революции. То есть уничтожения всех форм и создания солнечных систем, батарей, ветряков. Но эту революцию необходимо реализовать, она должна быть навязана сегодняшней индустриальной революции. А это по существу очень сложная форма насилия.
Идея Зеленой революции, которая, с одной стороны, кажется такой привлекательной, исходит из некоего глобального центра. Она не исходит из американских кругов, из английских, русских, китайских – она исходит из какого-то, условно говоря, Римского клуба, который проанализировал жизнь земную и считает, что необходимо совершить Зеленую революцию и это неизбежность.
Анналена Баербок, которую правление зелёных в Германии выдвинуло кандидатом на пост канцлера на федеральных выборах 2021 года. Фото: news.ru
Вот уже Чубайс нам говорит, что у России нет другого выхода, кроме как Зеленая революция. Это целая новая тема – вот это экологическое навязывание людям этой воли. Да, человечеству грозит истребление, а может, и всей биосфере. Просыпается Циолковский: «Да, планета погибнет, но мы же должны переселяться на другие планеты, чтобы вид человеческий уцелел». И тогда возникают самые разные формы космических мечтаний.
Скажем, концепция космического государства Игоря Ашурбейли, который уже сейчас на Земле создает это государство, чтобы оно уже в готовом виде могло быть переселено в космос, на космические объекты, станции.
Далее, если человечество – это такая гадость и она множится постоянно, то ее нужно укоротить, сократить число людей просто-напросто. Потому что они затопчут всю землю. Уже негде будет плюнуть. Вот Московская область наша – здесь уже нет таких цветов, какие были в моей юности. Везде дороги, везде машины, везде поселки, везде дачники, везде ямахи грохочут. Так, может быть, давайте сократим число людей? То есть воскрешается мальтузианство. И тогда этот вирус, который сегодня движется, уже рассматривается как форма истребления «излишнего» человечества. Потом запреты на рождение детей. Это все тоже входит в трансгуманизм.
Фото: Associated Press
Далее. Если людям в той форме, в какой они сейчас живут, грозит смерть – нечем будет дышать, вода будет отравлена, все будет в ядах, кончится продовольствие – тогда давайте создадим человека, который не зависит от биосферы. Создадим человека, который будет не на углеводородной основе, а на кремниевой, грубо говоря. Человека-робота создадим. Возникает эта роботофилософия. И всё это вместе взятое и создает этот фон. «Необходимо человечеством управлять», – говорят эти все тенденции.
Значит, у человечества должен быть один центр, который будет управлять этим взбесившимся, неуправляемым, гибельным для планеты человечеством.
Вот и возникают идеи глобального централизма и глобальной диктатуры. А глобальная диктатура может быть только через глобальное управление. А глобальное управление может быть только через глобальные формы управления. Это не полиция, не армия, не казни, не расстрелы. Это цифровая реальность. Цифра! Сетевые машины, которые затаскивают к себе человечество и делают его объектом управления. Все это и еще десятки подобных явлений и создают вот эту новую реальность. И она не умещается в тривиальное, традиционное сознание человеческое, в том числе и художественное. И требует новых форм.
Обложка: Александр Проханов. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kp.ru
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии