👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

За годы до эвакуации из Кабула: как тысячи американцев за сутки сбежали из Сайгона на вертолётах из-за проигранной войны
19 августа 2021 г.
3404

За годы до эвакуации из Кабула: как тысячи американцев за сутки сбежали из Сайгона на вертолётах из-за проигранной войны

Источник: tjournal.ru
Спецоперация стала национальным позором для США, и спустя 46 лет эта история во многом повторяется в Афганистане.

15 августа 2021 года исламистское террористическое движение «Талибан» (Организации «Талибан» и «Исламское государство» признаны в Российской Федерации террористическими и их деятельность запрещена на территории РФ) захватило столицу Афганистана Кабул. Весь мир облетели кадры из кабульского аэропорта, где тысячи местных жителей пытаются улететь из страны и избежать встречи с боевиками. Многие сотрудничали с американской администрацией и не ждут от «Талибана» ничего хорошего. Эту ситуацию сравнивают с «падением Сайгона» весной 1975 года, когда точно так же тысячи жителей Южного Вьетнама съехались в столицу, чтобы покинуть страну и отбыть в США до захвата города коммунистами.


Тем апрелем перед американской армией стояла непростая задача — за считанные часы вывезти граждан и южновьетнамских союзников. Сайгон вот-вот должны были захватить северовьетнамцы, а в силу обстоятельств для эвакуации можно было использовать лишь вертолёты. За сутки американцы с трудом смогли спасти несколько тысяч человек, но и в США, и за их пределами эта спецоперация стала символом позорного поражения Америки во Вьетнамской войне.


Затишье во Вьетнаме: армия США возвращается домой


К концу 1960-х Вьетнамская война стала тяжёлым бременем для США. Американское правительство тратило миллиарды долларов на поддержку лояльного южновьетнамского режима, а тысячи солдат армии США гибли, получали ранения, пропадали без вести в боях на другом краю света. Общественность критиковала американские власти и требовала вывести войска, устраивая для этого многотысячные митинги. Пацифизм и антивоенный настрой, ранее свойственный лишь хиппи, охватил всё общество.


Американские солдаты успешно воевали во Вьетнаме, побеждали неприятеля в локальных боях, но в целом не понимали, ради чего они воюют вдали от родины. По возвращении домой они не могли обратно встроиться в социум после всего пережитого на войне. К этому прибавлялась критика со стороны СМИ и левых активистов, обвинявших военных в жестокости и садизме. Всё это не прибавляло американским политикам популярности в народе.


Именно поэтому Ричард Никсон, вступив в президентскую должность в январе 1969 года, начал искать пути выхода из Вьетнамской войны. Просто так вывести полумиллионный контингент он не мог — слишком сильный удар по международному имиджу США как сверхдержавы с мощной армией, которая не может просто так сбежать с войны.
Никсон с подсказки министра обороны США Мелвина Лэрда решил, что правильнее будет постепенно сокращать американский контингент во Вьетнаме, заменяя его солдатами Южного Вьетнама. Этот процесс стали называть вьетнамизацией конфликта.


Такая ставка не оправдала себя — южновьетнамские солдаты оказались не готовы встретиться лицом к лицу с неприятелем. Вместо вывода своих войск США начали бомбить соседние Лаос и восточную Камбоджу, где северовьетнамские партизаны оборудовали базы. 1 мая 1970 года США возобновили авиаудары по Северному Вьетнаму, чего не случалось с 1968 года.


Сокращение американского контингента велось несколько лет, не приведя к сколь-либо значимым достижениям. Этот процесс закончился 27 января 1973 года, когда США, Южный и Северный Вьетнам и Вьетконг в бальном зале бывшего отеля «Маджестик» подписали Парижские соглашения, согласно которым все американские военные базы во Вьетнаме ликвидировались, а сами солдаты и офицеры армии США в полном составе отбывали домой в течение 60 дней. Разрешалось оставить лишь несколько военных для охраны консульств и посольств. В самом же Вьетнаме объявили перемирие, а Северный Вьетнам обязался освободить пленных американских солдат.
Ни вывод американских войск, ни Парижские соглашения не остановили противостояние во Вьетнаме, и хрупкое перемирие постоянно нарушалось. Никсон всё же старался поддерживать союзный южновьетнамский режим по мере сил и грозился дать жёсткий ответ коммунистам, если те решатся на полноценную атаку.


Но уже летом 1974 года у президента появились заботы поважнее — подходило к концу расследование Уотергейтского скандала. Летом 1972 года Никсон якобы организовал прослушку штаба своего оппонента от Демпартии на президентских выборах Джорджа Макговерна, что помогло ему победить. Президенту грозил импичмент, и чтобы избежать его, 9 августа 1974 года он ушёл в отставку, уступив президентский пост Джеральду Форду.
Когда Уотергейтский скандал подзабылся, на повестку дня в США вновь вышла Вьетнамская война. Американское правительство и президент Форд под давлением общественности постепенно ослабляли поддержку Южного Вьетнама. Его армия насчитывала около миллиона человек, но их боевой дух оказался низок — они понимали, что после заката карьеры Никсона решительное наступление вьетконговцев не за горами.

Атака на Сайгон


Атака северовьетнамцев началась в марте 1975 года. Изначально их командование планировало лишь захватить центр Южного Вьетнама и на этом остановить атаку. Однако сопротивление южновьетнамской армии было слабым и несущественным, став приятным сюрпризом для вьетконговцев.


18 марта вьетконговцы победили в решающей битве при Буонметхуоте, длившейся более двух недель, и захватили центральное нагорье Южного Вьетнама, а в конце марта взяли крупные города Хюэ и Куангчи, вынудив тысячи беженцев направиться в сторону Сайгона — столицы Южного Вьетнама.


29 марта пал Дананг, второй по величине город Южного Вьетнама. Когда коммунисты вошли в город, местные жители всеми правдами и неправдами пытались сбежать из города. Многие цеплялись за шасси самолётов авиакомпании World Airways, падали во время взлёта и разбивались насмерть.
1 апреля северовьетнамцы вступили в битву за Сюан-Лок, город в 30 милях от Сайгона. Это чуть ли единственное сражение, где южновьетнамцы смогли оказать организованное сопротивление неприятелю и даже вынудили отступить одну из дивизий северян, понёсшую серьёзные потери. Однако 23 апреля коммунисты всё же захватили город.





При этом из Вьетнама требовалось вывезти не только граждан США, но и некоторых подданных других стран, а также вьетнамцев, сотрудничавших с Вашингтоном. Последние больше всего опасались прихода коммунистов — те непременно устроили бы им массовые казни, равно как и сами южновьетнамцы без суда и следствия казнили пленных вьетконговцев. По спискам посольства, требовалось увезти из Вьетнама около 120 тысяч человек — все люди, связанные с США, и члены их семей.


Поначалу посол США в Сайгоне Грэм Мартин отказывался даже рассматривать вопрос о возможной эвакуации. Не желая разжигать панику в городе, он заявлял, что выполнит поручение, данное ему ещё Никсоном и продолжит обеспечивать интересы США в Южном Вьетнаме.


Тем не менее, постепенная эвакуация граждан США из Сайгона началась ещё в конце марта. Гражданские и военные самолёты ежедневно увозили из Вьетнама не только американских граждан, но и сирот — детей военных из США и местных женщин.
«Настоящее людское цунами»: тысячи людей бегут из Сайгона на вертолётах


К концу апреля ситуация в Сайгоне накалилась до предела. 21 апреля, после падения города Сюан-Лок, президент Южного Вьетнама Нгуен Ван Тхьеу ушёл в отставку и сбежал на Тайвань. В прощальном слове бывший глава страны обвинил США в нарушении своих же обещаний помочь.


27 апреля вьетконговцы вплотную подошли к столице и начали ракетные обстрелы города. Американским военным пришлось запретить полёты гражданской авиации — такие самолёты не отличались маневренностью и легко могли быть сбиты. Отныне людей эвакуировали лишь военно-транспортными самолётами.
Сайгон охватил хаос. У ворот военного представительства США близ авиабазы Тан Сон Нхут толпились тысячи людей в надежде покинуть город. Вечером 28 апреля несколько южновьетнамских лётчиков, перейдя на сторону вьетконговцев, разбомбили авиабазу, убив двух бойцов — младшего капрала Дарвина Джаджа и капрала Чарльза МакМахона, и уничтожив несколько самолётов С-130, готовых к эвакуации людей.


Затем по авиабазе ударила артиллерия северовьетнамской армии. Возможность людей увезти самолётами исчезла — взлётно-посадочные полосы лежали в руинах и оказались заполнены тысячами южновьетнамцев, жаждущих улететь в США. Самолётам просто негде было приземлиться и взлететь.


Американские власти поняли, что теперь спасти людей получится только при помощи вертолётов, увозящих людей на борт американских кораблей. Вертолёты меньше самолётов и летали медленнее, но другого выхода не нашлось. К этому моменту коммунисты уже вплотную подошли к Сайгону, и у американцев не осталось времени искать более подходящее решение.
Утром 29 апреля американцы начали операцию «Порывистый ветер» по эвакуации своих людей из Южного Вьетнама. Людей со всего Сайгона собирали в заранее обговорённых точках и на автобусах везли к посольству США, откуда их забирали вертолёты и увозили к кораблям. Американцы предупредили, что сигналом к началу сбора станет песня Бинга Кросби White Christmas, которую включат на радио Сайгона, но оказалось, что не все жители города знают композицию.


Ситуация исправила ещё одна кодовая фраза, прозвучавшая на FM-волнах — «температура достигла 105 градусов и продолжает повышаться». Эвакуация поначалу шла вполне успешно. Автобусы смогли сделать по три рейса, хотя изначально власти США боялись, что им не хватит времени и на один рейс. Изначально планировалось увезти из Сайгона только американцев, но Грэм Мартин всё же настоял на спасении ещё и южновьетнамских чиновников и персонала посольства из числа местных.


После уничтожения авиабазы беженцев стали свозить к посольству США. Как только в Сайгоне стало известно об эвакуации, сотни горожан, не желавших жить при коммунистах, тоже бросились к посольству, моля о том, чтобы и их тоже увезли. Охрана не могла справиться с напирающей толпой, перелезающей через заборы. Американцам пришлось направить побольше вертолётов к своему посольству, а его сотрудники в ускоренном темпе готовили визы для вьетнамцев.
Посольство оказалось не готово к операции. В его дворе росло огромное тамариндовое дерево, из-за которого пилоты вертолётов опасались сажать там свои воздушные судна — высокий риск зацепиться лопастями за гигантские ветви. Мартин наотрез отказывался срубать дерево, заявляя, что это станет символом падения престижа США. Он изменил своё мнение лишь после гневного звонка из Госдепа и велел срубить тамаринд. После этого в 12:00 вертолёт CH-53 приземлился на крышу посольства и забрал первую партию людей.


Тех, кто смог попасть в посольство, отводили на крышу здания, где находилась вертолётная площадка и откуда забирали людей. Южновьетнамцы в панике ломились в вертолёты, так, что те порой не могли взлететь из-за перегруза. Те, кто не мог забраться на борт, до последнего всё равно пытались туда втиснуться. Порой пилотам приходилось выходить из кабины и пинками выгонять «лишних» людей. Те, кто не смог даже попасть в посольство, пытались добраться до американских кораблей на самодельных лодках и плотах.






Это даже нельзя назвать хаосом. Это было нечто неописуемое. Это было настоящее людское цунами.



Тони Коулсон

в 1975 году — пилот Air America






Одним из первых американское посольство на вертолёте покинул генерал Данг Ван Куанг, считавшийся самым богатым жителем Южного Вьетнама, заработавшим свои состояния на торговле героином. С собой он взял три огромных чемодана, а карманы одежды плотно набил деньгами.


Людей на корабли, стоявшие в 40 милях от Вьетнама в Южно-Китайском море, доставляли вертолёты CH-53 и UH-1 «Хьюи» ВВС и морской пехоты США, Air America и Южного Вьетнама. 80 вертолётов приземлялись и взлетали каждые десять минут. Они делали рейсы, пока у них не заканчивалось топливо, а затем машины просто ставили на палубы.
Вскоре вертолётов на кораблях стало так много, что стало некуда высаживать людей. Морским пехотинцам и морякам пришлось сталкивать вертолёты прямо в море, чтобы освободить место для беженцев. С борта авианосца Hancock спихнули даже гигантский южновьетнамский вертолёт CH-47 «Чинук», что оказалось непростой задачей — огромная машина никак не поддавалась.






Я решил забраться внутрь вертолёта и снять его со стояночного тормоза. Я закричал: «Не толкайте, пока не выберусь!» Потом я залез и отпустил тормозной рычаг, но они не стали меня дожидаться, потому что эта штука поехала назад. Я успел выскочить до того, как вертолёт столкнули.



Крис Вудс

в 1973 году — сержант морской пехоты, командир вертолетного экипажа






Пилоты вертолётов около суток не покидали своих кабин. Многие из них позже жаловались, что умственная усталость у них была сильнее физической. Лётчиков не покидала мысль, что вся эвакуация не имеет смысла.


Один из самых известных и драматичных эпизодов операции случился рано утром 30 апреля, когда к авианосцу «Мидуэй» подлетел легкомоторный самолёт ВВС Южного Вьетнама O-1 Birddog. Воздушным судном управлял майор Буонг Ле. Вылетев из Сайгона, он не знал, где именно искать американские авианосцы, но вскоре обнаружил их. Из-за проблем с радиосвязью Ле написал записку на клочке карты с просьбой расчистить палубу для посадки его самолёта, вложил её в кобуру табельного пистолета и сбросил на палубу. В послании он добавил, что на борту находится его жена и пятеро детей, а топливо в самолёте заканчивается.


Капитан «Мидуэя» Лоуренс Чемберс сразу же велел освободить палубу от всего лишнего и приказал Ле заходить на посадку. Несмотря на дождь и усиливающийся ветер, пилот приземлил судно на авианосец под аплодисменты моряков.
Посол Грэм Мартин долго отказывался покидать своё рабочее место, призывая эвакуировать в первую очередь всех остальных. 30 апреля в 03:30 утра ему позвонил Форд и приказал покидать посольство на вертолёте, добавив, что вывезти всех желающих всё равно не удастся, и теперь эвакуировать будут только американцев. Президент также предупредил посла, что если он откажется эвакуироваться, то морские пехотинцы имеют право арестовать его и насильно посадить в вертолёт. В пять часов утра Мартин поднялся на крышу посольства и улетел на вертолёте, увозя с собой сложенный американский флаг.


Утром около 200 оставшихся в посольстве американцев, в основном морские пехотинцы, забаррикадировались на крыше посольства, не пуская туда больше никого. Они закрыли все двери, остановили лифты на шестом этаже и заблокировали даже пожарные лестницы, чтобы никто из оставшихся вьетнамцев не смог больше проникнуть на крышу.






Когда вьетнамцы внизу поняли, что эвакуация закончена, началось что-то страшное. Толпа прорвала ворота в комплекс, затем подогнали автоцистерну с водой и выбили двери в зал канцелярии. Вскоре толпа поднялась по лестницам на крышу, выбивая все двери. Морские пехотинцы сделали несколько попыток отговорить толпу от попыток прорваться, и в конце концов им пришлось открыть огонь.



Джеймс Кин

командир батальона морской охраны, охранявший посольство США в Сайгоне






Наутро 30 апреля госсекретать США Генри Киссинджер объявил в Вашингтоне, что эвакуация успешно завершена. На деле же не всё было закончено — 11 последних морпехов ожидали очереди на крыше американского посольства. Именно они стали последними, кого удалось вывезти из посольства. Позже всех на борт вошёл мастер-сержант, командир посольской охраны Хуан Вальдез. В посольстве оставалось ещё несколько тысяч человек, неграждан США. Их тоже обещали вывезти из Сайгона, но в итоге они так и остались в посольстве.
Эвакуация фактически завершилась к восьми часам утра 30 апреля 1975 года — этот день считается датой официального завершения Вьетнамской войны. Меньше чем за сутки на сотне вертолётов вывезли около семи тысяч человек, из них полторы тысячи американцы, а остальные — вьетнамцами. США наконец ушли из Вьетнама, где потеряли почти 60 тысяч человек.


Операция «Порывистый ветер» прошла относительно успешно, потери составили всего четыре человека — двоих американских солдат убило ракетным ударом вьетконговцев на авиабазе и ещё двое лётчиков, лейтенант Майкл Ши и капитан Уильям Нистул, погибли на упавшем в море вертолёте CH-46 Sea Knight — их считают последними жертвами Вьетнамской войны.


Однако в США случившее восприняли как национальный позор. Фотографии, сделанные во время эвакуации, облетели весь мир, став свидетельством поражения американской армии, ранее считавшейся эталоном успеха и могущества. Большинство американцев восприняли эвакуацию из Сайгона как постыдное бегство и унижение США в глазах всего мира.
В Сайгоне же окончательно укрепилась коммунистическая власть. Уже через три часа после завершения американской эвакуации вьетконговцы выломали ворота в президентском дворце Сайгона. Генерал Зыонг Ван Минь, новый президент Южного Вьетнама, безоговорочно капитулировал перед северянами. В 1976 году город переименовали в Хошимин — в честь лидера северовьетнамских коммунистов Хо Ши Мина. Так город называется и по сей день. 30 апреля во Вьетнаме объявлено государственным праздником — Днём воссоединения.


Падение Сайгона и эвакуация местных жителей во многом схожа с захватом Кабула талибами в августе 2021 года. Афганистан оказался под властью «Талибана» несмотря на то, что высокопоставленные американские чиновники вместе с президентом Джо Байденом ещё в июле утверждали, что подобное невозможно.






«Талибан» — это не армия Северного Вьетнама. Они даже отдалённо не сравнимы по возможностям. Там не будет никаких обстоятельств, когда вы увидите, как людей поднимают с крыши посольства США из Афганистана.



Джо Байден

с 2021 года — президент США






15 августа 2021 года «Талибан» захватил Кабул. США начали эвакуацию своих дипломатов из города. Местные жители, в течение 20 лет сотрудничавшие с американскими властями, опасаются за своё будущее и тоже пытаются улететь вместе с американцами.


Однако те практически не пытаются помочь тем, кто на них работал, и даже открывают огонь по тем, кто пытается попасть в самолёты для дипломатов. Многие афганцы цепляются за стойки шасси и погибают, когда самолёт взлетает и убирает шасси. Тем, кто остался в Кабуле, остаётся надеяться лишь на амнистию, которую талибы объявили для чиновников, сотрудничавших с США. Подробнее об этом — в материале TJ.
Обложка: Одно из самых известных фото времён Вьетнамской войны: сотрудник ЦРУ помогает вьетнамцам сесть на вертолёт авиакомпании Air America на крыше американского посольства, 29 апреля 1975 года Фото Getty Images

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии