Источник: Антимайдан
Старинный приятель Алексея Навального зарабатывал на инвест-активизме оппозиционера в "Живом журнале", получая контракты госбанка ВТБ, в том числе и на стройку к чемпионату мира по футболу.
Ивана Нестеренко и Алексея Навального судьба свела в 1993 году, они вместе поступили на юридический факультет Российского университета дружбы народов. В отличие от Навального, приехавшего из подмосковной деревни Бутынь, Иван слыл мажором: в свои двадцать лет он был совладельцем компании своего папы, заслуженного строителя Виктора Ивановича Нестеренко, — «Мосфундаментстрой-6» (МФС-6). Эта компания плотно сидела на заказах столичной мэрии и нередко работала в партнёрстве с компанией «Интеко», которая принадлежала Елене Батуриной, жене экс-мэра Юрия Лужкова.
Парни быстро сдружились, но, в отличие от своего друга, с работой Навальному не везло. Банк «Аэрофлот», в который по началу он устроился работать юристом, в 1997 году прогорел. В девелоперской «СТ-групп» бизнесменов Чигиринских он тоже не задержался более чем на год — был сокращён из-за кризиса в 1999 году. Перспектива участвовать в семейном бизнесе по плетению корзин на Кобяковской фабрике по лозоплетению Навального, очевидно, не прельщала. И Виктор Нестеренко выдал им первые деньги — начальный капитал на своё дело. Не оглядываясь на уже отлаженный строительный бизнес отца, друзья решили идти своим путём и торговать акциями на бирже. Тем более что к этому моменту Навальный* заочно получал второе высшее образование по специальности «биржевое дело» в Финансовой академии.
Их первая совместная компания «Н. Н. Секьюритиз» (Н. Н. — это сокращенно Нестеренко и Навальный. — Прим. ред.) зарегистрирована в январе 2000 года. Иван стал генеральным директором, а Алексей — главным бухгалтером. Это самый долгий проект Навального: они торговали на бирже целых семь лет, фирма была закрыта только в 2007 году.
«У нас была небольшая сумма, которую дал Ванин папа. И какое-то время мы довольно успешно торговали. А потом случился один из биржевых кризисов. Забавно вышло: в нашей группе все работали на бирже, естественно, и из 12 человек у восьми компании разорились. Мы тоже разорились», — рассказывал Навальный газете «Ведомости».
Тогда же Навальный был исключён из партии «Яблоко» за националистическую пропаганду. Со следующего года Алексей Навальный начнёт свой путь блогера-разоблачителя, а его друг шагнёт к своему первому заработанному миллиарду.
Весной 2008 года Навальный на несколько сотен тысяч рублей купил акции российских «голубых фишек» — «Роснефти», «Газпрома», ВТБ, «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти» и других компаний. Став владельцем-миноритарием, он получил право требовать от компаний раскрытия информации и стал регулярно устраивать медиаскандалы, обвиняя топ-менеджмент госкомпаний в многочисленных злоупотреблениях.
Например, в мае 2008 года «выстрелила» первая его громкая публикация, которая была посвящена нефтетрейдеру Gunvor, которая принадлежит бизнесмену Геннадию Тимченко. Навальный требовал от руководства «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» объяснить, почему они экспортируют нефть именно через Gunvor, а не через какую-то другую компанию. Понятно, что таких данных ему никто не предоставил, а через некоторое время «Роснефть» выиграла у Навального суд, который согласился, что этими требованиями блогер злоупотребляет правом. Ведь его целью является не получение дохода в качестве акционера, а использование этой информации в политической деятельности, решили судьи.
Более удачным для него стал настоящий крестовый поход против банка ВТБ: свои обвинения против менеджмента банка он публиковал в своём блоге в «Живом журнале» чуть ли не ежемесячно. Первый назывался «Как пилят в ВТБ», появился осенью 2009 года (блог заблокирован в 2014 году по требованию прокуроров за два поста с призывом собраться у суда по «болотному делу»).
Суть в следующем. В 2007 году входящая в группу ВТБ фирма «ВТБ-Лизинг» приобрела для последующей передачи в лизинг оборудование — 30 буровых установок китайского производителя. Сделка купли-продажи была заключена не напрямую, а через посредника — кипрскую компанию. Как заявил оппозиционер, такая схема была организована для личного обогащения путем искусственного завышения стоимости контракта. По его информации, стоимость одной буровой установки у производителя составляла $10 млн, притом что у посредника она обошлась более чем в $15 млн. Таким образом, за всю партию вместо $300 млн «ВТБ-Лизинг» заплатила кипрскому посреднику около полумиллиарда долларов. Кроме поста в блоге он засыпал жалобами и заявлениями все возможные инстанции, а также подал в суд, потребовав признать сделку ничтожной.
ВТБ пытался оправдываться, приводя свои доводы: «рыночная» цена $10 млн взята с потолка и не соответствует действительности, в своих расчётах Навальный не учитывал стоимость гарантийного ремонта и обслуживания, а рентабельность сделки была подтверждена независимой консалтинговой компанией. Пресс-служба ВТБ распространила заявления о том, что его комментарии содержат «лживые, тенденциозные и безосновательные обвинения», которые выдвинуты «дилетантами в банковском деле». В начале 2010 года Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы отказало в возбуждении уголовного дела против сотрудников ВТБ. Банк очень нежно организовывал пресс-тур для журналистов, чтобы показать: установки работают и приносят прибыль.
"Я уволил сотрудников, отвечающих за эту сделку. Моя команда, новая команда "ВТБ-Лизинга", предпринимает усилия, чтобы законтрактовать эти установки. И на сегодня 25 установок из 30 законтрактованы, по другим ведутся работы", — заявлял глава ВТБ Андрей Костин.
Навального это только раззадорило. Проиграв в судах и получив отлуп от правоохранительных органов, он обратился с заявлением в ФНС, обвинив ВТБ в незаконном возмещении из бюджета НДС на 119 млн руб. Понятно, что в налоговой после проверки жалобы также заявили, что ничего незаконного не обнаружили. Однако все эти действия давали возможность Навальному едва ли не ежемесячно напоминать читателям про установки, разрушая репутацию ВТБ. Он обвинял руководство банка и в других грехах: и санация Банка Москвы проводится вне закона, и кредиты выдаются без должной проверки.
Через несколько лет, как свидетельствует сайт госзакупок, ВТБ сдался.
В 2014 году банк заключает с компанией друга «дилетанта в банковском деле» контракт на 568 млн рублей на реконструкцию здания на Перовском шоссе для размещения Центра обработки данных. Судя по материалам «Мосфундаментстроя-6» (согласно последнему годовому отчёту этого ЗАО, у Виктора Нестеренко — 51,3% акций, у сына Ивана — 27,9%), сделка стала практически спасительной: после смены власти в Москве госконтракты стали доставаться компании гораздо тяжелее. В 2013 году из 35 конкурсов она выиграла только пять, а в 2014 году — из одиннадцати только три, включая упомянутый тендер от госбанка. Далее сотрудничество с ВТБ продолжилось, но не напрямую. В 2015 году МФС-6 выиграла конкурсы на реконструкцию стадиона «Динамо», инвестором которой является госбанк, почти на 5 млрд рублей. В текущем году сотрудничество продолжилось: компания получила еще 1,2 млрд рублей на предложение работ по реконструкции.
Сделки по стадиону были проведены самым подозрительным, как написал бы Навальный, способом: собственно, никакого конкурса не было, контракты заключались с «единственным поставщиком». Но никакого разоблачения «Как пилят на Динамо» оппозиционер про своего друга так и не опубликовал, да и вообще пару лет назад — после заключения этих контрактов — все претензии Навального к ВТБ таинственным образом иссякли.
Это не единственный успех 39-летнего оппозиционера.
В конце 2013 года он опубликовал претензии к Управлению делами президента: заявлено, что управделами незаконно даёт возможность семьям чиновников приватизировать квартиры. Называлась дочь Сергея Собянина Ольга.
Спустя год (для подготовки госзакупки нужно довольно продолжительное время — они проводятся в соответствии с годовыми планами-графиками) Управделами президента закупило у одногруппника Навального квартир на 1 млрд рублей. Больше никаких претензий по поводу приватизации госжилья у Навального не возникало.
В Управделами президента не смогли дать комментариев на момент публикации текста, телефон пресс-секретаря Навального был отключен. В пресс-службе ВТБ считают, что нет никакого основания связывать эти события.
Отец и сын Нестеренко смогли вырастить целый холдинг из двух десятков компаний в различных секторах экономики. В 2014 году их совокупная выручка превысила 20 млрд рублей, прибыль — 3,5 млрд рублей, и хотя блог Навального в том году стал офшорным, переехав в зону .com, своих друзей он не забудет. Правда, лоббировать будет сложнее: накануне стало известно, что Генпрокуратура начала опрашивать госкомпании в поисках злоупотреблений Навального в качестве акционера-миноритария.
Александра Баязитова
P.S.
http://tass.ru/proisshestviya/3278289
Старинный приятель Алексея Навального зарабатывал на инвест-активизме оппозиционера в "Живом журнале", получая контракты госбанка ВТБ, в том числе и на стройку к чемпионату мира по футболу.
Ивана Нестеренко и Алексея Навального судьба свела в 1993 году, они вместе поступили на юридический факультет Российского университета дружбы народов. В отличие от Навального, приехавшего из подмосковной деревни Бутынь, Иван слыл мажором: в свои двадцать лет он был совладельцем компании своего папы, заслуженного строителя Виктора Ивановича Нестеренко, — «Мосфундаментстрой-6» (МФС-6). Эта компания плотно сидела на заказах столичной мэрии и нередко работала в партнёрстве с компанией «Интеко», которая принадлежала Елене Батуриной, жене экс-мэра Юрия Лужкова.
Парни быстро сдружились, но, в отличие от своего друга, с работой Навальному не везло. Банк «Аэрофлот», в который по началу он устроился работать юристом, в 1997 году прогорел. В девелоперской «СТ-групп» бизнесменов Чигиринских он тоже не задержался более чем на год — был сокращён из-за кризиса в 1999 году. Перспектива участвовать в семейном бизнесе по плетению корзин на Кобяковской фабрике по лозоплетению Навального, очевидно, не прельщала. И Виктор Нестеренко выдал им первые деньги — начальный капитал на своё дело. Не оглядываясь на уже отлаженный строительный бизнес отца, друзья решили идти своим путём и торговать акциями на бирже. Тем более что к этому моменту Навальный* заочно получал второе высшее образование по специальности «биржевое дело» в Финансовой академии.
Их первая совместная компания «Н. Н. Секьюритиз» (Н. Н. — это сокращенно Нестеренко и Навальный. — Прим. ред.) зарегистрирована в январе 2000 года. Иван стал генеральным директором, а Алексей — главным бухгалтером. Это самый долгий проект Навального: они торговали на бирже целых семь лет, фирма была закрыта только в 2007 году.
«У нас была небольшая сумма, которую дал Ванин папа. И какое-то время мы довольно успешно торговали. А потом случился один из биржевых кризисов. Забавно вышло: в нашей группе все работали на бирже, естественно, и из 12 человек у восьми компании разорились. Мы тоже разорились», — рассказывал Навальный газете «Ведомости».
Тогда же Навальный был исключён из партии «Яблоко» за националистическую пропаганду. Со следующего года Алексей Навальный начнёт свой путь блогера-разоблачителя, а его друг шагнёт к своему первому заработанному миллиарду.
Весной 2008 года Навальный на несколько сотен тысяч рублей купил акции российских «голубых фишек» — «Роснефти», «Газпрома», ВТБ, «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти» и других компаний. Став владельцем-миноритарием, он получил право требовать от компаний раскрытия информации и стал регулярно устраивать медиаскандалы, обвиняя топ-менеджмент госкомпаний в многочисленных злоупотреблениях.
Например, в мае 2008 года «выстрелила» первая его громкая публикация, которая была посвящена нефтетрейдеру Gunvor, которая принадлежит бизнесмену Геннадию Тимченко. Навальный требовал от руководства «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» объяснить, почему они экспортируют нефть именно через Gunvor, а не через какую-то другую компанию. Понятно, что таких данных ему никто не предоставил, а через некоторое время «Роснефть» выиграла у Навального суд, который согласился, что этими требованиями блогер злоупотребляет правом. Ведь его целью является не получение дохода в качестве акционера, а использование этой информации в политической деятельности, решили судьи.
Более удачным для него стал настоящий крестовый поход против банка ВТБ: свои обвинения против менеджмента банка он публиковал в своём блоге в «Живом журнале» чуть ли не ежемесячно. Первый назывался «Как пилят в ВТБ», появился осенью 2009 года (блог заблокирован в 2014 году по требованию прокуроров за два поста с призывом собраться у суда по «болотному делу»).
Суть в следующем. В 2007 году входящая в группу ВТБ фирма «ВТБ-Лизинг» приобрела для последующей передачи в лизинг оборудование — 30 буровых установок китайского производителя. Сделка купли-продажи была заключена не напрямую, а через посредника — кипрскую компанию. Как заявил оппозиционер, такая схема была организована для личного обогащения путем искусственного завышения стоимости контракта. По его информации, стоимость одной буровой установки у производителя составляла $10 млн, притом что у посредника она обошлась более чем в $15 млн. Таким образом, за всю партию вместо $300 млн «ВТБ-Лизинг» заплатила кипрскому посреднику около полумиллиарда долларов. Кроме поста в блоге он засыпал жалобами и заявлениями все возможные инстанции, а также подал в суд, потребовав признать сделку ничтожной.
ВТБ пытался оправдываться, приводя свои доводы: «рыночная» цена $10 млн взята с потолка и не соответствует действительности, в своих расчётах Навальный не учитывал стоимость гарантийного ремонта и обслуживания, а рентабельность сделки была подтверждена независимой консалтинговой компанией. Пресс-служба ВТБ распространила заявления о том, что его комментарии содержат «лживые, тенденциозные и безосновательные обвинения», которые выдвинуты «дилетантами в банковском деле». В начале 2010 года Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы отказало в возбуждении уголовного дела против сотрудников ВТБ. Банк очень нежно организовывал пресс-тур для журналистов, чтобы показать: установки работают и приносят прибыль.
"Я уволил сотрудников, отвечающих за эту сделку. Моя команда, новая команда "ВТБ-Лизинга", предпринимает усилия, чтобы законтрактовать эти установки. И на сегодня 25 установок из 30 законтрактованы, по другим ведутся работы", — заявлял глава ВТБ Андрей Костин.
Навального это только раззадорило. Проиграв в судах и получив отлуп от правоохранительных органов, он обратился с заявлением в ФНС, обвинив ВТБ в незаконном возмещении из бюджета НДС на 119 млн руб. Понятно, что в налоговой после проверки жалобы также заявили, что ничего незаконного не обнаружили. Однако все эти действия давали возможность Навальному едва ли не ежемесячно напоминать читателям про установки, разрушая репутацию ВТБ. Он обвинял руководство банка и в других грехах: и санация Банка Москвы проводится вне закона, и кредиты выдаются без должной проверки.
Через несколько лет, как свидетельствует сайт госзакупок, ВТБ сдался.
В 2014 году банк заключает с компанией друга «дилетанта в банковском деле» контракт на 568 млн рублей на реконструкцию здания на Перовском шоссе для размещения Центра обработки данных. Судя по материалам «Мосфундаментстроя-6» (согласно последнему годовому отчёту этого ЗАО, у Виктора Нестеренко — 51,3% акций, у сына Ивана — 27,9%), сделка стала практически спасительной: после смены власти в Москве госконтракты стали доставаться компании гораздо тяжелее. В 2013 году из 35 конкурсов она выиграла только пять, а в 2014 году — из одиннадцати только три, включая упомянутый тендер от госбанка. Далее сотрудничество с ВТБ продолжилось, но не напрямую. В 2015 году МФС-6 выиграла конкурсы на реконструкцию стадиона «Динамо», инвестором которой является госбанк, почти на 5 млрд рублей. В текущем году сотрудничество продолжилось: компания получила еще 1,2 млрд рублей на предложение работ по реконструкции.
Сделки по стадиону были проведены самым подозрительным, как написал бы Навальный, способом: собственно, никакого конкурса не было, контракты заключались с «единственным поставщиком». Но никакого разоблачения «Как пилят на Динамо» оппозиционер про своего друга так и не опубликовал, да и вообще пару лет назад — после заключения этих контрактов — все претензии Навального к ВТБ таинственным образом иссякли.
Это не единственный успех 39-летнего оппозиционера.
В конце 2013 года он опубликовал претензии к Управлению делами президента: заявлено, что управделами незаконно даёт возможность семьям чиновников приватизировать квартиры. Называлась дочь Сергея Собянина Ольга.
Спустя год (для подготовки госзакупки нужно довольно продолжительное время — они проводятся в соответствии с годовыми планами-графиками) Управделами президента закупило у одногруппника Навального квартир на 1 млрд рублей. Больше никаких претензий по поводу приватизации госжилья у Навального не возникало.
В Управделами президента не смогли дать комментариев на момент публикации текста, телефон пресс-секретаря Навального был отключен. В пресс-службе ВТБ считают, что нет никакого основания связывать эти события.
Отец и сын Нестеренко смогли вырастить целый холдинг из двух десятков компаний в различных секторах экономики. В 2014 году их совокупная выручка превысила 20 млрд рублей, прибыль — 3,5 млрд рублей, и хотя блог Навального в том году стал офшорным, переехав в зону .com, своих друзей он не забудет. Правда, лоббировать будет сложнее: накануне стало известно, что Генпрокуратура начала опрашивать госкомпании в поисках злоупотреблений Навального в качестве акционера-миноритария.
Александра Баязитова
P.S.
Генпрокуратура проверит данные о действиях бизнеса Нестеренко и участии в них Навального
http://tass.ru/proisshestviya/3278289
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Новые публикации
* Навальный – признан иностранным агентом, внесён в список террористов и экстремистов на территории Российской Федерации
Комментарии