Зачем в Древнем Риме забивали гвоздь в стену храма
"Есть древний закон, начертанный старинными буквами и в старинных выражениях, он гласит: в сентябрьские иды верховный предводитель да вбивает гвоздь. Закон этот был некогда прибит с правой стороны храма Юпитера Всеблагого Величайшего, обращенной к святилищу Минервы", - пишет римский историк Тит Ливий.
Появился ритуал, как предполагают историки, в 409 году до нашей эры - в год появления республики. И третий по счету римский консул Марк Гораций Пульвилл, забил в стену храма Юпитера первый гвоздь. В то время никакой магии за этим обрядом, если верить Титу Ливию, еще не водилось - забитыми в стену гвоздями римляне по примеру этрусков обозначали годы, а точнее, время нахождения у власти консулов. Но через некоторое время - 10, 50, а, может, 100 лет (доподлинно мы этого не знаем), - когда Рим в очередной раз содрогнулся от гражданских беспорядков, и плебеи в знак протеста ушли на холм Авентин, "диктатор вбил гвоздь и благодаря этому благочестивому средству люди, потерявшие в раздорах голову, наконец образумились". Возможно, после этого случая рядовая, хоть и священная процедура приобрела еще и магический смысл и значение. Позже, - опять же нам неизвестно, когда именно, - римляне поняли, что забивать гвоздь можно и нужно не столько для того, чтобы прекратить свару патрициев и плебеев, сколько для того, чтобы победить убивавшее Рим "моровое поветрие", как называет эпидемию Тит Ливий. Потому что конфликт между людьми можно решить либо силой, либо путем переговоров. А вот в борьбе с чумой помочь может только магия.
Так, например, произошло в 363 году до нашей эры. "Моровое поветрие" бушевало среди римских холмов уже два года и не было видно конца-края той беде. Тогда старики вспомнили, что, мол, когда-то очень давно подобная эпидемия была побеждена благодаря тому, что был назначен диктатор, который забил гвоздь в стену храма Юпитера. Старики вспомнили - молодые исполнили.
"Движимый этою богобоязнью, сенат распорядился назначить диктатора для вбития гвоздя. Назначен был Луций Манлий Империоз, а начальником конницы он объявил Луция Пинария", - рассказывает Тит Ливий.
Чума в Риме в представлении французского художника Жюля-Эли Делоне.
К сожалению, мы не знаем, помогла эта мера или нет. У римского историка нет упоминаний, что "моровое поветрие" после "вбития гвоздя" тут же прекратилось или хотя бы пошло на убыль. Однако, вероятно, благоприятные последствия все же были (но не благодаря магии, разумеется, а, наверное, за счет выработки коллективного иммунитета), потому что священная процедура повторялась в римской истории еще, как минимум, трижды. Есть эпиграфические, выбитые на капитолийском мраморе данные о том, что в 331 году до н.э. диктатором для "вбития гвоздя" был назначен Гней Квинкций Капитолин, в 313-м - Гай Петелий Либон Визол, в 263-м - Гней Фульвий Максим Центумал.
Об обстоятельствах 313 и 263 годов нам неизвестно ровным счетом ничего кроме имени забивавшего гвоздь диктатора. А вот о том, что произошло в 331-м кое-что знаем. Снова, как и в 363 году до н.э., Рим пожирала эпидемия.
"Был тот год весьма мерзостным и овеян пагубой чумы, и отовсюду кучами извергались скрытые до сих пор бедствия", - рассказывает историк и христианский теолог V века Павел Орозий.
Но проблема была не только в "пагубе чумы".
"Год консульства Марка Клавдия Марцелла и Гая Валерия, был ужасен не то от нездоровых воздухов, не то от людского коварства", - пишет Ливий.
Под людским коварством римский историк подразумевает очень странное и страшное поведение римских матрон. Непонятно по какой причине в среде этих почтенных женщин возник заговор - они начали массово травить римлян.
"Мне страшно передать то, что случилось по прошествии немногого времени: ибо римские матроны загорелись неимоверным исступлением и страстью к преступлениям", - сообщает Павел Орозий.
Матроны готовили смертоносное зелье, продавали под видом лекарств (как вы понимаете, во время эпидемии оно неплохо расходилось), а спустя некоторое время все, кто купил "микстуру" и употребил, отправлялись в мир иной. Началось расследование, которое привело к шокирующей развязке.
"Около двадцати матрон, у которых обнаружили зелья, принялись уверять, что снадобья целебные, - рассказывает о деталях Тит Ливий. - Доносчица (женщина, которая сообщила о пагубной деятельности отравительниц - Авт.) их опровергала, понуждая выпить зелье, – пусть, мол, так перед всеми изобличат ее в клевете; матроны просили дать им подумать, народ расступился, и они сообщили обо всем остальным. Поскольку и те согласились принять снадобья, они их выпили и все погибли – сами от собственных козней".
Чума вокруг, а тут еще заговор женщин!
После этого были казнены то ли 170, то ли 370 матрон (тут данные в источниках расходятся), и Гней Квинкций Капитолин - диктатор, назначенный для "вбития гвоздя", - сложил с себя полномочия. С чистой душой и чувством выполненного долга. С эпидемией его гвоздь вряд ли тогда справился, но вот заговор жестоких женщин был раскрыт.
Обложка: Храм Юпитера на Капитолийском холме.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии