👉🏻Школа Геополитики 🔥 снова в строю! 💪🏻
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Сталин. Вспоминаем вместе. Рассказ маршала Катукова. (часть 2)
27 июля 2011 г.
2893

Сталин. Вспоминаем вместе. Рассказ маршала Катукова. (часть 2)

Как и обещал, продолжаю публикацию материалов о Сталине, в качестве ответа на пресловутую «десталинизацию». Сегодня публикуется продолжение воспоминаний об Иосифе Виссарионовиче Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск Михаила Ефимовича Катукова. (первая часть)
17 сентября 1942 года. В Сталинграде идут тяжелейшие бои. Немцы рвутся к Волге. Весна и лето 1942 года – серия успехов германской армии, главной ударной силой которой являются танки. Сталин хочет разобраться в причинах успеха немецких бронетанковых соединений. И в причинах в целом не очень удачного использования танковых войск нашей армией.
Из слов Катукова выясняются удивительные подробности: организация управления на очень низком уровне. Нет радиостанций на танках. Атакуя, наши танки на ходу… не стреляют по противнику!
Обратите внимание, как спокойно ведет беседу Сталин. И как чутко реагирует на просьбу боевого командира. Разве так ведут себя диктаторы?
«Доложил я также Верховному о нехватке радиостанций в танковых войсках. На первом этапе войны радиостанции имелись только на командирских машинах, а на линейных их не было, что немало затрудняло управление боем. Положение почти не изменилось и в сорок втором году. Пожаловался также, что большую нужду испытываем в телефонном кабеле.
— Подождите, товарищ Катуков, — сказал Сталин,— скоро и с рациями, и телефонным кабелем дело поправится.
И опять Верховный Главнокомандующий шагал по комнате из конца в конец. В тишине слышно было, как поскрипывают его сапоги. Раскурив во второй или в третий раз трубку, он спросил, как на фронте награждают отличившихся в боях воинов орденами и медалями.
Что я мог ответить? Плохо обстояло дело с награждением людей, совершавших подчас беспримерные подвиги. А получалось так потому, что награждение производилось только Указами Президиума Верховного Совета СССР. Пока пересылали представление к награде по всем фронтовым инстанциям, пока попадало оно в Москву, потом в Указ, проходило очень много времени. Между тем бои шли непрерывно. И смотришь, иной отличившийся и представленный к награде человек или выбыл по ранению куда-то в тыловой госпиталь, или погиб в очередной схватке с врагом, или переведен в другое соединение. Придут, бывало, награды, а вручать их некому.
— Вот если бы, товарищ Сталин, — предложил я, — дать права в этом отношении фронтам, армиям, соединениям...
— Подумаем, — сказал Иосиф Виссарионович и снова перевел наш разговор на боевые дела, чисто танковые. Спросил: — Стреляют танкисты с ходу?
Я ответил, что нет, не стреляют.
— Почему? — Верховный пристально посмотрел на меня.
— Меткость с ходу плохая, и снаряды жалеем,— ответил я. — Ведь наши заявки на боеприпасы полностью не удовлетворяются.
Сталин остановился, посмотрел на меня в упор и заговорил четко, разделяя паузами каждое слово:
— Скажите, товарищ Катуков, пожалуйста, во время атаки бить по немецким батареям надо? Надо. И кому в первую очередь? Конечно танкистам, которым вражеские пушки мешают продвигаться вперед. Пусть даже ваши снаряды не попадают прямо в пушки противника, а рвутся неподалеку. Как в такой обстановке будут стрелять немцы?
— Конечно, меткость огня у противника снизится.
— Вот это и нужно, — подхватил Сталин. — Стреляйте с ходу, снаряды дадим, теперь у нас будут снаряды.
Выдержав большую паузу, Верховный назвал несколько генералов и спросил, знаю ли я их. С большинством из названных я не был знаком и на фронте не встречался. А те немногие, которых я знал, были настоящие боевые военачальники и заслуживали только доброго слова.
И вот наступил решающий момент беседы, ради чего, видимо, и вызвал меня Верховный Главнокомандующий к себе.
— Вот что, товарищ Катуков, — сказал Сталин, — вы назначаетесь командиром механизированного корпуса. Он будет куда посильнее танкового. А воевать поедете вот сюда...
И Верховный показал мне на карте, лежавшей на столе, один из районов Калининской области.
Такое решение Сталина было для меня большой неожиданностью. Я поблагодарил Верховного за доверие, но сказал:
— Как же мне быть с первым танковым корпусом? Хотелось бы вывести его в ряды гвардейских и уж тогда...
Сталин только махнул трубкой:
— Вы, товарищ Катуков, не раз еще будете гвардейцем, и не в этом сейчас дело.
Я взмолился:
— Товарищ Сталин, не так просто подготовить, научить войска. Большое для боя дело, когда тебя люди хорошо знают и ты их знаешь. В составе первого танкового корпуса находится первая гвардейская танковая бригада, с бойцами которой меня связывают узы самой крепкой боевой дружбы. Разве легко с ней расстаться! — И я поспросил Верховного: — Включите войска первого танкового корпуса в новый, механизированный. Мы зло будем драться, не щадя жизни.
Сталин ухмыльнулся, расправил сгибом указательного пальца усы.
— Ну что ж, напишите номера бригад первого танкового корпуса, которые хотите взять.
Я записал на листке 1-ю гвардейскую, 49-ю танковую и 1-ю мотострелковую бригады и передал записку Сталину. Он прочитал и покачал головой.
— Почему не хотите брать бригаду KB?
Отвечаю, что с ней трудно будет воевать на болотах Калининской области. Видимо, это объяснение удовлетворило Верховного. Он взял телефонную трубку и вызвал к аппарату начальника Генерального штаба. Продиктовав номера, Сталин приказал:
— Эти бригады первого танкового корпуса перебросьте туда, где Катуков будет формировать механизированный корпус, а в первый танковый корпус пошлите другие соединения.
Положив на рычаги телефонную трубку, Сталин обернулся ко мне и, прищурившись, спросил:
— Ну что, товарищ Катуков, теперь довольны?
Поблагодарил я Верховного и обратился еще с одной просьбой: нельзя ли перевести в формируемый механизированный корпус П. Г. Дынера, моего постоянного помощника по технической части, и М. Т. Никитина, бессменного начальника оперативного отдела.
— Хорошо, забирайте их с собой, — ответил Сталин и на прощание пожелал успеха новому механизированному корпусу в грядущих боях».
Источник:
М.Е. Катуков «НА ОСТРИЕ ГЛАВНОГО УДАРА» СТР. 205-212 Ссылка
P.S.  Подробности проекта «Сталин. Вспоминая вместе» можно прочитать здесь.
Для всех тех, кто считает важным помочь в написании книги воспоминаний о Сталине: жду ваших материалов на адрес nstarikov@bk.ru.
Для удобства обработки прошу вас обязательно присылать материалы в следующем виде:

  1. В теме письма указать «Сталин. Вспоминаем вместе».

  2. В тексте письма указать, какой материал вы прислали.  Это выступление или слова самого Сталина, мемуары известного лица, либо воспоминания вашего родственника.

  3. К материалу обязательно приложить ссылку, откуда материал взят. Название книги, год выпуска, издательство, страница. Если из Интернета – ссылка обязательна.

  4. В случае, если вы прислали воспоминания своего родственника, которые до сих пор нигде не публиковались, обязательно укажите ФИО мемуариста и расскажите о нем. Где и при каких обстоятельствах произошли описываемые события или случай. Не забудьте указать ссылку на книгу, полную и подробную. Это необходимо, чтобы быть уверенными в правдивости материалов. Материалы Интернета вызывают значительно меньшее доверие и их нужно перепроверять.

  5. Обязательно укажите ваши полные ФИО.

  6. Прошу вас также указать ваш возраст. Это не обязательно. Просто очень хочется составить реальное представление о том, сколько лет тем гражданам нашей страны, которые с уважением относятся к деяниям и памяти Сталина.


Еще раз спасибо всем, кто не может быть равнодушным к истории своей собственной страны.

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии