«Австралийский Пёрл-Харбор»

24.09.2021

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Источник: warspot.ru @ Алексей Лесин

Вторая мировая война стала единственным периодом в истории австралийского государства, когда ему угрожало непосредственное вторжение извне. Вражеский морской десант у берегов Зелёного континента так и не появился, но мощь японской авиации австралийцы испытали на себе сполна. В феврале 1942 года рейд казавшегося непобедимым Ударного авианосного соединения практически стёр с лица земли город Дарвин и стал одной из величайших трагедий в австралийской истории.

Буря приближается

Для абсолютного большинства жителей Зелёного континента небольшой город Дарвин, расположенный на северном побережье Австралии, был и остаётся далёкой провинцией, не играющей заметной роли в жизни страны. И всё же стратегическая ценность этого населённого пункта довольно велика: с 1911 года Дарвин — столица Северной территории, экономический и административный центр малонаселённого севера Австралии.

По переписи населения 1933 года в Дарвине насчитывалось лишь 1566 постоянных жителей. Считается, что к 1941 году их количество возросло до 5000–6000 человек.
В довоенные годы город стал важным центром воздушных сообщений: здесь находились гражданский аэродром и авиабаза Королевских австралийских ВВС. Порт Дарвина был единственной на северном побережье Австралии оборудованной гаванью, способной принимать и обслуживать крупные суда и боевые корабли. Эти обстоятельства привели к тому, что с началом большой войны на Тихом океане Дарвин стремительно приобрёл статус важной базы снабжения и пополнения союзных войск в Голландской Ост-Индии (Индонезии), Малайе и на Филиппинах.

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Довоенный Дарвин.
darwindefenders.org

Впрочем, в полной мере реализовать стратегический потенциал Дарвина австралийцам не удалось. Быстрый успех, достигнутый японцами в первые недели войны на Тихом океане, позволил им начать боевые действия у северного побережья Австралии. В январе 1942 года японский флот направил к порту несколько подводных заградителей, которые выставили небольшие минные поля и попытались атаковать проходящие суда. 20 января австралийские корветы Deloraine, Katoomba и Lithgow обнаружили и потопили к северо-западу от Дарвина субмарину I-124. Это заставило японцев прервать операцию, а спустя некоторое время отказаться от активного использования подлодок в этом регионе.

9 февраля 1942 года главнокомандующий Объединённым флотом адмирал Исороку Ямамото потребовал от командующего Южной группой флотов вице-адмирала Нобутаке Кондо и командующего Ударным авианосным соединением вице-адмирала Тюити Нагумо оперативно организовать атаку Дарвина силами морской авиации. Приказ гласил:

«Благодаря нашим воздушным атакам в начале февраля главная база противника на Яве лишилась большинства своих воздушных и морских сил. Вероятно, часть этих сил уже пытается укрыться в Порт-Дарвине. Разведка сообщает, что там базируются американские воздушные подкрепления совместно с британскими и австралийскими силами. В благоприятное время Ударное авианосное соединение направится в Арафурское море, чтобы уничтожить вражеские силы в районе Порт-Дарвин, внезапная атака Дарвина состоится 19 февраля».

Уже 10 февраля Дарвин облетел разведывательный самолёт С5М из 3-й авиагруппы. Благодаря тому что австралийцы ещё не маскировали свои позиции, воздушные разведчики смогли обнаружить два аэродрома, на которых насчитали 25 самолётов. Помимо этого, они обнаружили базу гидросамолётов и осмотрели гавань, насчитав там 27 судов и кораблей, среди которых особое внимание привлёк авиатранспорт Langley.

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Дарвин и Северная территория — австралийская карта 1944 года.
ozatwar.com

15 февраля 1942 года капитулировал британский гарнизон Сингапура. Японцы усилили натиск на остров Ява, оборона союзников в Индонезии разваливалась. Американские и филиппинские войска на Филиппинах уже давно оказались блокированными на полуострове Батаан. Нейтрализация Дарвина как пути отступления и переброски подкреплений стала особенно важной, благо ничто не мешало выполнению приказа Ямамото. В день капитуляции Сингапура японское Ударное авианосное соединение покинуло базу на острове Палау и направилось в Арафурское море, чтобы 19 февраля атаковать Дарвин.

Силы сторон

Для атаки Дарвина были выделены 1-я и 2-я дивизии авианосцев под общим командованием вице-адмирала Нагумо:

  • Akagi — 9 истребителей A6M, 18 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N,
    18 пикирующих бомбардировщиков D3A;
  • Kaga — 9 истребителей A6M, 27 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N,
    18 пикирующих бомбардировщиков D3A;
  • Hiryu — 9 истребителей A6M, 18 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N,
    17 пикирующих бомбардировщиков D3A;
  • Soryu — 9 истребителей A6M, 18 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N,
    18 пикирующих бомбардировщиков D3A.

Всего предполагалось задействовать 188 палубных самолётов, в том числе
36 истребителей, 81 «горизонтальный» бомбардировщик и 71 пикирующий бомбардировщик. Атакой руководил капитан 2-го ранга Мицуо Футида, известный своим участием в налёте на Пёрл-Харбор. Кроме того, изначально планировался дополнительный удар по Дарвину силами базовых морских бомбардировщиков G3M и G4M с аэродромов на захваченных индонезийских островах.

Защиту авианосцев обеспечивали тяжёлые крейсера Tone и Chikuma, лёгкий крейсер Abukuma и восемь эсминцев. Кроме того, у северного побережья Австралии находились три подводных минных заградителя, один из которых (I-121) занял позицию непосредственно у Дарвина.

«Австралийский Пёрл-Харбор»

94-мм зенитное орудие оборонявшей Дарвин 14-й тяжёлой батареи ПВО на огневой позиции.
awm.gov.au

По состоянию на 19 февраля 1942 года австралийцы не имели значительных сил для обороны столицы Северной территории. К счастью, из города удалось эвакуировать бóльшую часть гражданского населения, но около 2000 мирных жителей ещё оставались на месте. Командир 7-го военного округа (Северная территория) генерал-майор Дэвид Блейк имел в своём распоряжении лишь 18 тяжёлых зенитных орудий (новых 94-мм и старых
76,2-мм), поэтому ПВО Дарвина пришлось усилить ручными пулемётами гарнизона. Радиолокационными станциями Блейк не располагал. Хотя для защиты Северной территории можно было выделить до 10 000 военнослужащих, противовоздушная и гражданская оборона Дарвина находились в неудовлетворительном состоянии.

Авиацией на Северной территории командовал австралийский групп-капитан (полковник) Фредерик Шрегер — дела у него обстояли столь же плачевно. На военном аэродроме Дарвина базировались девять двухмоторных бомбардировщиков Hudson (шесть из которых ранним утром 19 февраля перелетели с Тимора), десять американских истребителей Р-40 (утром 19 февраля их планировалось перегнать на Тимор) и один американский бомбардировщик B-24. На гражданском аэродроме находились пять лёгких штурмовиков Wirraway (все неисправные). Также в городе и его окрестностях имелось семь учебных, транспортных и связных самолётов разных моделей, в гавани базировалось пять летающих лодок. В ангарах аэродромов размещались несколько неисправных машин, проходивших ремонт.

В гавани Дарвина 19 февраля оказалась целая «коллекция» из 57 кораблей и судов разных классов водоизмещением от 9100 (австралийское госпитальное судно Manunda) до 12-15 т (рейдовые катера). Среди боевых кораблей выделялись американские эсминец Peary и плавбаза гидроавиации William B. Preston, австралийский флот представляли шлюпы Warrego и Swan, корветы Deloraine, Katoomba, Townsville, Warrnambool, четыре сетевых заградителя и вспомогательный тральщик. Американские тяжёлый крейсер Houston и авиатранспорт Langley, которые могли оказаться в Дарвине, японцам застать не удалось.

Атака палубной авиации

На рассвете 19 февраля гидросамолёт Е13А с тяжёлого крейсера Tone провёл финальную разведку Дарвина. Между 7:42 и 8:45 авианосцы, находившиеся в 350 км к северо-востоку от города, подняли в воздух самолёты. По пути к цели истребители обнаружили американскую летающую лодку Catalina, недавно вылетевшую в патруль из Дарвина, и сбили её. Дополнительно они обстреляли взлётно-посадочную полосу на острове Батерст и уничтожили там транспортный самолёт. В 9:35 японцев обнаружил с земли береговой наблюдатель на острове Батерст (местный католический священник отец Джон Макграт), который срочно сообщил об увиденном по гражданской радиосвязи. Но времени уже не оставалось — в считанные минуты после обнаружения японцы сблизились с городской чертой.

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Почтамт Дарвина, разрушенный японской бомбой. Десять сотрудников, включая почтмейстера, погибли.
awm.gov.au

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Австралийские солдаты в воронке от японской бомбы (вероятно, 800-кг с B5N).
awm.gov.au

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Австралийские сапёры с неразорвавшейся японской бомбой (вероятно, 60-кг с двухмоторного бомбардировщика).
awm.gov.au

Небо над Дарвином патрулировали пять американских Р-40. Самолёты заходили на посадку, когда их атаковали «зеро», которые быстро сбили четыре машины. Лейтенант Роберт Остерайхер каким-то чудом сумел посадить свой истребитель и позднее заявил о сбитом D3A достоверно и ещё одном предположительно (что не соответствует фактам). Оставшиеся пять американских истребителей погибли на взлёте, не успев набрать высоту. Менее чем за полчаса с воздушной обороной Дарвина было покончено, и в 9:58 над городом появились бомбардировщики B5N, каждый из которых нёс 800-кг бомбу. Несмотря на огонь зенитных орудий, самолёты добились больших разрушений среди портовых сооружений и городской застройки. В городе погибли 14 гражданских лиц, в порту — ещё от 21 до 39 человек (максимальную цифру называет отчёт официальной правительственной комиссии).

В 10:03 пикирующие бомбардировщики, каждый из которых был вооружён 250-кг бомбой, атаковали гавань Дарвина. Они потопили пять судов и ещё три вынудили выброситься на берег. Большим успехом японских лётчиков стало уничтожение крупных транспортов Meigs (7350 т), Zealandia (6700 т), Neptuna (5600 т), Mauna Loa (5400 т) и танкера British Motorist (6900 т). Из крупных боевых кораблей затонул лишь эсминец Peary — старый «флэшдекер» 1920 года постройки водоизмещением 1190 т. Всего в гавани погибли около 160 моряков, 80 из которых ушли на дно вместе с эсминцем Peary. Число погибших моряков варьируется в разных источниках, поскольку могут учитываться лица, умершие от ран позднее.

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Пожар в порту Дарвина, на переднем плане — корвет Deloraine. Грибовидное
облако — взрыв боеприпасов на транспорте Neptuna.
navy.gov.au

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Взрыв боеприпасов на Neptuna с другого ракурса.
awm.gov.au

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Горящий транспорт Zealandia.
awm.gov.au

Часть пикировщиков атаковала аэродромы, к ним присоединились «зеро», для которых не оставалось целей в воздухе. В 10:30 японским самолётам приказали возвращаться на авианосцы. Атакующие достоверно потеряли D3A, сбитый огнём с земли над авиабазой ВВС (оба пилота погибли), и А6М, повреждённый огнём с земли (над авиабазой или над гаванью) и совершивший вынужденную посадку на острове Мелвилл к северу от Дарвина. Известно, что оба самолёта пострадали от попаданий 7,7-мм пуль из ручных пулемётов или винтовок. Кроме того, ещё один D3A и один A6M из-за полученных повреждений были вынуждены садиться на воду недалеко от авианосцев — в обоих случаях пилотов подобрали японские эсминцы. Наконец, существует неподтверждённая информация о третьем севшем на воду B5N. Союзники заявили о «пяти сбитых достоверно и ещё пяти уничтоженных вероятно» японских самолётах.

Драматичной оказалась судьба старшины Хадзиме Тоёсимы — пилота A6M из авиагруппы Hiryu, в 10:35 севшего на острове Мелвилл. Известно, что для его спасения к острову был направлен японский гидросамолёт, но он не смог обнаружить лётчика. Легкораненый Тоёсима (при посадке разбил лицо о прицел) некоторое время блуждал по острову, пока не наткнулся на группу аборигенов, которые взяли его в плен. По неизвестным причинам японец не использовал свой пистолет. Туземцы доставили пленника на остров Батерст, где сдали его австралийским военным. Сержант Королевских австралийских инженеров Лес Пауэлл, первым допрашивавший Тоёсиму, позднее вспоминал:

«Мы доставили его в нашу казарму, перевязали ему раны, накормили его, сняли с него ботинки и снаряжение. Отправили в Дарвин сообщение и запросили самолёт, который прилетел через два дня. Той ночью мы сидели за столом и допрашивали его на пиджин-инглиш. Вполне приятный парень».

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Старшина Тоёсима (под фальшивой фамилией Минами) в австралийском плену.
awm.gov.au

Тоёсима оказался первым военнопленным японцем в Австралии. Примечательно, что позднее, в 1944 году, он стал одним из организаторов восстания военнопленных в лагере Коура, в ходе которого был ранен и покончил с собой.

Атака базовой авиации и уничтожение морских целей

К несчастью для защитников Дарвина, после завершения атаки палубных самолётов их испытания не закончились. Вскоре после 11 часов город облетел разведывательный самолёт С5М из 3-й авиагруппы, который зафиксировал разрушения и навёл на цель вторую ударную волну. В 11:58 над Дарвином появились двухмоторные базовые бомбардировщики — 27 самолётов G4M из авиагруппы «Каноя» (командир — капитан 3-го ранга Тосии Ириса, база на острове Кендари) несли 212 фугасных 60-кг бомб. Сразу за ними следовали 27 G3M из 1-й авиагруппы (командир — капитан 3-го ранга Такео Одзаки, база на острове Амбон), которые несли 318 фугасных 60-кг бомб. Любопытно, что это было единственное за всю войну появление бомбардировщиков G3M в небе Австралии.

Не встретив заметного сопротивления, японские бомбардировщики атаковали авиабазу ВВС и в полном составе вернулись на свои аэродромы. По итогам операции командиры групп докладывали:

«Все бомбы поразили сооружения аэродрома и взлётно-посадочную полосу, загорелись большой ангар и два малых ангара в южной части, а также прилегающие постройки (большой ангар в северной части уже горел). Сгорели два больших самолёта, был тяжело повреждён один самолёт средних размеров и четыре малых самолёта. Один из наших самолётов пострадал от огня с земли».

По итогам обоих налётов в воздухе и на земле погибли 15 или 16 военнослужащих США и Австралии. Согласно данным австралийского историка Боба Альфорда, безвозвратные потери авиатехники союзников были следующими:

  • ВВС Австралии — 6 бомбардировщиков Hudson (плюс 1 тяжело повреждённый и не ремонтировавшийся позднее), 1 лёгкий штурмовик Wirraway (тяжело повреждён и, вероятно, не восстанавливался), а также лёгкий гражданский самолёт de Havilland Puss Moth;
  • ВВС США — 9 истребителей Р-40 (плюс 2 неисправные машины, находившихся в ангаре), 3 летающих лодки PBY, 2 связных самолёта Beechcraft 18, 1 тяжёлый бомбардировщик B-24, 1 транспортный самолёт С-53, 1 пикирующий бомбардировщик А-24 (был неисправен и находился в ангаре).
«Австралийский Пёрл-Харбор»

Р-40, сбитый над Дарвином.
awm.gov.au

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Уничтоженный на военном аэродроме бомбардировщик Hudson.
awm.gov.au

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Уничтоженный на острове Батерст транспортный самолёт С-53.
awm.gov.au

Только в 13:17 в Дарвине объявили окончательный отбой воздушной тревоги. Военнослужащие начали оказывать помощь пострадавшим мирным жителям и искать неразорвавшиеся авиабомбы. В тот момент небольшой город походил на огненный ад. При этом паники не наблюдалось, хотя многим казалось, что после бомбёжки неизбежна высадка японского морского десанта в северной Австралии. Десант, как мы знаем, японцами не планировался, но действия авианосного соединения после удара по городу ещё не закончились.

Возвращаясь на свои корабли, японские самолёты обнаружили в 100 км от Дарвина «вспомогательный крейсер водоизмещением 6000 т», который на самом деле оказался филиппинским паромом Don Isidro (3200 т), использовавшимся как транспорт и следовавшим в Дарвин. Для начала судно обстреляли из пушек и пулемётов японские истребители, нанеся ущерб его надстройке и ранив нескольких моряков. Затем с тяжёлых крейсеров Tone и Chikuma поднялись гидросамолёты, в 15:30 установив надёжный контакт с целью. Наконец, в 16:26 над Don Isidro появились 18 пикирующих бомбардировщиков с Hiryu и Soryu. Первая же девятка пикировщиков добилась трёх попаданий в бывший паром, решив его судьбу. Капитан успел выбросить судно на берег острова Батерст, где корпус горел ещё несколько дней. Погибли 12 человек.

В ходе атаки на Don Isidro пикировщики обнаружили шедший из Дарвина транспорт
Florence D (2600 т) и атаковали его. Судно быстро получило не менее трёх попаданий, команда покинула его в шлюпках и высадилась на берегу острова Батерст (погибли четыре человека). 20 и 21 февраля австралийский корвет Warrnambool за два рейса принял на борт моряков, спасшихся с потопленных судов, и доставил их в Дарвин.

«Австралийский Пёрл-Харбор»

Выгоревший корпус Don Isidro на берегу острова Батерст.
awm.gov.au

Итоги

Бомбардировки Дарвина 19 февраля 1942 года стали самым сильным вражеским ударом по континентальной Австралии за всё время Второй мировой войны. Говоря шире, это было самое массированное и кровопролитное нападение на Зелёный континент во всех войнах, которые когда-либо вело австралийское государство. Точное число погибших установить очень сложно, в различных исследованиях и документах используются разные методы подсчёта и приводятся разные данные. Официальная правительственная комиссия Австралии сообщила о 228 погибших в городе и ещё 16 — на судах у острова Батерст. Не менее 300 человек получили ранения. Помимо уничтожения судов и самолётов значительный ущерб был нанесён городу, его инфраструктуре, объектам ВВС и гражданской авиации. Эта трагедия стала известна как «австралийский Пёрл-Харбор»: она потрясла нацию и в то же время мотивировала австралийцев на борьбу.

Если оценивать рейд японской авиации беспристрастно, можно констатировать, что его стратегические последствия оказались довольно скромными. Сингапур к моменту атаки уже пал, Ява и Филиппины были обречены, поскольку сил для их защиты союзники не имели.
В то же время японцам так и не удалось создать предпосылок для полного захвата Новой Гвинеи. Едва ли можно сказать, что в Дарвине нашлись цели, достойные самого мощного на тот момент авианосного соединения в мире. Атака показала впечатляющую силу японских «морских орлов», но удар по слабому и неподготовленному противнику трудно назвать большим достижением. Командовавший этой операцией Мицуо Футида позднее самокритично отмечал:

«Едва ли это было достойно наших усилий. Всё равно что молотком разбивать яйцо».

Так или иначе, на протяжении 1942–1943 годов ВВС японских армии и флота развернули полноценное воздушное наступление на северную Австралию. Атака 19 февраля 1942 года оказалась лишь прологом долгой и тяжёлой для обеих сторон кампании.

«Австралийский Пёрл-Харбор»

«Дарвин разбомблён — но не покорён». Листовка 1942 года от имени премьер-министра Джона Кёртина, призывающая австралийцев к стойкости перед лицом врага.
awm.gov.au

Источники и литература:

  1. https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала).
  2. http://www.combinedfleet.com.
  3. http://www.ntlexhibit.nt.gov.au/ (официальный сайт Библиотеки Северной территории).
  4. Alford, Bob. Darwin 1942. The Japanese attack on Australia. — Oxford: Osprey, 2017.
  5. «Commission of Inquiry Concerning the Circumstances Connected with the Attack Made by Japanese Aircraft at Darwin on 19th February, 1942» (Lowe Commission report) http://www.territorystories.nt.gov.au/bitstream/handle/10070/83913/Lowe_Report.pdf?sequence=1.
  6. Dunn, Peter. Two Japanese air raids at Darwin, NT on 19 February 1942. — http://www.ozatwar.com/darwin02.htm.
  7. Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942» (1st edition, 1957). — https://www.awm.gov.au/collection/C1417313.
  8. Gillison, Douglas Napier. Royal Australian Air Force, 1939–1942. (1st edition, 1962). — https://www.awm.gov.au/collection/C1417315.
  9. Lewis, Tom. The Empire Strikes South: Japan`s Air War Against Northern Australia 1942–45. — Kent Town, South Australia: Avonmore Books, 2017.
  10. Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy’s operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. — https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТАРИИ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: