Источник: WarSpot // Василий Гончаров
В английском языке выражение «white elephant» означает нечто впечатляющее, величественное и в то же время совершенно бесполезное. Первая мировая война дала новое значение этому словосочетанию: «белыми слонами» стали называть лёгкие линейные крейсера британского адмирала Фишера – быстроходные, слабо защищённые и вооружённые небольшим количеством тяжёлых орудий. Тридцать лет спустя идея создания таких кораблей возникла и в Советском Союзе – правда, до воплощения она так и не дошла…
В начале 1945 года комиссией под руководством вице-адмирала Л. А. Владимирского (тогдашнего командующего Эскадрой КБФ) при участии моряков, а также представителей Главного Управления Кораблестроения и Военно-морской Академии были определены три типа крейсеров, требовавшихся советскому военно-морскому флоту:
При этом продолжалась постройка крейсеров проекта 68 с двенадцатью 152-мм орудиями – по тогдашней международной классификации они считались лёгкими, несмотря на водоизмещение порядка 12 000 т. Наконец, велось проектирование тяжёлого крейсера проекта 82, предварительное оперативно-техническое задание на который было утверждено адмиралом И. С. Исаковым 3 марта 1941 года. С началом войны работа над проектом прекратилась, но уже в сентябре 1943 года возобновилась. Корабль с девятью 305-мм орудиями должен был заменить тяжёлые крейсера проекта 69 (типа «Кронштадт»), не достроенные из-за войны, и противостоять американским «большим крейсерам» типа «Аляска».
Однако проект 82 получался слишком дорогим и большим – стандартное водоизмещение корабля превышало 37 000 т. Для борьбы с 203-мм крейсерами он был бы слишком тяжёл и непрактичен. Поэтому уже с конца 1943 года разрабатывался альтернативный вариант проекта 82 с 220-мм орудиями и скоростью не менее 33 узлов – позднее он превратился в проект 66. Однако и этот корабль выходил слишком большим – с изначальных 20 000–25 000 т его водоизмещение постепенно увеличилось до 30 000 т.
В то же время, разработка проекта 180-мм крейсера, осуществлявшаяся с сентября 1943 года, зашла в тупик: этот калибр не позволял эффективно бороться с новейшими американскими тяжёлыми крейсерами, в то время как для борьбы с лёгкими крейсерами хватало уже строившихся кораблей проектов 68, 68-К и 68-бис. Не спасало проект даже предложение, сделанное в 1947 году Наркоматом судостроительной промышленности – увеличить число 180-мм стволов до двенадцати. Выяснилось, что сделать это можно лишь за счёт ослабления зенитной артиллерии корабля.
Зато проект 65 лёгкого 152-мм крейсера развивался дальше – число его орудий увеличилось до девяти, а водоизмещение выросло до 10 000 т. Для него планировалось разработать универсальные орудия главного калибра (в частности, по оперативно-техническому заданию от 7 февраля 1947 года), однако вскоре выяснилось, что это очень сложная задача. В итоге, универсальные шестидюймовки смогли создать только американцы для своих крейсеров типа «Вустер».
Неудивительно, что у советских моряков возникла идея паллиатива – корабля, который стоил бы, как лёгкий крейсер, но при этом мог не только эффективно бороться с лёгкими силами противника, но и представлять опасность для тяжёлых кораблей. 1 сентября 1947 года исполняющий обязанности начальника Главного морского штаба (ГМШ) вице-адмирал Ю. А. Пантелеев направил начальнику Военно-морской академии вице-адмиралу В. А. Алафузову, начальнику Военно-морской академии кораблестроения и вооружений адмиралу Л. М. Галлеру и временно исполняющему обязанности начальника Главного управления кораблестроения ВМС инженер-контр-адмиралу Г. Ф. Козьмину предварительное оперативно-техническое задание на проектирование крейсера для борьбы с лёгкими силами противника. Документ был разработан Оперативным управлением ГМШ в соответствии с указаниями главкома ВМС адмирала И. С. Юмашева.
Юмашев требовал определить основные размеры и тактико-технические характеристики будущего крейсера, а также его тактические преимущества в сравнении с существующими типами кораблей. В связи с этим Пантелеев требовал:
Приложением к письму Пантелеева шло само задание, оформленное на шести листах. За основу корабля брался лёгкий крейсер проекта 65, назначением которого было уничтожение лёгких сил противника (крейсеров и эсминцев), а также поддержка своих лёгких сил. Размеры корабля следовало определить в результате предэскизной проработки, но стандартное водоизмещение рекомендовалось получить минимальное.
Артиллерийское вооружение крейсера состояло из шести 305-мм орудий в двух трёхорудийных башнях по носу и корме с максимальными углами обстрела (не менее 150° на борт). Универсальный калибр представлял собой двенадцать 130-мм орудий в шести стабилизированных башнях с ромбическим размещением (не менее шести орудий, стреляющих в одном направлении). Малокалиберная зенитная артиллерия состояла из шести счетверённых стабилизированных 45-мм автоматов, а также 25-мм нестабилизированных автоматов в спаренных и счетверённых установках (те же 24 ствола). Система управления огнём предусматривала два директора главного и два – универсального калибра, с возможностью вести огонь каждой 130-мм башней самостоятельно упрощённым способом. Каждая 45-мм счетверённая установка должна была иметь свой самостоятельный директор.
За мощное артиллерийское вооружение предполагалось заплатить броневой защитой – толщина палубы и борта по цитадели составляла всего 25 мм. Непотопляемость обеспечивалась разделением на отсеки, тройным дном и сотовым устройством подводной части корабля. Зато максимальная скорость хода должна была составлять не менее 40 узлов. Предлагалось также просчитать вариант корабля с максимальной скоростью в 43 узла.
Судя по всему, 305-мм артиллерия была признана слишком мощной для лёгкого крейсера, поэтому решили остановиться на 220-мм орудиях. Сам корабль получил условное обозначение КРЛ-22. В справке, подготовленной для Управления кораблестроения и озаглавленной «Обоснование строительства крейсеров для ВМС СССР», отмечалось:
Целью работ было определение общих характеристик нового корабля с мощным артиллерийским вооружением, высокой скоростью хода и достаточной живучестью при минимальном водоизмещении. Основной его задачей являлось в минимальный срок и с большой дистанции нанести поражение крейсерам противника. КРЛ-22 должен был использоваться:
Предлагались три основных варианта крейсера: водоизмещением в 20 000, 16 000 и 10 000 т. Первые два несли по три трёхорудийных башни главного калибра и по пять двухорудийных 130-мм универсальных установок, различаясь лишь бронированием (у более тяжёлого крейсера толщина борта должна была составлять 110 мм вместо 60, палубы – 50 мм вместо 65). По расчётам Управления кораблестроения, такой бортовой брони было достаточно для противостояния 152-мм снарядам на дистанции от 70 каб при всех курсовых углах; от 203-мм снарядов пояс защищал на дистанции в 135 каб. В свою очередь, бронирование палубы обеспечивало защиту от 152-мм снарядов на дистанции до 110 каб и от 203-мм – до 98 каб. Таким образом, в бою с лёгкими крейсерами КРЛ-22 имел бы зону свободного маневрирования в 40 каб (от 70 до 110 каб). Пользуясь дальнобойностью своей артиллерии, с этого расстояния он мог бы беспрепятственно уничтожать вражеские лёгкие крейсера.
Средний вариант был меньше, а, следовательно – дешевле. Кроме того, при той же силовой установке мощностью в 280 000 л. с. он имел скорость на два узла больше (38 вместо 36).
Особняком стоял малый вариант водоизмещением всего 10 000 т – явно происходивший от всё того же лёгкого крейсера проекта 65. Он нёс всего шесть 220-мм орудий и четыре спаренных 130-мм установки, а толщина брони борта и палубы составляла всего 50 мм. Преимуществом этого варианта являлось то, что сокращение водоизмещения позволяло заметно удешевить корабль. При снижении мощности машин до 210 000 л. с. максимальная скорость составляла 37 узлов.
Насколько можно судить, Главному морскому штабу и представителям военно-морских академий больше нравился самый дешёвый вариант водоизмещением в 10 000 т, тогда как представители флота и судостроительной промышленности склонялись к «большому» 20 000-тонному варианту.
В апреле 1948 года Совет министров СССР принял решение утвердить два типа крейсеров – тяжёлые с 305-мм артиллерией (проект 82) и лёгкие со 152-мм артиллерией (уже строившиеся корабли проекта 68 и его модификаций). Проектирование других крейсеров, в том числе проекта 65 с его 180-мм и 220-мм вариантами, предполагалось «временно отложить». В свою очередь, Министерство финансов должно было вплоть до утверждения техплана на 1948 год выделить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по тяжёлым крейсерам 25 млн рублей (15 млн – Министерству судостроительной промышленности, 10 млн – Министерству вооружений). Средства на покрытие всех затрат по работе над проектом 65 выделялись по отчётной калькуляции ЦКБ-17; на оплату расходов по проектированию артиллерийского вооружения для проекта 65 и КРЛ-22 – по отчётной калькуляции Морского артиллерийского Центрального конструкторского бюро. Так завершилась история с «белыми слонами» для советского флота, хотя 220-мм крейсер вскоре на некоторое время возродился в проекте 66.
Список источников:
В английском языке выражение «white elephant» означает нечто впечатляющее, величественное и в то же время совершенно бесполезное. Первая мировая война дала новое значение этому словосочетанию: «белыми слонами» стали называть лёгкие линейные крейсера британского адмирала Фишера – быстроходные, слабо защищённые и вооружённые небольшим количеством тяжёлых орудий. Тридцать лет спустя идея создания таких кораблей возникла и в Советском Союзе – правда, до воплощения она так и не дошла…
В начале 1945 года комиссией под руководством вице-адмирала Л. А. Владимирского (тогдашнего командующего Эскадрой КБФ) при участии моряков, а также представителей Главного Управления Кораблестроения и Военно-морской Академии были определены три типа крейсеров, требовавшихся советскому военно-морскому флоту:
- тяжёлый крейсер водоизмещением в 25 000 т с девятью 220-мм орудиями;
- средний крейсер водоизмещением в 15 000 т с девятью 180-мм орудиями в башнях с раздельным наведением;
- лёгкий крейсер водоизмещением в 8000 т с шестью 152-мм орудиями.
При этом продолжалась постройка крейсеров проекта 68 с двенадцатью 152-мм орудиями – по тогдашней международной классификации они считались лёгкими, несмотря на водоизмещение порядка 12 000 т. Наконец, велось проектирование тяжёлого крейсера проекта 82, предварительное оперативно-техническое задание на который было утверждено адмиралом И. С. Исаковым 3 марта 1941 года. С началом войны работа над проектом прекратилась, но уже в сентябре 1943 года возобновилась. Корабль с девятью 305-мм орудиями должен был заменить тяжёлые крейсера проекта 69 (типа «Кронштадт»), не достроенные из-за войны, и противостоять американским «большим крейсерам» типа «Аляска».
Однако проект 82 получался слишком дорогим и большим – стандартное водоизмещение корабля превышало 37 000 т. Для борьбы с 203-мм крейсерами он был бы слишком тяжёл и непрактичен. Поэтому уже с конца 1943 года разрабатывался альтернативный вариант проекта 82 с 220-мм орудиями и скоростью не менее 33 узлов – позднее он превратился в проект 66. Однако и этот корабль выходил слишком большим – с изначальных 20 000–25 000 т его водоизмещение постепенно увеличилось до 30 000 т.
В то же время, разработка проекта 180-мм крейсера, осуществлявшаяся с сентября 1943 года, зашла в тупик: этот калибр не позволял эффективно бороться с новейшими американскими тяжёлыми крейсерами, в то время как для борьбы с лёгкими крейсерами хватало уже строившихся кораблей проектов 68, 68-К и 68-бис. Не спасало проект даже предложение, сделанное в 1947 году Наркоматом судостроительной промышленности – увеличить число 180-мм стволов до двенадцати. Выяснилось, что сделать это можно лишь за счёт ослабления зенитной артиллерии корабля.
Зато проект 65 лёгкого 152-мм крейсера развивался дальше – число его орудий увеличилось до девяти, а водоизмещение выросло до 10 000 т. Для него планировалось разработать универсальные орудия главного калибра (в частности, по оперативно-техническому заданию от 7 февраля 1947 года), однако вскоре выяснилось, что это очень сложная задача. В итоге, универсальные шестидюймовки смогли создать только американцы для своих крейсеров типа «Вустер».
Неудивительно, что у советских моряков возникла идея паллиатива – корабля, который стоил бы, как лёгкий крейсер, но при этом мог не только эффективно бороться с лёгкими силами противника, но и представлять опасность для тяжёлых кораблей. 1 сентября 1947 года исполняющий обязанности начальника Главного морского штаба (ГМШ) вице-адмирал Ю. А. Пантелеев направил начальнику Военно-морской академии вице-адмиралу В. А. Алафузову, начальнику Военно-морской академии кораблестроения и вооружений адмиралу Л. М. Галлеру и временно исполняющему обязанности начальника Главного управления кораблестроения ВМС инженер-контр-адмиралу Г. Ф. Козьмину предварительное оперативно-техническое задание на проектирование крейсера для борьбы с лёгкими силами противника. Документ был разработан Оперативным управлением ГМШ в соответствии с указаниями главкома ВМС адмирала И. С. Юмашева.
Юмашев требовал определить основные размеры и тактико-технические характеристики будущего крейсера, а также его тактические преимущества в сравнении с существующими типами кораблей. В связи с этим Пантелеев требовал:
- от Козьмина – дать задание ЦНИИВК ВМС на предварительную проработку оперативно-технического задания и определения тактико-технических элементов корабля (до 15 сентября);
- от Галлера и Алафузова – рассмотреть вариант предлагаемого типа крейсера и определить его тактические преимущества перед проектируемыми типами кораблей.
Приложением к письму Пантелеева шло само задание, оформленное на шести листах. За основу корабля брался лёгкий крейсер проекта 65, назначением которого было уничтожение лёгких сил противника (крейсеров и эсминцев), а также поддержка своих лёгких сил. Размеры корабля следовало определить в результате предэскизной проработки, но стандартное водоизмещение рекомендовалось получить минимальное.
Артиллерийское вооружение крейсера состояло из шести 305-мм орудий в двух трёхорудийных башнях по носу и корме с максимальными углами обстрела (не менее 150° на борт). Универсальный калибр представлял собой двенадцать 130-мм орудий в шести стабилизированных башнях с ромбическим размещением (не менее шести орудий, стреляющих в одном направлении). Малокалиберная зенитная артиллерия состояла из шести счетверённых стабилизированных 45-мм автоматов, а также 25-мм нестабилизированных автоматов в спаренных и счетверённых установках (те же 24 ствола). Система управления огнём предусматривала два директора главного и два – универсального калибра, с возможностью вести огонь каждой 130-мм башней самостоятельно упрощённым способом. Каждая 45-мм счетверённая установка должна была иметь свой самостоятельный директор.
За мощное артиллерийское вооружение предполагалось заплатить броневой защитой – толщина палубы и борта по цитадели составляла всего 25 мм. Непотопляемость обеспечивалась разделением на отсеки, тройным дном и сотовым устройством подводной части корабля. Зато максимальная скорость хода должна была составлять не менее 40 узлов. Предлагалось также просчитать вариант корабля с максимальной скоростью в 43 узла.
Судя по всему, 305-мм артиллерия была признана слишком мощной для лёгкого крейсера, поэтому решили остановиться на 220-мм орудиях. Сам корабль получил условное обозначение КРЛ-22. В справке, подготовленной для Управления кораблестроения и озаглавленной «Обоснование строительства крейсеров для ВМС СССР», отмечалось:
«По указанию тов. Сталина Военно-морскими силами и Наркоматом Судостроительной промышленности в период с ноября 1947 по февраль 1948 г. проработан ряд вариантов тактико-технических элементов крейсера нового типа (КРЛ-22)»
Целью работ было определение общих характеристик нового корабля с мощным артиллерийским вооружением, высокой скоростью хода и достаточной живучестью при минимальном водоизмещении. Основной его задачей являлось в минимальный срок и с большой дистанции нанести поражение крейсерам противника. КРЛ-22 должен был использоваться:
«1. Для усиления ударной способности соединений легких крейсеров и эсминцев и придания им боевой устойчивости.
2. Для поддержки и вывода в атаку легких крейсеров и эсминцев.
3. Для охранения эскадры на переходе морем и в бою от атак легких крейсеров, эсминцев, торпедных катеров, бомбардировщиков и торпедоносцев»
Предлагались три основных варианта крейсера: водоизмещением в 20 000, 16 000 и 10 000 т. Первые два несли по три трёхорудийных башни главного калибра и по пять двухорудийных 130-мм универсальных установок, различаясь лишь бронированием (у более тяжёлого крейсера толщина борта должна была составлять 110 мм вместо 60, палубы – 50 мм вместо 65). По расчётам Управления кораблестроения, такой бортовой брони было достаточно для противостояния 152-мм снарядам на дистанции от 70 каб при всех курсовых углах; от 203-мм снарядов пояс защищал на дистанции в 135 каб. В свою очередь, бронирование палубы обеспечивало защиту от 152-мм снарядов на дистанции до 110 каб и от 203-мм – до 98 каб. Таким образом, в бою с лёгкими крейсерами КРЛ-22 имел бы зону свободного маневрирования в 40 каб (от 70 до 110 каб). Пользуясь дальнобойностью своей артиллерии, с этого расстояния он мог бы беспрепятственно уничтожать вражеские лёгкие крейсера.
Средний вариант был меньше, а, следовательно – дешевле. Кроме того, при той же силовой установке мощностью в 280 000 л. с. он имел скорость на два узла больше (38 вместо 36).
Особняком стоял малый вариант водоизмещением всего 10 000 т – явно происходивший от всё того же лёгкого крейсера проекта 65. Он нёс всего шесть 220-мм орудий и четыре спаренных 130-мм установки, а толщина брони борта и палубы составляла всего 50 мм. Преимуществом этого варианта являлось то, что сокращение водоизмещения позволяло заметно удешевить корабль. При снижении мощности машин до 210 000 л. с. максимальная скорость составляла 37 узлов.
Насколько можно судить, Главному морскому штабу и представителям военно-морских академий больше нравился самый дешёвый вариант водоизмещением в 10 000 т, тогда как представители флота и судостроительной промышленности склонялись к «большому» 20 000-тонному варианту.
В апреле 1948 года Совет министров СССР принял решение утвердить два типа крейсеров – тяжёлые с 305-мм артиллерией (проект 82) и лёгкие со 152-мм артиллерией (уже строившиеся корабли проекта 68 и его модификаций). Проектирование других крейсеров, в том числе проекта 65 с его 180-мм и 220-мм вариантами, предполагалось «временно отложить». В свою очередь, Министерство финансов должно было вплоть до утверждения техплана на 1948 год выделить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по тяжёлым крейсерам 25 млн рублей (15 млн – Министерству судостроительной промышленности, 10 млн – Министерству вооружений). Средства на покрытие всех затрат по работе над проектом 65 выделялись по отчётной калькуляции ЦКБ-17; на оплату расходов по проектированию артиллерийского вооружения для проекта 65 и КРЛ-22 – по отчётной калькуляции Морского артиллерийского Центрального конструкторского бюро. Так завершилась история с «белыми слонами» для советского флота, хотя 220-мм крейсер вскоре на некоторое время возродился в проекте 66.
Список источников:
- Центральный Военно-Морской Архив, фонд 13, опись 71, дела 734, 1138, 1264, 1279
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии