Николай Стариков

Эксперты: «Нужна деофшоризация Российской экономики»

09.07.2013 76

4 июля на площадке информагентства Интерфакс состоялась презентация доклада «Деофшоризация российской экономики. Пути и меры», разработанного группой экспертов при участии директора Института новой экономики Государственного университета управления, академика РАН Сергея Глазьева.

Несмотря на признание офшоризации как хронической болезни российской экономики, до сих пор не разработаны действенные меры по снижению оффшорного фактора в российском бизнесе. По мнению разработчиков доклада, программа деофшоризации российской экономики «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса», разработанная Экспертным управлением президента РФ ставит перед собой ложные цели. В её основе – улучшение привлекательности российской экономики для инвесторов. А вот борьба с уклонением от уплаты налогов (ухода от налогов) оставлена без внимания.

По мнению авторов доклада, подобный подход контрпродуктивен, так как без совершенствования законодательства (причем не только налогового и уголовного) деятельность налоговых и правоохранительных органов будет подобна «борьбе с ветряными мельницами».

Доклад «Деофшоризация российской экономики. Пути и меры» представили (на фото слева направо): Митяев Дмитрий Аркадьевич – кандидат экономических наук, заместитель председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития РФ и РАН; Недошивин Александр Сергеевич – руководитель Центра Системного Анализа; Стариков Николай Викторович – экономист, сопредседатель Всероссийской политической партии «Партия Великое Отечество»; Петров Юрий Александрович – кандидат экономических наук, экономист-математик, заведующий лабораторией академического института.

Interfax.ru

«Плод серьезной работы экспертов представил Николай Стариков. Он подчеркнул, что в свое время офшоры создавались с двумя целями: освободить от налогов «своих» и привлечь капиталы «чужих». Авторы доклада не отрицают, что с одной стороны, офшоры дают возможность российским предприятиям конкурировать на внутреннем и мировом рынке и получать западные кредиты по более низким ставкам. Однако компании загоняют себя в зависимость от западных кредитов и лишаются возможности повлиять на саму политику компании, так как конечный бенефициар не всегда известен. Отсюда неуплаты налогов и большие потери бюджетов государств.

Примечательно, что буквально за несколько дней до презентации доклада в ИА Интерфакс, Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Закон существенно ужесточает государственную финансовую политику, вводя дополнительные меры контроля за оттоком капиталов за рубеж, в офшорные зоны.

В частности, в законе отражен один из аспектов, на котором настаивали авторы доклада по деофшоризации, – введено понятие бенефициара и механизм его установления. Как и говорил Николай Стариков, основная проблема с офшорами состоит в том, что ни государство, ни потенциальные инвесторы очень часто не знают конечного бенефициара компании. В результате возникает масса затруднений: к закрытым торгам могут случайно допустить зарубежный капитал, прибыль крупной компании может испариться в виде платежа за непоставленный товар, а инвестор может передумать участвовать в проекте, который принадлежит неизвестно кому.

Если следовать алгоритму, представленному в докладе, то следующим шагом властей должно стать разделение компаний на «российские» и «нероссийские». Один из авторов доклада – руководитель Центра системного анализа Александр Недошивин, уверен, что задача деофшоризации может быть решена только путем выравнивания конкурентных условий для российских и нероссийских компаний. Необходимо создать более выгодные экономические условия для ведения бизнеса в России тем российским компаниям, которые не используют офшоры в своей деятельности.

Прозрачные российские компании необходимо стимулировать, например, госзаказами, а также возможностью компенсировать ресурсную базу.

Дмитрий Митяев, заместитель председателя совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, назвал основной проблемой деофшоризации размер выведенных активов, которые фактически обездвижены, находясь в залогах.

BANKIR.RU пишет: «Сумма кредитов на сегодняшний день составляет $700 млрд. Пульт управления компаниями находится за рубежом и управлять ими российским регуляторам невозможно. Серьезным ответом на риски может быть опыт других стран, например, американская инициатива предотвращения уклонения от налогов FATCA, которая сегодня вызывает немало вопросов и споров у мирового сообщества. Печально известный опыт Кипра показал, что Европа считает «стрижку» средств вкладчиков допустимой. В нашей внутренней политике хотелось бы достичь снижения кредитных ставок и предоставить юридически подчеркнутую поддержку российским производителям».

Авторы доклада соглашаются с позицией Президента страны в вопросах, касающихся налогового контроля за использованием трансфертных цен, «закрытия» разного рода офшоров, используемых при незаконной минимизации налогов, а также повышения привлекательности российской экономики для российских и международных инвесторов. Но! Конкурировать с офшорами страна с нормальной налоговой базой не может в принципе.

Презентуя доклад, Николай Стариков сформулировал основные цели деофшоризации:

  • Расположение цепочки собственников бизнеса и конечного бенефициара в российской юрисдикции.
  • Перекредитование бизнеса российскими финансовыми структурами.
  • Снижение до достижимого минимума использование офшорных «прокладок» в международной торговле.

Первой и наиглавнейшей задачей при выводе экономики из офшоров является перемещение под юрисдикцию российского государства экономических операций и процессов управления активами российских предприятий.

Как сообщает ИНТЕРФАКС, Николай Стариков заявил, что для деофшоризации экономики нужно снизить процентные ставки внутри РФ: «Занимаясь проблемой деофшоризации, мы приходим к вопросу осознания себя как самодостаточной экономики, и необходимости ведения некоей суверенной денежной политики. Поддержке отечественного производителя».

Немаловажной целью деофшоризации должно стать обеспечение выполнения законодательно установленных ограничений на деятельность нерезидентов в стратегически важных отраслях экономики. Это необходимо, дабы впредь не допускать повторения инцидентов, подобных приобретению контроля офшорными компаниями с неизвестными бенефициарами над стратегически важным портом «Ванино».

Ну и, конечно, создание барьеров на пути легализации (отмывания) незаконно полученных доходов, в первую очередь – коррупционного характера. Эта цель очевидна и не требует комментариев.

На пресс-конференции было объявлено, что на основе представленного доклада рабочая группа экспертов готова включиться в разработку законопроектов и комплекса мер по минимизации офшорной зависимости российского бизнеса.

Уже скоро полный текст доклада будет опубликован на сайте Изборского клуба и доступен для обсуждения.»

О презентации доклада «Деофшоризация российской экономики. Пути и меры» написали:

ИНТЕРФАКС: http://interfax.ru/txt.asp?sec=1476&id=316676

«Перед Россией стоит задача исключительно развития российской экономики, в то время как офшорные инструменты используются для внешнеэкономической экспансии. У нас достаточно своих ресурсов. Нам нужно развивать собственную экономику и улучшать жизнь российских граждан, для этого офшоры не нужны», – сказал А.Недошивин на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» в четверг.

ИА REGNUM: http://www.regnum.ru/news/polit/1679943.html

«Заместитель председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития РФ и РАН Дмитрий Митяев согласился с опасением, что офшоры представляют опасность для экономической независимости государства: «Поскольку пульт управления находится за рубежом, происходит очевидная потеря управляемости российской экономики». По мнению кандидата экономических наук, экономиста-математика и заведующего лабораторией академического института Юрия Петрова, «борьба с офшоризацией экономики в РФ не ведется. В стране, на его взгляд, «должна быть воссоздана финансовая полиция».

BANKIR.RU http://bankir.ru/novosti/s/ofshornyi-nasos-10049375/

«Александр Недошивин, руководитель Центра системного анализа попытался вскрыть причины деофшоризации. Он отметил, что многие пеняют на коррупцию, несостоятельность судебной системы, слабый инвестиционный климат и многие другие причины. По его мнению, основной причиной является дополнительное конкурентное преимущество, которое получают российские компании, выходя в офшоры. И предоставление таких опций станет первым шагом для возвращения компаний на российский рынок. … Перед Россией не стоит вопрос экспансии, нам нужно поднимать и развивать свою экономику».

image_pdfimage_print
Система Orphus

Поделитесь

Комментарии