👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Стратегия развития промышленности России – инфраструктура
15 марта 2016 г.
6275

Стратегия развития промышленности России – инфраструктура

Рабочая группа Партии Великое Отечество продолжает публиковать серию статей с целью открытия широкой дискуссии и выработки решений о развитии отечественной промышленности.


В очередном материале речь пойдет о важнейшей составляющей развития экономики, о которой мало и редко говорят. Между тем – нет инфраструктуры, не будет предприятий, не будет развиваться экономика.



Мы убеждены, что могут быть предприняты конкретные реализуемые меры, которые позволят преодолеть тот глубокий кризис, в который современную промышленность привело Правительство под руководством нынешнего председателя Д.А. Медведева.


Относительно недавно, 6 февраля 2016 года Д.А. Медведев выступал на съезде партии «Единая Россия» озвучивая предвыборные планы. Если кратко, то опять были произнесены общие слова о поступательном развитии, социальных обязательствах, избавлении от нефтяной зависимости и об уникальном шансе. Однако, не было предложено ничего конкретного. Цитата: «мы будем поддерживать те отрасли, которые в кризис показывают положительный результат», как и «поддерживали раньше». Ответственность на себя за текущее положение дел председатель не берёт. А оно следующее:



  1. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет 11% от всего объёма экспорта России 2015 года

  2. Импорт высокотехнологичной продукции составляет 58% от всего объёма импорта в Россию в 2015 году

  3. Экспорт сырья и продукции низкой степени переработки составляет 85% от всего объёма экспорта России 2015 года (остальные 4% приходятся на сельскохозяйственный экспорт);

  4. Импорт сельскохозяйственной продукции в абсолютном выражении в Россию составил 23,7 млрд. долларов США за период январь-ноябрь 2015 года,  в то же время экспорт сельскохозяйственной продукции составил лишь 14,3 млрд. долларов США. Мы по-прежнему тратим на закупку продовольствия заграницей больше, чем зарабатываем на экспорте своего продовольствия.


Эти цифры характеризуют экономически не суверенную державу.


Что предлагает Дмитрий Анатольевич  «Партии и Правительству» в такой ситуации?


Цитирую по пунктам:



  1. «Забыть о новых офисах, чтобы не раздувать расходы»

  2. «Помочь тем, кто ОСТРО нуждается в поддержке, а остальным ПРОСТО дать работать»

  3. «Предприниматели в опеке не нуждаются… им нужны понятные правила игры»

  4. Сконцентрироваться на «ремонте спортзалов при школах в регионах» и «строительстве бассейнов при университетах»


Затем глава партии «Единая Россия» не упускает шанса упрекнуть оппонентов в политическом популизме, который будет иметь место в 2016-м выборном году. Говорит, что «будут призывы включить печатный станок» и предрекает в таком случае жуткий рост цен.


Всё по Фрейду – пообещать, запугать и успокоить. А что в другой кризисной ситуации (1998 год) предпринял другой Председатель Правительства Евгений Максимович Примаков? А предпринял он программу по выводу отечественной промышленности из кризиса, которая получила название «100 шагов Евгения Примакова». Они включают в себя Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1998 г. N 1529, 5 пунктов Постановления и 94 пункта ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТА «О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ». Вот основные пункты плана Примакова, почувствуйте разницу между Премьером Примаковым и Медведевым:


I. Нормализация условий жизни населения


1. Сфера жизнеобеспечения


2. Поддержание доходов населения


3. Смягчение последствий финансового кризиса для населения


II. Создание условий устойчивого функционирования экономики


1. Стабилизация денежной системы и курса рубля


2. Реструктуризация банковской системы


3. Реструктуризация государственного долга


4. Совершенствование бюджетного процесса


III. Восстановление и развитие реального сектора


1. Совершенствование налоговой системы


2. Обеспечение нормального функционирования рынка


3. Меры внешнеэкономической политики


4. Привлечение прямых иностранных инвестиций


5. Повышение эффективности процесса управления государственным имуществом


IV. Развитие агропромышленного комплекса


V. Укрепление российской государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики


Правительство Примакова проработало всего 9 месяцев, далее Президент Ельцин скорее всего почувствовал угрозу со стороны всё возрастающего рейтинга Премьера Примакова и сменил Евгения Максимовича на Степашина С.В.


Если проанализировать программу, то шагами Примакова по выходу из кризиса были следующие:


- создать платёжеспособный спрос со стороны государства и населения;


- «расшить» кризис неплатежей, в том числе и зарплатных;


- ввести регулирование тарифов на ж.д. транспорте, в электроэнергетике, в топливно-энергетическом комплексе;


- принять меры по стабилизации денежной системы и курса рубля за счёт введения мер валютного регулирования для экспортёров и импортёров, и увеличения золотых резервов Банка России;


- заложить основы избавления РФ от зависимости перед МВФ путём реструктуризации государственного долга;


- выстроить адекватное ситуации налоговое регулирование;


- уделить особое внимание малому и среднему бизнесу в сфере производства;


- проводить таможенное регулирование в интересах защиты отечественного производителя;


- увеличить машино-технологическую вооружённость в агропромышленном комплексе за счёт механизмов лизинга с участием государства (ограниченная эмиссия или по-медведевски «печатный станок»).


В реалиях 1998-го и 1999-го годов эти меры дали свои плоды. Повышение платёжеспособности населения привело к увеличению спроса на внутреннем рынке. Заградительные пошлины для импорта и тарифное регулирование в транспортной и энергетической инфраструктуре создали условия для отечественного производства. В тот момент имелся большой объём незагруженных простаивающих промышленных мощностей, оставшихся ещё от народного хозяйства Советского Союза. И этот резерв дал свой результат! Даже в условиях рынка. При вдумчивой государственной политике в сферах таможенного, валютного и тарифного регулирования.     


Что мы имеем сейчас? В кризис 2014-го – 2016-го (?) годов меры по загрузке доставшихся в наследство от СССР производственных мощностей уже исчерпаны. Правительство кличет иностранных инвесторов, призывает к распродаже эффективных и стратегических государственных активов. Но не понимает самого главного! Бизнесу, промышленности нужна эффективная «питательная среда». Нужна инфраструктура. Согласно академику Вернадскому В.И. человек существует одновременно сразу во многих сферах. Среди них атмосфера, иначе человеку было бы нечем дышать. Биосфера, иначе человеку было бы нечем питаться. Ноосфера – сфера в которой человек мыслит и творит. Точно также и бизнес. Он не может существовать в вакууме. Ему необходима инфраструктура.


Инфраструктура также бывает разной.



  1. Инфраструктура – это энергетика. Это возможность доступного бесплатного подключения к электросетям, к газу, к воде для отечественных производителей. У нас этого нет.

  2. Инфраструктура – это транспорт, это возможность бесплатного подведения дорог к производственным площадям. У нас этого тоже нет.

  3. Инфраструктура – это финансы. Это возможность получения оборотных средств в достаточных количествах под адекватный общемировому процент для наших промышленников. Как Вы уже, наверное, догадались – у нас этого тоже нет.


В начале статьи отмечена наша убежденность в том, что есть конкретные реализуемые меры, которые позволят преодолеть тот глубокий кризис, в котором находится наша промышленность. Прежде всего следует упростить порядок и количество согласований для отечественных инвесторов, нуждающихся в доступе к производственной инфраструктуре.


Далее следует принять меры по регулированию деятельности энергосбытовых организаций. У нас в стране их более семисот после чубайсовской реформы. В своё время Чубайс провёл реформу РАО «ЕЭС России» и поделил единую энергосистему страны на генерацию, сети и сбыт. Многочисленные сбытовые компании заинтересованы в сиюминутном наваре на имеющихся производствах. Тарифы у таких эффективных управленцев могут различаться в разы (!) в соседних регионах! Подключение к сетям порой стоит дороже, чем все остальные затраты на возведение завода и оснащение его современным оборудованием. Например, для размещения средних размеров современного производства по переработке пластмасс требуется около 1,5 мегаватт установленной мощности. Для подключения этого количества мощности энергетики Ленинградской области запросили … 1 у.е. за каждый предоставленный ватт. Чему равен у.е.? Правильно! У.е. равняется евро. Итого, просто за подведение проводов с током 1 500 000 евро. На  сегодня это около 120 миллионов рублей! Для размещения 10 термопласт автоматов! Суть этого высокотехнологичного производства в том, чтобы сначала расплавить гранулы пластика, а затем сразу охладить в заданной форме. С циклом в 30 секунд. Примерно, как положить раскалённый утюг в морозильник и дать мощность на охлаждение утюга каждые полминуты. Установить коробку завода и приобрести новейшие десять термопласт автоматов вышло бы дешевле 120 000 000 рублей. Очевидно, что подобный «тариф» является запретительным для создания данного предприятия. Подобная же ситуация и в экономике в целом. Вроде «свобода» предпринимательства, но такие «тарифы» и стоимость денег (кредиты) делают производство НЕВОЗМОЖНЫМ.


Что делать?


Правительство должно установить единое тарифное регулирование для энергосбытовых организаций. Тарифная сетка должна регулировать стоимость подключения к сетям и величину стоимости ватта при дальнейшем электроснабжении.


Правительство должно облегчить производителям доступ к газу и промышленной воде. Нужен простой и прозрачный доступ к сетям с ограничением коммерческого дублирования. Тарифы на газ должны быть существенно ниже среднемировых.


Правительство должно принять меры по регулированию деятельности РЖД. Транспорт должен предоставляться в достаточных количествах и по адекватным расценкам. Сейчас доставить груз из Москвы на Урал и из Санкт-Петербурга в Ростов дешевле и быстрее автотранспортом, чем железнодорожным. Груз из Владивостока в Санкт-Петербург дешевле отправить морем, чем по железной дороге. Да и быстрее. Всё это потому, что РЖД ставит во главу угла максимизацию прибыли. Как в той истории с электричками.Тогда только по прямому указу нашего Президента Путина удалось утихомирить ретивых управленцев от РЖД. Ради пенсионеров. О том, что ради отечественного производителя также нужно искать баланс с РЖД, понятно тем, кто как в шахматах, думает на пару-тройку шагов вперёд.


Правительство должно начать финансирование под минимальный процент финансирования инфраструктурных проектов. При этом должен применяться механизм денежной эмиссии. Казначейство может стимулировать закупку инвесторами, строящими завод, отечественного оборудования через инструмент возвратного лизинга. В таком случае, расходы по процентам несёт государство тоже через ограниченную эмиссию и через бумаги государственного промышленного займа. Эффект от этих вложений будет многократным.


Путём этих простых и понятных шагов будет создана питательная среда для развития промышленных проектов.


Развитая инфраструктура – это фундамент развитой промышленности.


В продолжение темы в следующих статьях мы обсудим то, какие меры приведут к созданию платёжеспособного спроса со стороны населения, а также то, какие отрасли на настоящий момент наиболее перспективны для развития в нашей России.


Петрунин Анатолий Сергеевич, Предприниматель, экономист, член Партии Великое Отечество.



P.S. Материалы по теме:


Николай Стариков предложил назначить ставку «точечного финансирования ипотеки» под 3 %
Почему мы в оппозиции либеральному экономическому курсу правительства
Проект политико-экономической Программы Партии Великое Отечество на период работы в Государственной Думе седьмого созыва (2016—2021 гг.)
Экономическая политика сталинского рывка как основа чуда китайской экономики
А знакомы ли между собой Силуанов и Медведев?
Хроника пикирующего правительства – двоечники от экономики
Хроника пикирующего правительства – о целях и задачах государства
Хроника пикирующего правительства – о проблемах здравоохранения
Хроника пикирующего правительства. Куда ведут наше образование
Хроника пикирующего правительства – как сдают ЕГЭ
Хроника пикирующего правительства – зачем оно пытается разрушить народное единство?
Хроника пикирующего правительства – экономика не может быть иной, чем политика
Хроника пикирующего правительства – пенсия или не пенсия
Хроника пикирующего правительства – инвестиции или идиотизм?


Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии