👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Доллар специального назначения. Как США организуют финансовые войны
25 мая 2018 г.
3795

Доллар специального назначения. Как США организуют финансовые войны

Источник: www.aif.ru
Какие истинные цели преследуют американцы, составляя санкционные списки? Как собирают информацию о конкурентах и устраивают против них экономические спецоперации?


Рассказывает аналитик, член Сообщества практиков конкурентной разведки Елена Ларина.
Что скрывается за санкциями
Алексей Макурин, «АиФ»: Почему, составляя апрельский санкционный список, американцы включили в него Олега Дерипаску и Виктора Вексельберга, которые старались с ними не ссориться?
Елена Ларина: Администрация США решает задачу, связанную с повышением доли американских металлургов на внутреннем и глобальном рынках. Санкции - просто инструмент решения. Дерипаска и Вексельберг контролируют крупные металлургические компании, вот они и попали под раздачу. И почти синхронно Трамп ввёл заградительные пошлины на импорт алюминия и стали в США, которые наиболее сильно ударили по Китаю и Евросоюзу.
- Минфин США требует у Дерипаски снизить долю личного контроля над «Русалом». Какая разница, кто владеет и управляет этой компанией, если она в любом случае остаётся российской?  
- Во-первых, «Русал» зарегистрирован в офшоре на острове Джерси, входящем в юрисдикцию Великобритании. А во-вторых, формально перекупить долю может кто угодно. Смысл мероприятия в следующем. Санк­ции обрушили цены на акции «Русала»  на мировых рынках. Теперь американцы предлагают снять или ослабить санкции в том случае, если Дерипаска продаст по сниженным  ценам акции своих компаний тому, кто устроит Минфин США.
Как АНБ следит за нашими карточками
- Почему на новом витке антироссийских санкций на первый план вышел американский Минфин? 
- Среди органов государ­ственной власти США именно он отвечает за наступательные и оборонительные операции в финансово-экономической сфере. Минфин входит в число 16 специализированных разведывательных структур, которые координирует директор национальной разведки, там есть соответствующее подразделение - управление контртеррористической и финансовой разведки. Оно не только анализирует денежные потоки, выявляет принадлежность конкретных счетов и происхождение денег, но и замораживает активы, запрещает транзакции с теми или иными юридическими лицами. А руководит всем заместитель министра финансов.
- Кто и как собирает информацию о финансовых операциях? 
- Прежде всего - Агентство национальной безопасности (АНБ). АНБ ещё в середине нулевых годов взломало SWIFT - международную межбанковскую систему передачи информации и совершения платежей - и с тех пор отслеживает каждую транз­акцию, которая в ней совершается. Сведения о клиентах, интересующих разведывательное сообщество США, предоставляют  крупнейшие американские банки. А Федеральная резервная система (ФРС), от которой они зависят как от кредитора, гарантирует их согласие на эту услугу. Почему это возможно? Банки всех стран имеют корреспондентские счета в США. Через них они проводят операции с долларом, мировой валютой номер один. Соответственно, военно-разведывательный комплекс получает информацию обо всех транзакциях и счетах в долларах, вне зависимости от того, где они открыты - в Исландии или Новой Гвинее.
- Кто принимает решения о начале «военных действий» против определённых стран и компаний?
- В подавляющем большинстве случаев - президент США по представлению Конгресса. В отдельных уникальных случаях, связанных с киберпреступностью, право принимать решение о заморозке активов делегировано тройке в составе министра финансов, генпрокурора и госсекретаря.
Как американцы обрушили рубль 
- Можно сказать, что, уронив акции такой крупной корпорации, как «Русал»,  США объявили России финансовую войну? 
- С юридической точки зрения - нет. Но в последние три-четыре года США всё активнее и шире используют против России методы финансово-экономических войн. В этот арсенал входят не только запреты на экспорт технологий, кредитование российских компаний, взаимодействие с неугодными бизнесменами и юрлицами, но и целенаправленные действия против национальной  валюты.
Достаточно вспомнить по­следнее снижение мировых цен на нефть в 2014-2016 гг., которое спровоцировало в России экономический кризис и практически двукратную девальвацию рубля. США смогли этого добиться, целена­правленно используя мировое доминирование своих банков. Особенности нефтяного рынка таковы, что на нём преобладает торговля так называемой  «бумажной нефтью» - контрактами на куплю-продажу, которые в будущем никто на самом деле не собирается выполнять. И в 2014 г. в ответ на просьбу своего правительства американские банки выбрасывали на рынок всё новые и новые объёмы «бумажной нефти», сбивая её цену. Формально такого решения не принимал никто - ни президент Обама, ни конгресс. Более того, следуя букве американских законов о рынке, такая деятельность носила противозаконный характер. Однако в сегодняшнем мире самые сильные удары наносятся не по законам, а «по понятиям».
-  Но с 2017 г. нефть снова заметно подорожала. Как американцы это допустили?
- Эксперты говорят, что рост начался благодаря скоординированным действиям ОПЕК и России по ограничению добычи углеводородов. Однако, если внимательно посмотреть на структуру нефтяного рынка, видно, что рост опять происходит за счёт целенаправленных операций с «бумажной нефтью». Американские банки сейчас играют на повышение. Почему именно сейчас? Всё просто. США достраивают нефтегазо­проводы, а также нефтяные и газовые терминалы на восточном и в меньшей степени на западном побережье. Чтобы финансировать строительство, нужна дорогая нефть. Вся эта работа должна быть закончена в основном в 2019 г. С этого момента американцы вновь станут крупнейшими производителями нефти в мире. Их нефть хлынет на европейский и в меньшей степени  на японский и южноазиатский рынки. Как только всё будет готово, главной задачей американцев станет изгнание из Европы своих нефтяных и газовых конкурентов. По нефти таких претендентов три - Иран, Венесуэла и Россия, по газу один - Россия.
Кто проигрывает в войнах
- Кто становится объектом финансовых атак? Только ли геополитические соперники?
- Совсем нет. Наибольшего эффекта американцы добились в 1956 г., когда они впервые целенаправленно применили финансово-экономическое оружие против Великобритании и фунта стерлингов. Они сами отмечают это. Поражение в финансово-экономической борьбе с США стало одним из ключевых факторов крушения британской, а заодно и французской колониальной империи на рубеже между 1950-ми и 1960-ми гг.
- Насколько Россия готова к тому, чтобы противостоять таким операциям? 
- Cами по себе они неспособны разрушить до основания нашу экономику. Проблема в  другом. Практически во всех изделиях, произведённых в России, чрезмерно велика зарубежная компонента. Поэтому сегодня мы плохо готовы к полномасштабному противостоянию военно-финансовым операциям не по экономическим, а по технологическим причинам. Именно от решения этих проб­лем зависит наша способность к преодолению серьёзных кризисов.

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии