9146
Ещё одна стратегическая победа России: отечественные газовозы
Источник: Живой Журнал
·
Автор: Такое Небо
Как и многие другие высокотехнологичные изделия, специализированные газовозы в Советском Союзе не производились. Был единичный опыт установки цистерн на стандартный советский танкер, после чего газовозы стали закупать в Японии.
Сегодня и уже на протяжении нескольких десятилетий южнокорейские судостроительные компании являются ведущими мировыми производителями танкерных судов.
Занять эту нишу и стать технологическими лидерами в этой области им удалось за счет многих удачно сложившихся факторов: огромных денежных вливаний, удачной конъюнктуры рынка на тот момент, действий США, фактически подорвавших безудержный экономический рост Японии путем давления и чуть ли не принудительного роста курса японской йены.
Но главное - правительство Южной Кореи захотело и сумело воспользоваться всеми этими возможностями и предприняло ряд беспрецедентных протекционистских мер в отношении местного судостроительного бизнеса.
И когда еще несколько лет назад на одном из крупных экономических форумов России Владимиром Путиным было несколько раз акцентировано внимание на необходимости таких же «не совсем рыночных мер поддержки» российского судостроения, как у корейцев, стало понятно, что эта отрасль скоро может получить ускоренное развитие.
Так и получилось. Постепенно стала меняться стратегия работы правительства, начали приниматься программы по диверсификации экономики, поддержке ряда наиболее важных отраслей и усилению протекционистских мер.
Помнится, что многие сторонники так называемой классической модели рыночной экономики на всех площадках в один голос кричали о курсе на госкапитализм и чрезмерную социализацию экономики, о пагубности прямого управления проектами и, вообще, о необходимости оставить все как есть на саморегулирование «свободного рынка», который сам все решит.
Как оказалось, не решил. Но основы намеченной работы были сделаны. И где бы мы были сейчас после стремительного роста санкционного давления, если бы за эти годы не были построены многие заводы, фабрики и судостроительные верфи.
Одна из нескольких стратегически важных верфей «Звезда» была построена на Дальнем Востоке.
Уже тогда было ясно, что Запад идет на обострение конфликта по всем направлениям и ждет удачного повода для санкционного вала. Поэтому было принято решение об ускорении создании российского танкерного флота.
Для этого решили пойти по классическому пути модернизации (по примеру США, Японии, Южной Кореи и Китая) и подписать договор с Южной Кореей о постройке нескольких гигантских газовозных судов.
Главное в этом проекте заключалось не столько в физической постройке судов, хотя и они, как показала практика, в условиях подрыва двух газопроводов становятся по многим направлениям незаменимыми средствами доставки, сколько на совместную работу, изучение иностранного передового опыта и трансфер технологий.
Однако проект по известным причинам прошедшего года завершен не был.
Сначала у Совкомфлота возникли технические причины по переводу денег корейцам из-за санкционных ограничений. Проблема была решена, но уже под откровенно надуманными предлогами корейцы свернули сотрудничество и оставили недостроенными 3 танкера Совкомфлота для нужд (перевозки сжиженного газа с завода СПГ-2) энергетической компании НОВАТЭК.
Возник вопрос - что делать дальше? В условиях небывалых санкций рассчитывать на возобновление контракта было нельзя, как, впрочем, и на сотрудничество с другими мировыми судостроительными компаниями.
А доделывать приходилось всё. Точнее, самое важное - двигатель и грузосодержащие системы (ГСС), те самые уникальные резервуары, где хранится сжиженный транспортируемый газ.
Эти незаменимые ГСС поставляли на верфи «Звезды» из Франции от компании GTT. Она является мировым монополистом в плане производства и продажи уникальных мембранных резервуаров ГСС. Однако французы вслед за корейцами разорвали контракт.
Решение правительство вскоре все-таки нашло. На одной из ближайших конференций в Санкт-Петербурге руководители Атомэнергомаша, Крыловского государственного научного центра и "ОКБМ Африкантов" заключили соглашение о разработке новейших, не имеющих мировых аналогов прорывных ГСС.
Не алюминиевых, как предлагают монополисты из французской компании, а на полимерной основе и отдельно от танкеров, что существенно облегчает и ускоряет строительство. Чтобы не разбираться во всех технических тонкостях российских систем, можно сказать коротко - они легче, прочнее, дешевле и надежнее западных.
Оставался только один немаловажный вопрос - двигатели. Проанализировав ситуацию и сделав техническое заключение, специалисты пришли к выводу, что для их производства прекрасно подходят некоторые уникальные российские разработки на основе парогазового цикла и нового рулевого комплекса.
Приятно отметить, что очередная санкционная атака успешно отбита правительством и, как оказалось, довольно эффективными российскими компаниями.
А корейцы, поддавшись давлению Вашингтона, трусливо сбежали и потеряли не только огромные деньги, а стоимость одного газовоза оценивалась в 253 млн долларов, но и возможность знакомства с российскими передовыми технологиями. Которые мы создали и начали использовать почему-то только после прекращения западной помощи. Предвосхищая критику скажу - а иначе никак. Чтобы внедрить что-то новое (свое), придется отказаться от старого (чужого), делать это параллельно и постепенно достаточно проблематично, да и времени нет сейчас на это.
Кто выиграл в этом противостоянии? Правильно будет сказать, кто проиграл. И это точно не Россия. Как оказалось, у нас есть все, для того, чтобы развиваться - есть и технологии и амбициозные компании, готовые занимать огромный рынок и самое главное - люди.
Сегодня и уже на протяжении нескольких десятилетий южнокорейские судостроительные компании являются ведущими мировыми производителями танкерных судов.
Занять эту нишу и стать технологическими лидерами в этой области им удалось за счет многих удачно сложившихся факторов: огромных денежных вливаний, удачной конъюнктуры рынка на тот момент, действий США, фактически подорвавших безудержный экономический рост Японии путем давления и чуть ли не принудительного роста курса японской йены.
Но главное - правительство Южной Кореи захотело и сумело воспользоваться всеми этими возможностями и предприняло ряд беспрецедентных протекционистских мер в отношении местного судостроительного бизнеса.
И когда еще несколько лет назад на одном из крупных экономических форумов России Владимиром Путиным было несколько раз акцентировано внимание на необходимости таких же «не совсем рыночных мер поддержки» российского судостроения, как у корейцев, стало понятно, что эта отрасль скоро может получить ускоренное развитие.
Так и получилось. Постепенно стала меняться стратегия работы правительства, начали приниматься программы по диверсификации экономики, поддержке ряда наиболее важных отраслей и усилению протекционистских мер.
Помнится, что многие сторонники так называемой классической модели рыночной экономики на всех площадках в один голос кричали о курсе на госкапитализм и чрезмерную социализацию экономики, о пагубности прямого управления проектами и, вообще, о необходимости оставить все как есть на саморегулирование «свободного рынка», который сам все решит.
Как оказалось, не решил. Но основы намеченной работы были сделаны. И где бы мы были сейчас после стремительного роста санкционного давления, если бы за эти годы не были построены многие заводы, фабрики и судостроительные верфи.
Одна из нескольких стратегически важных верфей «Звезда» была построена на Дальнем Востоке.
Уже тогда было ясно, что Запад идет на обострение конфликта по всем направлениям и ждет удачного повода для санкционного вала. Поэтому было принято решение об ускорении создании российского танкерного флота.
Для этого решили пойти по классическому пути модернизации (по примеру США, Японии, Южной Кореи и Китая) и подписать договор с Южной Кореей о постройке нескольких гигантских газовозных судов.
Главное в этом проекте заключалось не столько в физической постройке судов, хотя и они, как показала практика, в условиях подрыва двух газопроводов становятся по многим направлениям незаменимыми средствами доставки, сколько на совместную работу, изучение иностранного передового опыта и трансфер технологий.
Однако проект по известным причинам прошедшего года завершен не был.
Сначала у Совкомфлота возникли технические причины по переводу денег корейцам из-за санкционных ограничений. Проблема была решена, но уже под откровенно надуманными предлогами корейцы свернули сотрудничество и оставили недостроенными 3 танкера Совкомфлота для нужд (перевозки сжиженного газа с завода СПГ-2) энергетической компании НОВАТЭК.
Возник вопрос - что делать дальше? В условиях небывалых санкций рассчитывать на возобновление контракта было нельзя, как, впрочем, и на сотрудничество с другими мировыми судостроительными компаниями.
А доделывать приходилось всё. Точнее, самое важное - двигатель и грузосодержащие системы (ГСС), те самые уникальные резервуары, где хранится сжиженный транспортируемый газ.
Эти незаменимые ГСС поставляли на верфи «Звезды» из Франции от компании GTT. Она является мировым монополистом в плане производства и продажи уникальных мембранных резервуаров ГСС. Однако французы вслед за корейцами разорвали контракт.
Решение правительство вскоре все-таки нашло. На одной из ближайших конференций в Санкт-Петербурге руководители Атомэнергомаша, Крыловского государственного научного центра и "ОКБМ Африкантов" заключили соглашение о разработке новейших, не имеющих мировых аналогов прорывных ГСС.
Не алюминиевых, как предлагают монополисты из французской компании, а на полимерной основе и отдельно от танкеров, что существенно облегчает и ускоряет строительство. Чтобы не разбираться во всех технических тонкостях российских систем, можно сказать коротко - они легче, прочнее, дешевле и надежнее западных.
Оставался только один немаловажный вопрос - двигатели. Проанализировав ситуацию и сделав техническое заключение, специалисты пришли к выводу, что для их производства прекрасно подходят некоторые уникальные российские разработки на основе парогазового цикла и нового рулевого комплекса.
Приятно отметить, что очередная санкционная атака успешно отбита правительством и, как оказалось, довольно эффективными российскими компаниями.
А корейцы, поддавшись давлению Вашингтона, трусливо сбежали и потеряли не только огромные деньги, а стоимость одного газовоза оценивалась в 253 млн долларов, но и возможность знакомства с российскими передовыми технологиями. Которые мы создали и начали использовать почему-то только после прекращения западной помощи. Предвосхищая критику скажу - а иначе никак. Чтобы внедрить что-то новое (свое), придется отказаться от старого (чужого), делать это параллельно и постепенно достаточно проблематично, да и времени нет сейчас на это.
Кто выиграл в этом противостоянии? Правильно будет сказать, кто проиграл. И это точно не Россия. Как оказалось, у нас есть все, для того, чтобы развиваться - есть и технологии и амбициозные компании, готовые занимать огромный рынок и самое главное - люди.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии