👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

«И пусть солнце знаменем встаёт…» Русские герои итальянского Сопротивления
20 марта 2021 г.
9824

«И пусть солнце знаменем встаёт…» Русские герои итальянского Сопротивления

Источник: aif.ru
Автор: Александр Звягинцев
На территории Италии в партизанских отрядах воевало порядка 5 тыс. солдат и офицеров Красной Армии.
О малоизвест­ных русских героях итальянского Сопротивления рассказывает писатель, ­вице-президент Российского союза криминалистов и криминологов, с 2000 по 2016 г. зам. Генпрокурора России Александр Звягинцев.

Княжна, художник, два священника


10 июля 1943 г. британский десант высадился на Сицилии. 25 июля король Виктор Эммануил III отстранил Муссолини от власти. 8 сентября того же года Италия объявила о своём выходе из войны. Однако в этот же день немцы оккупировали север Италии.
Тем временем с юга постепенно продвигались союзные войска. И немцы, и союзники стремились к Риму. После жестоких двухдневных боёв город оккупировали нацисты. Рим становится центром итальян­ского Сопротивления, хотя нем­цы и объявили его «открытым городом», – чтобы сохранить его для потомков, в нём запрещалось вести боевые действия. Партизаны делят Вечный город на 8 частей и в каждую направляют боевую ячейку, которая организует саботажи, атакует военные конвои, нападает на солдат вермахта. Нигде в Италии и в других столицах Европы подобного не происходило.
В римском Сопротивлении участвовало и русское антифашистское подполье. Эта сеть была организована русскими, которые поселились в Риме ещё до войны. Многие из них принадлежали к аристократическим кругам и были ярыми врагами большевиков. В их числе: княжна, художник и два священника. Но, когда Германия напала на Советский Союз, эти люди объединились.
Один из героев русского подполья, Алексей Флейшер, тогда сказал: «Я не белый. Я не красный. Я русский». Выходец из дворянской семьи, после революции Флейшер вместе с кадетским корпусом оказался в Европе. Он пересёк Болгарию и добрался до Белграда. В 1942 г., после начала нацистской оккупации Югославии, его арестовали итальянские солдаты и отправили в Рим. Вскоре он оказался на свободе и какое-то время перебивался случайными заработками. Затем устроился метрдотелем в посольство королевства ­Сиам, которое римляне называли «Вилла Тай».
После событий 8 сентября 1943 г., когда итальянский король бросил столицу и бежал, дипкорпус королевства Сиам тоже покинул здание. Там Алексей Флейшер и начал соз­давать общество для поддерж­ки русских военнопленных, которых немцы стали активно привозить в Италию на принудительные работы ещё во второй половине 1943 г. Они содержались в нескольких десятках концлагерей на севере страны. С помощью партизан Флейшер помогал советским пленным бежать, а потом прятал их на «Вилле Тай». Нацисты туда не заглядывали – им и в голову не приходило ­искать там беглецов.
В октябре 1943 г., узнав, что в Монтеротондо, в 25 км от Рима, привезли несколько десятков красноармейцев, Флейшер с друзьями-итальянцами отправились туда. Среди пленных были Алексей Коляскин и Анатолий Тарасенко, которые позже возглавят небольшие группы бойцов с фашистами.
Пленных содержали на последнем этаже старинного Палаццо Орсини. Там располагался штаб немецкой армии. В день побега группа под руководством Тарасенко уходила без особого шума через крышу дома, вторая, которой командовал Коляскин, действовала более рискованно: в воскресенье, когда немецкая охрана перепилась, её перебили. Проводник-итальянец провёл обе группы в пещеру, где их уже ждали мест­ные партизаны. Потом отсюда красноармейцы вместе с местными партизан­скими отрядами отправлялись на задания. Русские имели боевой опыт и лучше всех умели идти в атаку – сражались храбро и жертвенно. Это признавали сами итальянцы.
В разных районах Рима Флейшер создал около 40 конс­пиративных квартир, где скрывались группы советских партизан. Хозяевами были и русские эмигранты, и итальянские анти­фашисты. К тому времени партизанские отряды по всей стране оттянули на себя крупные силы нацистов. Партизанское движение фактически превратилось в самостоятельную армию.
Бойцы отряда движения Сопротивления на крыше дома во время вооруженного восстания в Милане. Фото: РИА Новости

Капитано Руссо


В июне 1944 г. ими была освобождена большая территория в провинции Модена. Партизанам удалось выбить нацистов из неприступной средневековой крепости Ла Рокка. Так была провозглашена одна из первых в Италии свободных от немцев зон – республика Монтефьорино.
Большую роль в установлении республики сыграл Русский ударный батальон, сформированный из советских военнопленных, бежавших из немецких концлагерей. Были в нём также чехо­словаки, австрийцы и даже один темнокожий американец – в общей сложности 550 человек. Коман­довал им Владимир Переладов – все называли его Капитано Руссо. В 1941-м он, московский студент, вступил в народное ополчение и стал командиром артиллерийской батареи. Был ранен, попал в плен под Вязьмой. Трижды бежал. Неудачно. В Италию его привезли на строительство укреплений Готской линии. Но он бежал и отсюда – на этот раз удачно. Местный рабочий велосипедной фабрики Дини Куэрино спрятал Переладова в стогу сена. Дини и его жена Роза выходили русского парня – при росте 186 см он весил 50 кг. Переладов заменил Дини и Розе родного сына, погибшего в России. А они стали его ­семьёй…

Русский баталь­он был одним из самых мощных военных подразделений, участвовавших в итальянском Сопротивлении: бойцы батальона взорвали 212 мостов, захватили в плен 4,5 тыс. немецких солдат и офицеров. Это были закалённые воины.
По вечерам бойцы батальона пели песни: грузины затягивали «Сулико», украинцы – «Распрягайте, хлопцы, коней», русские – «Катюшу». «Катюша» очень полюбилась итальянцам своей мелодичностью. В годы Сопротивления на музыку «Катюши» было написано несколько итальянских текстов, самый известный из них принадлежал партизану Феличе Кашоне из Лигурии. Благодаря ему родилась песня, ставшая гимном всех партизан в Италии, – «Свистит ветер».
Ветер свищет и бушует вьюга,
Босиком, но всё равно идём.
Красную весну себе мы отвоюем,
И пусть солнце знаменем встаёт.

Вооруженный отряд движения Сопротивления шагает по улицам Милана во время Второй Мировой войны. 1945 год. Фото: РИА Новости

46 дней свободы


В республике Монтефьорино налаживалась новая, свободная жизнь. Народные администрации решали насущные проблемы: восстанавливали дороги и мосты, обеспечивали население продовольствием, были вновь открыты школы, и детей стали обучать не по фашистским, а по новым учебным материалам. Республика Монтефьорино продержалась 46 дней. Немцы бросили на её уничтожение 6 соединений регулярной армии. Отряд Переладова вместе с итальян­скими партизанами само­отверженно сдерживал натиск фашистов, но силы были неравными... В конце июля 1944 г. республика Монтефьорино была задушена. Но она осталась в истории как одно из самых главных завоеваний Сопротивления на Апеннинском ­полуострове.
4 июня 1944 г. англо-американские войска вошли в Рим. На улицы повалил народ – свобода! Спустя 271 день война в Риме была окончена. То тут, то там раздавались крики: «Русские в городе!» Но откуда русским быть в Риме? Ведь советские войска Италию не освобождали… Люди устремились на улицу Номентана – там перед зданием с тремя белыми слонами на барельефе реял красный советский флаг. На балконе второго этажа выстроились люди с автоматами. Повсюду слышалась русская речь. В этом празднике изгнания гитлеровцев из Вечного города участ­вовали советские граждане, активно сражавшие­ся плечом к плечу с римлянами. Среди них были и участники организации Алексея Флейшера. Колонной в полсотни человек они вышли из «Виллы Тай» под советским красным флагом. Этот флаг они сделали из тайского флага, развевавшегося над посольством королевства Сиам, и с ним через весь город пришли в Ватикан – на торжественный приём к Папе Римскому.
Вскоре в Рим прибыли представители советского государст­ва. Флейшер передал уполномоченному по репатриации 182 спасённых им военнопленных, в числе которых было 11 офицеров. Они возвращались домой. Но по законам того времени по возвращении в СССР всем им пришлось помытарствовать – одному меньше, другому больше, всех их неоднократно проверяли.
Флейшер вернулся в СССР позже всех, в 1956-м. Ему не разрешили жить в столице, он работал в Ташкенте картографом. Единственной семьёй для Флейшера были его бывшие соратники – они переписывались, встречались. Благодаря писателю Сергею Смирнову, который опубликовал о партизанах очерк, их перестали считать изгоями, начали приглашать на мероприятия, связанные с войной.
Наиболее благополучно сложилась судьба Владимира Переладова. Он долго работал на Крайнем Севере, потом занимал высокий пост в Госплане СССР. Прожил почти 90 лет.
А русским героям, оставшимся лежать в итальянской земле, установлены памятники и обелиски в Милане, Турине, Генуе, Удине…


Советские партизаны под итальянским солнцем: самый далёкий «фронт»
Советских граждан в Италию привезли нацисты на принудительные работы и смерть. Тысячам удалось бежать. Они продолжили войну в рядах итальянского Сопротивления, сражались плечом к плечу с британскими SAS и даже прошли победным маршем по улицам Рима под красным знаменем — на встречу с папой римским.
***
Когда союзные армии высадились на Сицилии, Италия бурлила недовольством - от хижин бедняков до палаццо аристократов.
Итальянского вождя свергли. К тому времени всё было настолько очевидно, что Муссолини пришёл на заседание Большого фашистского совета с парой гранат. Но всё прошло куда скучнее — в итоге король Виктор Эммануил III снял его с поста премьер-министра и заменил маршалом Бадольо.
После долгих переговоров, подковёрных интриг и вождения за нос нацистов Италия подписала с союзниками в Кассибиле сепаратное перемирие. После официального объявления об этом 8 сентября 1943 года в стране начался феерический бардак — даже по итальянским меркам. Именно он и позволил бежать из лагерей тысячам советских военнопленных.
Откуда они взялись в Италии? В этой стране нацисты и фашисты создавали лагеря прежде всего для рабского труда на предприятиях и строительстве дорог. К моменту подписания мира на севере Италии в каторжных условиях трудились до 20 тысяч пленных солдат и офицеров РККА.
Когда королевское правительство объявило о выходе из войны и союза с нацистами, итальянские охранники некоторых лагерей просто послали всё лесом. Пока дивизии вермахта и СС мчались на юг брать Рим и выстраивать новую линию фронта, пленным выдалось около двух суток, когда из лагерей можно было уйти без особых проблем. Этим шансом воспользовались тысячи советских пленных, растворившись в Альпах и Апеннинах.
После заключения мира в Италию немцы пришли как оккупанты, взбешённые «предательством». Вытащенный Скорцени из-под ареста Муссолини стал их марионеткой, служить ему отказались 95 процентов старой итальянской армии, которую «Итальянской социальной республике» пришлось создавать с нуля. Нацисты стали вести себя в привычной манере: зверства, массовые казни, сожжённые деревни. В ответ Италия встала на дыбы.
Десятки, а затем и сотни тысяч итальянцев ушли в горы и советские военнопленные стали активнейшими участниками этой войны.
Итальянцы очень ценили русских бойцов за их отвагу, боевой опыт и непримиримость к врагу. Из числа оставшихся в лагерях пленных итальянские партизаны стремились освобождать в первую очередь советских: англичане и американцы обычно хотели добраться до своих войск за линией не очень далёкого фронта или до швейцарской границы. Советские — бить нацистов и мстить за всё.
Чаще всего советские партизаны и их отряды примыкали к «гарибальдийцам»: итальянским повстанцам коммунистических взглядов, составлявшим наибольшую долю личного состава движения Сопротивления. Ведь и до, и после войны Италия была одним из оплотов мирового коммунистического движения, которое не смог подавить даже Муссолини. В отличие от многих стран Северной и Восточной Европы, здесь идеям Маркса и Энгельса сочувствовали миллионы, и были готовы за них сражаться и умирать.
Двадцать пятого ноября 1943 года в Милане подпольщики создали командование гарибальдийских ударных отрядов, названных так в честь знаменитого освободителя итальянских земель Джузеппе Гарибальди. Движение стремительно ширилось. Уже в начале 1944 года действовали сотни партизанских бригад. К лету на карте оккупированной Северной Италии появились 15 партизанских республик, где власти оккупантов и фашистов не было. По немецким докладам, только счёт убитых в партизанских атаках солдат вермахта и СС шёл на тысячи в месяц.
Советские отряды и роты появлялись по всей Италии. В регионе Реджо-нель-Эмилия возник даже целый ударный батальон советских гарибальдийцев. Он родился в мае 1944 года в ходе тяжёлых боёв партизанских бригад за город Монтефьорино. Его возглавил лейтенант Владимир Переладов, сражавшийся и попавший в плен под Москвой в 1941 году.
«Капитано Руссо», ходивший в ярко-красной куртке и бивший нацистов в промышленных масштабах, стал настоящей легендой итальянского партизанского движения.
После разгрома крупного отряда дивизии «Герман Геринг» у деревни Пьянделаготти немецкое командование назначило за голову «сталинского шпиона, распространяющего большевизм», 300 тысяч лир. Оно было уверено, что партизаны так воевать не могут, и против них действует специально заброшенный Сталиным отряд элитных парашютистов РККА. Бойцы русского ударного батальона до конца войны подорвали 121 мост, уничтожили 350 транспортных средств, а также тысячи нацистских и фашистских солдат и взяли более четырёх с половиной тысяч пленных— при том, что партизаны их берут редко.
Комиссаром батальона стал Анатолий Тарасов — рядовой, попавший в плен под Лугой в том же 1941-м. Его в числе прочих советских военнопленных спасла знаменитая партизанская семья Альчидо Черви и заплатила за это гибелью семи братьев в фашистских застенках. Тарасов стал «восьмым сыном» Черви-старшего и доказал, что достоин этого имени. Он участвовал во многих отчаянных операциях, в том числе освобождая других пленных, и как-то раз возглавил наглое «отжатие» у немцев оружия на целый полк.
В ночь с 13 на 14 ноября русский ударный батальон по заданию командования штурмом преодолел фронт немцев, перешёл Апеннинский хребет по Тосканскому перевалу и вышел к американцам — которых удивил и впечатлил маршем с красным знаменем под громкое хоровое исполнение «По долинам и по взгорьям».
Советские отряды воевали по всей сражающейся Италии. Были и бойцы-одиночки в составе сугубо итальянских бригад. Гвардии рядовой Фёдор Полетаев сражался под Генуей в отряде партизанской дивизии «Пинан Чикеро». В бою под Канталупо 2 февраля 1945 года он отчаянной атакой и стрельбой из «Стэна» принудил к сдаче группу mongoli — солдат Туркестанского легиона вермахта, — но сам погиб. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза и итальянскую золотую медаль «За воинскую доблесть».
Советские партизаны плечом к плечу с британскими SAS
Партизанам Италии активно помогали союзники. При большинстве бригад действовали офицеры связи, чаще всего британские. Но последней военной зимой британское командование неожиданно потребовало от партизан прекратить сражаться до весны.
Официальными причинами были отсутствие у союзников планов наступать на немецкие укрепления зимой в горах и нежелание бессмысленных жертв среди партизан и мирных жителей. Неофициальная же причина — опасения британцев и американцев по поводу бурного роста числа партизан на фоне огромной популярности среди них коммунистических идей.
Ни Лондону, ни Вашингтону, ни Риму не нужна была в послевоенной Италии армия из сотен тысяч вооружённых и опытных коммунистических повстанцев — тем более, что в Греции уже вовсю кипела война ровно таких же партизан с британскими оккупационными войсками и королевской армией.
В марте 1945 года майор Рой Фарран, командир 3-го батальона 2-го полка SAS, настоял на проведении лихой операции в немецком тылу с привлечением партизан. Легендарный британский «спецназовец» планировал разгромить и уничтожить командование целого 51-го горного корпуса вермахта в Альбинее. За линией фронта Рой и его люди вместе с партизанами создали батальон «Аллеата», и приступили к тренировкам перед операцией «Томбола». Частью батальона стала рота из 70 бывших советских военнопленных под командованием лейтенанта Красной армии Виктора Пирогова.
В последний вылет сводному батальону сбросили разобранную 75-мм горную гаубицу и шотландца Киркпатрика в килте и с волынкой (нет, это не шутка. — Прим. ред.). В последний момент британское командование всё по тем же причинам попыталось отменить операцию, сославшись на нацистские карательные действия, — но майор Фарран в лаконичных и крепких английских выражениях заявил, что идёт в бой, кто бы там что ни думал.
Ночью 27 марта началась атака. Базуку, которой собрались вышибить двери штаба, заело, поэтому родезиец Кеннет Харви вышел и расстрелял в упор охрану из четверых немецких солдат. И пошла потеха — для пущего сюрреализма под звуки волынки: чтобы дать понять немцам и фашистам, что работают британцы, а не местные, и снизить вероятность ответной резни мирных жителей.
Пока британцы и итальянцы устраивали избиение штаба немецкого корпуса и его охраны, советская рота держала внешний контур, чтобы процесс не прервался раньше времени. Шокированные произошедшим и дезорганизованные гибелью штаба корпуса, нацисты бросили карателей в горы только спустя две недели. Их удалось отбросить — в чём особенно преуспела советская рота Виктора Пирогова.
После всего этого сводный батальон британских спецназовцев и итальянско-советских партизан лихо «ураганил» на немецких коммуникациях до конца войны, попутно спасая сбитых союзных лётчиков.
25 апреля 1945 года грянуло итальянское национальное восстание. Ещё до прихода союзных армий по призыву центра партизанского сопротивления города поднялись против оккупационных гарнизонов. На помощь им с гор спустились партизанские бригады и дивизии. В считанные часы и дни множество районов и 125 городов были освобождены. В их числе — Флоренция, Болонья, Модена, Генуя, Турин, Новара, Милан, Верона, Падуя, Венеция, Удине, Триест. Некоторые, как Турин, с тяжёлыми боями. Почти все немецкие и фашистские дивизии были вынуждены сдаться не союзной 15-й группе армий, а партизанам.
В этих сражениях тоже активно участвовали советские партизаны, бывшие военнопленные. По сей день о пяти сотнях павших в боях напоминают памятники и могилы на кладбищах двухсот итальянских городов и деревень.
©А. Костенков

Обложка: Одно из подразделений русского ударного батальона, входящего в состав итальянского движения Сопротивления в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Лето 1944 года в Италии. Фото РИА Новости

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии