Как объяснить пустоту: прозрения Александра Крубера

25.11.2021

Как объяснить пустоту: прозрения Александра Крубера

Источник: rgo.ru @ Екатерина Самохина

Пожалуй, единственное место на суше, где ещё можно совершать полноценные географические открытия, — это пещеры. Интересно, что место, считающееся первым человеческим жилищем, всерьёз изучать стали сравнительно недавно. Термин «спелеология» был впервые применён в России только в 1915 году. А природу образования пещер описал Александр Крубер, выдающийся физико-географ, основоположник русского и советского карстоведения.

Русский спелеолог №1

Летом 1897 года Александр Крубер, едва окончивший Московский университет, по наставлению научного руководителя Дмитрия Анучина решает заняться изучением карстовых озёр и болот Тульской области. Для молодого человека это был шанс заняться серьёзной наукой, а для всего человечества — первым шагом к открытию подземного мира.

Как объяснить пустоту: прозрения Александра Крубера

Александр Крубер. Фото: wikipedia.org

Процессы и явления, связанные с деятельностью воды в горных породах, следует называть карстом. Проще говоря, размытие, растворение, вымывание пород с последующим преобразованием их в разного рода формы рельефа: воронки, провалы, щели, колодцы, шахты, пещеры и прочее. Разумеется, не все породы подвержены размытию. Чтобы дружить с карстом, вам нужно быть гипсом, известняком, мелом, мергелем или мрамором.

Карст заинтересовал Крубера с первых же исследований. В 1900 году, после научной практики в Тульской области, он выступил с обобщающим докладом «О карстовых явлениях в России» на заседании Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Казалось бы, обычный научный доклад на рядовой, как мы бы сейчас сказали, научной конференции. Однако работа знаменовала собой новый этап в изучении карста. Молодой Крубер впервые демонстрирует карту районирования карстовых областей, отмечает их важность в теоретическом (вопросы геоморфологии и гидрографии) и практическом планах (строительство). А кроме того, предлагает несколько вариантов организации исследования карста.

Как объяснить пустоту: прозрения Александра Крубера

Пещера Жёлтая. Фото: Елена Пахалюк, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»

Собственной работой в течение десятка лет Крубер доказывает свои идеи. Основной областью изучения он выбирает Горный Крым и Кавказ, так как они являются классическим примером карстовых районов. Вопрос, интересовавший Крубера, — циркуляция воды в карсте. И главный вывод, сделанный им за время изучения, стал новаторским. «Как в глубоком, так и в мелком карсте возможно нормальное существование и развитие грунтовых вод, однако возможны препятствия со стороны ряда факторов», — писал учёный.

Крубер изучал карст не как «вещь в себе», он рассматривал процессы в развитии, давал разносторонний анализ физико-географических условий: климатические особенности, роль снега, значение почвенных растворов и растительности. За эту работу в 1915 году Русское географическое общество удостоило его Серебряной медали имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского.

В годы экспедиций по Горному Крыму Крубер уже был спелеологом, хотя названия для подобного рода деятельности ещё не существовало. Он не переоценивал значение своих исследований: «Мне лично мешали подробному изучению пещер Крыма недостаточность снаряжения, малочисленность участников поездки (не считая проводников — не более 2, а некоторые пещеры я посещал один), необходимость покидать пещеры, чтобы искать ночлег».

В 1911 году Крубер отправляется в экспедицию на Кавказ, его интересует Арабика.

Как объяснить пустоту: прозрения Александра Крубера

Схема горного массива Арабика.

Арабика — горный массив Западного Кавказа. Расположен в Абхазии у города Гагра. Поверхность массива изобилует многочисленными карстовыми воронками, колодцами и шахтами. Здесь находятся две самые глубокие пещеры мира — пещеры Верёвкина (2212 м) и Крубера-Воронья (2199 м).

Впрочем, об этих пещерах-рекордсменах станет известно много позже. Разумеется, главный его интерес составляет карст, природные источники, климат, при этом добрая половина книги «Поездка на Арабику» посвящена художественному описанию природы и забавных случаев из путешествия. Он, как и все географы, неисправимый романтик. То, что многие назовут обычной лесной аллеей, Крубер провозгласит дорогой в таинственный лес, а сухие виноградные лозы, закрывающие вход в пещеру, превратятся в тропические беседки и подвесные мосты.

«Яркая зелень деревьев, увитых лианами, синева моря и лазурь неба, убегающая вдаль смело очерченная береговая дуга Гагринского залива, змеёй извивающаяся внизу линия шоссе, — всё это вместе составляло очаровательную, полную красок и жизни картину, от которой не хотелось оторваться», — писал Александр Крубер.

Во время экспедиции, изучая роль снега в образовании карстовых воронок, Крубер спустился в одну из пещер.

«Эта трещина сверху донизу разрезает всю толщу горной породы, а на дне её также лежит снег. Общая глубина трещины не менее 15 метров, а длина образовавшегося вдоль трещины хода, насколько её можно проследить, метров 65. Впрочем, и здесь трещина не кончается, а продолжает идти наклонно вглубь, но делается настолько узкой, что дальнейшее следование по ней не представляется возможным».

Александр Крубер «Поездка на Арабику»

Быть может, тогда, больше века назад, Александр Александрович первым ступил на территорию одной из глубочайших пещер мира. И то, что для него тогда казалось непроходимой узостью, за сто лет могло превратиться в доступный для спелеологов проход.

В результате своей экспедиции на Арабику Крубер объяснил образование пещер естественным путём, то есть эпигенным. Эпигенный способ образование пещер — это движение поверхностных вод, осадков, талых снегов в глубь рельефа. При определённых условиях и благоприятных породах (гипс, известняк, мел, мергель, мрамор) вода просачивается внутрь и, размывая и растворяя породу, спустя миллионы лет образует трещины, ходы, галереи, что впоследствии превращаются в пещеры.

Другой способ образования пещер — гипогенный. В этом случае также «работает» вода, однако не поверхностная, а подземная. Напорные воды при сильном давлении стремятся наверх, буквально пробивая себе путь к солнцу, образуя при этом те же галереи, ходы и трещины. А в будущем — пещеры.

Как объяснить пустоту: прозрения Александра Крубера

Вход в пещеру Крубера. Фото: Юрий Касьян

В 1960 году Тамаз Кикнадзе в составе грузинской спелеологической экспедиции поднялся на массив Арабика. Это была поисковая экспедиция, в ходе которой была обнаружена весьма перспективная шахта. Члены экспедиции спустились на 150 метров вглубь и решили дать ей имя Крубера, который, как помнили спелеологи, внёс большой вклад в изучение здешнего карста. «Крубер был один из пионеров-исследователей, ступивших на землю Арабики, и поэтому вторую по глубине пропасть этого массива мы назвали его именем», — писал Кикнадзе.

Интересно, что в отличие от горных вершин топ самых глубоких пещер постоянно меняется. В ХХ веке, когда возникла настоящая «пещерная лихорадка», первенство многократно переходило от одной пещеры к другой. Дело в том, что спелеологи не останавливаются в исследовании пещер и выходят на новые глубины. С января 2001-го по август 2017-го пещера Крубера-Воронья считалась глубочайшей на планете. Интересно её название. Из-за частых перерывов в её исследовании, а также из-за отсутствия топографических карт про пещеру забывали, и при повторном её обнаружении она получала новые названия. Первое и последнее решено было сохранить и объединить.

Как объяснить пустоту: прозрения Александра Крубера

Геннадий Самохин исследует сифоны пещеры Крубера. Фото: Юрий Касьян

На данный момент глубина пещеры составляет 2199 метров. Исследования проводились в течение 54 лет. В 2012 году в пещере Крубера был установлен мировой рекорд. Учёный секретарь Отделения РГО в Республике Крым, президент Российского союза спелеологов Геннадий Самохин совершил погружение в сифоне «Два Капитана» на 50,5 метра, достигнув отметки  2196 метров.

Рекорд продержался до 2017 года, когда другая группа российских спелеологов смогла опуститься на 2212 метров в пещере Верёвкина, сделав её самой глубокой в мире. Находится она здесь же, на Арабике.

Точка опоры по Круберу

Александра Крубера интересовали не только пещеры. К примеру, он был автором первого учебника для высшей школы «Общее землеведение», писал работы по антропогеографии и страноведению, занимался физико-географическим районированием европейской части России. Выделение районов Крубер считал насущной задачей географии, видя в этом огромный практический смысл. «Различные экономические и культурные мероприятия только в том случае могут считаться целесообразными, если в основу их положено тщательное и всестороннее изучение особенностей той или другой страны», — отмечал он.

Свои полевые и теоретические исследования Крубер совмещал с преподавательской работой. Не случайно, что именно он уже после революции стал преемником своего учителя Дмитрия Анучина в роли руководителя кафедры географии Московского университета.

Крубер всей душой любил географию. Но он мечтал, чтобы и остальные полюбили её так же сильно. За многолетнюю преподавательскую практику сначала в 1-й мужской гимназии, где учился сам, потом в женском Николаевском институте, а ещё позже в МГУ он убедился в несовершенстве и схоластичности тогдашней школьной программы по географии. Это и подтолкнуло его к идее написать учебник.

В 1917 году Александр Крубер выпускает «Курс географии России» для школьников. В этой работе он систематизирует информацию, выводит новый, совершенно непривычный на тот момент способ её передачи и расстановки. По его словам, для лучшего усвоения материала необходимо сначала рассказывать детям о суше и об объектах, находящихся на ней. Это то, что дети могут видеть постоянно, — это легче представить, соответственно, и легче запомнить. Далее стоит говорить о морях и океанах и только потом — о недрах и природных ископаемых.

Как объяснить пустоту: прозрения Александра Крубера

Обложка учебника «Начальный курс географии». Электронная библиотека РГО

Учебники Крубера наполнены иллюстрациями, диаграммами, сравнительными таблицами. Он был убеждён, что визуализация упростит процесс изучения и повысит уровень вовлечённости.

Крубер считал, что география должна входить в тройку фундаментальных школьных дисциплин. Ведь ровно так же, как мы углублённо изучаем родной язык, нам необходимо изучать и родной край. В каждой работе, посвящённой той или иной отрасли географии, Крубер выделял отдельную главу для России. И неважно, учебник ли это, методичка или диссертация.

Во всех своих работах Крубер всегда старался объединить разные отрасли географии, рассматривая их как единое целое, искренне считая, что только с помощью их синтеза можно создать полноту картины.

«Изучение явлений и процессов, действующих на Земле, есть прямая обязанность географии, — настаивал Крубер. — Те географы, которые из опасения вторгнуться в чуждую им область геологии готовы с предупредительностью уступить геологам и физикам всю область физической географии, едва ли оказывают услугу нашей науке».

Горные рельефы непрестанно изменяются, появляются и исчезают страны, меняется сельское хозяйство, экономика, обычаи народов. Чтобы «описание лика Земли и истолкование его особенностей» было полным и максимально корректным, Круберу, как Архимеду, нужна была точка опоры. Таковой он видел географию.

Обложка: Алексей Липатов «Разверзлись небеса. Вертолётная пещера»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТАРИИ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: