4236
"Кирпич" и ключ из титана для Брежнева: яркие истории из жизни "Арктики"
Источник: rgo.ru
·
Автор: Александр Жирнов
За ярко-рыжий цвет рубки полярники прозвали его "кирпичом". Второй в истории человечества атомный ледокол планировали сделать белым, но капитан Юрий Кучиев сумел добиться, чтобы судно покрасили в приметный цвет, сразу бросающийся в глаза среди ледяных полей. Такой же яркой была и история корабля — не каждому дано первым достичь Северного полюса в свободном плавании. 50 лет назад — 3 июля 1971 года — в Ленинграде на Балтийском заводе был заложен атомоход "Арктика".
Официальным днём рождения судна считается дата подъёма на нём государственного флага. Для "Арктики" это 25 апреля 1975 года. После введения в эксплуатацию ледокол начал работу на Северном морском пути.
В то время судно казалось фантастическим. Рекордная для ледоколов мощность главной энергетической установки — 75 тысяч лошадиных сил, 148 метров в длину, 30 в ширину при осадке в 11 метров. Высота ходового мостика — 21 метр. Экипаж, в который входило немногим более ста человек, проживал в отдельных каютах. В его распоряжении — кают-компания, столовая, салоны отдыха, библиотека, бассейн, две бани, спортзал, служба быта, медицинский блок со стоматологической установкой и операционной. На палубе предусмотрено базирование вертолёта.
По своим "рабочим" возможностям ледокол также не имел конкурентов. Как вспоминал начальник службы контрольно-измерительных приборов и автоматики "Арктики" кандидат физико-математических наук, лауреат Государственной премии, почётный полярник Анатолий Адрианов, особенно запомнились ледовые испытания.
Даже первый в мире атомоход "Ленин" после модернизации, в содружестве с другими ледоколами на месяц позже, когда лёд уже был покрыт водой, выступающей в роли смазки, и смягчен теплом, тратил не менее недели на прокладку канала. "Арктика" сделала это за несколько часов.
После двух лет навигации на Северном морском пути правительство СССР в условиях секретности приняло решение об организации похода "Арктики" к Северному полюсу. Маршрут предложили и обосновали специалисты Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Он выглядел так: Новая Земля — Северная Земля — море Лаптевых — Северный полюс. При выборе пути учитывались данные многолетних наблюдений за поведением ледовых полей.
Экипаж "Арктики" усилили учёными — сотрудниками профильных институтов и предприятий. Возглавил научно-практический экспериментальный рейс министр Морского флота СССР Тимофей Гуженко. Планировали уложиться в 29 суток. 9 августа 1977 года в 20:00 по московскому времени капитан Кучиев взял курс из Мурманска на полюс.
Цель была достигнута 17 августа 1977 года в 4:00 по московскому времени. "Арктика" первой в истории человечества в свободном надводном плавании достигла той точки Земли, из которой все дороги ведут на юг. Стоянка на "макушке" планеты длилась 15 часов. На льду был установлен десятиметровый стальной стержень, к которому прикрепили флагшток экспедиции Георгия Седова. Над полюсом взвился флаг Советского Союза, а также были оставлены памятный знак с гербом государства и капсула с проектом Конституции.
Копия герба СССР, оставленного "Арктикой" на полюсе. Фото: wikipedia.org
Капитан Александр Баринов, долгие годы позднее командовавший "Арктикой", пишет в своих дневниках, что на торжественном митинге рядом с флагштоком, на котором поднимали государственный флаг, был установлен транспарант. Надпись на нём гласила: "Мы пришли к тебе, полюс!" Именно "пришли", а не "покорили".
23 августа 1977 года "Арктика" вернулась в порт приписки Мурманск. За успешное выполнение задания партии и правительства, приуроченного к юбилею Октября, рубку ледокола украсил орден Октябрьской Революции, а всем участникам были вручены государственные награды. Четверым присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Ответил и экипаж атомохода — для Музея революции изготовили "ключ от полюса". Материалом стали титановые напильники. По словам Адрианова, вещь получилась очень красивой и по замыслу, и по исполнению — "лунный" отблеск металла придавал ей благородный окрас. Капитан Кучиев и министр Гуженко пришли в восторг и поручили сделать ещё два — для руководителей страны. Никакие возражения, ссылки на то, что запас напильников иссяк, не принимались, да и не принято было обсуждать приказы на "Арктике". Выручил механик Игорь Домахин, который принёс охапку напильников со словами: "Всё, чем могу помочь".
Почтовый блок СССР. Фото: wikipedia.org
Когда генерального секретаря КПСС в 1982 году не стало, атомоход переименовали в "Леонид Брежнев". Под этим именем он и ходил в течение четырёх лет. В 1986 году решили вернуть прежнее название. С этим событием связана интересная история.
Команда атомохода навсегда сохранила традиции героического плавания 1977 года. Их соблюдали и более 30 лет спустя.
Несмотря на то что суда давно ходят на Северный полюс практически "по расписанию", полярники долго считали график "Арктики", на который было принято равняться, весьма "жёстким". Однако по тяжести поход на "макушку" Земли Анатолий Адрианов не относит к самой трудной работе.
Фото: wikipedia.org
Но был в истории атомохода случай куда более героический. Во время похода к полюсу не приходилось никого спасать, а вот осенью 1983 года ситуация в восточном секторе Арктики потребовала именно масштабной спасательной операции. Там льды затёрли караваны, которые проводили дизельные ледоколы. Большое количество судов Дальневосточного пароходства попало в ледовый плен в проливе Де-Лонга.
Под угрозой срыва оказалось снабжение продовольствием и топливом порта Певек. Правительство всерьёз рассматривало вопрос об эвакуации людей из населённых пунктов Чукотки.
Сейчас в это трудно поверить, но тогда в СССР были противники атомного ледокольного флота. Они не верили в возможности "Арктики" спасти караваны, докладывали в Москву, что ситуация безвыходная и необходимо консервировать флот. Однако начальник экстренно созданного штаба по спасению кораблей Борис Майнагашев верил в силу атома. Он и двинул в бой "Арктику".
С приходом на помощь "Арктики", а затем атомных ледоколов "Ленин" и "Сибирь", несмотря на тяжёлые условия, все грузы доставили по назначению. Роль "Арктики" в спасательной операции фактически была решающей. За эту работу капитану Анатолию Алексеевичу Ламехову присвоили звание Героя Социалистического Труда. Некоторые члены экипажа получили государственные награды. Это был первый и последний визит атомохода за мыс Дежнёва. Ледокол "искупался" в водах Тихого океана.
Срок службы ледокола был рассчитан на 25 лет эксплуатации, но "Арктика" трудилась дольше. Свой последний рейс атомоход совершил в 2008 году.
21 августа 2008 года у атомохода заканчивался срок действия документов Морского регистра Российской Федерации.
Фото: wikipedia.org
3 октября 2008 года атомное "сердце" остановилось. Из Регистровой книги судов атомный ледокол "Арктика" был исключен 31 июля 2012 года. Попытка сделать из атомохода музей успеха не имела.
Обложка: wikipedia.org/RIA Novosti
Официальным днём рождения судна считается дата подъёма на нём государственного флага. Для "Арктики" это 25 апреля 1975 года. После введения в эксплуатацию ледокол начал работу на Северном морском пути.
В то время судно казалось фантастическим. Рекордная для ледоколов мощность главной энергетической установки — 75 тысяч лошадиных сил, 148 метров в длину, 30 в ширину при осадке в 11 метров. Высота ходового мостика — 21 метр. Экипаж, в который входило немногим более ста человек, проживал в отдельных каютах. В его распоряжении — кают-компания, столовая, салоны отдыха, библиотека, бассейн, две бани, спортзал, служба быта, медицинский блок со стоматологической установкой и операционной. На палубе предусмотрено базирование вертолёта.
По своим "рабочим" возможностям ледокол также не имел конкурентов. Как вспоминал начальник службы контрольно-измерительных приборов и автоматики "Арктики" кандидат физико-математических наук, лауреат Государственной премии, почётный полярник Анатолий Адрианов, особенно запомнились ледовые испытания.
"В мае, когда в былые времена никто и не помышлял крушить ещё не тронутый теплом крепкий арктический лёд, мы крупной рысью промчались от мыса Желания до порта Диксон. Это был фурор! Окрылённая успехом, прихватив попавшего в капкан белого медвежонка, "Арктика" набросилась на нашего постоянного противника — перемычку в Енисейском заливе. За считаные часы мы прорубили канал во льдах, покрытых глубоким снегом", — вспоминает Адрианов в сборнике "Люди и ледоколы".
Даже первый в мире атомоход "Ленин" после модернизации, в содружестве с другими ледоколами на месяц позже, когда лёд уже был покрыт водой, выступающей в роли смазки, и смягчен теплом, тратил не менее недели на прокладку канала. "Арктика" сделала это за несколько часов.
"Неделя упорного труда двумя ледоколами — и несколько часов для одной "Арктики"! Триумф! Опьянённый таким успехом, Юрий Сергеевич Кучиев с шашкой наголо вспорол ледовую гладь, нарезав параболы по длине всего канала для облегчения выноса льда из залива в море. Это была многообещающая победа над силами природы", — вспоминает Адрианов.
После двух лет навигации на Северном морском пути правительство СССР в условиях секретности приняло решение об организации похода "Арктики" к Северному полюсу. Маршрут предложили и обосновали специалисты Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Он выглядел так: Новая Земля — Северная Земля — море Лаптевых — Северный полюс. При выборе пути учитывались данные многолетних наблюдений за поведением ледовых полей.
Экипаж "Арктики" усилили учёными — сотрудниками профильных институтов и предприятий. Возглавил научно-практический экспериментальный рейс министр Морского флота СССР Тимофей Гуженко. Планировали уложиться в 29 суток. 9 августа 1977 года в 20:00 по московскому времени капитан Кучиев взял курс из Мурманска на полюс.
Цель была достигнута 17 августа 1977 года в 4:00 по московскому времени. "Арктика" первой в истории человечества в свободном надводном плавании достигла той точки Земли, из которой все дороги ведут на юг. Стоянка на "макушке" планеты длилась 15 часов. На льду был установлен десятиметровый стальной стержень, к которому прикрепили флагшток экспедиции Георгия Седова. Над полюсом взвился флаг Советского Союза, а также были оставлены памятный знак с гербом государства и капсула с проектом Конституции.
Копия герба СССР, оставленного "Арктикой" на полюсе. Фото: wikipedia.org
"Между прочим, пришли мы на полюс секретно, а первое поздравление поступило от американских учёных", — отмечает Адрианов.
Капитан Александр Баринов, долгие годы позднее командовавший "Арктикой", пишет в своих дневниках, что на торжественном митинге рядом с флагштоком, на котором поднимали государственный флаг, был установлен транспарант. Надпись на нём гласила: "Мы пришли к тебе, полюс!" Именно "пришли", а не "покорили".
"Человек не властен над природой, порою бессилен перед стихией. Он может укрыться, переждать, приспособиться, но не в силах подчинить её себе. Хорошо, если бы человек это понимал и всегда помнил. Министр Морского флота СССР Гуженко Тимофей Борисович, руководитель экспедиции, спустя годы рассказывал, что были разные варианты, в том числе и "покорили". Но сознательно ушли от него. Мудрое было принято решение", — вспоминает Баринов.
23 августа 1977 года "Арктика" вернулась в порт приписки Мурманск. За успешное выполнение задания партии и правительства, приуроченного к юбилею Октября, рубку ледокола украсил орден Октябрьской Революции, а всем участникам были вручены государственные награды. Четверым присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Ответил и экипаж атомохода — для Музея революции изготовили "ключ от полюса". Материалом стали титановые напильники. По словам Адрианова, вещь получилась очень красивой и по замыслу, и по исполнению — "лунный" отблеск металла придавал ей благородный окрас. Капитан Кучиев и министр Гуженко пришли в восторг и поручили сделать ещё два — для руководителей страны. Никакие возражения, ссылки на то, что запас напильников иссяк, не принимались, да и не принято было обсуждать приказы на "Арктике". Выручил механик Игорь Домахин, который принёс охапку напильников со словами: "Всё, чем могу помочь".
"Отполировав напильники, набив ладони до кровавых мозолей, служба КИПиА флот не опозорила. При вручении Звезды Героя Юрию Сергеевичу Кучиеву генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев со словами "пусть знают" махал своим ключом в сторону Запада", — вспоминает Адрианов в сборнике "Люди и ледоколы".
Почтовый блок СССР. Фото: wikipedia.org
Когда генерального секретаря КПСС в 1982 году не стало, атомоход переименовали в "Леонид Брежнев". Под этим именем он и ходил в течение четырёх лет. В 1986 году решили вернуть прежнее название. С этим событием связана интересная история.
"Арктика" — пожалуй, самое красивое и точное название для судна, предназначенного для работы в Арктике. Гордое и доброе. А его ведь меняли. Когда ледоколу вернули первоначальное имя, был конец сентября. Палубную команду не надо было заставлять, сразу развесили забортные беседки. Устаревшее название успели закрасить, а новое на одном борту мороз не дал до конца вывести. В море Лаптевых дело было, лето уже закончилось. Так и пришли в порт. На правом борту красовались только две буквы: "АР". Кто-то шутил: "Новый ледокол "АР" пришёл". Но все были счастливы", — вспоминает Александр Баринов.
Команда атомохода навсегда сохранила традиции героического плавания 1977 года. Их соблюдали и более 30 лет спустя.
"На ледоколе до сих пор работают несколько человек из участников того рейса. Поэтому день этот почитается и отмечается. На завтрак — бутерброд с икрой, на обед — солянка, что черпак не тонет, на берегу такая не встречается. Настоящая. Вечер без тостов не обойдётся", — вспоминал в своих дневниках 2008 года тогдашний капитан "Арктики" Александр Баринов.
Несмотря на то что суда давно ходят на Северный полюс практически "по расписанию", полярники долго считали график "Арктики", на который было принято равняться, весьма "жёстким". Однако по тяжести поход на "макушку" Земли Анатолий Адрианов не относит к самой трудной работе.
"Август, лёд лишён зимней крепости, сверху покрыт талой водой, температуры воздуха положительные даже на полюсе. Авиаразведка находит лёгкий путь. Он проходил по 133-му меридиану: чистая полынья высоко поднималась к северу. Северные широты чем привлекательны для судоходства? В сплошном льду отсутствует сжатие, отсутствуют торосы, толщина льда не превышает трёх метров (равновесная толщина). Правда, разок умудрились сесть на льдину и просидели около четырёх часов", — вспоминает Адрианов.
Фото: wikipedia.org
Но был в истории атомохода случай куда более героический. Во время похода к полюсу не приходилось никого спасать, а вот осенью 1983 года ситуация в восточном секторе Арктики потребовала именно масштабной спасательной операции. Там льды затёрли караваны, которые проводили дизельные ледоколы. Большое количество судов Дальневосточного пароходства попало в ледовый плен в проливе Де-Лонга.
Под угрозой срыва оказалось снабжение продовольствием и топливом порта Певек. Правительство всерьёз рассматривало вопрос об эвакуации людей из населённых пунктов Чукотки.
"Плен был жестоким: огромные ледовые глыбы таскали суда, как яичную скорлупу, вдоль припая или вдоль друг друга. Утонула "Нина Сагайдак", а вместе с ней и пять тонн спиртного, везомого в Певек для облегчённого коротания длинной полярной ночи. Многие суда получили корпусные повреждения", — вспоминает Адрианов.
Сейчас в это трудно поверить, но тогда в СССР были противники атомного ледокольного флота. Они не верили в возможности "Арктики" спасти караваны, докладывали в Москву, что ситуация безвыходная и необходимо консервировать флот. Однако начальник экстренно созданного штаба по спасению кораблей Борис Майнагашев верил в силу атома. Он и двинул в бой "Арктику".
"Нас срочно выбросили из дока, предварительно наука подрезала по комелю (самая напряжённая часть лопасти) одну из лопастей, расположив в круговой канавке (15*15 мм) датчики тензометрии. Это всё равно что по стеклу провести алмазом. Девять суток — и мы в Певеке. В первом же бою потеряли подрезанную лопасть. Собрали всех водолазов в округе и за сутки лопасть сменили. И снова в бой… Обстановка была, прямо скажем, не для слабонервных. Это не ранний залив Енисея и не покорение полюса, где не надо было кого-то защищать. Когда огромная масса льда приходит в движение, то и 75 тысяч "лошадей" ничего не могут сделать. Но сделали. Используя малейшие послабления, в содружестве с ледоколом "Адмирал Макаров" мы вывели суда из опасной ловушки. А там подоспел лучший в мире ледокол — отжимной ветер, и все суда доставили груз в Певек и ушли на восток", — вспоминает Адрианов.
С приходом на помощь "Арктики", а затем атомных ледоколов "Ленин" и "Сибирь", несмотря на тяжёлые условия, все грузы доставили по назначению. Роль "Арктики" в спасательной операции фактически была решающей. За эту работу капитану Анатолию Алексеевичу Ламехову присвоили звание Героя Социалистического Труда. Некоторые члены экипажа получили государственные награды. Это был первый и последний визит атомохода за мыс Дежнёва. Ледокол "искупался" в водах Тихого океана.
Срок службы ледокола был рассчитан на 25 лет эксплуатации, но "Арктика" трудилась дольше. Свой последний рейс атомоход совершил в 2008 году.
"Удачный ледокол, особенно его "атомное сердце". На треть перекрыл временные сроки эксплуатации. На зависть последующим собратьям, которые "не вылезают из ремонтов", а кто и встал уже навсегда. Хотя возраст сказывается. Где-то подтекает, где-то проржавело, что-то постоянно приходится ремонтировать. Не очень баловали его хорошими заводскими ремонтами в последние годы. Проявился заложенный запас прочности ещё при проектировании и строительстве. И экипаж берёг. Старался. У многих вся жизнь здесь прошла, и они не видят её без ледокола. Без любимого ледокола", — пишет в своих дневниках капитан Александр Баринов.
21 августа 2008 года у атомохода заканчивался срок действия документов Морского регистра Российской Федерации.
Фото: wikipedia.org
"Техническая и экономическая целесообразность дальнейшей эксплуатации старого ледокола отсутствует. Слишком затратно. Запас ядерного топлива на исходе, хотя при рачительном пользовании месяца на три-четыре ещё хватит. Доработать эти месяцы при желании и определённых материальных и организационных затратах с продлением документов реально. Однако воли "уходящего" руководства нет, сказывается предстоящая передача ледоколов под управление Росатома. Есть другие ледоколы, моложе. Поэтому — последний! Ледокол должен вернуться в порт к этой дате. В перспективе выгрузка ядерного топлива, некоторые доковые работы. Постановка ледокола "на прикол". Печально, но у всего есть своё начало, есть и свой конец. Просто к этому надо быть готовым… Наверняка настанет минута и скупой мужской слезе", — пишет Баринов.
3 октября 2008 года атомное "сердце" остановилось. Из Регистровой книги судов атомный ледокол "Арктика" был исключен 31 июля 2012 года. Попытка сделать из атомохода музей успеха не имела.
Обложка: wikipedia.org/RIA Novosti
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии