8912
Кормящая мать на Ил-2. Как летчица Варвара Ляшенко мстила фашистам
Источник: aif.ru
·
Автор: Андрей Сидорчик
Рассказывая о героях Великой Отечественной войны, не раз приходилось сталкиваться с негативной реакцией части интернет-аудитории: «Все это выдумки, пропаганда, фейк. Такого не могло быть на самом деле».
Обыватели XXI века, изнеженные удобствами своей эпохи, приходящие в ужас, если в доме вдруг на несколько часов исчезает электроэнергия, действительно зачастую не могут себе представить того, на что были способны их предки. Нынешнюю историю тоже, наверное, кто-то поспешит занести в разряд небывальщины. Но она полностью подтверждена архивными документами.
Фраза «У войны не женское лицо» прозвучит спустя годы после того, как отгремят последние залпы. В разгар боев было не до философии, и женских лиц на фронте было предостаточно. Женщины-врачи, связистки, танкистки, летчицы… Но представьте себе такую картину: из кабины штурмовика Ил-2, вернувшегося с боевого задания, выбирается смертельно усталая женщина-пилот, принимает на руки малыша и здесь же, на крыле самолета, кормит сына грудью. Уходить куда-то нет времени, поскольку скоро новый вылет. Ее отлично знали не только все до единого в родном полку штурмовиков, но и в истребительных частях, прикрывавших Ил-2 во время боевых операций. Берегли как могли, настолько, насколько это возможно в пекле войны.
Но как уберечь того, кто не жалеет себя и не позволяет делать себе скидок?
Варя Ляшенко родилась в год революции. Красный 1917-й изменил судьбу страны коренным образом, и на судьбе девочки из Николаева это сказалось в полной мере.
В 1930-х годах советская молодежь заболела небом. В «сталинские соколы» рвались не только юноши, но и девушки. В 20 лет Варвара окончила Херсонскую школу летчиков-инструкторов.
Юная девушка теперь сама учила тех, кто стремился овладеть профессией пилота. Четыре мирных довоенных года принесли не только радость любимой работы, но и любовь. Избранником Вари-летчицы стал пилот Алексей Орехов. Свадьбу сыграли буквально накануне войны в Алма-Ате, где новобрачные служили инструкторами летной школы.
С началом войны почти весь преподавательский состав подал заявления с просьбой отправить их на фронт. Командование отвечало: а кто вместо вас будет обучать молодежь, ведь армии нужно пополнение? Тем не менее некоторые рапорты удовлетворяли. В начале 1942 года ушел на фронт Орехов.
Варя ждала ребенка. Он появился на свет в Адлере, куда она перебралась вместе с сестрой и мамой, успевшими эвакуироваться до того, как гитлеровцы оккупировали родной Николаев. Летчика Орехова отпустили в краткосрочный отпуск. Добравшись до Адлера, он впервые в жизни поднял на руки сына Сашу. В первый и, как оказалось, последний раз.
18 августа 1942 года командир эскадрильи старший лейтенант Орехов не вернулся с боевого задания.
Варвара о гибели мужа узнала не сразу. Он был еще жив, когда она сама снова села за штурвал. 502-й штурмовой авиаполк тогда базировался на аэродроме Адлер. 10 августа 1942 года молодая мать была зачислена в списки личного состава части в качестве летчика эскадрильи связи. Пока Варя перевозила секретные пакеты и офицеров связи, за маленьким сыном ухаживала ее сестра.
Легкие У-2, связные самолеты, немцы сбивали часто, и рисковала собой Варвара каждый раз, когда поднималась в небо. Но она ни разу не допустила ошибки, все поставленные задачи выполнялись ею четко, и командование ставило Варвару в пример. А потом пришла новость об Алексее… Что она пережила и о чем думала в те часы, никто сегодня не скажет. Но вслед за этим на стол командира полка лег рапорт о переводе младшего лейтенанта Ляшенко на штурмовик Ил-2.
Ил-2 — удивительная машина, прозванная «летающим танком». Вклад этих боевых машин в Победу переоценить невозможно. Конструкторы постарались максимально защитить экипаж от вражеского огня. Но специфика боя такова, что летчикам-штурмовикам для наиболее эффективной работы приходилось буквально ходить по головам немцев. И поэтому потери личного состава были велики...
Командир 502-го полка поначалу ответил отказом: бросать в пекло женщину, у которой на руках младенец, казалось совершенно неправильным. Ведь ради них, матерей и детей, дерутся на передовой мужчины. Но Варвара продолжала настаивать. А женщины из аэродромных служб просьбу поддержали, пообещав, что все вместе обеспечат уход за мальчиком. И в конце концов Варя добилась своего. Да и нельзя было остановить ее, горящую жаждой праведной мести за своего Алешу, за всех, чьи жизни отняли проклятые фашисты, за всех, чьи судьбы они изломали.
Летчик-истребитель Николай Скоморохов в годы войны лично сбил 35 фашистских самолетов, стал дважды Героем Советского Союза. После Великой Отечественной Николай Михайлович дослужился до звания маршала авиации. В книге воспоминаний «Служение Отчизне» он писал о встрече с Ляшенко: «Мне неоднократно приходилось сопровождать Варю. Она, как правило, была ведущей группы, а я к тому времени частенько стал возглавлять или пару, или звено. После взлёта я слышал всегда спокойный, ровный, звонкий и чистый голос. Варя, связавшись со мной по радио, обычно просила: „Скоморох, подойди поближе: надёжней будет прикрытие“. Я с радостью выполнял её просьбу. Откровенно говоря, до этого я не замечал у себя такой расторопности, такой готовности пойти на всё, чтобы сберечь экипаж штурмовика. Идя к линии фронта, мы иногда перебрасывались отдельными деловыми фразами, а при подходе к линии фронта она обычно говорила: „Ну, Скоморох, смотри в оба!“ Я занимал наиболее подходящее место в боевом порядке, откуда было удобнее увидеть и своевременно отразить атаку самолётов противника. Варя владела боевой машиной мастерски. Её ведомые любили и уважали своего командира и старались, видимо, вовсю, так как строй был плотный, атаки смелы, дерзновенны».
Николай Михайлович СКОМОРОХОВ-легендарный лётчик-истребитель, ас. За годы Великой Отечественной совершил 605 боевых вылетов, в 143 воздушных боях одержал 46 побед лично и 8 в гр. За войну ни разу не был ранен, сбит, его самолёт не получил ни одной пробоины. Умер 14 октября 1994.
8 марта 1943 года о Варваре Ляшенко написала фронтовая газета, посвятив публикацию Международному Женскому дню: «В одном из наших подразделений работает замечательная женщина-пилот товарищ Ляшенко. На своем штурмовике Ляшенко делает зачастую по два-три боевых вылета в день на штурмовку врага. Она в совершенстве изучила сложную машину Ил-2. Отважная дочь советского народа лейтенант В. Ляшенко успешно громит фашистскую нечисть. На её боевом счету 41 вылет на штурмовку живой силы и техники противника».
В феврале 1943 года Варвару наградили орденом Отечественной войны I степени, 1 мая 1943 года она, уже лейтенант, была удостоена ордена Красной Звезды.
Средний срок жизни летчика-штурмовика в годы войны равнялся 15 вылетам. Лейтенант Ляшенко эту норму превысила в три раза. 3 мая 1943 года штурмовики совершали вылет за вылетом в район станицы Крымской, где в тот момент шли ожесточенные бои. После первого вылета в этот день Варя успела покормить сына. Во втором вылете у нее убили стрелка-радиста. Инструкция запрещала вылетать без стрелка, но в горячке сражения на это не обращали внимания. И в свой третий вылет лейтенант Ляшенко ушла одна.
Из боевого донесения: «3.5.1943, цель полета — на боевое задание. Подбит ЗА противника Самолет Ил-2 № 8050 командир звена — Ляшенко Варвара Савельевна. В районе Нижне-Баканская. По докладам экипажей, сбит огнем ЗА. Самолет загорелся и приземлился в районе высоты 118, состояние самолета неизвестно».
Штурмовик упал на территории, контролируемой гитлеровцами. Было Варваре Ляшенко всего 26 лет.
Уже после войны на кладбище в Краснодаре появилась могила. Символическая, потому что место, где упал Ил-2 найти не могли. Лишь в 2014 году поисковики нашли обломки самолета, а в них — обувь размера, очень маленького для мужчины, да еще и гражданского образца.
Родные вырастили сына Алексея и Варвары, оставшегося сиротой. Вырос он достойным человеком, прожил свою жизнь на совесть, не посрамив памяти родителей.
Военный историк Баир Иринчеев 3 декабря 2020 года, в День Неизвестного солдата, написал: «Сегодня, в День Неизвестного солдата, наконец отправил письма президенту России В. В. Путину и министру обороны России С. К. Шойгу с просьбой рассмотреть возможность присвоить звание Героя Российской Федерации (посмертно) отважной лётчице Варваре Савельевне Ляшенко.
Другие лётчицы, воевавшие на штурмовиках Ил-2, получили звание Героев. Варвара Ляшенко погибла при выполнении боевого задания весной 1943 года и никакой награды посмертно не получила. Независимо от решения высшего руководства России в наше время, это обращение — дань уважения к единственной лётчице, которая мало того что сражалась на штурмовике Ил-2, но при этом была ещё кормящей матерью».
Женское лицо войны
Обыватели XXI века, изнеженные удобствами своей эпохи, приходящие в ужас, если в доме вдруг на несколько часов исчезает электроэнергия, действительно зачастую не могут себе представить того, на что были способны их предки. Нынешнюю историю тоже, наверное, кто-то поспешит занести в разряд небывальщины. Но она полностью подтверждена архивными документами.
Фраза «У войны не женское лицо» прозвучит спустя годы после того, как отгремят последние залпы. В разгар боев было не до философии, и женских лиц на фронте было предостаточно. Женщины-врачи, связистки, танкистки, летчицы… Но представьте себе такую картину: из кабины штурмовика Ил-2, вернувшегося с боевого задания, выбирается смертельно усталая женщина-пилот, принимает на руки малыша и здесь же, на крыле самолета, кормит сына грудью. Уходить куда-то нет времени, поскольку скоро новый вылет. Ее отлично знали не только все до единого в родном полку штурмовиков, но и в истребительных частях, прикрывавших Ил-2 во время боевых операций. Берегли как могли, настолько, насколько это возможно в пекле войны.
Но как уберечь того, кто не жалеет себя и не позволяет делать себе скидок?
Небо как судьба
Варя Ляшенко родилась в год революции. Красный 1917-й изменил судьбу страны коренным образом, и на судьбе девочки из Николаева это сказалось в полной мере.
В 1930-х годах советская молодежь заболела небом. В «сталинские соколы» рвались не только юноши, но и девушки. В 20 лет Варвара окончила Херсонскую школу летчиков-инструкторов.
Юная девушка теперь сама учила тех, кто стремился овладеть профессией пилота. Четыре мирных довоенных года принесли не только радость любимой работы, но и любовь. Избранником Вари-летчицы стал пилот Алексей Орехов. Свадьбу сыграли буквально накануне войны в Алма-Ате, где новобрачные служили инструкторами летной школы.
С началом войны почти весь преподавательский состав подал заявления с просьбой отправить их на фронт. Командование отвечало: а кто вместо вас будет обучать молодежь, ведь армии нужно пополнение? Тем не менее некоторые рапорты удовлетворяли. В начале 1942 года ушел на фронт Орехов.
Варя ждала ребенка. Он появился на свет в Адлере, куда она перебралась вместе с сестрой и мамой, успевшими эвакуироваться до того, как гитлеровцы оккупировали родной Николаев. Летчика Орехова отпустили в краткосрочный отпуск. Добравшись до Адлера, он впервые в жизни поднял на руки сына Сашу. В первый и, как оказалось, последний раз.
Право на месть
18 августа 1942 года командир эскадрильи старший лейтенант Орехов не вернулся с боевого задания.
Варвара о гибели мужа узнала не сразу. Он был еще жив, когда она сама снова села за штурвал. 502-й штурмовой авиаполк тогда базировался на аэродроме Адлер. 10 августа 1942 года молодая мать была зачислена в списки личного состава части в качестве летчика эскадрильи связи. Пока Варя перевозила секретные пакеты и офицеров связи, за маленьким сыном ухаживала ее сестра.
Легкие У-2, связные самолеты, немцы сбивали часто, и рисковала собой Варвара каждый раз, когда поднималась в небо. Но она ни разу не допустила ошибки, все поставленные задачи выполнялись ею четко, и командование ставило Варвару в пример. А потом пришла новость об Алексее… Что она пережила и о чем думала в те часы, никто сегодня не скажет. Но вслед за этим на стол командира полка лег рапорт о переводе младшего лейтенанта Ляшенко на штурмовик Ил-2.
Ил-2 — удивительная машина, прозванная «летающим танком». Вклад этих боевых машин в Победу переоценить невозможно. Конструкторы постарались максимально защитить экипаж от вражеского огня. Но специфика боя такова, что летчикам-штурмовикам для наиболее эффективной работы приходилось буквально ходить по головам немцев. И поэтому потери личного состава были велики...
«Ну, Скоморох, смотри в оба!»
Командир 502-го полка поначалу ответил отказом: бросать в пекло женщину, у которой на руках младенец, казалось совершенно неправильным. Ведь ради них, матерей и детей, дерутся на передовой мужчины. Но Варвара продолжала настаивать. А женщины из аэродромных служб просьбу поддержали, пообещав, что все вместе обеспечат уход за мальчиком. И в конце концов Варя добилась своего. Да и нельзя было остановить ее, горящую жаждой праведной мести за своего Алешу, за всех, чьи жизни отняли проклятые фашисты, за всех, чьи судьбы они изломали.
Летчик-истребитель Николай Скоморохов в годы войны лично сбил 35 фашистских самолетов, стал дважды Героем Советского Союза. После Великой Отечественной Николай Михайлович дослужился до звания маршала авиации. В книге воспоминаний «Служение Отчизне» он писал о встрече с Ляшенко: «Мне неоднократно приходилось сопровождать Варю. Она, как правило, была ведущей группы, а я к тому времени частенько стал возглавлять или пару, или звено. После взлёта я слышал всегда спокойный, ровный, звонкий и чистый голос. Варя, связавшись со мной по радио, обычно просила: „Скоморох, подойди поближе: надёжней будет прикрытие“. Я с радостью выполнял её просьбу. Откровенно говоря, до этого я не замечал у себя такой расторопности, такой готовности пойти на всё, чтобы сберечь экипаж штурмовика. Идя к линии фронта, мы иногда перебрасывались отдельными деловыми фразами, а при подходе к линии фронта она обычно говорила: „Ну, Скоморох, смотри в оба!“ Я занимал наиболее подходящее место в боевом порядке, откуда было удобнее увидеть и своевременно отразить атаку самолётов противника. Варя владела боевой машиной мастерски. Её ведомые любили и уважали своего командира и старались, видимо, вовсю, так как строй был плотный, атаки смелы, дерзновенны».
Николай Михайлович СКОМОРОХОВ-легендарный лётчик-истребитель, ас. За годы Великой Отечественной совершил 605 боевых вылетов, в 143 воздушных боях одержал 46 побед лично и 8 в гр. За войну ни разу не был ранен, сбит, его самолёт не получил ни одной пробоины. Умер 14 октября 1994.
«По докладам экипажей, сбит огнем зенитной артиллерии»
8 марта 1943 года о Варваре Ляшенко написала фронтовая газета, посвятив публикацию Международному Женскому дню: «В одном из наших подразделений работает замечательная женщина-пилот товарищ Ляшенко. На своем штурмовике Ляшенко делает зачастую по два-три боевых вылета в день на штурмовку врага. Она в совершенстве изучила сложную машину Ил-2. Отважная дочь советского народа лейтенант В. Ляшенко успешно громит фашистскую нечисть. На её боевом счету 41 вылет на штурмовку живой силы и техники противника».
В феврале 1943 года Варвару наградили орденом Отечественной войны I степени, 1 мая 1943 года она, уже лейтенант, была удостоена ордена Красной Звезды.
Средний срок жизни летчика-штурмовика в годы войны равнялся 15 вылетам. Лейтенант Ляшенко эту норму превысила в три раза. 3 мая 1943 года штурмовики совершали вылет за вылетом в район станицы Крымской, где в тот момент шли ожесточенные бои. После первого вылета в этот день Варя успела покормить сына. Во втором вылете у нее убили стрелка-радиста. Инструкция запрещала вылетать без стрелка, но в горячке сражения на это не обращали внимания. И в свой третий вылет лейтенант Ляшенко ушла одна.
Из боевого донесения: «3.5.1943, цель полета — на боевое задание. Подбит ЗА противника Самолет Ил-2 № 8050 командир звена — Ляшенко Варвара Савельевна. В районе Нижне-Баканская. По докладам экипажей, сбит огнем ЗА. Самолет загорелся и приземлился в районе высоты 118, состояние самолета неизвестно».
Штурмовик упал на территории, контролируемой гитлеровцами. Было Варваре Ляшенко всего 26 лет.
«Другие лётчицы, воевавшие на штурмовиках Ил-2, получили звание Героев»
Уже после войны на кладбище в Краснодаре появилась могила. Символическая, потому что место, где упал Ил-2 найти не могли. Лишь в 2014 году поисковики нашли обломки самолета, а в них — обувь размера, очень маленького для мужчины, да еще и гражданского образца.
Родные вырастили сына Алексея и Варвары, оставшегося сиротой. Вырос он достойным человеком, прожил свою жизнь на совесть, не посрамив памяти родителей.
Военный историк Баир Иринчеев 3 декабря 2020 года, в День Неизвестного солдата, написал: «Сегодня, в День Неизвестного солдата, наконец отправил письма президенту России В. В. Путину и министру обороны России С. К. Шойгу с просьбой рассмотреть возможность присвоить звание Героя Российской Федерации (посмертно) отважной лётчице Варваре Савельевне Ляшенко.
Другие лётчицы, воевавшие на штурмовиках Ил-2, получили звание Героев. Варвара Ляшенко погибла при выполнении боевого задания весной 1943 года и никакой награды посмертно не получила. Независимо от решения высшего руководства России в наше время, это обращение — дань уважения к единственной лётчице, которая мало того что сражалась на штурмовике Ил-2, но при этом была ещё кормящей матерью».
Обложка: Советская летчица Варвара Ляшенко. Фотография 1940 года. © / РИА Новости
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии