👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Куда плывет «Северный поток-2»
8 октября 2019 г.
6372

Куда плывет «Северный поток-2»

Мировая политика сродни шахматам – с этим тезисом не спорит никто. Между тем, в объяснении происходящего частенько эту нехитрую истину забывают начисто. И тогда события из новостной ленты начинают объяснять исключительно текущими выборами в США, либо изменением цен на углеводороды. Нет, политика, как и шахматы, — это многоходовки. Это планирование на десятки ходов вперед. При этом гроссмейстеры понимают, что за игра ведется обеими сторонами, а вот наблюдатели, не сидящие «за великой шахматной доской», обычно глубинного замысла не видят.
Сегодняшняя европейская (и отчасти даже мировая политика) крутится вокруг строительства газопровода «Северный поток-2», который активно строится в Балтийском море.
О важности этой трубы, ведущей из России в Германию минуя других транзитеров, я писал и говорил еще в 2014 году. Сразу после переворота на Украине. В частности в видео «Три приза Украины» говорилось о том, что Запад интересуют на Украине три вещи:
1. База флота в Крыму.
2. Промышленность Юго-Востока.
3. Газовая труба.
В итоге госпереворота и гражданской войны Украина уже лишилась первых двух «призов». Осталась лишь газотранспортная система. Контролируя поток российского газа через территорию Украины в Европу, киевский режим дает американцам прекрасный рычаг для одновременного давления:

  • на «старую» Европу (угроза прерывания транзита, принуждение к покупке американского СПГ);

  • на Россию (угроза прерывания транзита, невозможность вести жесткую политику в отношении Киева);

  • на «молодую» Европу (предложение стать «главными по газу» и стать нужными Вашингтону.


Чтобы лишить американцев этого рычага и строится газопровод «Северный поток-2».
При этом США, Украина и Польши с Эстониями старались его остановить любым путем. В ход шли «озабоченные экологи», санкции против тех, кто вместе с Россией строит «трубу». Несмотря на все это, старая Европа, упрямо, сжав зубы строила вместе с «Газпромом» «Северный поток-2».
К примеру, Райнер Зеле, председатель правления «ОМВ», ведущей нефтегазовой компания Австрии,на прошедшем в Москве в начале октября форуме "Российская энергетическая неделя", сказал следующее: «Необходимы значительные поставки газа в Европу, в Германию. Сейчас возможны поставки только по одному маршруту – через Украину, и нам необходима диверсификация маршрута».
Ежегодно киевский режим получает от Москвы, которую официально называет «агрессором, оккупантом и врагом»,  около трех млрд долларов. В целом заработок от транзита может составлять порядка пяти млрд долларов. По сути, транспортируя газ через украинскую территорию, мы сами спонсируем и делаем устойчивой в Киеве ту власть, которая пришла в результате переворота в феврале 2014 года, откровенно готовится к войне с Россией, убивает людей в Донбассе и прекращать гражданскую войну не собирается.
 «В случае если «Северный поток — 2» начнёт работать, Украина лишится огромных доходов от транзита российского газа, что поставит и так слабую страну в незавидное положение, пишет Hufvudstadsbladet…».

Перестать финансировать украинское государство — это задача России. У американцев задача противоположная — продолжать вынуждать нас финансировать Украину.
Контракт на прокачку российского газа через территорию Украины истекает 1 января 2020 года. К этому сроку труба должна быть проложена через акваторию Балтийского моря и подключена к газотранспортной системе Германии. Вся шахматная партия велась за то, удастся или не удастся построить «Северный поток -2».
Когда Вашингтону стало ясно, что «труба» будет построена в любом случае, тактика Штатов поменялась. Теперь ставка стала делаться на срыв сроков строительства. Ударной силой стала Дания, которая до сих пор так и не дала разрешения на прокладку «трубы» через свои территориальные воды. Октябрь 2019 года – ключевой месяц, в котором стало понятно, успевают или не успевают с прокладкой газопровода.
А почему Дания так упорствовала? Потому, что на нее давит целый Вашингтон. Помните странные твиты Трампа про «покупку Гренландии» — это видимая часть этого айсберга.
Выступая на форуме «Российская энергетическая неделя» в Москве, президент России В.В. Путин, в принципе, пересказал суть шахматной партии коротко и понятно:
«Соединённые Штаты, к сожалению, всегда были против нашего энергетического сотрудничества с Европой. Когда ещё в 1960‑е годы мы реализовывали вместе с Германией известный проект «трубы в обмен на газ», были построены первые энергетические маршруты из Советского Союза в Германию, уже тогда, в то время, в 60‑е годы прошлого века, Соединённые Штаты пытались его сорвать, этот проект.Напротив сидит бывший канцлер Германии господин Шрёдер, он знает, что при строительстве первой ветки, первого проекта, «Северный поток – 1», было всё то же самое, что сейчас. Соединённые Штаты были категорически против, мобилизовали все силы в Европе и в самой Германии, чтобы этот проект не был реализован. Мы это сделали, и сейчас все счастливы от того, что это так надёжно, стабильно работает. Трудно себе представить, что было бы, если бы этого маршрута не было. Европа испытывала бы просто дефицит, имея в виду падение добычи в традиционных центрах добычи в самой Европе: в Великобритании, в Нидерландах. И никакие поставки из США это не могут восполнить. Теперь то же самое происходит с «Северным потоком – 2».
Здесь говорили про Данию. Дания – маленькая страна, она подвергается сильному давлению. Это от неё зависит, сможет ли она проявить свою независимость и показать, что она обладает суверенитетом, или нет. Если нет, есть другие маршруты. Это будет дороже и немножко нас отодвинет. Но проект, я думаю, будет всё равно реализован». 
Источник: Kremlin.RU

Итак, Партия перешла в эндшпиль. Газопровод строится, но США руками Дании затормозили его на несколько месяцев и могут сделать дороже примерно на полмиллиарда евро за счет удлинения маршрута в обход датских вод.
Что делать в такой ситуации России?
Предложить ничью. И Путин делает крайне важное заявление. Фактически, он говорит Вашингтону: «Вам удалось затормозить наш проект, что вынуждает продолжать прокачку газа через территорию Украины. Поэтому предлагаем решение: Дания дает разрешение, а мы гарантируем прокачку газа в течении нескольких лет и через территорию Украины».
В реальности В.В. Путин сказал следующее:
«Наконец, по поводу договоров по прокачке газа через Украину… Украина пытается имплементировать энергетическое законодательство Европы. Если она сможет это сделать до окончания года, мы – то, что я сейчас скажу, важная информация, может быть, она звучит публично впервые – готовы будем работать в рамках европейского законодательства. И подпишем договор о транзите с Украиной в соответствии с европейским законодательством... Если она не сможет этого сделать… тогда мы готовы продлить на какое‑то время, скажем, на год, существующий контракт на прокачку».
Источник: Kremlin.ru

О том, что «Северный поток-2» не означает прекращения транзита через Украину на том же мероприятии «вдруг» заговорили и западные партнеры России.
«Ведущий К.Симмонс: Но после ввода в строй «Северного потока» потребуется ли газопровод через Украину?»
Пекка Лундмарк, президент «Фортум корпорэйшн»: Эти две вещи не исключают друг друга». 
Источник: Kremlin.RU

Некоторое время назад, в совеем видеоблоге, ваш покорный слуга высказал версию, что обмен удерживаемыми лицами между Киевом и Москвой, который состоялся недавно, был вызван не только желанием «вытащить наших» из украинских тюрем. Ясность того, что срыв сроков ввода газопровода неизбежен, диктовала понимание того, что как и не хочется это делать, но придется подписывать новый договор с Украиной. А значит надо несколько изменить конфигурацию отношений и чуть смягчить информационную риторику в отношении Зеленского персонально и украинского государства в целом.
Тот обмен был подготовкой к тому, что сказал Путин 2 октября 2019 года…
Что означают слова президента? Признание того, что противнику удалось сорвать сроки и с 31 декабря 2019 года весь или почти весь объем газа в обход Украины запустить не выйдет. В этой ситуации — главное построить газопровод, довести его до конца, ввести в эксплуатацию как можно скорее.
Без транзита газа через территорию Украины, увы, не обойтись. Договор придется заключать. Так лучше заключить его сразу и тем самым сделать дальнейшее сопротивление Дании бессмысленным. После слов Путина через короткое время, убежден, что Дания непременно даст разрешение. Без слов Путина разрешения бы не было вообще.
Означает ли это, что Россия отказывается от борьбы за Украину? Конечно, нет. Но эта борьба будет долгой.
А что касается газотранспортной системы Украины – она ведь очень стара. Изношена, ненадежна. Мало, что с ней может случиться.
А «Северный поток-2» уже будет работать…
Шахматная партия продолжается. И не всегда в ней побеждаем мы, как и не всегда мы в ней проигрываем.
Эмоции в сторону.
Следим за «трубой»…

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии