👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

-Лапти где? - Сталин перебил Маршала Кулика. - Лапти, рубаха... во что еще вы нарядились, когда выходили из окружения?
13 ноября 2022 г.
6448

-Лапти где? - Сталин перебил Маршала Кулика. - Лапти, рубаха... во что еще вы нарядились, когда выходили из окружения?

Источник: Часовой истории

Этот небольшой очерк посвящен истории, но герой выбран не просто так. На его примере посмотрим, как Сталин поступил с генералом, который не оправдывал надежд. Интерес к начальному периоду Великой Отечественной Войны сейчас очень понятен. Все разное, но аналогии просматриваются. Насколько они оправданы, можно будет оценить со временем. Пока же только вспоминать, сравнивать и думать, думать, думать. Впрочем какой от нашего думанья толк.., разве что осознать, что не ты один с такими мыслями не можешь заснуть и проснувшись, первым делом лезешь в сводки новостей, чтобы прочитать про очередной «хитрый манёвр».


Самородок


Вспомнить предлагаю про товарища Г.И. Кулика. Личность уникальная: дослужился до Маршала Советского Союза, имея четыре класса образования. Где Кулик еще учился, не нашел. Судя по всему, самородок, который всегда оказывался на виду благодаря личной храбрости. В годы становления Советской власти такие самоучки смогли побороть внутреннюю контрреволюцию и Антанту. Об этом надо помнить.


Однако история бросила таким, как Кулик, новый вызов в виде супер-силы, я бы так назвал немецкую армию того времени – самую организованную, технически оснащенную, мотивированную и потому – мощнейшую армию мира. И вот тут стало ясно, что личной храбрости без знаний и опыта недостаточно для победы над врагом.


Кадры


Неудачи начального периода войны в нашей стране всегда воспринимались крайне болезненно. Это понятно: вскрылись просчеты, недоработки, халатность и предательство, которые не позволили стране подготовиться должным образом.


Одним из самых слабых и сильных одновременно, мест, вот парадокс – стало наше военное командование, высший комсостав, который отвечал за стратегическое планирование, управление, снабжение и организацию тыла. Благодаря системе внутренней безопасности, включая партийный контроль удалось в значительной степени обезвредить 5-ю колонну и оздоровить комсостав. Но произвести полную замену всех руководящих кадров было невозможно – надо было искать среди тех, что были. Слава богу, подходящие военачальники нашлись. Но были и неудачи.


Выдвиженец


Г.И. Кулик оказался одним из таких представителей высшего командования, который обладал смекалкой, смелостью, но не имел настоящего военного образования и не был гением, как Сталин, которого тоже упрекают в отсутствии специального военного образования. К тому же Кулик был выдвиженцем Сталина, который знал его лично.








https://r.mt.ru/r25/photo3994/20450629746-0/jpg/bp.jpeg Гражданская война, Г.И.Кулик с бородой в центре.








Многие будущие командующие нашими войсками прошли боевое крещение в Испании. Кулик тоже побывал там под псевдонимом «генерал Купер», в роли советника. Как он там советовал, не знаю, авторитетных оценок не нашел. Но косвенно можно понять и это. После Испании Сталин продолжает продвигать Кулика по карьерной лестнице, надеясь, что герой Гражданской себя покажет и в новых условиях. Кулику поручают руководство Артиллерийским управлением РККА, присваивают очередное звание – командарм 2-го ранга.


"Чистки"


Справедливости ради следует добавить, что Кулик вместе с другими военачальниками обратился к Сталину с письмом, в котором говорил о перегибах и ошибках в отношение военных кадров и продолжение чревато подрывом боеспособности армии. Смелый человек. Но, с другой стороны, подобное письмо можно было истолковать, как попытку оказать на Сталина давление и остановить расследования, которые выявляли факты предательства и позволили избежать катастрофы. Помимо этого письма, о Кулике вспоминается и другое.


"Насоветовал"


Зимой 1939 Кулик становится заместителем Наркома обороны (К.Е. Ворошилов), присваивают звание командарма 1-го ранга. Став совсем большим военачальником, летом в своем новом качестве он едет на Дальний Восток на Халхин-Гол, чтобы там проинспектировать, как идут дела у командира корпуса Г.К. Жукова и подсказать, как более эффективно использовать артиллерию. Как идут дела Кулику не понравилось - он стал требовать от Жукова, чтобы артиллерийские части были выведены с плацдарма на восточном берегу реки Халхин-Гол. На этом ответственная командировка закончилась – Ворошилов объявил ему выговор и вернул в Москву.


***


Потом наступил 1940 год, советско-финская война, в которой Кулик принимает участие и весной 1940 года становится Маршалом Советского Союза. Ставка на Кулика, как и на других, кто получил маршальское звание, понятна – насытить армию авторитетными военачальниками, имеющими военный опыт.


Затем наступил 1941 год. В феврале прошла ХVIII конференция ВКП(б). Это была последняя попытка предвоенной чистки рядов партийного и военного руководства. Кулик чудесным образом сумел избежать и этого «сита». А дальше война и Кулик, наконец, «застревает», причем в самом начале и с не самыми «героическими» обстоятельствами своего участия в боевых действиях.


"Старый конь борозды не портит"..?


Сталин по-прежнему считал Кулика опытным военачальником, полагая, что тот еще себя покажет, как было уже не раз в годы Гражданской, «тряхнет стариной». Об этом, надо полагать, и был разговор между Сталиным и Куликом 22 июня, после чего Кулика назначают постоянным представителем Ставки и отправляют в штаб 10-армии Западного фронта 23 июня для оказания помощи и координации действий с 3-й армией.


Кулик в штаб прибыл, помочь ничем не смог, не нашелся даже, что посоветовать, только обматерил и уехал, якобы, на передовую:


-Хочу все увидеть своими глазами, чтобы доложить товарищу Сталину!


Уехал и пропал. Это уже было не просто ЧП. Сталин приказал предпринять все усилия, но найти Кулика. Не хватало еще, чтобы в плен к немцам попал маршал, заместитель Наркома обороны, советник Ставки, депутат и член ЦК!


Но Кулик, как в воду канул. И почти через пол месяца объявился.


Байка..?


Кулик вошел в кабинет Сталина.


-Товарищ Сталин, - Кулик хотел поздороваться, но Сталин его перебил.


-Вы кто?


Кулик смутился, но характера хватило не растеряться, тихо, но твердо ответил?


-Маршал Советского Союза, Кулик по вашему приказанию прибыл.


Сталин зачем-то окинул Кулика взглядом. Тот тоже посмотрел на себя, может быть что-то не в порядке, Сталин неряшливость не выносил. Вроде все нормально. Кулик вопросительно посмотрел на Сталина.


-Где лапти, смотрю?


-Товарищ Сталин, я могу объяснить.


-Лапти где? - Сталин снова перебил Кулика и в сердцах уже добавил, не скрывая, что едва сдерживает свой гнев. - Лапти, рубаха... во что еще вы нарядились, когда выходили из окружения?


***


«Непонятно поведение Зам. Наркома Обороны маршала КУЛИК. Он приказал всем снять знаки различия, выбросить документы, затем переодеться в крестьянскую одежду и сам переоделся в крестьянскую одежду. Сам он никаких документов с собой не имел, не знаю, взял ли он их с собой из Москвы. Предлагал бросить оружие, а мне лично ордена и документы, однако кроме его адъютанта, майора по званию, фамилию забыл, никто документов и оружия не бросил. Мотивировал он это тем, что если попадемся к противнику, он примет нас за крестьян и отпустит.


Перед самым переходом фронта т. КУЛИК ехал на крестьянской подводе по той самой дороге, по которой двигались немецкие танки, … и только счастливая случайность спасла нас от встречи с немцами. Маршал т. КУЛИК говорил, что хорошо умеет плавать, однако переплывать реку не стал, а ждал, пока сколотят плот.


Начальник 3-го отдела 10-й армии полковой комиссар (ЛОСЬ)


13 июля 1941 года. гор. Москва» (Маршал поражений (archive.org)).


И после этого Кулик уцелел, хотя были осуждены многие другие, кто не выдержал первого удара и были расстреляны. Санкция на арест Кулика тоже была, но ее отклонили. Сталин все еще надеялся, что «старая гвардия», которая оправится от шока и...


Кулика направляют на создание новых стрелковых, танковых и артиллерийских формирований и комплектацию боевых соединений, вместе с Берия и Маленковым. При первой возможности те от него избавляются и Кулика пытаются использовать и снова отправляют на фронт – командовать 54 -й армией, которая воюет на ленинградском направлении. Неудачно. Сталин перебрасывает Кулика в Керчь – приказ – отстоять город. Кулик проведя инспекцию, решает что оборона города невозможна и приказывает отступить. Кулика лишают всех орденов Ленина и Красного Знамени, званий Маршала и Героя Советского Союза, но не расстреливают, а понижают до звания генерал-майора. Неприятным эпизодом истории стало то, что вроде бы по приказу Кулика в его служебный самолет погрузили 200 бутылок крымского коньяка и несколько килограммов черной икры и отправили в тыл, там передали его жене. Оправдательным аргументом послужило то, что Кулик приказал эвакуировать из города по возможности всю технику и вооружение.


"Генералы Ремезов и Мельников были свидетелями того, как маршал лично водил пехотные подразделения в контратаки, отбивал артиллерийским огнем танки противника. До глубокой ночи он находился на переднем крае, на наиболее опасных направлениях. Очевидец тех событий, Григорий Сергеевич Худенко, рассказывал, что был свидетелем нескольких ситуаций, когда маршал, поднявшись в полный рост, бежал впереди бойцов с пистолетом в руках.("https://s30232294060.mirtesen.ru/blog/43873443095/Pechalnaya-istoriya--otvazhnogo-Marshala-neudachnika?page=1).


Сталин все еще надеется… В 1943 ем Кулику добавляют звезду на погонах, он становится генерал-лейтенантом и назначают командующим 4-й гвардейской армией. Но вскоре понимают, что погорячились и снова отзывают, направив в Главупраформ.


Наверняка по совету Сталина в качестве поощрения в 1944 году Кулику возвращают ордена, кроме Звезды героя. Но Кулик воспринимает этот жест по-своему, думая, что теперь все неприятности точно позади. Тем более, что дела на фронте выправились. Но, реальность оказалась не столь оптимистичной. О том, как Кулик «проявил» себя в роли «мудрого наставника», можно судить по этому документу.


«№ 122/10


СЕКРЕТНО


Заместителю НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ Союза ССР


генералу армии товарищу Булганину Н.А.


Генерал-лейтенант Кулик Г.И. числится заместителем начальника Главупраформа по боевой подготовке. Изучая внимательно на протяжении года работу и личное поведение тов. Кулика, прихожу к выводу о необходимости немедленно снять его как несоответствующего своему назначению.


Генерал-лейтенант Кулик совершенно не работает над собой, не изучает опыт войны, потерял вкус, остроту и интерес к работе, вследствие чего не может обеспечить перестройку боевой подготовки запасных дивизий в соответствии с требованиями фронта и эффективно руководить ею.


Управление боевой подготовки Главупраформа во главе с вполне подготовленным и знающим дело генерал-майором тов. Коваленко обеспечивает руководство боевой подготовкой запасных и учебных дивизий. Поэтому считаю совершенно нецелесообразным и ненужным пребывание тов. Кулика в Главупраформе.


Бытовая распущенность, нечистоплотность и барахольство тов. Кулика компрометирует его в глазах офицеров и генералов.


Тов. Кулик окончательно подорвал свой авторитет не только в глазах офицеров и генералов Главупраформа, но и в глазах руководящего состава военных округов. Всем известно, что Кулик в сентябре–ноябре месяце привез с фронта пять легковых машин, двух племенных коров, незаконно использовал красноармейцев на строительстве личной дачи под Москвой.


Кроме того, по сообщению Главного военного прокурора Красной Армии, 22.2.45 г. Кулик, будучи в августе месяце 1944 года в Крыму, присвоил себе в Кареизе в поселковом совете (спецпереселенцев) дачу с имуществом – мебелью, посудой и т.д. без оплаты стоимости.


Для охраны дачи выставил часового – бойца погранотряда Субботина. Боец Субботин, получив от Кулика приказание охранять его дачу, оставлен на произвол судьбы, снят со всех видов довольствия, и, несмотря на неоднократные письма бойца Субботина к Кулику, последний никаких мер не принял.


Докладывая вышеизложенное, прошу НЕМЕДЛЕННО СНЯТЬ С РАБОТЫ генерал-лейтенанта Кулика в Главупраформе.


НАЧАЛЬНИК ГЛАВУПРАФОРМА ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК СМОРОДИНОВ


ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА ГЕНЕРАЛ-МАЙОР КОЛЕСНИКОВ


28 февраля 1945 г. № 470047с.» (Маршал поражений (archive.org)


Ветер меняется...


Сталин не реагирует сразу, даёт поручение – перепроверить – так ли это, что Кулик настолько забыл себя, что из героя Гражданской войны переродился в высокопоставленного барахольщика. Все подтвердилось.


«СЕКРЕТНО


Экз. № 32.


ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР № 069


12 апреля 1945 г. г. Москва


1. Записку начальника Главупраформа генерал-полковника Смородинова и члена Военного Совета Главупраформа генерал-майора Колесникова на имя Зам.Наркома Обороны Булганина от 28 февраля 1945 года, где дается отрицательная оценка работы генерал-лейтенанта Кулика в составе Главупраформа, – одобрить (см. приложение).


2. Снять с работы в Главупраформе зам.начальника Главупраформа генерал-лейтенанта Кулика за бездеятельность и за то, что он своим недостойным поведением порочит звание генерала Красной Армии.


НАРОДНЫЙ КОМИССАР ОБОРОНЫ СССР


МАРШАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И. СТАЛИН» (Маршал поражений (archive.org)).


Финал


К сожалению, Кулик так и не понял, что лишился не просто защиты Сталина - а его доверия и уважения. Впрочем, отношение к боевому соратнику у Сталина начало меняться раньше, когда Кулик женился на подруге своей дочери от предыдущего брака – мало того, что свадьба состоялась через год после гибели первой жены, избранница была младше своего жениха на 32 года. В таких делах Сталин старался сохранять нейтралитет – видел, принимал, но не одобрял. А над Куликом даже посмеивался. На свадьбе Кулика, жених оступился и чуть не упал. Сталин съехидничал, типа того, что старый хрыч, а туда же… И тем не менее, кредит доверия Сталина у Кулика был огромный, надо было немало постараться, чтобы его исчерпать, как и терпение Сталина.


Если бы Кулик повел себя правильно – «лег на дно» или занялся бы исправлением ошибок, чтобы восстановить свою репутацию, самых тяжких последствий своей некомпетентности и самомнения мог бы избежать.


В этой связи важно мнение Главного Маршала артиллерии Н.Н. Воронова, бывшего подчиненного Кулика по ГАУ, уж он то знал своего «шефа» пожалуй даже лучше, чем Сталин, который имел о Кулике представление двадцатилетней давности:


«Г. И. Кулик был человеком малоорганизованным, много мнившим о себе, считавшим все свои действия непогрешимыми. Часто было трудно понять, чего он хочет, чего добивается. Лучшим методом своей работы он считал держать в страхе подчинённых. Любимым его изречением при постановке задач и указаний было: „Тюрьма или ордена“. С утра обычно вызывал к себе множество исполнителей, очень туманно ставил задачи и, угрожающе спросив „Понятно?“, приказывал покинуть кабинет. Все, получавшие задания, обычно являлись ко мне и просили разъяснений и указаний». (Кулик, Григорий Иванович — Википедия (wikipedia.org)


Кулика исключили из партии, отстранили от депутатства и снова понизили в звании до генерал-майора. Летом 1945 года он получает свое последнее назначение - заместителем командующего войсками Приволжского военного округа. Но через два года Кулика арестовывали и в 1950 - расстреляли.


Не знаю, насколько это было необходимо, но факт есть факт – Сталин, который спасал его раньше, на этот раз устранился.


P.S.


Г.И. Кулика в 1957 реабилитировали, восстановили в звании Маршала и Героя Советского Союза. Но репутация его осталась прежней – с такими маршалами войны не выигрывают, если нет других, настоящих.


Насколько читателям тема покажется интересной, не знаю, но могу предположить, что многие в неудачах армии на фронте винят военное руководство. Кто-то считает неудачными политические решения. Но причины неудач есть всегда. И есть воля к победе. Рядовые и добровольцы ее показывают каждый день и час. Насколько верны принимаемые на высшем уровне решения сейчас, покажет время. Но история Г.И. Кулика показательна, есть о чем подумать.

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии