«Нахальный аэрокуренок чуть Кремль не сшиб…». 35 лет назад завершился судебный процесс над Матиасом Рустом
В былые годы этому лихому 19-летнему парню «светил» бы немалый срок в советских лагерях. Но суровые времена миновали. Хотя немец был обвинен в хулиганстве, нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы, он получил всего четыре года тюрьмы. Впрочем, мало кто сомневался, что незваному гостю недолго придется носить робу заключенного. Так в итоге и вышло.
На суде Руст заявил, что его акция была «призывом к миру». Он мол, хотел пожать руку Горбачеву и сказать, что одобряет его политику. Кстати, в 1994 году Руст снова прибыл в Москву и искал встречи с Михаилом Сергеевичем, чтобы вручить ему свой 20-страничный манифест. В нем говорилось о том, как добиться мира на всей планете. Однако с бывшим главой СССР немцу встретиться не удалось.
Суд на Рустом был коротким и продолжался всего два дня. Парень очень боялся, что его надолго упекут в Сибирь и с замиранием сердца смотрел на бесстрастных охранников и судей, которые сидели со строгим видом. Евгений Евтушенко описал Руста всего несколькими словами: «Нахальный аэрокуренок чуть Кремль не сшиб…».
Слов нет, накуролесил он изрядно. Но никто не знает, зачем этот хрупкий очкарик прилетел из Финляндии в Советский Союз. И как сумел преодолеть плотные заслоны советской ПВО, и почему его легкомоторная «Сессна-172 Скайхок», снизившись над Большой Ордынкой, спокойно опустилась на Большом Москворецком мосту рядом с Красной площадью.
Затем Руст вырулил к собору Василия Блаженного, став первым в мире пилотом, использовавшим брусчатку русской святыни в качестве посадочной полосы. Изумлению людей, которые тем вечером прогуливались по Красной площади, не было предела. Они подошли к пилоту, который, заглушив мотор, стал раздавать автографы. Однако подоспевшие милиционеры прервали общение и увезли Руста в Лефортовскую тюрьму.
Немец рассказал, что во время полета несколько раз видел боевые самолеты с красными звездами. Они легко могли превратить его легкомоторный самолет в кучу щепок, однако после истории со сбитым южнокорейским «Боингом» в сентябре 1983 года, советские военные летчики получили категорический приказ не трогать гражданские машины.
К тому же они выполняли правила Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, в которых говорится, что «каждое государство должно воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских воздушных судов в полете, и в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна».
Следует помнить и том, что во время начавшейся перестройки руководство Советского Союза не хотело, чтобы страну называли «империей зла» и налаживало отношения с Западом. Поэтому с головы Руста не должен был упасть ни один волос.
Сообщил ли немецкий пилот следователям КГБ подробности своего полета? Возможно. Но они не были обнародованы. Зато последствия авантюры Руста хорошо известны.
Был снят с должности министра обороны участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Сергей Соколов. Ему было уже за семьдесят, но маршал был весьма уважаемым человеком, и ничто не угрожало продолжению его успешной карьеры. Однако парень из Гамбурга с легкостью ее разрушил. Впрочем, инцидент с ним стал лишь поводом: ходили упорные слухи, что у маршала были напряженные отношения с Горбачевым…
Был отправлен в отставку и другой ветеран Вооруженных сил, главнокомандующий ПВО СССР, дважды Герой Советского Союза Александр Колдунов. Он храбро воевал в Великую Отечественную, был одним из лучших советских асов.
Этих военачальников назначили главными виновниками происшедшего. Но были еще несколько десятков офицеров и генералов, которых привлекли к ответственности. Возможно, полет Руста и был организован для дискредитации советского военного руководства и последующих массовых увольнений. Но кому это было нужно, и кто разработал «сценарий»?
В то время председателем КГБ был Виктор Чебриков. Наверняка он многое знал, но люди с Лубянки не принадлежат к числу разговорчивых. И Чебриков не стал исключением.
Завесу над тайной мог рассеять Соколов, но и он предпочел молчание. Интервью не давал, воспоминаний не оставил. Сергей Леонидович жил долго, стал первым и единственным маршалом Советского Союза, перешагнувшим столетний рубеж.
Другой маршал – Дмитрий Язов, назначенный министром обороны вместо Соколова, от комментариев не удержался: «Как Руст мог прилететь? Кто ему сделал дополнительные баки, чтобы 1200 километров пролететь без посадки? Почему он заправлялся в Финляндии? Карта у него была подготовлена, видимо, разведчиками. И пролетал он именно там, где у нас была наиболее мощная система ПВО…».
Свое веское предположение выдвигал последний главнокомандующий ВВС СССР Петр Дейнекин: «Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На мысль о внутреннем предательстве меня наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода… Сбить "Сессну" могли столько раз, сколько было нужно».
Кто были эти «отдельные лица»? И на этот счет могут быть только версии, однако трудно поверить, что глава Советского Союза Горбачев был не в курсе событий. Но и утверждать это невозможно, не имея документальных свидетельств. История с перелетом Руста – еще одна из многочисленных тайн человека, который недавно сошел в могилу Новодевичьего некрополя…
Из участников тех давних событий здравствует лишь Руст. Говорят, в заключении он подружился со своим сокамерником, фарцовщиком. Они отлично ладили. Да и сам начальник тюрьмы сидельца жаловал.
Свобода, казавшаяся далекой, пришла к Русту неожиданно. Однажды к нему в камеру пришли какие-то люди и принесли костюм, рубашку и туфли. Матиас почему-то испугался, но сосед по камере лишь усмехнулся: «Неужели ты думаешь, что тебя в этой одежде повезут в Сибирь?».
Так Матиас, отсидев 432 дня, вышел из тюрьмы. В СССР было объявлено, что Верховный Совет принял решение освободить Руста в качестве «жеста доброй воли».
Немец, попав в большую историю, впоследствии отметился еще и в маленьких. В ноябре 1989 года он, проходя альтернативную службу в больнице, ударил ножом медсестру, отказавшуюся с ним уединиться. Русту снова дали четыре года, но ему снова повезло – через год он обрел свободу.
Он мог «загреметь» еще раз, когда предстал перед судом за кражу кашемирового свитера в универмаге. Но – отделался штрафом. Позже его настиг еще один штраф – за мошенничество.
Руст кидался из крайности в крайность – зарабатывал деньги игрой в покер, преподавал йогу и даже работал аналитиком инвестиционного банка. Казалось, он не мог усидеть на месте и мечется в поисках новых приключений. Может, его снова тянуло в Москву?
P.S. История с Матиасом напомнила прилет в Москву «Юнкерс-52» за пять недель до начала Великой Отечественной войны. Крылатая машина пролетела по маршруту Берлин-Данциг-Кенигсберг-Белосток-Минск-Москва. Удивительно, что советская ПВО проявила странное «гостеприимство», лишь наблюдая за передвижением незваного – или званого? – гостя. «Юнкерс» без проблем добрался до столицы СССР и приземлился на аэродроме, расположенном на Ходынке.
Казалось, что в такое суровое время виновные должны были понести и суровое наказание. Однако репрессий не последовало, никого не отдали под суд. Выговорами отделались всего несколько человек – вероятно, просто для вида.
Историки считают, что все наземные службы обеспечивали «Юнкерсу» «зеленый коридор» неспроста – в самолете находилось секретное письмо Сталину от Гитлера. В нем фюрер якобы успокаивал советского лидера, что, мол, слухи о близости войны между Германией и СССР не имеют под собой никакой почвы…
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии