Источник: Мнения.AKIpress
Вы не задавали себе такой вопрос: почему человек идёт в политику? На этот вопрос можно найти множество ответов: он хочет власти, или власти и денег, ему нужно защитить свой бизнес, у него высокие амбиции и т.д.
А теперь другой вопрос: почему человек не идёт в политику? Потому что у него нет средств (денег, людей, связей, плана и т.д.) для политической борьбы, потому что он не верит, что у него получится, потому что не знает, как это нужно делать или потому что он брезглив, так как «политика – это грязное дело» и прочее и прочее.
А я задаюсь другим вопросом: почему академическое сообщество и его лучшие представители, прогрессивный слой бизнеса и молодежи, предпочитают сторониться большой политики? Безусловно, они наблюдают за ней, высказывают критические суждения, насмехаются над теми или иными решениями, оценивают политиков, но не участвуют сами. Я это вижу и читаю ежедневно в социальных сетях. При этом, конечно же, все перечисленное выше есть тоже формы политического участия, но все же пассивные формы!
Меньше всего мне хотелось бы обидеть светлые умы и чистые сердца интеллигентов и интеллектуалов, успешных бизнесменов, молодых и немолодых. Но я все чаще спрашиваю себя, не обусловлена ли эта пассивность и созерцательность боязнью, малодушием, а то и трусостью, в которой даже себе не хочется признаваться. Ведь наблюдать, критиковать и высмеивать, кичась экспертным статусом, истинным или ложным, и брезгливо морща нос, гораздо проще, чем принимать трудные решения, договариваться с политическими оппонентами, идти на сложные, неприятные компромиссы, лавировать между крупными политическими игроками, пытаясь спасти то, что еще можно спасти. Как это связано с истинным или ложным чувством патриотизма?
Политика требует мужества, храбрости, решительности, зачастую дерзости, граничащей с наглостью и одновременно хитрости, дальновидности, прозорливости, а самое главное – решений и действий, и ответственности за них. И все это в условиях бешеных скоростей, международной динамики, экономических флуктуаций, социально-политических потрясений, повышающих риск ошибок и незамедлительной расплаты за них.
И вот я опять задаюсь вопросом: не боится ли наше прогрессивное сообщество испачкать белые ручки в «грязной» политике, рассматривая эту «грязь» лишь в нравственном смысле и не желающей признавать того, что для того, чтобы построить дом, посадить сад, надо не бояться по локоть погрузиться в грязь жизни.
Не пора ли нам, этому самому умному, рефлексирующему, экспертному, академическому и другому прогрессивному сообществу признать, что с нашего полумолчаливого согласия, пассивного наблюдения в политику приходят люди, не обремененные нравственными исканиями и сложными дилеммами; что пока мы, так называемые «нравственные» люди, избегаем политической «грязи», политику делают другие люди, не озабоченные подобными размышлениями.
А может проблема в том, что наше прогрессивное сообщество не способно стать мобилизующей силой для общества? Что мы, несмотря на наши аналитические способности, экспертный опыт, высокий уровень рефлексии, живем лишь в угоду своим собственным интересам, как и те во власти, кого мы осуждаем и клеймим своими язвительными комментариями, дальше которых ничего не идет. И может наш патриотизм фальшив, может поэтому, во власть идут те, кто знают, что для них нет препятствий?
Камила Шаршекеева
ректор Международного университета в Центральной Азии, город Токмок (Киргизия)
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии