3074
О закреплении русских на Курильских островах и приведении живших на них айну в российское подданство
Источник: fondsk.ru
·
Автор: Анатолий Кошкин
Вооружённые стычки пришедших на Хоккайдо японцев с аборигенами айну продолжались. Однако верх над искусными в военном деле туземцами люди «нации Ямато» стали одерживать лишь в XVIII веке после изобретения артиллерии. Японцы из пушек уничтожали целые селения айну. Порабощавшие айну японские военные и надсмотрщики мужчин убивали, женщин насиловали, жестоко обращались со стариками и детьми, не считая аборигенов за людей.
Уцелевшие айну бежали в горы, уплывали с Хоккайдо на близлежащие острова к соплеменникам, жившим на Сахалине и Курилах. Казак Иван Козыревский и купец из Иркутска Дмитрий Шебалин, побывавшие на Курилах в начале XVIII века, сообщали: «Итуруп, двенадцатый остров – большой по своим размерам и имеет многочисленное население. Его жителей… японцы называют «эдзо» (всех айну японцы называли по названию острова Эдзо, впоследствии Хоккайдо. – А.К.). Такие же жители Курил населяют и соседние острова. У них иные язык и обычаи по сравнению с описанным выше народом. Они бреют свои головы. Приветствуя друг друга, подгибают колени. Восхищают их отвага и умение, проявляемые на войне…».
А вот как Козыревский описывал впервые увиденный русскими южнокурильский остров Кунашир: «Остров Кунашир. Живут иноземцы те же, что и на Итурупе и Урупе; и вера одна, а язык один или свой имеют, и о том не уведомился; и на Матмайской остров (Хоккайдо. – А.К.) к ним ходят, на котором стоит город Матмай, и с Матмайского к ним приходят с годовыми товарами и торгуют. И сей остров больше Итурупы и Урупа и многонароден. А в подданстве ли оные кунаширцы к Матмаю городу или нет, и о том в достаток не уведомился. А итурупцы и урупцы самовластно живут и не в подданстве и торгуют повольно».
Немаловажное значение имело то, что экспедиция Анциферова и Козыревского впервые собрала с жителей северных островов Курил – Шумшу и Парамушир ясак, что свидетельствовало о намерении утвердить на этих территориях российские порядки.
Важным для закрепления русских на Курильских островах было приведение живших на них айну в российское подданство. В 1777 году российское подданство приняли 1500 айну на островах Итуруп, Кунашир и Хоккайдо. Они были освобождены от податей, а от русских получали железо, скот, снасти, переняли православную веру, а главное – получили защиту от японцев. Дружественным отношениям способствовала и схожесть айну с русскими.
Курильские айну более тяготели к русским, нежели к японцам: многие из них довольно быстро овладевали русским языком и принимали православие. Порядки, вводимые русскими, были гораздо мягче японских. При русских айну продолжали жить в своей традиционной среде, их не заставляли радикально менять образ жизни, не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили до прихода русских, занимаясь привычными промыслами.
То, что русские появились на южнокурильских островах и устанавливали отношения с айну, в частности на Итурупе, раньше жителей Страны восходящего солнца, подтверждается и японскими источниками. В японских донесениях того времени указывалось, что на Итурупе «проживает много иностранцев, одетых в рыжие одежды, и там строятся сторожевые посты...» Когда японцы впервые попали на этот остров в 1786 г., некоторые из местных жителей айну уже свободно владели русским языком и могли быть даже переводчиками, признают японские хроники.
Как уже отмечалось, в XVIII веке не только Курильские острова, но и север Хоккайдо не являлись японской территорией. В документе от октября 1792 года глава центрального правительства Японии Мацудайра признавал, что «район Нэмуро (северный Хоккайдо) не является японской землей». Весь остров Хоккайдо перешел под власть центрального правительства Японии лишь в 1854 году.
Контакты жителей расположенного на южной оконечности Хоккайдо княжества Мацумаэ с айнами южных Курил отмечались в XVIII столетии, однако это были торговые связи с независимыми от Японии курильцами. К тому же в условиях строгой изоляции страны центральное японское правительство эти контакты не поощряло. Повторим, коль скоро даже Хоккайдо считался «чужой землёй», то расположенные к северу от него Курильские острова никак не могут рассматриваться «исконными территориями Японии», как ныне в своих реваншистских устремлениях пытается утверждать японская проправительственная пропаганда.
В конце XVIII века неспособность русского правительства защитить включённые в состав Российской империи Курильские острова поощряла японцев к их захвату. Пользуясь близостью к островам и превосходством в силе, японские вооруженные отряды изгнали русских со ставших уже российскими Кунашира и Итурупа.
После чего японцы продолжали истреблять остатки айну на Хоккайдо. Оставленным в живых аборигенам была уготована участь подневольных. В одной из работ, посвященных положению айну в те времена, отмечается: «В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айну сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведенная до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айну. Многих молодых айну изымали из их традиционного окружения и насильно направляли на различные работы, например, на морские промыслы (колонизированных японцами) Кунашира и Итурупа, где они жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни». Все это вызывало у айну протест и стремление сражаться с японцами.
Русские пытались защитить принадлежащие России острова. В связи с незаконным проникновением японцев в южную часть Сахалина, Кунашир и Итуруп в 1806-1807 году к этим островам была направлена русская экспедиция.
6 октября 1806 года фрегат «Юнона» бросил якорь в заливе Анива, что на Сахалине. На следующий день часть экипажа высадилась на берег и посетила айнское селение, 8 октября командовавший фрегатом лейтенант флота Николай Хвостов провозгласил Сахалин владением России. Вот как описывал эту церемонию сам командир «Юноны»: «В 8-мь часов пополуночи отправились на двух судах я, лейтенант Карпинский и корабельный подмастерье Корекин к тому же селению. Подъезжая к берегу, подняли на шлюпке военный, а на баркасе купецкий флаги; добрые айны встретили суда уже в большем числе и присели на колени, когда мы вышли на берег, старались объяснить кое-какими словами, что мы россияне и друзья их; я приказал на берегу поставить флагшток, на котором подняли оба флага, как военный, так и коммерческий. Показывая на судно, одарил всех платками и разными безделицами, на тоена, или старшину (вождя племени) селения, надел лучший капот и медаль на владимирской ленте при троекратном из шести ружей выстреле, с судна на каждый залп ответственно из одной пушки... Старшине при медали дал лист, на котором написано «1806 года октябрь. Российский фрегат «Юнона» под начальством флота лейтенанта Хвостова, в знак принятия острова Сахалина и жителей оного под всемилостивейшее покровительство российского императора Александра I, старшине селения, лежащего на восточной стороне губы Анива, пожалована серебряная медаль на владимирской ленте. Всякое другое приходящее судно, как российское, так и иностранное, просим старшину сего признавать за российского подданного».
В 1807 году лейтенант Николай Хвостов и командир тендера «Авось» мичман Гавриил Давыдов получили задание идти на Курильские острова, чтобы выдворить оттуда японцев, которые уничтожили там российские государственные знаки, опрокинули православные кресты, притесняли русских подданных айну. Высадившиеся на Итурупе русские матросы во главе с офицерами Хвостовым и Давыдовым разгромили японских гарнизон в 300 человек, восстановили на этом и других южных островах Курильской гряды русские государственные столбы. «Долг призывал нас, – писал Николай Хвостов, – освободить островитян (айну) от тиранства японцев». Японский гарнизон на Итурупе, увидев русские корабли, бежал вглубь острова. Айну было объявлено «об изгнании японцев, поскольку Итуруп принадлежит России».
Однако защитить включенные еще в екатерининские времена в состав Российской империи острова и принявших русское подданство и православие айну не удалось. Стремившееся к установлению с Японией дипломатических и торговых отношений царское правительство разрешило своему посланнику в Страну восходящего солнца адмиралу Евфимию Путятину пожертвовать южными Курилами.
Вопрос о судьбе айну на Курилах напрямую затрагивался на переговорах.
Путятин: «…Так как в прежние времена Русские имели свои поселения на Итурупе, но впоследствии по разным обстоятельствам оставили их и теперь остров занят Японцами, то я полагаю разделить его пополам, так чтобы половина принадлежала нам, а другая Японии.
Японская сторона: Делить Итуруп нам будет чрезвычайно трудно и это только замедлит переговоры. Уславливаться о Сахалине нам гораздо легче, ибо он заселен частью Русскими, частью Японцами.
Путятин: Итуруп мы можем разделить на том же основании, как и Сахалин, оставив за вами те места и земли, на которых вы имели постоянные поселения и удержим за собою те из них, которые принадлежат Айносам (айну).
Японская сторона: Айносы всегда считались подданными нашего Правительства, и, следовательно, все им принадлежащее должно считаться принадлежащим и Японскому Правительству.
Путятин: Когда мы имели поселение на Итурупе, то на приведенном вами основании, Айносы принадлежали и нам, тем более что, кроме Итурупа, они заселяют еще многие из островов Курильской гряды, принадлежащие с давних времен России. Мы не объявляем притязаний на Айносов, обитающих на острове Эдзо (Хоккайдо), но имеем равное с вами право на Айносов острова Итурупа, и потому и необходимо определить на нем нашу границу.
Японская сторона: Что значит для обширной империи, какова Россия, такой маловажный остров как Итуруп? Дележ его будет сопряжен для нас с большими затруднениями, а потому не лучше ли, приняв в уважение наши доводы, оставить это дело как оно есть».
Фото: fedpress.ru
В конце концов, Путятин уступил и 7 февраля (26 января) 1855 года подписал Симодский трактат, по которому устанавливалось, что «границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итуруп и Уруп», а Сахалин объявлен «нераздельным между Россией и Японией». В результате к Японии отходили острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, долгое время входившие в состав Российской империи. Во власти японцев оказлись и айны, издревле населявшие эти и другие Курильские острова.
Заглавное фото: historiosophy.ru
Уцелевшие айну бежали в горы, уплывали с Хоккайдо на близлежащие острова к соплеменникам, жившим на Сахалине и Курилах. Казак Иван Козыревский и купец из Иркутска Дмитрий Шебалин, побывавшие на Курилах в начале XVIII века, сообщали: «Итуруп, двенадцатый остров – большой по своим размерам и имеет многочисленное население. Его жителей… японцы называют «эдзо» (всех айну японцы называли по названию острова Эдзо, впоследствии Хоккайдо. – А.К.). Такие же жители Курил населяют и соседние острова. У них иные язык и обычаи по сравнению с описанным выше народом. Они бреют свои головы. Приветствуя друг друга, подгибают колени. Восхищают их отвага и умение, проявляемые на войне…».
А вот как Козыревский описывал впервые увиденный русскими южнокурильский остров Кунашир: «Остров Кунашир. Живут иноземцы те же, что и на Итурупе и Урупе; и вера одна, а язык один или свой имеют, и о том не уведомился; и на Матмайской остров (Хоккайдо. – А.К.) к ним ходят, на котором стоит город Матмай, и с Матмайского к ним приходят с годовыми товарами и торгуют. И сей остров больше Итурупы и Урупа и многонароден. А в подданстве ли оные кунаширцы к Матмаю городу или нет, и о том в достаток не уведомился. А итурупцы и урупцы самовластно живут и не в подданстве и торгуют повольно».
Немаловажное значение имело то, что экспедиция Анциферова и Козыревского впервые собрала с жителей северных островов Курил – Шумшу и Парамушир ясак, что свидетельствовало о намерении утвердить на этих территориях российские порядки.
Важным для закрепления русских на Курильских островах было приведение живших на них айну в российское подданство. В 1777 году российское подданство приняли 1500 айну на островах Итуруп, Кунашир и Хоккайдо. Они были освобождены от податей, а от русских получали железо, скот, снасти, переняли православную веру, а главное – получили защиту от японцев. Дружественным отношениям способствовала и схожесть айну с русскими.
Курильские айну более тяготели к русским, нежели к японцам: многие из них довольно быстро овладевали русским языком и принимали православие. Порядки, вводимые русскими, были гораздо мягче японских. При русских айну продолжали жить в своей традиционной среде, их не заставляли радикально менять образ жизни, не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили до прихода русских, занимаясь привычными промыслами.
То, что русские появились на южнокурильских островах и устанавливали отношения с айну, в частности на Итурупе, раньше жителей Страны восходящего солнца, подтверждается и японскими источниками. В японских донесениях того времени указывалось, что на Итурупе «проживает много иностранцев, одетых в рыжие одежды, и там строятся сторожевые посты...» Когда японцы впервые попали на этот остров в 1786 г., некоторые из местных жителей айну уже свободно владели русским языком и могли быть даже переводчиками, признают японские хроники.
Как уже отмечалось, в XVIII веке не только Курильские острова, но и север Хоккайдо не являлись японской территорией. В документе от октября 1792 года глава центрального правительства Японии Мацудайра признавал, что «район Нэмуро (северный Хоккайдо) не является японской землей». Весь остров Хоккайдо перешел под власть центрального правительства Японии лишь в 1854 году.
Контакты жителей расположенного на южной оконечности Хоккайдо княжества Мацумаэ с айнами южных Курил отмечались в XVIII столетии, однако это были торговые связи с независимыми от Японии курильцами. К тому же в условиях строгой изоляции страны центральное японское правительство эти контакты не поощряло. Повторим, коль скоро даже Хоккайдо считался «чужой землёй», то расположенные к северу от него Курильские острова никак не могут рассматриваться «исконными территориями Японии», как ныне в своих реваншистских устремлениях пытается утверждать японская проправительственная пропаганда.
В конце XVIII века неспособность русского правительства защитить включённые в состав Российской империи Курильские острова поощряла японцев к их захвату. Пользуясь близостью к островам и превосходством в силе, японские вооруженные отряды изгнали русских со ставших уже российскими Кунашира и Итурупа.
После чего японцы продолжали истреблять остатки айну на Хоккайдо. Оставленным в живых аборигенам была уготована участь подневольных. В одной из работ, посвященных положению айну в те времена, отмечается: «В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айну сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведенная до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айну. Многих молодых айну изымали из их традиционного окружения и насильно направляли на различные работы, например, на морские промыслы (колонизированных японцами) Кунашира и Итурупа, где они жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни». Все это вызывало у айну протест и стремление сражаться с японцами.
Русские пытались защитить принадлежащие России острова. В связи с незаконным проникновением японцев в южную часть Сахалина, Кунашир и Итуруп в 1806-1807 году к этим островам была направлена русская экспедиция.
6 октября 1806 года фрегат «Юнона» бросил якорь в заливе Анива, что на Сахалине. На следующий день часть экипажа высадилась на берег и посетила айнское селение, 8 октября командовавший фрегатом лейтенант флота Николай Хвостов провозгласил Сахалин владением России. Вот как описывал эту церемонию сам командир «Юноны»: «В 8-мь часов пополуночи отправились на двух судах я, лейтенант Карпинский и корабельный подмастерье Корекин к тому же селению. Подъезжая к берегу, подняли на шлюпке военный, а на баркасе купецкий флаги; добрые айны встретили суда уже в большем числе и присели на колени, когда мы вышли на берег, старались объяснить кое-какими словами, что мы россияне и друзья их; я приказал на берегу поставить флагшток, на котором подняли оба флага, как военный, так и коммерческий. Показывая на судно, одарил всех платками и разными безделицами, на тоена, или старшину (вождя племени) селения, надел лучший капот и медаль на владимирской ленте при троекратном из шести ружей выстреле, с судна на каждый залп ответственно из одной пушки... Старшине при медали дал лист, на котором написано «1806 года октябрь. Российский фрегат «Юнона» под начальством флота лейтенанта Хвостова, в знак принятия острова Сахалина и жителей оного под всемилостивейшее покровительство российского императора Александра I, старшине селения, лежащего на восточной стороне губы Анива, пожалована серебряная медаль на владимирской ленте. Всякое другое приходящее судно, как российское, так и иностранное, просим старшину сего признавать за российского подданного».
В 1807 году лейтенант Николай Хвостов и командир тендера «Авось» мичман Гавриил Давыдов получили задание идти на Курильские острова, чтобы выдворить оттуда японцев, которые уничтожили там российские государственные знаки, опрокинули православные кресты, притесняли русских подданных айну. Высадившиеся на Итурупе русские матросы во главе с офицерами Хвостовым и Давыдовым разгромили японских гарнизон в 300 человек, восстановили на этом и других южных островах Курильской гряды русские государственные столбы. «Долг призывал нас, – писал Николай Хвостов, – освободить островитян (айну) от тиранства японцев». Японский гарнизон на Итурупе, увидев русские корабли, бежал вглубь острова. Айну было объявлено «об изгнании японцев, поскольку Итуруп принадлежит России».
Однако защитить включенные еще в екатерининские времена в состав Российской империи острова и принявших русское подданство и православие айну не удалось. Стремившееся к установлению с Японией дипломатических и торговых отношений царское правительство разрешило своему посланнику в Страну восходящего солнца адмиралу Евфимию Путятину пожертвовать южными Курилами.
Вопрос о судьбе айну на Курилах напрямую затрагивался на переговорах.
Путятин: «…Так как в прежние времена Русские имели свои поселения на Итурупе, но впоследствии по разным обстоятельствам оставили их и теперь остров занят Японцами, то я полагаю разделить его пополам, так чтобы половина принадлежала нам, а другая Японии.
Японская сторона: Делить Итуруп нам будет чрезвычайно трудно и это только замедлит переговоры. Уславливаться о Сахалине нам гораздо легче, ибо он заселен частью Русскими, частью Японцами.
Путятин: Итуруп мы можем разделить на том же основании, как и Сахалин, оставив за вами те места и земли, на которых вы имели постоянные поселения и удержим за собою те из них, которые принадлежат Айносам (айну).
Японская сторона: Айносы всегда считались подданными нашего Правительства, и, следовательно, все им принадлежащее должно считаться принадлежащим и Японскому Правительству.
Путятин: Когда мы имели поселение на Итурупе, то на приведенном вами основании, Айносы принадлежали и нам, тем более что, кроме Итурупа, они заселяют еще многие из островов Курильской гряды, принадлежащие с давних времен России. Мы не объявляем притязаний на Айносов, обитающих на острове Эдзо (Хоккайдо), но имеем равное с вами право на Айносов острова Итурупа, и потому и необходимо определить на нем нашу границу.
Японская сторона: Что значит для обширной империи, какова Россия, такой маловажный остров как Итуруп? Дележ его будет сопряжен для нас с большими затруднениями, а потому не лучше ли, приняв в уважение наши доводы, оставить это дело как оно есть».
Фото: fedpress.ru
В конце концов, Путятин уступил и 7 февраля (26 января) 1855 года подписал Симодский трактат, по которому устанавливалось, что «границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итуруп и Уруп», а Сахалин объявлен «нераздельным между Россией и Японией». В результате к Японии отходили острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, долгое время входившие в состав Российской империи. Во власти японцев оказлись и айны, издревле населявшие эти и другие Курильские острова.
Заглавное фото: historiosophy.ru
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии