3010
"Обнаружить и следить за нами у США не получалось". Секреты от командира подлодки "Борей"
Источник: ТАСС
·
Автор: Роман Азанов
Родственники и знакомые иногда в шутку называли его командиром "счастливой штуки". Как и у многих подводников, советский фильм "Командир счастливой "Щуки" его любимый. Потому что там, считает он, показана жизнь и нет ничего наигранного.
О некоторых нюансах профессии и особенностях субмарин проекта 955 "Борей" журналисту ТАСС рассказал экс-командир атомного подводного ракетного крейсера "Александр Невский" капитан 1-го ранга Василий Танковид. Он командовал кораблем семь лет, два раза осуществлял успешные пуски баллистических ракет "Булава", а в 2015 году совершил 42-дневный арктический межфлотский переход (подо льдами Арктики, пройдя пять морей и два океана) — с Северного на Тихоокеанский флот. Американцы тогда не обнаружили наш крейсер и узнали о его появлении в водах Тихого океана, лишь когда атомный ракетоносец прибыл в постоянный пункт базирования на Камчатке (25-я дивизия подводных лодок в Вилючинске).
Подводник — это особенное. Но мое убеждение, что это не каста. Это — образ жизни.
Василий Танковид © Пресс-служба ПО "Севмаш"
Я из семьи офицеров-подводников, рос в военном гарнизоне — сначала в Приморье, потом на Камчатке. Первый раз попал на подводную лодку еще пацаном, классе в пятом. Ходил с отцом, лодка стояла в доке — смотрел, что это такое (улыбается). Все пошло оттуда... Отец был профессиональным замполитом, с 1977 по 1997 год служил на подводном крейсере проекта 667Б. Постоянно в морях. Однажды посчитал, сколько дней за два года он был дома. Оказалось, около двух месяцев всего-навсего, остальное — на службе. И это отложилось.
Курсантом проходил стажировку на проектах 671РТМК и 667БДР (шифр "Щука" и "Кальмар" — крейсера второго поколения — прим. ТАСС). Я окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова в 1995 году и пришел командиром минно-торпедной боевой части на К-211 "Петропавловск-Камчатский" (атомный подводный ракетный крейсер проекта 667БДР "Кальмар" — прим. ТАСС). Наша ласточка была одним из лучших кораблей в соединении, которые прошли средний ремонт, и по всем своим качествам была самым удачным кораблем. Работала как лошадка. И даже на утилизацию ушла своим ходом в Большой Камень на судоремонтный завод "Звезда".
В 1999-м ушел в другой экипаж помощником, потом в 2000 году поступил на Высшие специальные офицерские классы ВМФ в Санкт-Петербурге. После окончания вернулся в свой экипаж на К-211, где продолжил службу в должностях старшего помощника командира по боевому управлению и затем старшим помощником командира. В 2005-м поступил в Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова, после окончания которой был назначен командиром вновь формируемого экипажа К-550 "Александр Невский". Так что первая половина службы у меня прошла на подлодке проекта 667БДР, а вторая — на проекте 955 "Борей".
Президент РФ Владимир Путин и Василий Танковид © Пресс-служба ПО "Севмаш"
"Александр Невский" — небо и земля по сравнению с крейсерами второго поколения. Кстати, первые корпуса "Бореев" доделывались с лодок 971-го и 949-го проектов. У него тактико-технические характеристики значительно превосходят эти корабли.
По тактико-техническим характеристикам "Александр Невский" — малошумная подводная лодка, на которой используется новая система движения. Это совершенный корабль, и после застоя в 1990-е годы был прорывным. Если раньше все было аналоговое, то сейчас перешли на "цифру", компьютеризировались. Нам [экипажу] было проще. Много на нем интересных внедрений и наработок использовалось.
Экипаж подлодки "Александр Невский" в стапельно-сдаточном цехе №55 завода "Севмаш" © Пресс-служба ПО "Севмаш"
Мне и экипажу повезло. Мы прибыли на завод "Севмаш" принимать корабль, а это — школа строительства, наладки, испытания и эксплуатация новой техники. Нет ничего лучше, чем общение с производителями и строителями того, на чем тебе предстоит служить и какую материальную часть тебе обслуживать.
В экипаже было около 70 человек, которые лодку увидели на заводе и ни разу в море не были. Из них 20 молодых лейтенантов — выпускников училищ, которые в училище только на картинках видели ту технику, на которой придется служить. Даже учебный центр не может дать тех знаний, которые получаешь на заводе при строительстве и испытаниях.
О некоторых нюансах профессии и особенностях субмарин проекта 955 "Борей" журналисту ТАСС рассказал экс-командир атомного подводного ракетного крейсера "Александр Невский" капитан 1-го ранга Василий Танковид. Он командовал кораблем семь лет, два раза осуществлял успешные пуски баллистических ракет "Булава", а в 2015 году совершил 42-дневный арктический межфлотский переход (подо льдами Арктики, пройдя пять морей и два океана) — с Северного на Тихоокеанский флот. Американцы тогда не обнаружили наш крейсер и узнали о его появлении в водах Тихого океана, лишь когда атомный ракетоносец прибыл в постоянный пункт базирования на Камчатке (25-я дивизия подводных лодок в Вилючинске).
"В подводники идут не за деньги, должно быть призвание"
Подводник — это особенное. Но мое убеждение, что это не каста. Это — образ жизни.
Василий Танковид © Пресс-служба ПО "Севмаш"
Я из семьи офицеров-подводников, рос в военном гарнизоне — сначала в Приморье, потом на Камчатке. Первый раз попал на подводную лодку еще пацаном, классе в пятом. Ходил с отцом, лодка стояла в доке — смотрел, что это такое (улыбается). Все пошло оттуда... Отец был профессиональным замполитом, с 1977 по 1997 год служил на подводном крейсере проекта 667Б. Постоянно в морях. Однажды посчитал, сколько дней за два года он был дома. Оказалось, около двух месяцев всего-навсего, остальное — на службе. И это отложилось.
Курсантом проходил стажировку на проектах 671РТМК и 667БДР (шифр "Щука" и "Кальмар" — крейсера второго поколения — прим. ТАСС). Я окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова в 1995 году и пришел командиром минно-торпедной боевой части на К-211 "Петропавловск-Камчатский" (атомный подводный ракетный крейсер проекта 667БДР "Кальмар" — прим. ТАСС). Наша ласточка была одним из лучших кораблей в соединении, которые прошли средний ремонт, и по всем своим качествам была самым удачным кораблем. Работала как лошадка. И даже на утилизацию ушла своим ходом в Большой Камень на судоремонтный завод "Звезда".
В 1999-м ушел в другой экипаж помощником, потом в 2000 году поступил на Высшие специальные офицерские классы ВМФ в Санкт-Петербурге. После окончания вернулся в свой экипаж на К-211, где продолжил службу в должностях старшего помощника командира по боевому управлению и затем старшим помощником командира. В 2005-м поступил в Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова, после окончания которой был назначен командиром вновь формируемого экипажа К-550 "Александр Невский". Так что первая половина службы у меня прошла на подлодке проекта 667БДР, а вторая — на проекте 955 "Борей".
Президент РФ Владимир Путин и Василий Танковид © Пресс-служба ПО "Севмаш"
"Следить за нами у Штатов не получилось"
"Александр Невский" — небо и земля по сравнению с крейсерами второго поколения. Кстати, первые корпуса "Бореев" доделывались с лодок 971-го и 949-го проектов. У него тактико-технические характеристики значительно превосходят эти корабли.
По тактико-техническим характеристикам "Александр Невский" — малошумная подводная лодка, на которой используется новая система движения. Это совершенный корабль, и после застоя в 1990-е годы был прорывным. Если раньше все было аналоговое, то сейчас перешли на "цифру", компьютеризировались. Нам [экипажу] было проще. Много на нем интересных внедрений и наработок использовалось.
Экипаж подлодки "Александр Невский" в стапельно-сдаточном цехе №55 завода "Севмаш" © Пресс-служба ПО "Севмаш"
Мне и экипажу повезло. Мы прибыли на завод "Севмаш" принимать корабль, а это — школа строительства, наладки, испытания и эксплуатация новой техники. Нет ничего лучше, чем общение с производителями и строителями того, на чем тебе предстоит служить и какую материальную часть тебе обслуживать.
В экипаже было около 70 человек, которые лодку увидели на заводе и ни разу в море не были. Из них 20 молодых лейтенантов — выпускников училищ, которые в училище только на картинках видели ту технику, на которой придется служить. Даже учебный центр не может дать тех знаний, которые получаешь на заводе при строительстве и испытаниях.
Опыт, приобретенный на судоверфи в Северодвинске, неоценим, личный состав экипажа стал специалистами и не просто эксплуатирующими технику, но и понимающими ее изнутри
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии