6402
Перед тем, как стрелять в октябре 1993 года, Ельцин получил добро Запада
Источник: www.spb.kp.ru
– Что это было? Почему произошли эти странные события сентября - октября 1993-го, когда Верховный Совет Российской Федерации восстал против президента Бориса Ельцина и «Белый дом», где заседал мятежный парламент, расстреляли из танков?
– Представьте себе Киев в феврале 2014-го. Люди нарушили конституцию Украины. Совершили государственный переворот. Могли они пойти на такое без поддержки внешних сил? Которые гарантировали им, что их никто не осудит? Не назовет Украину государством-изгоем? Не потащит их в Гаагу? Не введет санкции?
– Вы полагаете, что майдан – калька того, что происходило в Москве 25 лет назад, но удавшаяся?
– Думаете, случайно Запад закрыл глаза на то, что президент Ельцин не просто выходит за правовое поле, а стреляет боевыми снарядами по всенародно избранному парламенту? Конечно, нет! Глава Российской Федерации получил благословение Запада на такие действия. Иначе на расстрел Верховного Совета он не решился бы никогда.
Было прямое, жесткое противостояние. С одной стороны – силы, которые не хотели, чтобы страна скатывалась к развитию по чисто западному сценарию (Верховный Совет и все, кто его поддерживал). Они были разношерстные, эти силы. Но в них еще была крепка советская закалка, поскольку Союз распался меньше, чем два года назад.
Им противостояли прозападные силы. Они всячески выставляли своих противников в роли «неонацистов, ретроградов, убийц». За этими западниками стояли внешние силы. Они хотели прямых столкновений на территории России - по югославскому сценарию, который там привел к развалу страны. И потому подталкивали обе стороны в Москве к активным действиям. Именно они маячили за спиной Ельцина. Его решительности помогало не только словесное «благословение» Запада, но и… мешки денег. В том числе, для стимулирования тех, кто будет осуществлять силовую акцию.
– Под Западом вы имеете в виду США?
– Давайте назовем это Западом. Хотя, конечно, в первую очередь в таком развитии событий были заинтересованы Штаты.
Скоротечная гражданская
– Чему научило или должно было научить это трагическое противостояние, закончившееся сотнями жертв?
– Чему научил октябрь 93-го? Ну, например, Украину он не научил ничему. В России, а точнее, в Москве, гражданская война продлилась несколько дней. На Украине же она длится несколько лет. Притом что зарубежные подстрекатели и там и тут одни и те же. Что касается российского общества - оно, кажется, урок учло.
– Куда пошла бы Россия, победи осенью 1993-го не Ельцин, а Верховный Совет с его главою Хасбулатовым и вице-президентом Руцким?
– Ответить на это так же сложно, как на вопрос «что было бы с Россией, если бы сто лет назад белая армия генерала Деникина взяла Москву?». Но мы знаем, что произошло, когда победил Ельцин: началось разворовывание страны. Совершилась грабительская приватизация. И прямым следствием применения силы в Москве в 1993-м стала развернутая в 1994-м война в Чечне - а ее можно было бы избежать. Запад закрыл глаза на прямое применение силы внутри ядерной державы, и высшее руководство России решило, что и дальше можно применять силу. Ельцина подталкивали к вооруженному конфликту с Грозным люди, которые были в той или иной степени связаны с Западом.
– Почему российская провинция не поддержала законно избранный Верховный Совет, который эту самую провинцию представлял?
– А почему вся Украина за редким исключением никак не отреагировала на антиконституционный захват власти в Киеве? Люди не разбираются в законодательстве. Люди телевизор смотрят. А в 1993-м «демократически настроенные» граждане вроде Лии Ахеджаковой призывали «раздавить гадину» и защитить юную демократию от этой самой Конституции. То есть, с одной стороны, мощное давление СМИ, с другой - нормальное желание обычного человека не участвовать ни в каких политических процессах. Он в них ни черта не понимает, и к тому же ему могут не нравиться обе стороны.
Жертвы провокаций
– Почему лидеров октябрьского путча амнистировали уже через четыре месяца?
– Потому что они не совершили никакого преступления. Доказать попытку госпереворота было невозможно. Так, двумя годами ранее генерал Варенников, поддержавший ГКЧП, потребовал, чтобы его судили. Его судили - и оправдали. В 1993-м власть пошла на компромисс. В этом была некая мудрость. Спустя годы мы видим, что люди, бывшие тогда по разные стороны баррикад, уже большей частью те раны залечили.
А чтобы понять искусственность вооруженного противостояния, надо вспомнить два факта. Сотрудник правоохранительных органов, застреленный в «Останкино» якобы выстрелом штурмующих сторонников Верховного Совета, был убит в помещении, куда пуля с улицы не могла залететь. А люди, штурмовавшие телецентр, ехали туда на машинах Внутренних войск. Захваченные во время беспорядков машины оказались с ключами в замках зажигания! Это значит, что те, кто стоял за организацией кровавого противостояния, постарались сделать так, чтобы защитники Верховного Совета «не забыли» сесть в машины и приехать к месту будущей трагедии у «Останкино». Для чего любезно предоставили им транспорт. Почему солдаты во время бегства «забыли» ключи зажигания? Полные баки и ключи в замках - так бывает или в кино, или если это провокация».
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии