22.03.2024
Помним. Скорбим
4 апреля встречаемся в Якутске →
Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Первые на Красной планете. Почему советские марсоходы были на лыжах?

Источник: aif.ru
Автор: Дмитрий Писаренко
1448
4 декабря 2021 г.
Ровно полвека назад, 27 ноября 1971 года, поверхности четвёртой от Солнца планеты впервые достиг рукотворный объект. Это был советский аппарат «Марс-2». На его борту находился и первый в мире марсоход ПрОП-М, название которого расшифровывается как «прибор оценки проходимости – Марс». Он должен был измерить плотность грунта, а посадочный модуль - передать снимки поверхности далёкой планеты на Землю.

«Книжка» на полозьях

История космонавтики показывает, что до Марса проще долететь, чем сесть на него: атмосфера этой планеты очень разреженная, сойти с орбиты с нужной скоростью и аккуратно посадить аппарат – крайне сложная задача. Первая в истории миссия к Красной планете осложнялась ещё и тем, что к моменту её прибытия на Марсе разыгралась сильнейшая пылевая буря, которая продлилась пять месяцев.
Советский Союз в мае 1971-го запустил сразу две станции. 19 мая с Байконура стартовала ракета «Протон-К» с автоматической межпланетной станцией «Марс-2», через 9 дней вслед за ней отправилась АМС «Марс-3». Каждая несла на борту маленький передвижной прибор, похожий на коробочку на полозьях – первые в истории марсоходы ПрОП-М.
Эти приборы на протяжении пяти лет проектировала и изготавливала команда специалистов ленинградского ВНИИТрансМаш во главе с инженером-конструктором Александром Кемурджианом. До этого они работали над первым луноходом. Но от него марсоходы отличались принципиально, а именно - системой передвижения. Учёные не знали наверняка, что представляет собой поверхность Красной планеты, а потому было предложено оснастить аппараты находящимися по бокам и немного приподнимающими их корпус полозьями. Ведь если грунт сыпучий, передвигаться по нему лучше на «лыжах».
Сам марсоход был размером с толстую книжку (25×22×4 сантиметра) и имел массу 4,5 килограмма. Предполагалось, что полозья будут «шагать» и перемещать машину с небольшой скоростью - 1 метр в час, а в случае наезда на препятствие она будет останавливаться и ждать команды с Земли, на что могло уйти до 20 минут. Впрочем, остановки и так должны были происходить через каждые 1,5 метра - для подтверждения или корректировки курса.
Марсоход был снабжён двумя тонкими стержнями в передней части, которые играли роль датчиков обнаружения препятствий. С их помощью аппарат мог определить, с какой стороны находится помеха, чтобы отступить или попытаться обойти её. Разумеется, были на нём и научные приборы. Динамический пенетрометр и гамма-лучевой плотномер предназначались для измерения плотности и структуры марсианского грунта. Это и было главной задачей советского марсохода.
Приём и передача сигнала с Земли шли через посадочный модуль. Он соединялся с марсоходом 15-метровым кабелем, словно пуповиной, обеспечивая его электропитанием и управляя перемещением.

В поисках места посадки

Как уже сказано, в 1971 году на Марсе разыгралась сильнейшая пылевая буря. Предсказать её было невозможно, и, увы, именно она привела к краху миссии.
27 ноября при посадке разбился «Марс-2». Он стал первым рукотворным объектом, достигшим поверхности этой планеты. 2 декабря станция «Марс-3» смогла сесть без повреждений, и это было уже достижение: состоялась первая успешная мягкая посадка на поверхность Марса в истории. Вскоре она перешла в рабочее состояние и с помощью специального манипулятора спустила на грунт марсоход ПрОП-М. Станция начала передавать на Землю панораму окружающего ландшафта. К сожалению, изображение получилось смазанным – оно представляло собой серый фон без каких-либо различимых деталей. А через 14,5 секунд сигнал и вовсе прекратился. Больше «Марс-3» на связь не выходил.
Как предположили впоследствии эксперты, из-за пылевой бури в антеннах передатчика мог возникнуть коронный разряд или вышла из строя аккумуляторная батарея. Да и скорость марсианского ветра в то время была столь велика (более 140 метров в секунду), что удивительно, как посадочный модуль вообще смог уцелеть и перейти в рабочий режим.
При этом на околомарсианской орбите осталась орбитальная станция. У неё была своя программа исследований, которую она продолжала выполнять на протяжении 8 месяцев. Превратившись в искусственный спутник Красной планеты, этот аппарат передавал советским учёным ИК-радиометрию, фотометрию, данные о составе атмосферы, магнитного поля и плазмы.
Примечательно, что точное место посадки «Марса-3» долгое время не было известно. Если местоположение всех успешно отработавших аппаратов строго зафиксировано, то к провалившихся миссиям интереса никто не проявлял. В 2012 году эти вопросом задался известный блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров. Он начал изучать (а затем призвал к этому других энтузиастов) снимки высокого разрешения предполагаемой зоны посадки советской станции. Они были сделаны в 2007 году американским спутником, работавшим на околомарсианской орбите. Проанализировав несколько сотен фотографий поверхности планеты, Егоров обнаружил это место - оно находится на дне марсианского кратера Птолемей. Блогеру удалось распознать не только посадочный модуль, но и парашют, двигатель мягкой посадки и аэродинамический тормозной экран.
Где-то там, занесённый марсианской пылью, покоится и первый в истории марсоход ПрОП-М. Он смог коснуться грунта негостеприимной планеты, но не смог проехать по ней и сантиметра. Точнее, пройти на «лыжах».
Обложка: Созданный в советской России марсоход ПрОП-М стал первым рукотворным объектом, достигшим поверхности этой планеты. Commons.wikimedia.org