Почему в мире промышленная политика на подъеме?
Про Китай. После завершения весьма своеобразного периода «нулевой терпимости», гигант возвращается к своим нормальным темпам рост. По итогам первого полугодия этого года – 5,5%.
Можно, кстати, приблизительно прикинуть «упущенную выгоду» от нашей 9-ти летней стагнации с 2014 года. Почему «упущенную выгоду»? По крайней мере, по двум причинам.
Первая. При сохранении хотя бы темпов 1999-2013 гг.(не говоря уже о 1999-2008), наш ВВП по ППС мог бы быть больше уровня 2014 года не на 24%, а раза в 2-2,5, в рублях вообще в 4-5 раз. Напомню, наш ВВП, выраженный в долларах, в 2013-м был 2,3 трлн. долларов. Нынешний, если считать по сегодняшнему ударному курсу – около 1,6 трлн.
При этом по оценке Всемирного банка ВВП России за 2022 г. по ППС составил 5,3 трлн. долл. (5-е место в мире), т.е. относительная слабость («заниженность» рубля к доллару) составляет уже 3,5 раза (5,3 / 1,6), что характерно для самых отсталых (низко индустриальных) стран и выводит рубль (экономику России) из состава инвестиционно привлекательных, стимулируя дальнейших вывоз капитала и мозгов (когда у вас средняя з/п по номиналу в 2 раза ниже Китая и в 5-7 раз среднеразвитых европейских стран – как вы можете конкурировать за высоко образованные кадры)?
Вторая. Китай в те же годы рос (уже с огромной базы) средним темпом в 9% в год. ВВП в 2013-м - 56 трлн. юаней, в прошлом - более 121 трлн. В долларах - 9,5 и почти 18 трлн.
То есть в 2013-м мы различались с Китаем по ВВП, выраженному в долларах, в 4.2 раза, сегодня – в 11,2 раза. Разумеется, не в нашу пользу. Зато инфляция была низкой, а следование рекомендациям МВФ – практически безупречным.
Китай вкладывает просто астрономические ресурсы в любые проекты, полностью аналогичные нашему импортозамещению, только объем этих ресурсов – сотни миллиардов, а в целом – триллионы долларов (в пересчете).
Кроме того, еще 13 июля таможенное управление КНР сообщило, что общий объем внешней торговли страны в первом полугодии 2023 г. сократился по сравнению с тем же периодом годом ранее на 4,7% до $2,918 трлн. Экспорт упал до $1,663 трлн – на 3,2%, а импорт снизился до $1,255 трлн (-6,7%). При этом товарооборот Китая и России за первое полугодие 2023 г. вырос на 40,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. и составил $114,54 млрд.
То есть, судя по всему, Китай быстро замещает внешние рынки на внутренний, во избежание понятных последствий, которые уже не за горами.
Про США. Иноагент Блумберг информирует, что рекордно высокое строительство заводов в США дает большой толчок росту. Бум строительства заводов, происходящий по всей территории США, сыграл ключевую роль в «неожиданном» ускорении экономики во втором квартале.
Инвестиции в производственные мощности достигли максимума с 1950-х годов. Расходы на строительство заводов почти удвоились за последний год.
В апреле 2023 года годовой показатель достиг почти 190 миллиардов долларов по сравнению с 90 миллиардами долларов в июне 2022 года, при этом на обрабатывающую промышленность приходится около 13% негосударственного строительства.
Заводы строятся повсюду, от пустынь до курортных городов, поскольку США пытаются вернуть производство товаров, обычно импортируемых из стран с более низкими затратами.
Многие заводы по производству аккумуляторов и электромобилей появились в Ржавом поясе, в то время как заводы по производству солнечных панелей и возобновляемых источников энергии теперь охватывают большую часть Юга и юго-востока.
За последние два года в США было создано около 800 000 рабочих мест в обрабатывающей промышленности, в которых занято около 13 миллионов работников, согласно майскому отчету Бюро статистики труда о занятости.
За последний год производство ускорило свой переезд обратно в США из других стран. Согласно индексу реструктуризации Kearney за 2022 год, 96% американских компаний перенесли производство в США или оценивают операции по реструктуризации — рост по сравнению с 78% в индексе 2021 года.
Внезапный рост строительства заводов соответствует принятию Закона о чипах и науке в июле 2022 года, который предоставил финансирование в размере 280 миллиардов долларов для стимулирования производства полупроводников, а также Закона о снижении инфляции в августе 2022 года.
США стремится создать новые рабочие места в обрабатывающей промышленности, строительстве и сфере возобновляемых источников энергии, что, по оценкам, позволит создать до 1,5 миллионов рабочих мест к 2030 году.
Про развитый мир в целом. Один из ведущих мировых специалистов в области промышленной политики Дэни Родрик с соавторами подготовили статью «Новая экономика промышленной политики» (The new economics of industrial policy) – какое говорящее название, не правда ли? -, в которой приводятся результаты мониторинга мер промышленной политики на основе автоматической обработки текстов из Global Trade Alert — обширной базы данных, содержащей информацию по мерам торговой политики, принимаемым в разных странах мира.
Результаты анализа показывают, что промышленная политика, во-первых, действительно вернулась и находится на подъеме.
А во-вторых, промышленной политикой пользуются в первую очередь страны с более высоким доходом (из группы G20). В целом исследователи показали, что количество мер промышленной политики увеличивается с ростом доходов населения.
С одной стороны, это говорит о том, что промышленная политика является в определенной степени дорогим удовольствием, а с другой — что развитые страны за счет подобной политики получают возможность поддерживать конкурентоспособность своих экономик на международном уровне.
Интересно, что в 1990-х годах взгляд на промышленную политику среди экономистов был совсем другим. Ее рассматривали либо как неэффективный инструмент государственного вмешательства в экономику, либо как удел только развивающихся стран, реализующих догоняющую стратегию экономического развития.
Но тогда развитым странам промышленная политика была действительно не нужна. После развала Советского Союза и открытия Китая появились новые рынки сбыта, на которых западные производители чувствовали себя вполне комфортно.
Теперь же, когда глобализация мировой экономики сворачивается, пришло время задуматься о развитии собственной промышленности.
Теперь давайте еще раз взглянем на китайские, американские и мировые цифры, проценты и процессы. И соотнесем с нашими реалиями
Мне одному кажется, что пока мы тут медитируем на инфляцию, ведем вполне бессмысленные разговоры о «сбалансированном росте» и «перегреве экономики», наши основные как партнеры, так и не-партнеры, просто включают полный форсаж и выводят на максимальную мощность свои экономические машины, полностью наплевав на любые «модели», «оптимальные параметры» и «теории»?
Они просто ставят конкретные материально-вещественные цели и двигаются к ним с потрясающей скоростью.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии