История жизни и службы Фомы Данилова
Больше всего сведений об этом герое удалось раздобыть Николаю Гавриловичу Алтухову – краеведу, проживающему в Пономарёвском районе Оренбургской области. Именно здесь находится деревня Кирсановка, в которой в 1846 году у крестьян Даниила и Татьяны, прозываемых Лотаревыми, родился последыш Фома.
До него на свет появилось как минимум пятеро детей, так что об отцовском наследстве мечтать не приходилось. В 18 лет Фома женился на другой крестьянке из той же деревни Ефросинье Тугих. Их первая дочь Варвара родилась в срок, но прожила всего годик, что в сельской местности не было большой редкостью. А вот новым ребёнком пара обзавестись не успела – Фому на 10 лет забрили в солдаты.
На дворе стоял 1869 год. Баталии Крымской и даже Кавказской войны давно смолкли. В Европе Россия пока только «сосредотачивалась» после обидного Парижского мира. Но военное министерство уже обратило свой взор на Среднюю Азию. Так Фома Данилов оказался в Туркестане.
Писем солдата краеведу обнаружить не удалось. Не исключено, что он вообще оставался неграмотным, поэтому следующее документальное свидетельство его боевого пути – произведение в унтер-офицеры в 1873 году с последующим назначением каптенармусом. Это старший унтер-офицерский чин, подразумевающий заведование военным имуществом.
Когда на марше из Ташкента в Наманган в ноябре 1875 года у одной из повозок его стрелкового батальона сломалось колесо, Данилов с несколькими солдатами по долгу службы перегружал её содержимое на другую – исправную. Вот только процесс затянулся, военное прикрытие отошло чуть дальше чем следовало, и на отставших тут же налетел отряд поднявшего мятеж в Коканде Пулат-хана.
Пулат-хан (1844 — 1876) — один из руководителей Кокандского восстания 1873—1876 годов.
Подвиг православного батыра Фомы Данилова
Особой популярностью восставшие не пользовались даже на своей земле, да и руководил ими на самом деле никакой не хан. Под этим именем скрывался самозванец Исхак Хасан-уулу, поднявший мятеж против законного властителя Коканда Худояр-хана, на тот момент уже имевшего договор с русскими.
Заручиться поддержкой радикальных слоёв населения лже-Пулат-хан мог только объявив газават – священную войну с неверными. Однако в одних словах толку было мало, поэтому даже незначительный реальный успех (захват нескольких пленных русских) нужно было использовать по максимуму.
21 ноября 1875 года на площади города Маргилан (в нынешнем Узбекистане) горстке солдат был предложен выбор – казнь или переход в мусульманскую веру. Пулат-хану ситуация виделась беспроигрышной: если русские согласятся, это продемонстрирует очевидное превосходство Ислама; если нет, то от пыток будут молить о пощаде и покажут слабость своего духа. И тот, и другой вариант сулили приток желающих воевать под знамёнами мятежников, однако ситуация внезапно пошла по третьему сценарию.
Благодаря расследованию, проведённому «по горячим следам», стало известно, что Фоме Данилову пришлось дважды предлагать перейти в Ислам, сулить богатство и командную должность в войске Пулат-хана, но унтер-офицер ответил только, что дал царю клятву и не изменит ей, а умрёт в той же вере, в которой родился.
Ничего не дала и третья попытка. Данилов, которому начало отказывать спокойствие, только в сердцах отругал своих мучителей и добавил: «Хотите убить, так убейте». Тогда его привязали к доске и дали залп из 25 ружей так, чтобы не задеть жизненно важные органы. Фома Данилов истекал кровью на площади Маргилана ещё час, но так и не попросил о пощаде.
Пропагандистская акция, затеянная Пулат-ханом, дала обратный эффект. Местные жители увидели не слабость, а силу духа простого русского солдата. В толпе перешёптывались, что тот умирает «как настоящий батыр». Восстание стало терять поддержку в народе, и всего через 4 месяца на площади Маргилана был повешен уже сам мятежник Пулат-хан. Могилу Фомы Данилова нашли, и мученик за веру был перезахоронен по христианскому обряду.
Обложка: Штурм крепости Геок-Тепе, Верещагин
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии