Школа Геополитики Николая Старикова
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Приручить "итальянца": почему "копейка" стала лучшим автомобилем СССР

Приручить "итальянца": почему "копейка" стала лучшим автомобилем СССР

Источник: ria.ru
Автор: Николай Протопопов
5649
12 сентября 2020 г.

Рекордные темпы производства, характеристики на уровне мировых стандартов, всенародная любовь и признание — ровно 50 лет назад, 7 сентября 1970-го, легендарная "копейка" ВАЗ-2101 получила имя "Жигули", а через несколько дней в полную силу заработал конвейер Волжского автозавода. Как итальянская модель стала символом советского автопрома — в материале РИА Новости.



Зарубежный опыт




В середине 1960-х массовый выпуск недорогих автомобилей рассматривался советским руководством как способ ликвидировать избыток не обеспеченных товарами денег, накопленных населением.






К строительству нового автозавода решили привлечь партнеров из-за рубежа. В качестве основы для будущей народной легковушки выбирали между "Фордом", "Пежо", "Рено" и "Фиатом". Итальянская машина была самой подходящей: "Фиат-124" в 1965-м признали "Автомобилем года" в Европе, а у Кремля были хорошие отношения с социалистическим правительством Италии.



Волжский автомобильный завод в Тольятти заложили в 1966-м. Производственное оборудование сюда поставляли более 800 смежников со всего СССР, а также компании ФРГ, Франции, Великобритании и Германии. К 1970-му здесь, на 600 га, вырос настоящий автогигант.




Это было самое крупное предприятие в Европе, способное выпускать 600 тысяч машин в год. Численность персонала превысила 120 тысяч человек.


© РИА Новости / Юрий Абрамочкин / Перейти в фотобанк
Работники АвтоВАЗа

"Итальянцы" в России




С технической точки зрения "Фиат-124" — вполне обычный, без каких-либо революционных решений. Однако по советским меркам это была весьма комфортабельная и современная машина. Несколько новых "Фиатов" подвергли суровым испытаниям — гоняли не только по полигонам, но и по всей стране, в самых разных климатических условиях, по асфальтированным, грунтовым и проселочным дорогам.




На просторах России изнеженному "итальянцу" пришлось несладко, и его сразу начали менять, приспосабливать к новым условиям. Укрепили подвеску, шаровые опоры и пружины, задние дисковые тормоза заменили на более стойкие к бездорожью "барабаны", переработали четырехступенчатую коробку передач, усилили кузовные элементы, увеличили клиренс, модернизировали ведущий мост. Всего было более 800 доработок, но внешне автомобиль практически не изменился.




От фиатовского двигателя с нижним расположением распределительного вала отказались. Рабочий объем рядного четырехцилиндрового 64-сильного мотора остался прежним — 1200 кубических сантиметров. Но распредвал переместили в верхнюю часть головки блока цилиндров, что было тогда серьезным новшеством.




Первая партия доработанных ВАЗ-2101 сошла с конвейера в апреле 1970-го. К концу августа завод был готов к массовому производству. Оставалось присвоить новинке звучное имя. Объявили всесоюзный конкурс, и со всей странны посыпались письма и телеграммы.


© РИА Новости / Анар Мовсумов / Перейти в фотобанк Автомобиль Fiat 124 в Музее прототипов АвтоВАЗа в Тольятти. Прототип советского автомобиля ВАЗ-2101

В итоге 7 сентября 1970-го автомобилю официально присвоили имя "Жигули" в честь гор Приволжской возвышенности. Этот бренд был таким популярным, что и все последующие модели ВАЗ долгие годы называли не иначе как "Жигули". Хотя уже в 1973-м появилась другая марка — "Лада".




Это понадобилось для экспортных поставок: иностранцам было сложно воспринимать на слух и правильно произносить слово "Жигули". Кроме того, в некоторых странах получалось созвучно с "жиголо".


© РИА Новости / Юрий Абрамочкин
Перейти в фотобанк / Испытания легковых автомашин ВАЗ-2101

Рекордсмены производства




"Копейка", как прозвали ВАЗ-2101 в народе, стала настоящим бестселлером советского автопрома. Несмотря на солидную цену почти в пять с половиной тысяч рублей, очередь за машинами растянулась на несколько лет вперед.




И это было вполне понятно. "Жигули" были качественным автомобилем, по крайней мере, в те годы. Комфортный, надежный. В первые несколько лет эксплуатации требовалась только своевременная замена технических жидкостей, не надо было ничего регулировать и дополнительно смазывать, в отличие от другой советской автомобильной продукции.


© Фото : предоставлено пресс-центром "АвтоВАЗ" / Автомобиль ВАЗ-2101
В 1974-м тольяттинцы выпустили первую модификацию "Жигулей" ВАЗ-21011, или, как сейчас говорят, провели рестайлинг. Хромированные бамперы конструктивно упростили и покрыли резиновой окантовкой для защиты от ударов, на задние стойки крыши добавили дополнительные воздуховоды, изменили решетку радиатора, на корме появился фонарь заднего хода, а в салоне установили более комфортные передние сиденья. Кроме того, "одиннадцатую" оснастили новым, более мощным двигателем объемом 1,3 литра, прибавившим пять лошадиных сил.
Потом разработали и еще несколько моделей на базе "копейки" — в СССР продавались универсал ВАЗ-2102, "тройки", "пятерки", "шестерки" и "семерки". В каждую новую версию старались внедрять технические новинки. Например, ВАЗ-2103 получил вакуумный усилитель тормозов, тахометр и даже электрические часы в салоне. "Тройка" приобрела немного люксовости: кузов — с хромированными боковыми молдингами, спереди было уже четыре фары, задние фонари сделали более информативными. А "шестерка" для повышения безопасности водителя и переднего пассажира обзавелась подголовниками сидений.
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин / Перейти в фотобанк / Волжский автозавод имени 50-летия СССР. В сборочном цехе завода

Особое внимание уделяли экспортным вариантам. Автомобили поставляли не только во все страны социалистического блока, но и в Швецию, Австрию, Новую Зеландию и Канаду. Перед отправкой за границу "Жигули" тщательно дорабатывали, чтобы они соответствовали стандартам и пожеланиям более избалованных иностранцев. LADA пользовалась большой популярностью за счет невысокой цены и хороших потребительских качеств — неприхотливости, простоты и ремонтопригодности.




"Копейку" выпускали целых тринадцать лет — к 1983-му с конвейера сошли более двух миллионов семисот тысяч ВАЗ-2101. Всего же с 1970-го тольяттинский автозавод изготовил почти пять миллионов "Жигулей" различных модификаций.


© РИА Новости / А. Соломонов / Перейти в фотобанк / Объединение АвтоВАЗ














Обложка: © РИА Новости / Дмитрий Донской / Перейти в фотобанк

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии