22.03.2024
Помним. Скорбим
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

ПРОрыв генерала

ПРОрыв генерала

1966
24 мая 2017 г.

Источник: http://redstar.ru/
Он создавал ракетный щит страны



Генерал-лейтенант артиллерии Иван БАРЫШПОЛЕЦ стоял у истоков создания Единой системы ракетных (реактивных) комплексов воздушно-космической (противовоздушной и противоракетной) обороны Москвы. Однако ввиду секретности выполняемых работ его заслуги мало известны широкой общественности. Да и судьба не была милостива к нему, отмерив только шестьдесят лет жизни, до последнего мгновения отданной служению Отечеству. Нашему корреспонденту удалось прояснить этапные моменты жизни этого неординарного и в то же время очень скромного человека.

«На часах шесть утра. Вспоминаю: сегодня 22 июня – день моего рождения. Что ж, первый сбитый самолёт врага чем не подарок от батарейцев!» Так описывал первый день войны Иван Ефимович в книге «Противотанкисты». В 1941 году ему исполнилось 25 лет. К тому времени выпускник техникума лесного хозяйства окончил Севастопольское зенитно-артиллерийское училище. Начало Великой Отечественной войны лейтенант Барышполец встретил во Львове в должности командира батареи 509-го зенитного артиллерийского полка 4-й дивизии ПВО, входящей в состав Киевской зоны противовоздушной обороны страны.
После Западной Украины полк направили на защиту столицы. 10 января 1942 года в газете «Красная звезда» была опубликована статья, в которой говорилось о роли артиллерии в битве под Москвой. В частности, там были такие строки: «Велики заслуги перед Отчизной наших гвардейских противотанковых артиллерийских полков. Они первыми дали по зубам бронированным полчищам Клейста, Гудериана, Шмидта и других хвалёных немецких генералов. Они первыми показали, что нам не страшно превосходство немцев в танках, сделали много для того, чтобы свести к нулю это превосходство…»
Именно в боях под Москвой осенью и зимой 1941 года комбатр Барышполец впервые начал применять мощную зенитную артиллерию для успешной стрельбы не только по самолётам, но и по танкам врага, чем прославился на весь Западный фронт как необычный «зенитчик-противотанкист». Как писала газета «Московский большевик» от 20 мая 1942 года, всего за период оборонительных боёв батарея Барышпольца уничтожила восемь танков, три бронемашины, самолёт Ю-88, два орудия, до трёхсот гитлеровцев.
За мужество и отвагу старшему лейтенанту Барышпольцу был вручён орден Красного Знамени. Получение столь высокой награды в начальный период войны командиром среднего звена свидетельствовало о его незаурядном воинском мастерстве.
В 1943 году Ивана Ефимовича как перспективного офицера направили на учёбу в Артиллерийскую академию РККА имени Ф.Э. Дзержинского на командный факультет зенитной артиллерии. По окончании обучения подполковник Барышполец продолжил службу в 4-м научно-исследовательском институте академии.
Как известно, 1950-е годы поистине революционные в плане развития вооружения ПВО, создания принципиально новых образцов. Именно на этот период приходится становление зенитных ракетных войск, составивших основу огневой мощи противовоздушной обороны. Богатейший опыт Ивана Ефимовича, имевшего за плечами фронтовую практику и академическое оперативное образование, оказался чрезвычайно востребованным. В 1952 году он был откомандирован в 3-е Главное управление при Совете Министров СССР, занимался созданием и вводом в строй объектов, вооружения и войск Единой системы обороны Москвы от средств воздушного и ракетно-космического нападения. Под его непосредственным руководством сначала была принята на вооружение многоканальная система обороны от средств воздушного нападения «Беркут»  (С-25), которая могла одновременно поражать 20 целей на скорости до 1500 км/час, высоте 500–20 000 м и на дальности до 35 км.
Вот что вспоминал известный генеральный конструктор зенитных ракетных комплексов Борис Бункин об обстановке, в которой создавалась система «Беркут»: «Совещания о ходе строительства регулярно проводил Лаврентий Павлович Берия. Совещания были жёсткими, проходили примерно так. Барышполец раскрывал перед Берией схему строительства с отметками о сданных и несданных к определённому сроку объектах. Выслушав молча доклад о завершении работ на ряде объектов, Берия, не глядя на присутствующих, задавал ему вопрос:
– Почему сорваны сроки?
– Не поставлено оборудование с головного завода.
– Кто директор?
Директор головного завода вставал и докладывал:
– Не поставлено оборудование со смежного завода.
– Кто директор?
Директор смежного завода вставал и докладывал:
– В силу объективных причин мы не успели поставить аппаратуру.
– Не успели? Сядьте! Вы уже не директор!


Богатейший опыт Ивана Ефимовича, имевшего за плечами фронтовую практику и академическое оперативное образование, оказался чрезвычайно востребованным


По постановлению Совета Министров СССР от 17 августа 1956 года были начаты работы по созданию более сложного комплекса вооружения, предназначенного для защиты Москвы, а именно: системы обороны от средств ракетно-космического нападения – боевой системы ПРО А-35. Тем же постановлением куратором этого проекта был назначен Иван Барышполец.
Успешные результаты полигонных испытаний позволили к июню 1961 года завершить разработку эскизного проекта боевой системы ПРО А-35. По вводу этого комплекса было создано специальное Управление РТЦ-81, впоследствии развёрнутое в Управление отдельного корпуса ПРО. На этот радиотехнический центр были возложены задачи по контролю за строительно-монтажными работами на объектах системы А-35, обеспечению эксплуатации и боевого применения систем ПРО.
В ноябре 1961 года генерал-майор артиллерии Барышполец был назначен начальником Управления радиотехнического центра, открытое наименование которого было войсковая часть 16451. Её формирование завершилось 22 января 1962 года. Этот день и считается днём рождения сегодняшнего соединения ПРО.
Вокруг Москвы началось строительство боевых объектов системы ПРО, оснащение их оборудованием, поступающим с заводов.
В январе 1965 года управление РТЦ-81 было переформировано в Управление начальника Войск противоракетной обороны Московского округа противовоздушной обороны (войсковая часть 75555). В должности, официально именовавшейся «начальник Управления Войск ПРО», переименованной вскоре на «командующего Войсками ПРО», генерал Барышполец в течение 15 лет непосредственно управлял всеми процессами военного формирования войск, организации обучения офицеров в военных училищах и академиях Войск ПВО страны.
Огромное внимание он уделял процессам боевой подготовки войск сформированного на базе Управления РТЦ-81 оперативно-тактического объединения ПРО и оперативного применения их совместно с силами ПВО в рамках первой Единой (объединённой) системы воздушно-космической обороны Москвы в составе единого вида Вооружённых Сил во взаимодействии с ударными силами и средствами Дальней авиации и Ракетных войск стратегического назначения.
Иван Ефимович был высочайшим профессионалом, преданным своему делу, принципиальным, справедливым, исключительно ответственным, требовательным к себе и подчинённым. О его мудрости и дальновидности говорит тот факт, что с самого начала работы над системами ПВО С-25, а потом ПРО А-35 он рассматривал их как два компонента единой системы обороны от воздушного и ракетно-космического нападения. Именно этот военный замысел он неоднократно докладывал Маршалу Советского Союза Павлу Батицкому и как командующему войсками Московского округа ПВО, и как главнокомандующему Войсками противовоздушной обороны страны – заместителю министра обороны СССР, предлагая уже тогда переименовать Войска ПВО в Войска воздушно-космической обороны страны.
Иван Ефимович умер в самом расцвете своих творческих и физических сил, мгновенно и внезапно от разрыва сердца 10 декабря 1976 года. К сожалению, его имя, как и большинства тех, кто вместе с ним работал над созданием ракетно-ядерного щита СССР, даже после смерти остаётся в тени. Поэтому сегодня важно не только вернуть память о необоснованно забытых родоначальниках и основоположниках системы ВКО страны, но и изучить их положительный опыт, максимально использовать его в деятельности по совершенствованию современной системы обеспечения военной безопасности в воздушно-космической сфере и совместных стратегических действий по борьбе против любого воздушно-космического противника.

 

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии