"Россия - опасный сосед": чему радовался шведский король после Столбовского мира
В начале марта 1617 года в местечке Столбов близ Тихвина был заключен мирный договор между Русским царство и Королевством Швеция. Тем самым, была закончена семилетняя война между двумя государствами. Русское царство вернуло Новгород, захваченный ранее шведами - и полностью потеряло выход к Балтийскому морю.
Вообще говоря, переговоры начались еще в январе 1616 года. Велись они достаточно неспешно, несмотря на усилия англичан и голландцев, выступавших в качестве посредников. А через два месяца и вовсе прервались - слишком сильны были противоречия. Делегации разъехались по домам.
Но продолжать войну Русское государство, разоренное Смутой, было не в состоянии. К тому же продолжалась война с Польшей. Договариваться со шведами так или иначе было необходимо. Впрочем, шведы тоже понимали, что дальнейшая война принесет больше потерь, нежели успехов. Почему - хорошо объяснил Густав Адольф II в послании шведскому парламенту, риксдагу после заключения мира. Об этом чуть ниже.
Переговоры возобновились осенью 1616 года. После двух месяцев дебатов стороны пришли к соглашению. Сам же мирный трактат, вошедший в историю под названием Столбовского мира, был подписан спустя месяц с небольшим, 9 марта 1617 года.
По этому договору Русское государство вернуло Новгород, Старую Руссу, Ладогу и другие города и окрестные земли. Однако пришлось уступить шведам Ивангород, крепости Копорье и Орешек (старинные новгородские укрепления). Был потерян доступ к реке Неве. Шведы полностью перекрыли доступ к Балтийскому морю.
Пришло время процитировать Густава Адольфа. Выступая в риксдаге, король представил Столбовский мир как великую шведскую победу. Россию он назвал "опасным соседом" из-за обширности государства, "сильного дворянства" и "множества крестьян". Отныне же, ликовал король, ни одна русская лодка без позволения шведов не сможет попасть в Балтийское море. По его мнению, шведы создали надежный барьер, который их противнику нелегко будет преодолеть.
В каком-то смысле Густав Адольф оказался прав. Спустя 40 лет Русское государство попыталось вернуть утраченные земли - но безуспешно. Решил вопрос только Петр Великий. Но для этого понадобилось выиграть тяжелую Северную войну. Да и эта победа не стала окончательной - шведы еще не раз пытались пересмотреть ее итоги.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии