22.03.2024
Помним. Скорбим
4 апреля встречаемся в Якутске →
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

«Русская революция»: мифы о стихийных восстаниях

«Русская революция»: мифы о стихийных восстаниях

6978
28 апреля 2016 г.
В новом фильме из серии «Политическая Россия ХХ века», снятого по мотивам моей книги “Кто финансировал развал России. От декабристов до моджахедов”, говорится о восстаниях на Черноморском флоте, которые произошли вскоре после русско-японской войны.

https://www.youtube.com/watch?v=l-ZsINWtnas
Видео ВКонтакте
Скачать аудио
Текст: Политическая Россия
Самая лучшая импровизация — подготовленная заранее, самое лучшее стихийное восстание — тщательно спланированное. Убедиться в этом можно на примере русской революции 1905 года и её ярких моментов: восстаний на броненосце «Потемкин» и крейсере «Очаков».
Российский флот неспроста стал местом активных революционных действий: к началу ХХ века он становится третьим по мощи после Великобритании и Франции. Уничтожение флота — условие будущего разрушения России. Задача важная, поэтому к давлению снаружи добавляется давление изнутри.
Обратимся к обстановке, которая царила накануне революции. Около года идет война с Японией. К началу боевых действий с японцами у России было три эскадры: на Дальнем Востоке, в Балтийском и Черном морях. Для усиления русского флота на Дальний Восток отправляют Балтийскую эскадру.
Но к маю 1905 года японский флот почти полностью уничтожает обе русские эскадры. Решающим этапом оказывается разгромное для России Цусимское сражение. Единственной боеспособной единицей, которая может отстоять морское могущество России, становится эскадра Черного моря. Её самым новым и мощным кораблём — броненосец «Князь Потёмкин-Таврический».
Стоит ли удивляться, что ровно через месяц после Цусимского разгрома, 14 июня 1905 года, именно на этом броненосце начнется восстание? А днём ранее народное недовольство вспыхнет в Одессе под лозунгом «За социальную пролетарскую республику!».
О цели восстания расскажет писателю и журналисту Сергею Орлицкому глава «комитетчиков» Сергей Самуилович Цукерберг:
«Здесь создается Южная республика с Крымом и плодороднейшими землями Волыни и Подолии… Пусть старая насильница, некультурная Москва погибает от внутренних раздоров. Это нас, южан, не касается».

Пораженный планами расчленения России, Орлицкий идет на митинг комитета и среди всех выдвигаемых требований слышит важные идеи для врагов страны — военную службу отменить, флот и армию распустить. И это во время войны, когда враг напал на родную страну!
Утром 13 июня в Одессе произойдут первые столкновения. Спровоцированная полиция откроет огонь по толпе рабочих, будет убито 2 человека. Этого хватит, чтобы 14 июня забастовка стала всеобщей. Власти города ждут подкрепления, восставшие ждут броненосец «Потемкин», который всего лишь два дня назад ушел на первые учебные стрельбы, а вернется захваченный мятежниками. Вот только откуда лидеры одесского восстания знали, что броненосец «Потемкин» поддержит их с моря? Ведь матросы взбунтовались «стихийно», когда увидели, что на обед им предлагают борщ из мяса с червями!
Как гнилое мясо оказалось на новейшем корабле — мы вряд ли узнаем, но важно другое. Воспользовавшись «мясным» поводом, бунтующие матросы захватят судно и жестоко обойдутся со своими офицерами: командира выкинут за борт, семь человек убьют, остальных арестуют. После этого команда поплывет не в Севастополь, чтобы захватить другие корабли, а отправится в сторону Одессы, где мятежников ждёт виселица. Странная логика вполне объяснима, если план восстания придумали не матросы, а те, кому важно было ворваться в Одессу, поддержать восставших и провозгласить расчленение России. Это могло вызвать цепную реакцию в Польше, Прибалтике, на Кавказе. И вероятно, что Россия из-за возникших беспорядков не смогла бы перебросить новый флот на Дальний Восток.
Теперь представьте: в ходе мятежа русские черноморские корабли начинают бой и топят друг друга. Вместе с погибшими на Дальнем Востоке эскадрами это самоуничтожение перечеркнет Россию как морскую державу.
К этой развязке все и идёт: матросы «Потемкина» спускаются на берег — отпустить пленных офицеров и похоронить убитого товарища. Похоронную процессию сопровождают толпы народа. Не обходится без провокаций: войска вынуждены несколько раз применить оружие. А на следующий день революционный броненосец открывает огонь по городу. Своими действиями команда нарывается на уничтожение корабля, чего и хотят организаторы восстания.
Для усмирения броненосца «Потемкин» на рейде Одессы появляется севастопольская эскадра. Однако вместо долгожданного боя к бунтовщикам присоединяется еще одно судно — «Георгий Победоносец». Остальную эскадру адмирал Кригер уводит обратно в Севастополь. Команда «Георгия Победоносца» вскоре изменит свое решение и покинет восставших.
Тем временем накаляются события в Одессе: после восстания, в городе, оставшемся без власти, начинаются грабежи и поджоги. Любовь к поджогам — вообще странная особенность беспорядков в Одессе. К 16 июня одесский порт превратится в обугленное место побоища, двухдневная история Южнорусской республики подойдет к концу.
Так же завершится и история «Потемкина»: корабль, не получив поддержки от города, отправляется пиратствовать. Отчаявшиеся матросы корабля хотят обратиться к мировой общественности. В этом им помогают профессиональные революционеры Фельдман и Березовский: они выпускают прокламацию «Ко всем европейским державам».
Но почему-то мировые державы не рады настрою русских освободителей и требуют от России обезвредить броненосец. Последняя попытка матросов обеспечить себя топливом в Феодосии проваливается, и вскоре корабль сдается румынским властям. Заметим, что Румыния готова принять мятежников и признать их военными дезертирами. Интересно, откуда такое великодушие?
Объяснить картину поможет справка Бессарабского жандармского управления о матросах броненосца:
«Все они страшно жалеют убитых офицеров, во всем обвиняют машиниста Матюшенко и бывших на броненосце каких-то двух студентов, фамилий которых никто из них не знает».

Все просто: статус «военных дезертиров» позволяет официально не выдавать всех лиц с броненосца российским следователям. Значит, некому будет объяснить причины мятежа: те самые неизвестные студенты в Россию точно не вернутся, а вернувшиеся матросы ничего не смогут внятно объяснить.
Не пройдет и трех месяцев после одесской неудачи, как на Черноморской эскадре вспыхнет новый бунт. Возглавит восстание в Севастополе, главной стоянке Черноморского флота, небезызвестный военный моряк — лейтенант Шмидт.
В его личном деле значатся влиятельный дядя, адмирал Владимир Шмидт, который не раз поможет ему в карьере; женитьба на уличной проститутке; частая смена кораблей, где он служил; лечение в психиатрических клиниках; малолетний сын, который тоже войдет в революционную историю. С таким багажом Петр Шмидт в должности капитана грузового судна подходит к началу Русско-японской войны. Его назначают старшим офицером на корабле «Иртыш», том самом, который трагически погибнет во время Цусимского боя. Однако будущего «героя» революции накануне важного сражения спишут на берег по неизвестно причине.
В следующий раз Шмидт объявится в море и на страницах истории командиром миноносца №253. Правда, почти сразу после восстания на броненосце «Потемкин» он исчезнет вместе с корабельной кассой в размере 2500 рублей. Чуть позже он решит сдаться властям с повинной и даже сможет вернуть все растраченные средства. Биографы напишут потом: дядя помог. Ох уж эти сердобольные и богатые родственники будущих революционеров!
Чудом избежав каторги за дезертирство и растрату, Шмидт решает броситься в бурное море политики. 17 октября 1905 года издан знаменитый царский Манифест о введении в России парламентаризма и свобод. И уже 18 октября Шмидт призывает толпу идти на митинг к городской тюрьме: требовать освобождения заключенных. Действия Шмидта становятся поводом для раскручивания беспорядков: если в Одессе все начиналось с двух погибших, то в Севастополе у стен тюрьмы погибнут 8 человек и будут ранены около 50.
14 ноября 1905 года Шмидт в чине капитана 2-го ранга прибывает на крейсер «Очаков», чтобы возглавить мятеж и самовольно присвоить звание командующего Черноморским флотом.
Долгожданное столкновение русских кораблей будет разыграно по старому сценарию. 11 ноября начинается митинг нескольких тысяч матросов и рабочих судостроительного завода и порта. Разогнать митинг бескровно властям не удастся: неожиданно один из бунтующих ранит контр-адмирала Писаревского и убивает пехотного подполковника Штейна, командовавшего солдатами. Убийцу не арестовывают, беспомощность властей приводит к тому, что активизируется вся флотская база. В ночь на 13 ноября офицеры крейсера «Очаков» покидают судно, охваченное неповиновением. Севастополь сперва переводят на военное положение, а 14 ноября - на осадное.
Странное совпадение — «Очаков», как и броненосец «Потемкин», тоже был новейшим крейсером. Может, на новейших крейсерах бастовать приятнее?
Однако причины проще: во-первых, на новых кораблях команды только собраны вместе и провокаторам куда легче затеряться среди незнакомых лиц. Во-вторых, затопить новейшие и мощнейшие корабли российского флота куда выгоднее, чем старые миноносцы. Именно вторая причина указывает нам на то, что произошедшие восстания — совсем не стихийные события, а четко спланированные акции.
Тем временем к «Очакову» присоединяется несколько крейсеров, в том числе и переименованный броненосец «Потемкин», бунт разрастается, а это значит, что мирное решение конфликта уже невозможно. И даже сейчас: кровь еще не пролилась, мятежники еще могут сдаться…
Однако Шмидту мир совсем не нужен: не за это ему платили и титулами награждали. Он захватывает переговорщиков, которых к нему отправляют, и даже идёт на шантаж: за каждый выстрел по кораблю он будет вешать по офицеру.
Командующий подавлением бунта генерал Меллер-Закомельский решает подавить восстание силой. По истечении срока ультиматума эскадра делает несколько выстрелов, а затем начинается расстрел крейсера. Бравый Шмидт бежит вместе с сыном, бросив на произвол всех матросов. Однако выбраться из бухты им не удается — миноносец Шмидта подстреливают. Пленные офицеры берут контроль над «Очаковым», но поздно — на крейсере начинается пожар, вспыхивают боеприпасы, часть матросов гибнет, а крейсер горит еще два дня.
Так завершится очередное «стихийное» восстание. И хотя генеральная цель его — обескровить русский Черноморский флот — не была достигнута, российский флот все же был ослаблен. Революция, необходимая, чтобы Россия проиграла войну более слабой Японии, выполнила свою задачу. Революцию можно было заканчивать…

2. «Русская революция»: мифы о маленькой победоносной войне


https://www.youtube.com/watch?v=EDePsOSjjo0

1. За чей счет жили российские революционеры?


https://www.youtube.com/watch?v=N_JaCPtDPbg

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии