Уметь видеть, слышать и понимать природу

03.10.2021

Уметь видеть, слышать и понимать природу

Источник: rgo.ru @ Людмила Худякова

12 сентября исполнилось 175 лет со дня рождения Дмитрия  Кайгородова, учёного, создателя массовой фенологической сети в России, автора многих научно-популярных книг по естествознанию и блестящего педагога.

В течение 30 лет Дмитрий Никифорович состоял профессором Санкт-Петербургского лесного института по кафедре лесного инженерного искусства и лесной технологии. Но известным он стал тем, что в течение полувека вёл ежедневные наблюдения над периодическими явлениями природы, фиксируя и систематизируя их. Он не только сам наблюдал, но и сумел заинтересовать этим широкие круги российского общества в разных концах страны. Дмитрий Никифорович побудил и научил людей записывать периодические явления природы в своём крае и присылать их в Лесной институт.

Уметь видеть, слышать и понимать природу

Дмитрий Кайгородов. Фото: Научный архив РГО

Каждый год Кайгородов получал письма от своих корреспондентов, число которых доходило до 700 человек, а количество писем — до двух тысяч. В течение 29 лет Кайгородов вёл единолично всю эту корреспонденцию, отвечая на все вопросы, давая объяснения. Систематизируя собранный материал, он выяснил целый ряд средних чисел — покрытия рек, прилёта птиц, зацветания растений и т.д., имеющих большое значение для сельского хозяйства. Таким образом, своей многолетней работой Дмитрий Никифорович положил основание массовой фенологической сети в России.

Успеху Кайгородова в деле пропаганды фенологических исследований немало способствовали его художественные таланты. Дмитрий Никифорович обладал чрезвычайно развитым эстетическим вкусом, который нашёл своё отражение как в его научной деятельности, так и в практической жизни. Автор многочисленных музыкальных произведений, блестящий пианист, талантливый художник-пейзажист, Кайгородов своё поэтическое чувство природы умел передать своим читателям. Прекрасный дом с садом Дмитрия Никифоровича в Лесном стал местом притяжения любителей природы.

«Научиться видеть природу значит приобщиться к ней. Быть ей не чуждым, а близким, своим,  быть в состоянии сливаться с нею, чувствовать себя нераздельною частью её и приобщаться её великих животворных сил, в чём именно так сильно нуждается современный культурный человек…»

Дмитрий Кайгородов

Об авторских экскурсиях по живописному саду с благодарностью вспоминают те, кто прошёл через «школу Кайгородова». Среди слушателей Дмитрия Никифоровича были великие князья, школьные учителя и школьники, красноармейцы в революционные годы и все интересующиеся природой. До последних дней Дмитрий Никифорович Кайгородов оставался вдохновенным пропагандистом изучения и охраны родной природы. Не случайно Фенологическая комиссия, аккумулирующая все исследования в этой области, носит его имя.

Родился Дмитрий Никифорович 31 августа (12 сентября — по новому стилю) 1846 года в семье дворянина Санкт-Петербургской губернии Никифора Кайгородова, преподавателя математики Полоцкого кадетского корпуса. Все сыновья Никифора Ивановича окончили Полоцкий кадетский корпус и продолжили семейную традицию военной службы. Только Дмитрий в период службы офицером-пороходелателем на Охтинском пороховом заводе принимает судьбоносное решение о смене рода деятельности и поступает вольнослушателем в Земледельческий институт на лесной факультет.

Уметь видеть, слышать и понимать природу

Братья Кайгородовы: Дмитрий, Нестор, Иван. 1854 г. Фото: Научный архив РГО

Этот поворот не был случайным. Интерес и любовь к природе, проявившиеся у молодого офицера с детства, лишь возрастали по мере знакомства с лучшими образцами естественно-научной литературы и личным опытом наблюдения за жизнью леса, чему способствовала служба на Пороховом заводе, имевшем обширные лесные угодья.

В учёбе очень помогал багаж знаний и опыт, полученные в военных училищах, и служба на Пороховом заводе. Благодаря профессиональным знаниям химии Дмитрий Никифорович быстро завоевал заслуженный авторитет среди преподавателей и после успешного окончания института в 1871 году получил диплом магистра сельского хозяйства и лесоводства.

В 1872 году Кайгородову была присвоена учёная степень кандидата сельскохозяйственных и лесных наук и молодой специалист был направлен на стажировку за границу. Стажировка проходила в одном из лучших лесоводческих заведений в мире — Тарандской лесной академии в Дрездене, а затем в Австрии, Франции, Швеции. По возвращении в Россию 17 октября 1875 года Кайгородов назначается преподавателем кафедры лесной технологии Земледельческого института.

Уметь видеть, слышать и понимать природу

Дмитрий Кайгородов во время стажировки в Германии. Фото: Научный архив РГО

Через два года после вступления в должность преподавателя Дмитрия Никифоровича вновь командируют на два месяца в Германию к профессору Нордлингеру для изучения приборов по испытанию физических свойств древесины. После возвращения в институт Кайгородов не только усовершенствовал эти приборы, но и наладил их изготовление.

Вести записи фенологических наблюдений он начал ещё во время службы офицером на Пороховом заводе, наблюдая за флорой и фауной во время частых прогулок по заводским лесам. С годами эти наблюдения приобрели профессиональный характер и без перерывов продолжались до конца его жизни.

В фенологических наблюдениях Дмитрий Никифорович видел возможность объединения научного и поэтического взгляда на природу.

«Даже обычные фенонаблюдения — это начало творчества. Много маленьких людей во многих местах могут сделать большое дело».

Дмитрий Кайгородов

И он инициировал это дело, положив начало массовой фенологической сети. Началом послужила публикация Дмитрия Никифоровича в 1883 году в газете «Новое время» с просьбой присылать сообщения о фенологических наблюдениях и сроках перелёта птиц. C 1888 года он начал печатать бюллетени о зоофенологических явлениях в разных областях России, для Петербурга же материал черпал в парке Лесного института.

Одной из интересных и важных страниц в профессиональной жизни профессора Кайгородова стало приглашение его в качестве преподавателя естественной истории для младших детей императора Александра III — Михаила и Ольги. Через некоторое время последовало аналогичное приглашение от великого князя Константина Константиновича. Дмитрий Никифорович приступил к обучению юных обитателей Мраморного дворца — трёх сыновей и дочери великого князя, но занятия в соответствии с его педагогическими взглядами проходили в основном на природе, в форме познавательных экскурсий.

Уметь видеть, слышать и понимать природу

Дом Дмитрия Кайгородова в Лесном, 1910 г. Фото: Научный архив РГО

В 1903 году заслуженному профессору Лесного института Дмитрию Кайгородову в виде исключения было разрешено приобрести участок земли в конце институтского парка, где был построен дом и разбит прекрасный сад. Дом у «Золотого пруда» стал местной достопримечательностью. Дмитрий Никифорович сам составил план-чертёж своего сада и на протяжении многих лет занимался его возделыванием.

Кайгородов скончался в феврале 1924 года и был похоронен в парке Лесного института. Смерть вызвала широкий отклик в сердцах многих людей — друзей, коллег и многочисленных читателей, с которыми он не был лично знаком. Имя профессора Кайгородова не было забыто, Фенологическая сеть страны носит его имя, Фенологическая комиссия имени Кайгородова с 1934 года работает при Русском географическом обществе. В доме Дмитрия Никифоровича в Лесном с 1932 года располагается Центральный научно-исследовательский институт лесного хозяйства, в котором в 1920-е годы работал Кайгородов. Его обширный архив в 1940 году был передан дочерью Тамарой Дмитриевной Маресьевой в Географическое общество.

Обложка: Дмитрий Кайгородов в рабочем кабинете своего дома в Лесном. Акварель. Анатолий Кайгородов. Фото: Научный архив РГО

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТАРИИ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: