6716
Владимир Бортко: Европа помнит Александра I, а мы забыли
Источник: izborsk-club.ru
— Владимир Владимирович, у вас в планах фильм о Наполеоне и Александре I, о войне 1812 г. Но это история двухвековой давности! Молодое поколение Великую Отечественную войну воспринимает как что-то из далёкого прошлого. А ведь в кино ходят в основном они. Эта тема их зацепит?
— Я хотел сделать 8-серийный фильм не для кино, а для ТВ и интернета. Уж на экран компьютера-то молодёжь смотрит! Узнать о том, что после Бородинского сражения война продолжалась ещё 2 года, и посмотреть на вход наших войск в Париж, думаю, молодому поколению будет интересно. Об этом, увы, говорят мало. Сегодня мало кто помнит, что до 1914 г., до Первой мировой войны, вход наших войск в Париж отмечался так же масштабно, как ныне взятие Берлина в мае 1945-го. Но сперва царское правительство подружилось с Францией, а потом правительство советское не хотело много вспоминать об императоре Александре, поэтому его потеснил Кутузов, который стал главным героем войны 1812 г. Я не занижаю заслуг Кутузова, но он был в той войне далеко не «первой скрипкой», ею был именно Александр. И мне казалось важным рассказать не только о том, как наши входили в Париж, но и о двух людях, которые друг без друга не существуют в этой истории, — Александра I не существует без Наполеона, а Наполеона — без Александра I.
Один — военный гений, руководитель практически всей Европы. Второй — царь со своеобразным характером. Александр уступал Наполеону во всём, кроме одного — упорства и желания его победить, что в итоге и сделал. Вот про это я и хотел снять фильм. А ещё — про крупнейшие сражения той эпохи, из которых мы вышли победителями.
Но оказалось, что это никому не нужно. На это нет денег… Нам говорят: «Давайте будем делать кино о нашей истории, будем рассказывать молодому поколению, какие у нас были люди, какие мы были молодцы, покажем им пример!» Я с удовольствием рассказал бы историю нашей величайшей победы, о которой мы почему-то забыли. Но… Неужели у нас теперь такая короткая память, что мы помним только на 100 лет назад?
— Возможно, слишком уж быстро и слишком кардинально меняются реалии?
— А вам не кажется, что история постоянно повторяется? В армии Наполеона были собраны люди со всей Европы. Вся Европа шла против нас! А потом европейские страны начали переходить на нашу сторону. То же самое произошло и в 1945 г.
Кстати, войны с Наполеоном могло бы и не быть. Он ведь сватался к сестре Александра, но получил отказ. А если бы она ему не отказала, мировая история пошла бы по другому пути.
Когда-то Сергей Бондарчук снял про те события «Войну и мир», это кино стало классикой. Трудно найти европейскую столицу, где не упоминалось бы имя Александра I. В Берлине есть Александерплац, в Париже — две улицы и мост его имени. Это признанный миром великий человек, наш соотечественник! Европа его помнит, а мы забыли. Даже в Петербурге не все знают, в честь кого поставлена колонна у Зимнего дворца, а в Москве — почему главный храм называется храмом Христа Спасителя…
— У нас сегодня историю изучают активно, много снимают фильмов и про советское время. Такое увлечение прошлым во вред не пойдёт?
— Неважно, про какое время рассказывают, всё зависит от того, как о нём говорят. Многие с экранов хают советское время: как, мол, всё было плохо, как кровавый НКВД всех убивал. Такой взгляд на историю формирует у молодого поколения скорее ненависть к своей стране, а не любовь и гордость за неё. Сейчас часто звучит: патриотическое воспитание надо усилить. Но воспитание патриотизма — это прежде всего талантливый рассказ о том, во что ты искренне веришь. Но пока усиливают это воспитание… своеобразно.
— В прошлом году к юбилею Достоевского вновь показывали ваш сериал «Идиот». На ваш взгляд, творчество Достоевского созвучно сегодняшнему времени?
— В каждую эпоху превалирует определённый вид искусства. В Древнем Египте это была архитектура, в Средние века в Италии — живопись. У нас когда-то был расцвет литературы. Но сегодня литература, увы, уступает другим видам искусства. Люди стали меньше читать.
Но есть вещи в литературе, созвучные любому времени. Толстой, Достоевский говорили с нами о вечном, о жизни человеческой души. Это всегда современно.
— А Владимир Мединский предложил не загружать в школе детей изучением Достоевского, потому что это слишком сложный писатель. Согласны?
— Это личное мнение господина Мединского. Конечно, Достоевский сложен! Но всё равно хорошо, если молодые люди его прочтут.
Вы знаете, как учили литературу в Древнем Риме? Я вам расскажу. Писателей было немало: Овидий, Вергилий с Плутархом… Молодое поколение должно было их изучать, чтобы отличаться от варваров уровнем знаний. По дошедшим до нас воспоминаниям, в том числе и римских императоров, тот, кто учился плохо, получал порку. И знаете, судя по цитированию этих авторов императорами, это приносило плоды. Та же самая система существовала в Англии. Байрона пороли — на пользу, вырос великий писатель. Там в университетах перестали пороть лишь в прошлом столетии. И дело сразу пошло хуже. Я, конечно, шучу. Но заставлять учиться нужно, заставлять зубрить на память стихи того же Пушкина — необходимо. Нравится, не нравится, понимаешь, не понимаешь — учи! «Я помню чудное мгновенье…» Запомни, пригодится: девочке в нужный момент прочтёшь. Или о Родине вспомнишь… Вот советскую школу вспоминают не только добрым словом, говорят, что в ней детей муштровали, строго относились. Меня и моих друзей муштровали. И неплохо получилось, мы собой довольны.
— Мы с вами говорили про Достоевского, а если взять Булгакова, «Собачье сердце», которого вы тоже экранизировали. Он сегодняшнему времени больше созвучен? Профессора Преображенские, представители вымирающей интеллигенции, ещё ходят по нашим улицам?
— Булгакова понять проще, чем Достоевского. Я и одного, и другого люблю. Булгаков — очень хороший писатель, но уровень Достоевского — это вершина человеческого духа.
Что касается героев, то шариковы, швондеры были, есть и будут всегда, как и профессора Преображенские. Профессор Преображенский — интеллектуал, а не вымирающая интеллигенция. Что такое интеллигенция? Определений этого термина масса, но никто так до конца и не понял, кто это и что это. У Ленина тоже было определение интеллигенции. Не придерживаюсь его точки зрения, но тем не менее это было им написано: «интеллигенция — не мозг нации, а г…». И сегодня, мне кажется, есть люди, которые тоже так считают.
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба.
— Я хотел сделать 8-серийный фильм не для кино, а для ТВ и интернета. Уж на экран компьютера-то молодёжь смотрит! Узнать о том, что после Бородинского сражения война продолжалась ещё 2 года, и посмотреть на вход наших войск в Париж, думаю, молодому поколению будет интересно. Об этом, увы, говорят мало. Сегодня мало кто помнит, что до 1914 г., до Первой мировой войны, вход наших войск в Париж отмечался так же масштабно, как ныне взятие Берлина в мае 1945-го. Но сперва царское правительство подружилось с Францией, а потом правительство советское не хотело много вспоминать об императоре Александре, поэтому его потеснил Кутузов, который стал главным героем войны 1812 г. Я не занижаю заслуг Кутузова, но он был в той войне далеко не «первой скрипкой», ею был именно Александр. И мне казалось важным рассказать не только о том, как наши входили в Париж, но и о двух людях, которые друг без друга не существуют в этой истории, — Александра I не существует без Наполеона, а Наполеона — без Александра I.
Один — военный гений, руководитель практически всей Европы. Второй — царь со своеобразным характером. Александр уступал Наполеону во всём, кроме одного — упорства и желания его победить, что в итоге и сделал. Вот про это я и хотел снять фильм. А ещё — про крупнейшие сражения той эпохи, из которых мы вышли победителями.
Но оказалось, что это никому не нужно. На это нет денег… Нам говорят: «Давайте будем делать кино о нашей истории, будем рассказывать молодому поколению, какие у нас были люди, какие мы были молодцы, покажем им пример!» Я с удовольствием рассказал бы историю нашей величайшей победы, о которой мы почему-то забыли. Но… Неужели у нас теперь такая короткая память, что мы помним только на 100 лет назад?
— Возможно, слишком уж быстро и слишком кардинально меняются реалии?
— А вам не кажется, что история постоянно повторяется? В армии Наполеона были собраны люди со всей Европы. Вся Европа шла против нас! А потом европейские страны начали переходить на нашу сторону. То же самое произошло и в 1945 г.
Кстати, войны с Наполеоном могло бы и не быть. Он ведь сватался к сестре Александра, но получил отказ. А если бы она ему не отказала, мировая история пошла бы по другому пути.
Когда-то Сергей Бондарчук снял про те события «Войну и мир», это кино стало классикой. Трудно найти европейскую столицу, где не упоминалось бы имя Александра I. В Берлине есть Александерплац, в Париже — две улицы и мост его имени. Это признанный миром великий человек, наш соотечественник! Европа его помнит, а мы забыли. Даже в Петербурге не все знают, в честь кого поставлена колонна у Зимнего дворца, а в Москве — почему главный храм называется храмом Христа Спасителя…
— У нас сегодня историю изучают активно, много снимают фильмов и про советское время. Такое увлечение прошлым во вред не пойдёт?
— Неважно, про какое время рассказывают, всё зависит от того, как о нём говорят. Многие с экранов хают советское время: как, мол, всё было плохо, как кровавый НКВД всех убивал. Такой взгляд на историю формирует у молодого поколения скорее ненависть к своей стране, а не любовь и гордость за неё. Сейчас часто звучит: патриотическое воспитание надо усилить. Но воспитание патриотизма — это прежде всего талантливый рассказ о том, во что ты искренне веришь. Но пока усиливают это воспитание… своеобразно.
— В прошлом году к юбилею Достоевского вновь показывали ваш сериал «Идиот». На ваш взгляд, творчество Достоевского созвучно сегодняшнему времени?
— В каждую эпоху превалирует определённый вид искусства. В Древнем Египте это была архитектура, в Средние века в Италии — живопись. У нас когда-то был расцвет литературы. Но сегодня литература, увы, уступает другим видам искусства. Люди стали меньше читать.
Но есть вещи в литературе, созвучные любому времени. Толстой, Достоевский говорили с нами о вечном, о жизни человеческой души. Это всегда современно.
— А Владимир Мединский предложил не загружать в школе детей изучением Достоевского, потому что это слишком сложный писатель. Согласны?
— Это личное мнение господина Мединского. Конечно, Достоевский сложен! Но всё равно хорошо, если молодые люди его прочтут.
Вы знаете, как учили литературу в Древнем Риме? Я вам расскажу. Писателей было немало: Овидий, Вергилий с Плутархом… Молодое поколение должно было их изучать, чтобы отличаться от варваров уровнем знаний. По дошедшим до нас воспоминаниям, в том числе и римских императоров, тот, кто учился плохо, получал порку. И знаете, судя по цитированию этих авторов императорами, это приносило плоды. Та же самая система существовала в Англии. Байрона пороли — на пользу, вырос великий писатель. Там в университетах перестали пороть лишь в прошлом столетии. И дело сразу пошло хуже. Я, конечно, шучу. Но заставлять учиться нужно, заставлять зубрить на память стихи того же Пушкина — необходимо. Нравится, не нравится, понимаешь, не понимаешь — учи! «Я помню чудное мгновенье…» Запомни, пригодится: девочке в нужный момент прочтёшь. Или о Родине вспомнишь… Вот советскую школу вспоминают не только добрым словом, говорят, что в ней детей муштровали, строго относились. Меня и моих друзей муштровали. И неплохо получилось, мы собой довольны.
— Мы с вами говорили про Достоевского, а если взять Булгакова, «Собачье сердце», которого вы тоже экранизировали. Он сегодняшнему времени больше созвучен? Профессора Преображенские, представители вымирающей интеллигенции, ещё ходят по нашим улицам?
— Булгакова понять проще, чем Достоевского. Я и одного, и другого люблю. Булгаков — очень хороший писатель, но уровень Достоевского — это вершина человеческого духа.
Что касается героев, то шариковы, швондеры были, есть и будут всегда, как и профессора Преображенские. Профессор Преображенский — интеллектуал, а не вымирающая интеллигенция. Что такое интеллигенция? Определений этого термина масса, но никто так до конца и не понял, кто это и что это. У Ленина тоже было определение интеллигенции. Не придерживаюсь его точки зрения, но тем не менее это было им написано: «интеллигенция — не мозг нации, а г…». И сегодня, мне кажется, есть люди, которые тоже так считают.
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии