22.03.2024
Помним. Скорбим
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Анализ проблем малого бизнеса в  России

4252
29 июня 2016 г.

Вопросы дальнейших шагов в развитии экономики России сегодня как никогда актуальны. Партия Великое Отечество (ПВО) идёт на выборы в Государственную Думу с разработанной экономической программой. Программа академика Сергея Юрьевича Глазьева была принята ПВО в качестве экономического базиса для воплощения в жизнь, в случае прихода в органы власти. Однако, работа внутри партии по разработке путей развития экономики нашей страны не прекращается ни на минуту.


Мы уже начали публикацию серии статей,  в которых предлагаем конкретные меры по выводу российской экономики из того сложного положения, куда её завели либералы и монетаристы всех мастей, до сих пор определяющие экономический курс правительства. Предлагаемые материалы написаны не в виде скучных статей, а максимально возможно простым языком, и предназначены для массового читателя. Они подготовлены участниками рабочей группы, готовившими экономическую программу ПВО.


Сегодня вашему вниманию предлагается статья Сергея Валентиновича Лисовского, посвященная анализу проблем малого бизнеса и путей их решения.



Анализ проблем малого бизнеса в  России


1. Основное правило развития малого бизнеса.


Самые разные политики, с экранов телевизоров, постоянно говорят о проблемах развития малого бизнеса. Говорят о необходимости помочь малому бизнесу или оказать поддержку.  Эти слова мы слышим уже 30 лет, но изменений в лучшую сторону нет.


На мой взгляд, правильная формулировка проблемы  очень важна!


Что значит – «помощь»?  У меня сразу возникают нехорошие мысли и ассоциации о бесплатном сыре…  Любая помощь, обязывает.  За неё надо будет всё равно как-то расплачиваться, это что, ловушка?


А «поддержка»? Предприниматель что, немощный или слабый?    Предприниматель – самодостаточный и целеустремлённый человек, зачем ему именно поддержка? Сейчас поддержка будет, а потом - вдруг её отменят, а он на неё рассчитывал, и как тогда быть?


Слово «бизнесмен» само по себе вызывает негатив.  Оно чуждо русскому человеку. 


Как же сформулировать решение проблемы малого предпринимательства (МПр)  правильно?


Правильно будет вот так:


Нужно создать условия для развития малого предпринимательства. 


Посмотрите: эта фраза, сразу расставляет всё на свои места. Когда её слышишь, то подсознательно хочется, спросить: «Какие это условия?» 


Давайте разберёмся.


Зачем люди идут в предпринимательство?



  1. Чтобы хорошо или достаточно зарабатывать.

  2. Чтобы самореализоваться.

  3. Чтобы быть независимым.


Последние два пункта сложно реализуемы, если не будет выполнен пункт 1.


Итак, вот мы и нашли главное правило развития МП:


В предпринимательстве главное – возможность заработка предпринимателем. (Может быть, это звучит вызывающе, но не торопитесь осуждать).


Это означает, что надо создавать условия для того, чтобы предприниматель мог зарабатывать.  И наоборот: Чтобы уничтожить предпринимательство, надо лишить его возможности зарабатывать. Что и реализуется. (В современных условиях 9 из 10 вновь открывающихся бизнесов – разоряются.)


Сформулировав очевидное правило, давайте посмотрим, что ему противоречит. Найдя помехи, мы сможем понять,  что мешает развитию малого предпринимательства.


2. Важные понятия о малом предпринимательстве.


Малое предпринимательство - это основной механизм и инструмент,  который обслуживает население, поднимает качество и уровень его жизни.  При Сталине, когда малое предпринимательство процветало, не только страна, но и быт людей развивался невиданными темпами. Было 114 000 малых предприятий, самых разных направлений. Хрущёв свернул предпринимательство, и развитие быта людей остановилось. Поздний СССР погряз в дефиците, несмотря на развитие промышленности в стране.


Малое предпринимательство - это ручной труд. Здесь нельзя существенно повысить производительность труда, внедрять автоматизацию и технологии. Производительность можно увеличить, только за счёт повышения квалификации персонала, наработки опыта, или расширения предприятия до среднего предпринимательства. Но можно повышать качество!


Малые предприниматели – это связующее звено между крупным бизнесом и населением. Они распределяют населению через себя товар, производимый крупным бизнесом. Помогают крупному бизнесу строиться.


Для малого предпринимателя, самое главное – это стабильность. Стабильность у предпринимателя – стабильность у его работников и в их семьях.


3. Проблема отношения окружающих. Зависть и жадность.


Отношение в обществе к предпринимателям нельзя назвать позитивным. Даже прочитав сформулированное выше, правило развития МПр, многие подумают: «Почему это именно им заработок в первую очередь?».


Есть в обществе мнения и радикальнее. Чиновники, милиция, проверяющие – относятся к предпринимателям как к мошенникам, с которых можно и нужно получать деньги. Жители деревень  портят оборудование или жгут фермы приехавших к ним фермеров, просто из зависти. Можно привести и массу других подобных примеров...


Как решить проблему отношения к предпринимателям? Очень просто. Надо, чтобы налоги от мелких, а может частично и средних предпринимателей, открыто, прозрачно и понятно, шли прямо в местный бюджет  (государство может их софинансировать).  Тогда люди,  живущие в посёлке, поймут, что дороги, по которым они ездят, газоны, парки, чистые дворы, весёлые праздники, магазины, фабрики, рабочие места и т.д.,  у них есть, благодаря предпринимателям, которые работают на их земле. 


Станет  очевидным, что предприниматели развивают свои районы и работают для людей. Тогда чиновники, милиция, проверяющие, да и сами граждане, будут заинтересованы в предпринимателях и в развитии предпринимательства. Чем больше будет предпринимателей в регионе, тем богаче будет регион. Предприниматели же увидят, что они не только занимаются своим делом, но и благоустраивают свой регион.


4. Проблема величины налогов.  Налоги с зарплаты.


Основные налоги, которые ложатся на малого предпринимателя, это налоги с зарплаты его работников. Какая по факту это доля средств, не знают как многие бухгалтеры,  руководители самих предприятий, так и представители ОНФ выступавшие на встрече с президентом. Общая цифра размыта,  но  её  можно посчитать – это почти 100% от выплачиваемой официальной зарплаты работнику.  И если это понимать, и посмотреть ещё и другие расходы, которые ложатся на предпринимателя,  то станет понятна  одна из причин, почему у нас серые зарплаты,  маленькие зарплаты, почему более 40 000 000 нигде не оформленных людей трудового возраста,  и слабое развитие предпринимательства.


Если предприниматель работает по обычной системе налогообложения, то с заработанных денег он платит 18% НДС и 20% налог на прибыль.  Но главные налоги он платит с зарплаты всех людей, работающих на предприятии, и со своей зарплаты. Накладываются и другие сопутствующие расходы. 


Давайте посчитаем, какие расходы будут у предпринимателя, если он платит рабочему зарплату на руки - 30 000 руб.


Подоходный налог 13% это  -  4 480 руб.


От 34 480 - зарплаты с подоходным налогом, платятся:


22%  - в пенсионный фонд  =  7 460 руб.


5,1% - в ФОМС = 1 730 руб.


2,9% - в соцстрах  =  980 руб.


1,3 - травматизм  =  440 руб.


Сложим все эти платы с зарплатой, получим  45 270 руб.  Ещё надо оплатить НДС 18% от общей суммы на счету = 8 150 руб. 


Получим расходы МПр - 53 420 руб. 


Рабочий раз в год уходит в отпуск. Этот месяц он не работает, но надо платить отпускные и те же налоги.  Эти деньги нужно заработать за предыдущие 11 месяцев.  45 270 : 11 = 4 110. Складываем, получили расходы на человека 57 530 руб.


Рабочего надо обеспечить спецодеждой и средствами защиты. Добавим на них 500 руб. в месяц. Получили затраты на одного человека в месяц 58 000 руб.  30 000 руб. – зарплата и 28 000 руб. – налоги и сопутствующие неизбежные расходы предпринимателя,  которые составляют более 90% от выплачиваемой зарплаты работников.


Если взять упрощённую систему налогообложения, где вместо НДС платится налог в 6% с оборота, то сумма получится немного меньше. Но там есть другие трудности.


Но это ещё не всё. У предпринимателя есть ещё расходы на работников:  на болезни,  на материальную помощь (с налогами), например,  на свадьбу или похороны,   на обучение и необходимые «корочки» и справки,   на технику безопасности и т.д.


В итоге мы получаем:  Зарплата + 100% от выдаваемой рабочему зарплаты  - расходы предприятия.  Эти деньги надо заработать, чтобы выйти в ноль только на содержание  рабочего.


Но и это ещё не всё. Считаем дальше…


5. Какие ещё траты ложатся на предпринимателя.


1.) Надо платить зарплату  и  налоги на зарплату, людям не работающим на прибыль: Бухгалтерии, секретарю, уборщице, охране,  снабжению,  младшему руководству, самому предпринимателю.


Давайте примерно посмотрим, сколько это.


Пусть 10 человек рабочих МПр  заработают за месяц зарплату 300 000руб.


Бугалтер-секретарь – 30 000руб.


Водитель – 30 000руб.


Мастер или снабженец  или младший руководитель (или всё  в одном лице) – 40 000руб.


Зарплата самого предпринимателя – 50 000руб.


Получили:  общая зарплата людей, не работающих на прибыль: 150 000 руб. С неё надо заплатить налоги и текущие расходы. Как мы уже выяснили, это ещё 150 000 руб.


Итого 300 000 руб.


Это ещё +100% от выдаваемой рабочим зарплаты.


2.) Надо оплачивать:  другие налоги;  аренду помещений;  износ оборудования; транспортные расходы;  компьютерное обслуживание  и  канцелярские товары. 


Надо платить за охрану, уборку, вывоз мусора, лицензирование или нахождение в  СРО;  платежи ЖКХ...;  и платежи «контролирующим органам».


Это ещё +100% от выдаваемой рабочим зарплаты.


Очень сложно представить, что человек за 50 000 зарплаты, согласится возложить на себя такой груз ответственности и забот. Поэтому, это не всё.


3.) Надо откладывать на развитие.


Это ещё +…%


Мы получили, что работу рабочий может сделать за 30 000 руб.  А малое предприятие, по закону, в 4-5 раз дороже. Дешевле - оно разорится.


Теперь становится понятно, почему 9 из 10 предприятий разоряются.  Кто-то из заказчиков не заплатил, и всё. Предприниматель банкрот.  Ему-то рассчитываться  надо и с людьми и с налогами, и др.  А откуда он возьмёт такие деньги? Сколько ему надо работать, чтобы заработать на покрытие расходов за не оплаченную вдруг работу, или любые другие непредвиденные расходы?


А много ли разорялось сталинских артелей?


6. Высокая стоимость услуг малого предпринимательства.


Как много продукции малого предприятия, в таких условиях, сможет позволить себе купить гражданин на свою зарплату?  Она ведь становится очень дорогой.


Вот мы нашли ещё одно препятствие для развития малого предпринимательства – искусственно созданная, высокая стоимость услуг. Покупательская способность населения на услуги МПр, в буквальном смысле – уничтожается. Население будет покупать у малого предприятия - по минимуму, редко, и только самое необходимое. Ни о каком обслуживании населения, поднятии качества и уровня жизни малым предпринимательством,  речи уже не идёт.


Можно так работать МПр?  Можно, с трудом. Но уже ориентируясь не на население, а на обслуживание крупного бизнеса или государства.  И при условии, что все расходы предприятия заложены в стоимость  заказов. Примерно так раньше и было, до 2008 года. Но у нас эта система - СИСТЕМА СМЕТ,  была недавно разрушена, и была введена тендерная система. Заказы получает тот, кто сделает дешевле. То есть тот, кто изощрённее уходит от налогов, кто обманывает рабочих, кто делает некачественно.  Или тот, кто сможет в процессе выполнения работ,  увеличить их стоимость.


7. Заказы, расценки и тендеры.


Если предприниматель обеспечен заказами, то это гарантирует ему и людям, работающим у предпринимателя, стабильность и уверенность в завтрашнем дне.  Кто может это обеспечить?  Лучше всего - государство и крупный бизнес. Восстановление системы смет на государственном уровне жизненно необходимо. Сметы – это утверждённые государством, справедливые расценки, в которых учтены все расходы предприятий, в каждой отрасли, работающих в конкретном регионе. Это всё работало в советские времёна, и работало после... 


У советской поздней системы смет, был только один недостаток – они были не понятны не специалисту. Для того, чтобы разбираться в сметах нужны были специальные знания и обученные сметчики.  Эту правильную, работающую,  но непонятную систему,  заменили на систему  «кто дешевле…». Можно ли было завысить стоимость смет, по отношению к реальной стоимости?  Только если включить лишние работы, или взять неправильные коэффициенты. Но это легко проверяется и должно быть жёстко и справедливо наказуемо. Сметы – это прекрасный антимонопольный инструмент для всех видов предпринимательства, большого и малого.  Берутся стоимости работ или услуг, которые выполняет предприниматель, закладывается зарплата рабочих в данном регионе, налоги, транспортные расходы, прибыль, условия труда, и др…  И выдаётся Государством стоимость на любые виды деятельности. Например:  на виды строительства, на строительство дорог, на авиаперевозки, на добычу полезных ископаемых и т. д. Через определённое время, в сметы,  вносится поправки на инфляцию, на удорожание или удешевление некоторых видов, используемых материалов или товаров.


Тендеры должны проводиться, ориентируясь на качество, а не на стоимость. Кто дольше работает на рынке, кто не имеет нареканий и при этом даёт большую гарантию на свои работы – тот и должен выигрывать заказ. Качественно работаешь – заказами будешь обеспечен. Это даст стабильность и развитие лучшим предпринимателям. А Потребители получат высокое качество.


8. Мафия посредников.


Наше государство, несмотря на все козни западных элит, пытается развиваться. Понемногу растёт строительство, развивается сельское хозяйство и промышленность. И всё бы шло более быстрыми темпами, если бы в нашем государстве не было неконтролируемых посредников. Это созданные влиятельными людьми, организации, сидят между непосредственными заказчиками и производителями работ. И ничего не делая, забирают себе большую долю от стоимости заказов, оставляя непосредственно тем, кто работает или строит – минимум. Мы это хорошо знаем на примерах посредников в услугах ЖКХ. Или на примерах посредников в распределении потребителям электричества или газа.  Так же происходит и в строительстве, и в  распределении заказов малым предпринимателям.


Мафия посредников сидит в Госзакупках. Они выигрывают все интересные им тендеры, потом закупают у предпринимателей продукцию по минимальной стоимости, и перепродают её Госструктурам по завышенным ценам. В проигрыше все, кроме посредников. Зачем нужна такая система?  В ней производитель не знает, не видит и не общается непосредственно с Заказчиком. А можно  сделать  проще. Предприятие регистрирует свою продукцию, в реестре регионального центра ценообразования. По конкретной, ниже средней, цене, фиксированной на текущий год. И любое Госпредприятие, без всяких тендеров, может закупать продукцию, перечисленную в этом реестре. Посредников нет, сделки прозрачны, цены приемлемы, МПр развивается, получая заказы и общаясь непосредственно с Заказчиком.  Это упрочняет их экономические взаимосвязи, что приносит обоим ещё большие дивиденды.


9. Проблема получения специальных знаний.


Если человек захотел заняться предпринимательством, то он должен получить набор знаний, по выбранной деятельности. Но это сделать не просто. Методичек нет. Многим работающим предпринимателям не хватает знаний и по своей деятельности. В результате они не выполняют санитарные, противопожарные, и даже профессиональные нормы и правила.  Их наказывают штрафами, или закрывают на это глаза - ограничивая проверки. Но при этом, не меняется сам подход к повышению профессионализма МПр и качества его работы.


Необходимы простые и доступные обучающие пособия для предпринимателей в самых разных сферах деятельности. Предприниматель – это, прежде всего – организатор. Организовав успешно одно дело, он может захотеть заняться другим, более востребованным делом или более для него интересным. У него есть опыт руководства, но может не хватать знаний. У предпринимателя должна быть возможность получить необходимые знания быстро и качественно.


10. Кредиты.


Кредиты для малого бизнеса – это последнее, что нужно малому предпринимательству.


Мы часто слышим, что предпринимателям нужны кредиты.  Но, многие предприниматели ни разу не брали кредиты. Стараются выкрутиться без него. Кредит для них -  это дополнительные траты на банк.  С учетом того, что в современных условиях, 9 из 10 открывшихся предприятий разоряются, кредиты только усугубят ситуацию. Люди и так не до конца просчитывают ситуации и банкротятся, а с кредитами будет ещё хуже.  Что означает разорившийся предприниматель?  Это обманутые рабочие, партнёры, не выполненные контракты, не заплаченные налоги,  и возможно, разорение других компаний, которых подвели невыполненными обещаниями.


Если будет создана система, при которой, работая можно зарабатывать, то малый предприниматель, начав с малого, постепенно накапливая опыт и вырастая, крепко начнёт стоять «на своих ногах»,   и сам заработает деньги,  на своё стабильное и уверенное развитие. Некоторые из них, со временем перейдут в разряд средних предпринимателей, где кредиты становятся нужны, но это уже другой разговор, о другом виде деятельности и о других предпринимателях.


Кредиты МПр будут нужны, только когда будет создана система, при которой, работая, можно будет честно зарабатывать. Интересная ситуация складывается, если мы посмотрим на Запад.  Там кредиты 1-3% , а бума предпринимательства нет. Почему?  Там налоги ещё выше, заработать ещё труднее. Кредит – не спасает, это не самое важное.  Важно – возможность зарабатывать.


11. Условия работы малого предпринимательства,  по сравнению с условиями работы крупного бизнеса.


Малое предпринимательство  – это почти ручной труд. Небольшой коллектив выпускают небольшое количество товаров или услуг. Они не должны быть перегружены налогами. Тем более, что доля налоговых поступлений от МПр в госбюджет России - минимальна. Значит налоги на МПр – бесполезны.


Давайте посмотрим, какие производительность и доля налоговых отчислений у разного вида предпринимателей, на конкретных примерах:


Малое предпринимательство - Бригада в 12  человек –  может за месяц сложить стенку из 20 000 кирпичей.


Среднее предпринимательство. - Коллектив в 120 человек и завод по производству кирпича в 2 млн шт в месяц


Крупное  предпринимательство. – Коллектив в 120 человек и завод- автомат по производству кирпича в 40 млн шт в месяц.


Если прировнять стоимость кладки кирпича к стоимости самого кирпича, то перед нами вырисовывается очень показательная картина.   


Доля налоговых отчислений от зарплаты рабочих у крупного бизнеса, в конкретном примере, в 200 раз меньше, чем у малого предпринимателя.


Очевидно, что себестоимость продукции у крупного бизнеса в разы ниже, чем у малого или среднего, затраты тоже меньше, а налоги платят по одному принципу с малым. Более того, весь крупный бизнес зарегистрирован в офшорах, и налоги на прибыль платят там, а не в России. Если крупный бизнес  использует труд гастарбайтеров, то он и не платит и зарплатные налоговые отчисления.


Что мы видим?  Для МПр, которые работают непосредственно «на земле» и тратят заработанные деньги в России - условий для работы нет.  Заработать им невозможно.  А для тех, кто выводит деньги за рубеж – условия для работы отличные. Если крупный бизнес начинает конкурировать с МПр, то МПр сразу же проигрывает. Это видно на примерах развития монополий торговых сетей.


Для 3-х видов бизнеса должны быть 3 вида налогообложения. Нужны изменения в налоговой системе России.


12. Итоги:


Мы нашли ключевые проблемы, мешающие развитию предпринимательства в России.  Почему же их не видит правительство во главе с Д. А. Медведевым, который любит рассуждать о помощи и поддержке малого бизнеса?  Почему не видят депутаты Госдумы? Ведь всё, как оказалось, очень просто! Как же в таких условиях, ещё кто-то, может работать в МПр? Те, кто принимает в России законы, на деле, сознательно и последовательно уничтожают малое предпринимательство.  Предприниматели, которые ещё выживают, вынуждены как-то выкручиваться и нарушать законы.


Вот как обстоит нынешняя ситуация. Зачем нужны высокие налоги в МПр, которые никто не платит?  А если закрутить гайки ещё больше, то и те малые предприниматели, которые работают в сегодняшних условиях, будут закрываться или банкротиться, что уже и происходит из-за кризиса. Предприниматели, которые имеют связи, входят в коррупционные сговоры с администрацией. Они перестают заботится о качестве своей продукции, ведь через год можно будет снова получить контракт на очередную переделку. И у них совсем другая мотивация.


В итоге мы имеем:


1.  Плохое отношение к предпринимателям со стороны населения мешает созданию комфортных условий труда.


2. Непомерные налоги делают продукцию малых предприятий дорогой и недоступной. 


3. Минимальные расценки, которые диктует рынок, толкает предпринимателей на экономию на всём и на нечестные действия.


4. Монополии, крупные корпорации, и «свои фирмы администрации» - это те, кто выживает и может даже неплохо живёт, высасывая деньги из регионов и из Российской экономики. Они же,  не дают развиваться малым предпринимателям.


5. Отсутствие понятных расценок разрушат всякую стабильность существования малого предприятия.


6. От нехватки знаний страдает качество.


Как решить эти вопросы? 


Нужно создать условия для развития малого предпринимательства,  условия, в которых предприниматели смогут  зарабатывать.


30 лет эти условия в России никто не создавал.  Но без них, будет очень сложно развивать наше государство.


Сергей Валентинович Лисовский


Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии