Нас услышали: предмет «Астрономия» возвращается в школы

23.09.2016 166

Чему вы будете учить детей — такими они и вырастут. Если не будете преподавать предметы, расширяющие кругозор, будоражащие фантазию, вызывающие мечтания и желание творить, в вашем государстве будет снижаться процент конструкторов и изобретателей новых технологий. Одним из предметов, которые дают толчок для развития конструкторской мысли, безусловно, является астрономия. Именно взгляд вверх даёт возможность человеческому сознанию, а следом и самому человечеству, выйти на новый уровень познания реальности.  Поэтому учебник астрономии, который читают ученики, есть не столько школьный предмет, сколько средство развития государства в будущем. Именно об этом в своём материале «Школьный предмет «Астрономия». Последствия ликвидации. Что делать?» несколько месяцев назад написал один из постоянных авторов ресурса nstarikov.ru Юрий Максимов. И вот одна из первых инициатив нового министра образования — возвращение астрономии в школьную программы…

Нас услышали!

Предмет «Астрономия» возвращается в школы

9 апреля 2016 года на сайте Н.В.Старикова nstarikov.ru была опубликована моя статья «Школьный предмет «Астрономия». Последствия ликвидации. Что делать?».

Конечно, это было не единственное открытое обращение к заинтересованной общественности и чиновникам от образования и науки. Но я имел личный опыт попытки возвращения астрономии в школы на региональном уровне, поэтому с проблемой был знаком в буквальном смысле изнутри. На момент написания статьи у «руля» отечественного образования находился министр-«реформатор» Ливанов, в связи с чем питать надежды на решение вопроса «сверху» было бессмысленно. Именно поэтому единственным выходом мне виделось инициативное движение «снизу», то есть – из регионов. 

Схема была достаточно простая, хотя и требовала вовлечения в процесс регионального руководства (лучше всего — на уровне губернатора) и некоторого времени на реализацию. Нужно было возродить в одном из значимых субъектов России преподавание астрономии в школах (пускай в отдельно выбранных школах и на экспериментальной основе), решить вопрос с материально-технической базой (строительство стационарных и приобретение мобильных планетариев). Два-три года отводилось на получение положительного опыта, после чего нужно было «подтянуть» к теме авторитетных учёных и неравнодушных общественных деятелей, при помощи СМИ хотя бы на минимальном уровне сформировать необходимое общественное мнение и, наконец, выбрать удачный формат (и момент!) для обращения к Президенту для инициирования соответствующего поручения министерству образования.

Не получилось бы так, пошли бы другим путём: предполагалась максимальная «раскрутка» темы на региональном уровне, создание т.н. действующей модели с последующей передачей полученного опыта в другие регионы. Хорошее и успешное обычно воспринимается и принимается положительно, а с учётом специфики регионов подхваченная идея всегда имеет немалые шансы на всестороннее развитие, что в итоге может дать неожиданный мультипликативный эффект. То есть, «продавливать» возвращение «Астрономии» в наши школы можно и нужно было любыми разумными способами. Будучи знакомым с властной «кухней», я прекрасно отдавал себе отчёт, что решающим фактором во всей этой непростой и длительной эпопее будет главный фактор -  человеческий. Проще говоря, речь идёт о кадровом вопросе. «Кадры решают всё!», как справедливо подметил И.Сталин. Будут во власти люди с целостным мировоззрением и государственным складом ума – будет меньше бардака и больше здравых, популярных (!) решений. 

21 сентября 2016 года новый министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева заявила о своей личной инициативе — о гарантированном возврате предмета «Астрономия» в курс школьной программы. Нас услышали! Теперь министру в своём начинании нужно преодолеть массу барьеров при движении инициативы «вниз». А как показывает практика, этот путь зачастую не менее сложный – у региональных чиновников на любой счёт имеется своё «мнение» (в качестве примера можно вспомнить темпы и качество реализации майских указов В.В.Путина). 

Время всё расставит на свои места. Уже через полгода мы получим возможность оценить деятельность нового министра образования. Пожелаем ей терпения и удачи в руководстве важнейшей отраслью страны. Но очень хотелось бы надеяться на то, что здравый смысл и наши призывы прекратить разрушение отечественной системы народного образования в итоге обернутся реальными действиями, направленными не только на исправление последствий «реформ», но и бережную адаптацию российской педагогики и науки к вызовам современных реалий.    

Юрий Максимов

P.S.   Другие материалы этого автора:


Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

Система Orphus

Поделитесь

Комментарии