2405
Как и где прятали преступников: Почему американцы не верили в преступления нацистов во время Нюрнбергского процесса
Источник: life.ru
·
Автор: Майя Новик
Почему в ходе трибунала над фашистами на суде присутствовало только два судьи и 25 юристов из СССР, а со стороны США — два судьи и 600 юристов.
По замыслу американцев, никакого суда над нацистами не должно было быть вовсе. Военные собирались просто расстрелять всю верхушку Третьего рейха — 50 тысяч человек. Это позволило бы не только сэкономить время, но и опустить концы в воду: миру совершенно незачем было знать, чей капитал привёл нацистов к власти в Германии. Кроме прочего, вопросы на суде могли бы вызвать бомбардировки союзниками Дрездена, в котором погибло 250 тысяч мирных жителей, и бомбардировка американцами атомными бомбами японских городов Хиросима и Нагасаки.
Суд над нацистами был учреждён только по настоянию "кровавого тирана" Сталина. Договариваясь с "союзниками", отец народов напирал на то, что всё должно быть по закону. Скорее всего, он уже тогда знал, что при случае и британцы, и американцы с удовольствием перевернут произошедшее с ног на голову. Советскому Союзу нужно было задокументировать преступления нацистов на международном уровне, чтобы в будущем, когда "союзники" перекрасятся в коричневые цвета, апеллировать к этим документам. В том, что такое рано или поздно произойдёт, Сталин не сомневался.
Впрочем, СССР тоже опасался, что на суде всплывёт пакт Молотова – Риббентропа, позволивший Стране Советов отодвинуть свои границы на запад, что сыграло свою роль при гитлеровском наступлении.
Преступники и судьи
Суд над нацистами начался в городе Нюрнберге 20 ноября 1945 года, а закончился только 1 октября 1946 года. Сейчас слово Нюрнберг стало нарицательным, но на самом деле этот город был выбран только потому, что в нём уцелел Дворец юстиции с тюрьмой. Процесс вёлся на четырёх языках и оставил после себя больше 40 томов документов и доказательств. На скамье подсудимых находились 22 самых видных нациста, среди которых были Герман Геринг, Рудольф Гесс, Карл Дёниц, Эрнст Заукель, Густав Крупп, Ульрих Риббентроп и другие. Мартину Борману обвинение было предъявлено заочно.
Вообще, ни один суд в мире не мог бы похвастаться таким количеством мерзавцев на скамье подсудимых. "Берлинский палач" Вильгельм Фрик прославился тем, что отправлял евреев и коммунистов в "хадамарскую пекарню", где их сжигали в печах, а также — законом об эвтаназии, под который подпали "непродуктивные" и "неодобряемые" граждане Германии, в результате чего было убито больше 270 тысяч инвалидов, душевнобольных, немощных стариков, детей и представителей национальных меньшинств. Генерал-губернатор Польши Ганс Франк по прозвищу Мясник за год отправил на смерть 85% польских евреев. Эрнст Кальтенбруннер был основателем концлагеря Маутхаузен, в котором были убиты и замучены 122 тысячи человек, в том числе 32 тысячи советских военнопленных, среди которых был и генерал Карбышев. В общем, мир ещё не знал таких злодеев и такого суда.
Но кто же были судьи? Если смотреть с точки зрения вклада в Победу над нацизмом, выбор судей был странным. В него не вошли ни поляки, ни чехословаки, ни югославы. Среди них было только двое русских: генерал-майор юстиции Иона Никитченко и его помощник полковник юстиции Александр Волчков.
Кроме них в трибунал вошли: два американца — прокурор и политик Фрэнсис Биддл и судья Джон Паркер; два британца — судьи Джеффри Лоуренс и Норман Биркет; а также два француза — Анри де Ваб, все заслуги которого состояли лишь в том, что он был профессором уголовного права, и судья Робер Фалько. Причём де Ваб ещё до войны водил знакомство с будущим подсудимым Гансом Франком, а Фалько совершенно спокойно работал под оккупантами в Апелляционном суде в Париже до 1944 года, когда его уволили за то, что он еврей. Хороши судьи, ничего не скажешь. Всего в Нюрнбергском процессе принимали участие 25 специалистов из СССР и 600 (!) американских юристов.
Адвокаты дьявола
Подсудимым можно было самим выбрать себе адвокатов. Вот уж поистине аттракцион невиданной щедрости! Ну разумеется, нацисты выбирали не просто лучших адвокатов Европы, а в обязательном порядке антисемитов, специалистов по военному праву и соратников по партии НСДАП. При этом адвокаты, совершенно не стесняясь, вели свою игру, когда нужно было, затягивали процесс и сливали информацию в газеты, предавали её широкой огласке.
Адвокат Людвиг Бабель старался оправдать преступления нацистов на оккупированных территориях тем, что-де местное население "вело незаконные действия против армии вермахта". Он даже предлагал посадить на одну скамью с нацистами партизан и героев движения Сопротивления. Впрочем, вскоре Бабель сам попал под следствие. Оказалось, что он собирал деньги с эсэсовцев, находившихся в заключении по всей Германии. Его уволили без выплаты гонорара. Тем не менее утечка материалов в прессу продолжилась: несмотря на прямой запрет суда, она шла через американских юристов. Прокуроры были этим обеспокоены, но на подданных США это не производило никакого впечатления.
Более того, когда на суде всё же вытащили на свет божий пакт Молотова – Риббентропа, оказалось, что его адвокатам подсудимых передали... юристы США! На основании этого пакта нацисты пытались доказать, что СССР готовился к крупномасштабному вторжению в Европу и они всего лишь опередили его. Опровергнуть этот факт помог военнопленный маршал Паулюс, который был тайно доставлен в Нюрнберг. Он подтвердил, что никаких доказательств подготовки вторжения СССР не было, а Германия действовала исключительно из захватнических соображений.
В общем, "западные победители" уже тогда вели себя вызывающе: например, главный прокурор от США Джексон жил в шикарной вилле за гордом, а по Нюрнбергу разъезжал на личном лимузине Гитлера или на "мерседесе" Риббентропа. Нацистского преступника, начальника генштаба вермахта генерала Франца Гальдера американцы и вовсе отмазали от процесса, наняв его для... написания исследования о том, как следует противостоять Советской армии.
Наконец, именно американские надзиратели передали Герману Герингу яд, с помощью которого он покончил с собой незадолго до казни.
Американское "Не верю!"
Но и это были ещё не все противодействия американцев и европейцев на Нюрнберге. Когда в суд стали вызывать свидетелей, судьи и даже прокуроры просто отказывались верить им на слово: "Как могли немцы расстреливать женщин и детей? Да быть такого не может! С нашими пленными они вели себя в соответствии с Женевской конвенцией!"
Американцы и европейцы наотрез отказывались верить, когда советские прокуроры зачитывали документы об использовании нацистами женщин и детей в качестве живых щитов, о работе машин-душегубок, об экспериментах в концлагерях над беременными женщинами и детьми.
Это недоверие достигло апогея, когда советские прокуроры передали трибуналу кошельки и сумочки, сделанные из человеческой кожи, и бруски мыла из человеческого жира. Судьи недоверчиво вертели изделия в руках и только хмыкали.
Чтобы пробить стену недоверия, советской стороне пришлось показать 45-минутную документальную хронику, смонтированную из кадров, которые снимали, хвастаясь друг перед другом, сами нацисты. В этих кадрах было столько дьявольской жестокости, что американцев наконец пробило. Когда в судебном зале Дворца юстиции включили свет, все были потрясены и молчали.
На следующий день не вышел на работу помощник американского судьи Паркер. Заседание прошло без него. На второй день он тоже не явился в суд. На третий день дверь его комнаты взломали. Оказалось, всё это время Паркер пролежал на кровати лицом к стене — настолько он был потрясён степенью изуверства, на которое способен человек. Его кое-как привели в чувство и заставили работать дальше.
Неутешительные итоги
Тем не менее по итогам четырёхсот заседаний трибунала к смерти через повешение были приговорены только 12 подсудимых, включая Бормана. Это были Геринг, Заукель, Зейсс-Инкварт, Йодль, Кальтенбруннер, Кейтель, Риббентроп, Розенберг, Франк, Фрик и Штрейхер. Трое нацистов — Гесс, Редер и Функ — получили пожизненное, ещё четверо — сроки от десяти до двадцати лет, а трое вообще были оправданы. До суда не дожил обергруппенфюрер СА Роберт Лей: он повесился в камере на водопроводной трубе на самодельной верёвке от невыносимого чувства страха и стыда. Приговорённые к смерти были повешены 16 октября 1946 года. Им не помогло заступничество некоторых стран ООН, которые даже после всех доказательств вины преступников добивались смягчения приговора.
Сталин остался недоволен трибуналом. Однако все апелляции ни к чему не привели. Многие из приговорённых к тюремным срокам отсидели по несколько лет и вышли по амнистии. В их числе был и гросс-адмирал Карл Дёниц. Отбыв срок, он спокойно продолжил жить в Германии, получая офицерскую пенсию. Адмиральскую ему так и не дали, хотя он и хлопотал о ней. Это его чрезвычайно сердило. Умер он в 1980 году. Уже в 1951 году Бундестаг ФРГ объявил об амнистии всех эсэсовцев.
Ввиду наличия опыта суда над нацистами России следует подумать о том, где будет процесс над бандеровцами на этот раз и кто будут судьи. В том, что суд рано или поздно состоится, нет никаких сомнений. Хотя, в принципе, беда в другом: в том, что настоящие заокеанские кукловоды снова уйдут от ответственности.
Обложка: Показаны основные моменты нацистской "командной цепочки", третий день Нюрнбергского процесса. Внизу слева — Рудольф Гесс и Герман Геринг. Обложка © Getty Images
По замыслу американцев, никакого суда над нацистами не должно было быть вовсе. Военные собирались просто расстрелять всю верхушку Третьего рейха — 50 тысяч человек. Это позволило бы не только сэкономить время, но и опустить концы в воду: миру совершенно незачем было знать, чей капитал привёл нацистов к власти в Германии. Кроме прочего, вопросы на суде могли бы вызвать бомбардировки союзниками Дрездена, в котором погибло 250 тысяч мирных жителей, и бомбардировка американцами атомными бомбами японских городов Хиросима и Нагасаки.
Суд над нацистами был учреждён только по настоянию "кровавого тирана" Сталина. Договариваясь с "союзниками", отец народов напирал на то, что всё должно быть по закону. Скорее всего, он уже тогда знал, что при случае и британцы, и американцы с удовольствием перевернут произошедшее с ног на голову. Советскому Союзу нужно было задокументировать преступления нацистов на международном уровне, чтобы в будущем, когда "союзники" перекрасятся в коричневые цвета, апеллировать к этим документам. В том, что такое рано или поздно произойдёт, Сталин не сомневался.
Впрочем, СССР тоже опасался, что на суде всплывёт пакт Молотова – Риббентропа, позволивший Стране Советов отодвинуть свои границы на запад, что сыграло свою роль при гитлеровском наступлении.
Преступники и судьи
Суд над нацистами начался в городе Нюрнберге 20 ноября 1945 года, а закончился только 1 октября 1946 года. Сейчас слово Нюрнберг стало нарицательным, но на самом деле этот город был выбран только потому, что в нём уцелел Дворец юстиции с тюрьмой. Процесс вёлся на четырёх языках и оставил после себя больше 40 томов документов и доказательств. На скамье подсудимых находились 22 самых видных нациста, среди которых были Герман Геринг, Рудольф Гесс, Карл Дёниц, Эрнст Заукель, Густав Крупп, Ульрих Риббентроп и другие. Мартину Борману обвинение было предъявлено заочно.
Вообще, ни один суд в мире не мог бы похвастаться таким количеством мерзавцев на скамье подсудимых. "Берлинский палач" Вильгельм Фрик прославился тем, что отправлял евреев и коммунистов в "хадамарскую пекарню", где их сжигали в печах, а также — законом об эвтаназии, под который подпали "непродуктивные" и "неодобряемые" граждане Германии, в результате чего было убито больше 270 тысяч инвалидов, душевнобольных, немощных стариков, детей и представителей национальных меньшинств. Генерал-губернатор Польши Ганс Франк по прозвищу Мясник за год отправил на смерть 85% польских евреев. Эрнст Кальтенбруннер был основателем концлагеря Маутхаузен, в котором были убиты и замучены 122 тысячи человек, в том числе 32 тысячи советских военнопленных, среди которых был и генерал Карбышев. В общем, мир ещё не знал таких злодеев и такого суда.
Но кто же были судьи? Если смотреть с точки зрения вклада в Победу над нацизмом, выбор судей был странным. В него не вошли ни поляки, ни чехословаки, ни югославы. Среди них было только двое русских: генерал-майор юстиции Иона Никитченко и его помощник полковник юстиции Александр Волчков.
Кроме них в трибунал вошли: два американца — прокурор и политик Фрэнсис Биддл и судья Джон Паркер; два британца — судьи Джеффри Лоуренс и Норман Биркет; а также два француза — Анри де Ваб, все заслуги которого состояли лишь в том, что он был профессором уголовного права, и судья Робер Фалько. Причём де Ваб ещё до войны водил знакомство с будущим подсудимым Гансом Франком, а Фалько совершенно спокойно работал под оккупантами в Апелляционном суде в Париже до 1944 года, когда его уволили за то, что он еврей. Хороши судьи, ничего не скажешь. Всего в Нюрнбергском процессе принимали участие 25 специалистов из СССР и 600 (!) американских юристов.
Адвокаты дьявола
Подсудимым можно было самим выбрать себе адвокатов. Вот уж поистине аттракцион невиданной щедрости! Ну разумеется, нацисты выбирали не просто лучших адвокатов Европы, а в обязательном порядке антисемитов, специалистов по военному праву и соратников по партии НСДАП. При этом адвокаты, совершенно не стесняясь, вели свою игру, когда нужно было, затягивали процесс и сливали информацию в газеты, предавали её широкой огласке.
Адвокат Людвиг Бабель старался оправдать преступления нацистов на оккупированных территориях тем, что-де местное население "вело незаконные действия против армии вермахта". Он даже предлагал посадить на одну скамью с нацистами партизан и героев движения Сопротивления. Впрочем, вскоре Бабель сам попал под следствие. Оказалось, что он собирал деньги с эсэсовцев, находившихся в заключении по всей Германии. Его уволили без выплаты гонорара. Тем не менее утечка материалов в прессу продолжилась: несмотря на прямой запрет суда, она шла через американских юристов. Прокуроры были этим обеспокоены, но на подданных США это не производило никакого впечатления.
Более того, когда на суде всё же вытащили на свет божий пакт Молотова – Риббентропа, оказалось, что его адвокатам подсудимых передали... юристы США! На основании этого пакта нацисты пытались доказать, что СССР готовился к крупномасштабному вторжению в Европу и они всего лишь опередили его. Опровергнуть этот факт помог военнопленный маршал Паулюс, который был тайно доставлен в Нюрнберг. Он подтвердил, что никаких доказательств подготовки вторжения СССР не было, а Германия действовала исключительно из захватнических соображений.
В общем, "западные победители" уже тогда вели себя вызывающе: например, главный прокурор от США Джексон жил в шикарной вилле за гордом, а по Нюрнбергу разъезжал на личном лимузине Гитлера или на "мерседесе" Риббентропа. Нацистского преступника, начальника генштаба вермахта генерала Франца Гальдера американцы и вовсе отмазали от процесса, наняв его для... написания исследования о том, как следует противостоять Советской армии.
Наконец, именно американские надзиратели передали Герману Герингу яд, с помощью которого он покончил с собой незадолго до казни.
Американское "Не верю!"
Но и это были ещё не все противодействия американцев и европейцев на Нюрнберге. Когда в суд стали вызывать свидетелей, судьи и даже прокуроры просто отказывались верить им на слово: "Как могли немцы расстреливать женщин и детей? Да быть такого не может! С нашими пленными они вели себя в соответствии с Женевской конвенцией!"
Американцы и европейцы наотрез отказывались верить, когда советские прокуроры зачитывали документы об использовании нацистами женщин и детей в качестве живых щитов, о работе машин-душегубок, об экспериментах в концлагерях над беременными женщинами и детьми.
Это недоверие достигло апогея, когда советские прокуроры передали трибуналу кошельки и сумочки, сделанные из человеческой кожи, и бруски мыла из человеческого жира. Судьи недоверчиво вертели изделия в руках и только хмыкали.
Чтобы пробить стену недоверия, советской стороне пришлось показать 45-минутную документальную хронику, смонтированную из кадров, которые снимали, хвастаясь друг перед другом, сами нацисты. В этих кадрах было столько дьявольской жестокости, что американцев наконец пробило. Когда в судебном зале Дворца юстиции включили свет, все были потрясены и молчали.
На следующий день не вышел на работу помощник американского судьи Паркер. Заседание прошло без него. На второй день он тоже не явился в суд. На третий день дверь его комнаты взломали. Оказалось, всё это время Паркер пролежал на кровати лицом к стене — настолько он был потрясён степенью изуверства, на которое способен человек. Его кое-как привели в чувство и заставили работать дальше.
Неутешительные итоги
Тем не менее по итогам четырёхсот заседаний трибунала к смерти через повешение были приговорены только 12 подсудимых, включая Бормана. Это были Геринг, Заукель, Зейсс-Инкварт, Йодль, Кальтенбруннер, Кейтель, Риббентроп, Розенберг, Франк, Фрик и Штрейхер. Трое нацистов — Гесс, Редер и Функ — получили пожизненное, ещё четверо — сроки от десяти до двадцати лет, а трое вообще были оправданы. До суда не дожил обергруппенфюрер СА Роберт Лей: он повесился в камере на водопроводной трубе на самодельной верёвке от невыносимого чувства страха и стыда. Приговорённые к смерти были повешены 16 октября 1946 года. Им не помогло заступничество некоторых стран ООН, которые даже после всех доказательств вины преступников добивались смягчения приговора.
Сталин остался недоволен трибуналом. Однако все апелляции ни к чему не привели. Многие из приговорённых к тюремным срокам отсидели по несколько лет и вышли по амнистии. В их числе был и гросс-адмирал Карл Дёниц. Отбыв срок, он спокойно продолжил жить в Германии, получая офицерскую пенсию. Адмиральскую ему так и не дали, хотя он и хлопотал о ней. Это его чрезвычайно сердило. Умер он в 1980 году. Уже в 1951 году Бундестаг ФРГ объявил об амнистии всех эсэсовцев.
Ввиду наличия опыта суда над нацистами России следует подумать о том, где будет процесс над бандеровцами на этот раз и кто будут судьи. В том, что суд рано или поздно состоится, нет никаких сомнений. Хотя, в принципе, беда в другом: в том, что настоящие заокеанские кукловоды снова уйдут от ответственности.
Обложка: Показаны основные моменты нацистской "командной цепочки", третий день Нюрнбергского процесса. Внизу слева — Рудольф Гесс и Герман Геринг. Обложка © Getty Images
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии