Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова "Святой мученик Фока"
Роковая экспедиция
Шхуна "Святой мученик Фока" вышла из порта Архангельска 27 августа 1912 года. Её зафрахтовал Седов у зверопромышленника Дикина. Экспедиция была снаряжена скудно и неумело. Короткие письма Седова, отправленные жене из Архангельска, полны тревог и волнений. "Тёплое платье, сухари, солонину, масло заказал, — писал Георгий. — Для изготовления этих запасов необходимо заказывать теперь же. На всё нужны задатки. Вот в этом-то и задержка. Из Тобольска имею телеграмму: "Готовы доставить Архангельск тридцать собак за три тысячи. Половину денег высылайте задатку"... Над этим тоже голову ломаю. Во всяком случае, как-нибудь справлюсь и с этим делом". Запасов угля на судне было всего на 25 ходовых дней. Не хватало на всех членов экипажа зимней одежды и обуви. Провизия оказалась низкого качества и даже просроченной. Из 80 собак только 30 были ездовыми из Западной Сибири, остальные — дворняги, набранные в Архангельске местной администрацией. Не нашлось для экспедиции радиотелеграфиста, поэтому "Святой Фока" вышел в рискованное плавание без радиостанции. Всё это сыграет роковую роль в судьбе Седова и его спутников.
Седов в собаками на шхуне "Святой Фока". Фото: Научный архив РГО
У западного побережья Новой Земли бушевали штормы, едва не стоившие экспедиции жизни. Но Седов проявил себя как опытный моряк. И всё же крепкие льды не дали судну пробиться к Земле Франца-Иосифа. В итоге команда стала на зимовку на Новой Земле в районе полуострова Панкратьева в бухте. Это место нарекли бухтой Святого Фоки. В первую зимовку они исследовали Северный остров Новой Земли. Впервые в истории открытий удалось пересечь Северный остров с запада на восток и обогнуть его северную оконечность на санях. Но теперь перспектива выйти к Северному полюсу становилась всё отдалённее.
Экспедиция Георгия Седова перед отплытием. Архангельск. 1912 год. Фото из фондов музея Арктики и Антарктики
Внезапно Седов решил переименовать "Святого Фоку" в честь Михаила Суворина — руководителя Комитета для снаряжения экспедиции и издателя "Нового времени". Суеверные люди говорили, что это и сгубило экспедицию, лишив небесного покровителя.
В сентябре 1913 года "Михаил Суворин" освободился из ледового плена и пришёл на Землю Франца-Иосифа. В Элмвуде на мысе Флора седовцы запаслись дровами и углём и пошли дальше на север по Британскому каналу. В Тихой бухте возле острова Гукера началась вторая зимовка экспедиции. Моральная и физическая усталость, нехватка топлива и продовольствия сделали её настоящим испытанием для команды. Чтобы хоть как-то обогреть холодные каюты, пришлось разобрать надстройки и внутренние перегородки. В отсутствие витаминов и нормальной пищи началась цинга — заболел и Седов, и большинство его спутников. После цинги у руководителя экспедиции началось нервное заболевание. Северный полюс необозримо далеко, а в Петербурге его ждали огромные долги и потеря репутации.
Георгий Седов на борту шхуны "Михаил Суворин"/"Св. Фока". Источник:wikipedia.org
Было понятно, что цель недостижима, тем не менее 15 февраля 1914 года сильно больной Седов ушёл из Тихой бухты к Северному полюсу в сопровождении матросов Григория Линника и Александра Пустошного. Полюсная партия состояла из трёх нарт и 24 уцелевших собак. Никаких вспомогательных партий сформировано не было. Члены команды получили приказ ждать до августа, а затем возвращаться домой. В последнем приказе Седов много говорил о Божьей воле и радовался, что ему и его команде выпала честь осуществить мечту Ломоносова и Менделеева.
6 марта, не дойдя до острова Рудольфа, Седов умер. Линник и Пустошный похоронили его на мысе Аук и спустя две недели с огромным трудом вернулись в Тихую бухту. Там "Михаил Суворин" простоял до середины июля, а потом отправился на юг к мысу Флора.
Читать: Реальные лица «Двух капитанов»
Путь к причалу
С середины июля 1914 года члены экспедиции Седова в бухте Тихой около острова Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа прекратили почти все научные работы, за исключением метеорологических наблюдений, приведённых в походный порядок. Были распределены должности по кораблю. Капитаном, после гибели начальника экспедиции Георгия Седова, естественно, остался Сахаров, он выбрал себе помощниками Визе и Пинегина. В связи со смертью Яниса Зандерса (на судне его называли на русский манер — Иваном Зандером) экипаж остался без механика, из машинной команды осталось два кочегара — Коршунов и Кузнецов. Начальником экспедиции после смерти Георгия Седова стал Кушаков, в прошлое лето он был практикантом за помощника механика, однако, когда предстояло такое серьёзное дело, как сборка машины, он не мог быть полезным. На положении старшего механика оказался Коршунов, который ещё не оправился от цинги, не был способен ходить. Машину предоставили в его распоряжение — судьба экспедиции зависела от его уменья. Скромный Коршунов оказался хорошим механиком-практиком. Три недели маленький человек стучал молотком, сверлил, чистил все части, завинчивал гайки "до места", поднимал на талях тяжёлые части, потом потребовал людей помочь повернуть вал и сказал: "Машина готова. Пока будет топливо, со стороны её задержки не ждите".
Бухта Тихая. Фото: Александр Обоимов
23 июля "Фока" качнулся на свободной воде. Канал к полынье пилили больше недели. Работы хватило бы надолго — помог шторм. Он наделал трещин во льду. Оттолкнуть ломаный лёд было не очень трудно. Шторм разразился 25 июля, потом два дня стояли туманы.
Весь день 27-го — усиленные разведки. Павлов и Кушаков ездили на остров Скотт-Келти, остальные осматривали лёд с вершины острова Гукера. К сожалению, воздух был насыщен парами — видимость не больше 25 километров. Пинегин записал в дневнике: "В северной части Британского канала лёд поломан. Между островами Нансена и Гукера широкая полынья, другая — от Британского канала тянется в пролив Маерса. О, если так будет дальше, через неделю мы выйдем!"
Через два дня лёд разредился. На судне было совещание: не пора ли двинуться в путь? Решались два вопроса: ехать ли немедленно или подождать несколько дней, чтобы дать время льдам разредиться ещё сильнее? Второй вопрос: идти северным путём вокруг острова Гукера или южным — по каналу Маерса? Было принято решение плыть северным путем, не теряя времени.
30 июля в 10 часов утра подняли якорь. Когда "Святой мученик Фока" проходил мимо мыса Зандера, приспустили флаг и отдали траурный салют — последнее прощание с погибшими.
Фото предоставлено пресс-службой нацпарка "Русская Арктика"
Через несколько часов "Фока" обогнул мыс Альберта Маркама и недалеко за ним упёрся в сплошной лёд. Развернули судно, чтоб пробиваться каналом Маерса. Недалеко от места зимовки, когда "Фока" огибал остров Скотт-Келти, случилось несчастье — шхуна села на мель. В это время Пинегин находился в наблюдательной бочке. Не видя прохода среди громадных ледяных полей, он крикнул капитану: "Не пройти ли у берега — там единственная лазейка?" Сахаров направил корабль под берег. Глубина резко уменьшилась. Бросили лот, и как раз в мгновение, когда лотовый крикнул: "Три сажени!", судно влезло на мелкое место у самого берега. Ледяное поле, в поперечнике больше километра, двинулось на судно — "Фока" поехал на берег. Давление длилось недолго, но корабль был выкинут на мель всем днищем.
Бывают в жизни моменты, особенно располагающие к проявлению находчивости. Экипаж сообразил, что не нужно убирать ледяных якорей, занесённых ранее на ледяное поле, с надеждой — подтянувшись к нему, сняться с мели. Поле должно пойти прочь, когда сменится приливное течение. Решили облегчить судно — в цистернах "Фоки" было налито вместо балласта около 35 тонн пресной воды, ее откачали, без сожаления выкинули один якорь 90 пудов весом и якорную цепь 100 саженей — всего около 1000 пудов. Поздней ночью ледяное поле двинулось прочь от берега и стащило корабль на свободную воду…
Фото: Научный архив РГО
Брошена и забыта
В августе 1914 года "Святой мученик Фока" возвратился в Архангельск. Матросам, которые вернулись из похода, жалованье выплатили только два месяца спустя. Всё это время они жили на полуразрушенном судне.
Администрация архангельского порта осмотрела судно и составила акт: "Снятыми оказались: 1) вся средняя палуба, 2) в носовой части судна жилое помещение команды (кубрик), четыре дубовых бимса средней палубы, два контрбимса; в машинном отделении: машинная кладовая, помещения для кочегаров, провизионная кладовая; в офицерском помещении: вся деревянная обшивка бортовая, подпалубная, переборки кают и двери; правый, левый и кормовой фальшборты, деревянная обшивка с мостика, часть палубы полубака, фонарная, гальюн для команды и ватер-клозет… Всё указанное сожжено во время плавания за отсутствием топлива".
"Святой мученик Фока" у Соборной пристани. Фото из фондом Музея Арктики и Антарктики
Владимир Визе с болью писал об этом судне: "Наш дряхлый, но бесконечно милый "Фока" окончательно вышел победителем из двухлетней борьбы со льдами. Правда, он пострадал жестоко, но ведь рубцы и раны являются украшением для старого воина… Милый дорогой "Фока", ты напрасно напрягал свои старческие силы, чтобы с честью исполнить возложенный на тебя долг. И, наверное, ты бы не поступил так, если бы знал, что по возвращении в страну людей тебя ждёт позорная смерть на мели в мутно-жёлтой Двине, что старые кости твои растащат жадные люди, стремящиеся нажить на них свои жалкие гроши".
Судьба "Фоки" действительно оказалась страшной. Воду не откачивали, и шхуна затонула у Соборной пристани, но в таком виде она мешала, загромождая причальную линию. Тогда её подняли и решили отбуксировать в док, чтобы осмотреть подводную часть корпуса и окончательно решить участь судна. Однако по дороге шхуну посадили на мель, и больше возиться с ней никто не пожелал. Объявили о продаже, но покупателя на обездвиженное судно не нашлось. Долгое время оно сидело на мели. Жадные люди, о которых писал Визе, растащили всё, что можно было снять: рамы иллюминаторов, поручни, оковку люков, трапов, гудков, куски корпуса, после чего "Фока" превратился в удручающего вида развалину. Вскоре под воздействием ветров и течений шхуну сняло с мели и понесло в один из рукавов Северной Двины Кузнечиху, где выбросило на островок Шилов. После революции исторический корабль хотели реставрировать, но к тому времени корпус разрушился до такой степени, что возродить "Фоку" стало невозможно.
Всё, что можно ныне увидеть от знаменитой седовской шхуны, — это ахтерштевень, лежащий у здания Северного морского музея в Архангельске.
Остатки корабля в Архангельске. Фото: Александр Обоимов
Якорь "Фоки"
Ещё в 2011 году от капитана НЭС "Михаил Сомов" Юрия Настеко я узнал, что неподалеку от бухты Тихой на небольшой глубине лежит якорь шхуны "Святой мученик Фока". Через год при личной встрече этот факт подтвердил известный полярный исследователь Пётр Боярский. Спустя несколько лет, получив доступ в архив Музея Арктики и Антарктики, я поработал с судовым журналом той полярной экспедиции и сумел определить это место максимально точно. Но до этого я перелопатил груду бумажной и электронной информации и нанёс на карту точный трек движения шхуны "Святой мученик Фока".
В 2019 и 2020 годах Комплексная экспедиция Северного флота и Русского географического общества предприняла попытку отыскать последний артефакт со шхуны "Святой мученик Фока". Не повезло с погодой. В любом случае будут новые попытки, ведь такой экспонат должен занять достойное место в музее.
Обложка: Зимовка "Святого Фоки" у Новой Земли. Фото: Научный архив РГО
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии