Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова «Святой мученик Фока»

27.01.2021
Источник: rgo.ru @  Александр Обоимов

Говорят, что автомобили, самолёты и корабли наследуют характер своего хозяина. Конечно, это домыслы, но судьбы некоторых из них удивительно драматичны. Например, сильно не повезло шхуне полярного исследователя Георгия Седова. И да, у неё был свой характер, так похожий на упрямый и дерзкий характер моряка.

Роковая экспедиция

Шхуна «Святой мученик Фока» вышла из порта Архангельска 27 августа 1912 года. Её зафрахтовал Седов у зверопромышленника Дикина. Экспедиция была снаряжена скудно и неумело. Короткие письма Седова, отправленные жене из Архангельска, полны тревог и волнений. «Тёплое платье, сухари, солонину, масло заказал, — писал Георгий. — Для изготовления этих запасов необходимо заказывать теперь же. На всё нужны задатки. Вот в этом-то и задержка. Из Тобольска имею телеграмму:  «Готовы доставить Архангельск тридцать собак за три тысячи. Половину денег высылайте задатку»… Над этим тоже голову ломаю. Во всяком случае, как-нибудь справлюсь и с этим делом». Запасов угля на судне было всего на 25 ходовых дней. Не хватало на всех членов экипажа зимней одежды и обуви. Провизия оказалась низкого качества и даже просроченной. Из 80 собак только 30 были ездовыми из Западной Сибири, остальные — дворняги, набранные в Архангельске местной администрацией. Не нашлось для экспедиции радиотелеграфиста, поэтому «Святой Фока» вышел в рискованное плавание без радиостанции. Всё это сыграет роковую роль в судьбе Седова и его спутников.

Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова "Святой мученик Фока"

Седов в собаками на шхуне «Святой Фока». Фото: Научный архив РГО

У западного побережья Новой Земли бушевали штормы, едва не стоившие экспедиции жизни. Но Седов проявил себя как опытный моряк. И всё же крепкие льды не дали судну пробиться к Земле Франца-Иосифа. В итоге команда стала на зимовку на Новой Земле в районе полуострова Панкратьева в бухте. Это место нарекли бухтой Святого Фоки. В первую зимовку они исследовали Северный остров Новой Земли. Впервые в истории открытий удалось пересечь Северный остров с запада на восток и обогнуть его северную оконечность на санях. Но теперь перспектива выйти к Северному полюсу становилась всё отдалённее.

Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова "Святой мученик Фока"

Экспедиция Георгия Седова перед отплытием. Архангельск. 1912 год. Фото из фондов музея Арктики и Антарктики

Внезапно Седов решил переименовать «Святого Фоку» в честь Михаила Суворина — руководителя Комитета для снаряжения экспедиции и издателя «Нового времени». Суеверные люди говорили, что это и сгубило экспедицию, лишив небесного покровителя.

В сентябре 1913 года «Михаил Суворин» освободился из ледового плена и пришёл на Землю Франца-Иосифа. В Элмвуде на мысе Флора седовцы запаслись дровами и углём и пошли дальше на север по Британскому каналу. В Тихой бухте возле острова Гукера началась вторая зимовка экспедиции. Моральная и физическая усталость, нехватка топлива и продовольствия сделали её настоящим испытанием для команды. Чтобы хоть как-то обогреть холодные каюты, пришлось разобрать надстройки и внутренние перегородки. В отсутствие витаминов и нормальной пищи началась цинга — заболел и Седов, и большинство его спутников. После цинги у руководителя экспедиции началось нервное заболевание. Северный полюс необозримо далеко, а в Петербурге его ждали огромные долги и потеря репутации.

Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова "Святой мученик Фока"

Георгий Седов на борту шхуны «Михаил Суворин»/»Св. Фока». Источник:wikipedia.org

Было понятно, что цель недостижима, тем не менее 15 февраля 1914 года сильно больной Седов ушёл из Тихой бухты к Северному полюсу в сопровождении матросов Григория Линника и Александра Пустошного. Полюсная партия состояла из трёх нарт и 24 уцелевших собак. Никаких вспомогательных партий сформировано не было. Члены команды получили приказ ждать до августа, а затем возвращаться домой. В последнем приказе Седов много говорил о Божьей воле и радовался, что ему и его команде выпала честь осуществить мечту Ломоносова и Менделеева.

6 марта, не дойдя до острова Рудольфа, Седов умер. Линник и Пустошный похоронили его на мысе Аук и спустя две недели с огромным трудом вернулись в Тихую бухту. Там «Михаил Суворин» простоял до середины июля, а потом отправился на юг к мысу Флора.

Читать: Реальные лица «Двух капитанов»

Путь к причалу

С середины и­юля 1914 года члены экспедиции Седова в бухте Тихой около острова Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа прек­ра­тили поч­ти все на­уч­ные работы, за ис­клю­чени­ем метеорологи­чес­ких наб­лю­дений, при­ведён­ных в по­ход­ный по­рядок. Были рас­пре­делены дол­жнос­ти по ко­раб­лю. Капита­ном, после гибели начальника экспедиции Георгия Седова, ес­тес­твен­но, ос­тался Са­харов, он выб­рал себе помощниками Ви­зе и Пинегина. В связи со смертью Яниса Зан­де­рса (на судне его называли на русский манер — Иваном Зандером) экипаж ос­та­лся без механи­ка, из машин­ной ко­ман­ды ос­та­лось два ко­чега­ра — Кор­шу­нов и Куз­не­цов. Начальником экспедиции после смерти Георгия Седова стал Ку­шаков, в прош­лое ле­то он был практикантом за по­мощ­ни­ка ме­хани­ка, од­на­ко, ког­да пред­сто­яло та­кое серьёз­ное де­ло, как сбор­ка машины, он не мог быть по­лез­ным. На по­ложе­нии старше­го ме­хани­ка оказался Кор­шу­нов, который ещё не оправился от цинги, не был спо­собен хо­дить. Ма­шину предоста­вили в его распоряжение — судь­ба экспедиции за­висе­ла от его уменья. Скром­ный Кор­шу­нов оказал­ся хо­рошим ме­хани­ком-прак­ти­ком. Три не­дели ма­лень­кий че­ловек стучал мо­лот­ком, свер­лил, чис­тил все час­ти, за­вин­чи­вал гай­ки «до мес­та», под­ни­мал на та­лях тя­жёлые час­ти, по­том пот­ре­бовал лю­дей по­мочь по­вер­нуть вал и ска­зал: «Ма­шина го­това. По­ка бу­дет топли­во, со сто­роны её за­дер­жки не жди­те».

Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова "Святой мученик Фока"

Бухта Тихая. Фото: Александр Обоимов

23 и­юля «Фо­ка» кач­нулся на сво­бод­ной во­де. Ка­нал к по­лынье пи­лили боль­ше не­дели. Ра­боты хва­тило бы на­дол­го — по­мог шторм. Он на­делал тре­щин во ль­ду. Оттолкнуть ло­маный лёд бы­ло не очень труд­но. Шторм раз­ра­зил­ся 25 и­юля, по­том два дня сто­яли ту­маны.

Весь день 27-го — уси­лен­ные раз­ведки. Пав­лов и Ку­шаков ез­ди­ли на ос­тров Скотт-Келти, ос­таль­ные ос­матри­вали лёд с вер­ши­ны ос­тро­ва Гукера. К со­жале­нию, воз­дух был на­сыщен па­рами — ви­димость не больше 25 ки­ломет­ров. Пинегин записал в дневнике: «В се­вер­ной час­ти Бри­тан­ско­го ка­нала лёд по­ломан. Меж­ду ос­тро­вами Нан­се­на и Гукера ши­рокая по­лынья, дру­гая — от Бри­тан­ско­го ка­нала тя­нет­ся в пролив Ма­ер­са. О, ес­ли так бу­дет даль­ше, че­рез не­делю мы вый­дем!»

Че­рез два дня лёд раз­ре­дил­ся. На судне было со­веща­ние: не по­ра ли дви­нуть­ся в путь? Ре­шались два воп­ро­са: ехать ли не­мед­ленно или подождать нес­коль­ко дней, что­бы дать вре­мя ль­дам раз­ре­дить­ся ещё сильнее? Вто­рой воп­рос: идти се­вер­ным пу­тём вок­руг ос­тро­ва Гу­кера или юж­ным — по каналу Ма­ер­са? Было принято решение плыть се­вер­ным пу­тем, не те­ряя вре­мени.

30 и­юля в 10 ча­сов ут­ра под­ня­ли якорь. Когда «Святой мученик Фока» про­ходил ми­мо мы­са Зан­де­ра, прис­пусти­ли флаг и от­да­ли тра­ур­ный са­лют — пос­леднее про­щание с по­гиб­ши­ми.

Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова "Святой мученик Фока"

Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Русская Арктика»

Че­рез нес­коль­ко ча­сов «Фо­ка» обог­нул мыс Альберта Мар­кама и недале­ко за ним упёр­ся в сплошной лёд. Развернули судно, чтоб пробивать­ся ка­налом Маер­са. Недалеко от мес­та зи­мов­ки, ког­да «Фо­ка» оги­бал ос­тров Скотт-Келти, слу­чилось нес­частье — шхуна села на мель. В это вре­мя Пинегин на­ходил­ся в наб­лю­датель­ной боч­ке. Не ви­дя про­хода сре­ди гро­мад­ных ле­дяных по­лей, он крик­нул ка­пита­ну: «Не прой­ти ли у бе­рега — там единс­твен­ная ла­зей­ка?» Сахаров нап­ра­вил ко­рабль под берег. Глу­бина рез­ко умень­ши­лась. Бро­сили лот, и как раз в мгно­вение, ког­да ло­товый крик­нул: «Три са­жени!», суд­но влез­ло на мел­кое мес­то у са­мого бе­рега.  Ледяное по­ле, в по­переч­ни­ке боль­ше ки­ломет­ра, дви­нулось на судно — «Фо­ка» по­ехал на бе­рег. Давле­ние дли­лось не­дол­го, но ко­рабль был вы­кинут на мель всем днищем.

Бы­ва­ют в жиз­ни мо­мен­ты, осо­бен­но рас­по­лага­ющие к про­яв­ле­нию на­ход­чи­вос­ти. Экипаж со­об­ра­зил, что не нуж­но уби­рать ле­дяных яко­рей, занесён­ных ра­нее на ледяное по­ле, с на­деж­дой — под­тя­нув­шись к не­му, снять­ся с ме­ли. По­ле дол­жно пой­ти прочь, ког­да сме­нит­ся при­лив­ное течение. Решили об­легчить суд­но — в цистернах «Фо­ки» было на­лито вмес­то бал­ласта око­ло 35 тонн прес­ной во­ды, её откачали, без со­жале­ния вы­кину­ли один якорь 90 пудов весом и якорную цепь 100 саженей — всего около 1000 пудов. Поз­дней ночью ледяное по­ле дви­нулось прочь от бе­рега и ста­щило ко­рабль на сво­бод­ную во­ду…

Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова "Святой мученик Фока"

Фото: Научный архив РГО

Брошена и забыта

В августе 1914 года «Святой мученик Фока» возвратился в Архангельск. Матросам, которые вернулись из похода, жалованье выплатили только два месяца спустя. Всё это время они жили на полуразрушенном судне.

Администрация архангельского порта осмотрела судно и составила акт: «Снятыми оказались: 1) вся средняя палуба, 2) в носовой части судна жилое помещение команды (кубрик), четыре дубовых бимса средней палубы, два контрбимса; в машинном отделении: машинная кладовая, помещения для кочегаров, провизионная кладовая; в офицерском помещении: вся деревянная обшивка бортовая, подпалубная, переборки кают и двери; правый, левый и кормовой фальшборты, деревянная обшивка с мостика, часть палубы полубака, фонарная, гальюн для команды и ватер-клозет… Всё указанное сожжено во время плавания за отсутствием топлива».

Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова "Святой мученик Фока"

«Святой мученик Фока» у Соборной пристани. Фото из фондом Музея Арктики и Антарктики

Владимир Визе с болью писал об этом судне: «Наш дряхлый, но бесконечно милый «Фока» окончательно вышел победителем из двухлетней борьбы со льдами. Правда, он пострадал жестоко, но ведь рубцы и раны являются украшением для старого воина… Милый дорогой «Фока», ты напрасно напрягал свои старческие силы, чтобы с честью исполнить возложенный на тебя долг. И, наверное, ты бы не поступил так, если бы знал, что по возвращении в страну людей тебя ждёт позорная смерть на мели в мутно-жёлтой Двине, что старые кости твои растащат жадные люди, стремящиеся нажить на них свои жалкие гроши».

Судьба «Фоки» действительно оказалась страшной. Воду не откачивали, и шхуна затонула у Соборной пристани, но в таком виде она мешала, загромождая причальную линию. Тогда её подняли и решили отбуксировать в док, чтобы осмотреть подводную часть корпуса и окончательно решить участь судна. Однако по дороге шхуну посадили на мель, и больше возиться с ней никто не пожелал. Объявили о продаже, но покупателя на обездвиженное судно не нашлось. Долгое время оно сидело на мели. Жадные люди, о которых писал Визе, растащили всё, что можно было снять: рамы иллюминаторов, поручни, оковку люков, трапов, гудков, куски корпуса, после чего «Фока» превратился в удручающего вида развалину. Вскоре под воздействием ветров и течений шхуну сняло с мели и понесло в один из рукавов Северной Двины Кузнечиху, где выбросило на островок Шилов. После революции исторический корабль хотели реставрировать, но к тому времени корпус разрушился до такой степени, что возродить «Фоку» стало невозможно.

Всё, что можно ныне увидеть от знаменитой седовской шхуны, — это ахтерштевень, лежащий у здания Северного морского музея в Архангельске.

Как сложилась судьба шхуны Георгия Седова "Святой мученик Фока"

Остатки корабля в Архангельске. Фото: Александр Обоимов

Якорь «Фоки»

Ещё в 2011 году от капитана НЭС «Михаил Сомов» Юрия Настеко я узнал, что неподалеку от бухты Тихой на небольшой глубине лежит якорь шхуны «Святой мученик Фока». Через год при личной встрече этот факт подтвердил известный полярный исследователь Пётр Боярский. Спустя несколько лет, получив доступ в архив Музея Арктики и Антарктики, я поработал с судовым журналом той полярной экспедиции и сумел определить это место максимально точно. Но до этого я перелопатил груду бумажной и электронной информации и нанёс на карту точный трек движения шхуны «Святой мученик Фока».

В 2019 и 2020 годах Комплексная экспедиция Северного флота и Русского географического общества предприняла попытку отыскать последний артефакт со шхуны «Святой мученик Фока». Не повезло с погодой. В любом случае будут новые попытки, ведь такой экспонат должен занять достойное место в музее.

Обложка: Зимовка «Святого Фоки» у Новой Земли. Фото: Научный архив РГО

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

Понравился материал? Поделитесь им в соц.сетях!

Подпишитесь на рассылку

Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.

Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».

Новые видео

Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: