Как у Бога в раю, в Белорусском краю,
Где Двина с Полотою сливается,
Возник город Славян, — кривичей и древлян,
Полоцком он называется1.
Полоцкий кадетский корпус, где пели эту песню, со времен Николая I был традиционной alma mater для детей белорусского дворянства, нацеленных на военную карьеру. Стал он ею и для выходца из православных дворян Могилевской губернии2 Николая Александровича Бржозовского (1857 — дата смерти неизвестна); правда, при нем корпус именовался Полоцкой военной гимназией.

Николай Александрович Бржозовский.
Боевое крещение
«Город славян» Николай явно полюбил: окончив в 1876 году 2-е военное Константиновское училище, он взял вакансию в стоявшей в Полоцке 16-й артиллерийской бригаде. Однако попал в Динабург (ныне — Даугавпилс, в Латвии): зачислив прапорщика Бржозовского в 16-ю бригаду, его прикомандировали к Динабургской крепостной артиллерии3.
Оттуда он добровольно ушел на войну с Турцией 1877—1878 годов, в осадную артиллерию. "В заботе и работе день и ночь"4, состязание с турецкой артиллерией, перебои с доставкой провизии, сидение на сухарях, а то и на пустом чае... В 20 лет прапорщик заслужил самый ценный после «Георгия» для офицера орден — Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. А в полевую артиллерию так никогда и не попал, вплоть до 1915 года прослужив в крепостной.
Эта была карьера настоящего воина.
36 лет в «крепаках»
Семь из них — в Динабурге.
Одиннадцать - в Новогеоргиевске (ныне Модлин, в Польше)
Пять - в Варшаве.
Четыре - в Порт-Артуре.
Год — в Одессе.
Пять - в Ломже (северо-восточнее Новогеоргиевска).
Три — в Осовце (в северо-восточной Польше)5.
Полжизни Бржозовский тянул лямку на непрестижных должностях!
«Служба в крепостной артиллерии была так плохо обставлена, была настолько безотрадна, что служить» там "не желали юнкера не только артиллерийских училищ, но и военных [общевойсковых. - Авт.], за редким исключением"6.
Рутина, унылое болото...
В артиллерийских училищах чинов крепостной артиллерии юнкера насмешливо звали «крепаками» — как крепостных крестьян на Украине XVIII — первой половины XIX веков. А буквенные шифровки на их погонах (например, "Квт. " — «Квантунская») — «анекдотом».
Даже и из военных училищ в «крепаки» шли только после того, как вакансии в полевую артиллерию разберут юнкера с более высоким средним баллом.
В итоге офицерский состав крепостной артиллерии состоял из (говоря современным языком) «троечников».
Однако Бржозовский «троечником» не был: его балл позволил ему выйти в полевую артиллерию.

Генерал-майор Бржозовский (в центре) с офицерами. 1915 год.
«Артиллеристом я рожден»
Да, это балл не артиллерийского, а военного училища — где курс артиллерии был сокращенным. Но Бржозовский ещё и по-настоящему любил артиллерийское дело. Он явно гордился тем, что он артиллерист. А «крепак», не «крепак» — неважно...
Поэтому наверстать недоданное училищем было для него вопросом времени.
Поэтому, просидев больше одиннадцати лет в должности командира артиллерийской роты, он так и не превратился в одного из тех «дослуживающих» 40-45-летних капитанов, которые были "просто ротными командирами, а не знатоками своего артиллерийского дела"7...
Помог и опыт новых войн. Командуя осадной батареей, капитан Бржозовский принял участие в войне с Китаем 1900—1901 годов. А в русско-японскую, в июле — декабре 1904-го, командир 3-го батальона Квантунской крепостной артиллерии подполковник Бржозовский оборонял Порт-Артур.
Куропаткинский люнет, батарея литера Б, форт N II... Эти знаменитые в истории артурской эпопеи укрепления входили в 4-й участок обороны, артиллерией которого командовал Бржозовский. Там 8 августа 1904 года, во время первого штурма крепости, он был ранен.
Там заслужил и «Владимира» 3-й степени — с мечами.
Осовец
То, что крепостной артиллерист из Бржозовского вышел незаурядный, стало ясно после того, как в день его 54-летия, 20 декабря 1911 года, его произвели в генерал-майоры и назначили командующим Осовецкой крепостной артиллерией.
В 22 верстах к северу от Осовца — Германия, Восточная Пруссия.
А в Осовецкой крепостной артиллерии — как показала в сентябре 1912-го пробная мобилизация — конь не валялся!
«Троечники» — командиры батарей и групп не понимали значения наблюдательных пунктов, того, что без них нельзя корректировать огонь! Они даже не всегда понимали, по какой цели им приказано стрелять.
Да, в первый год Бржозовский ничего исправить не сумел.
Но вот за следующие два года, к началу Первой мировой, — смог!
Подступившие в сентябре 1914 года к Осовцу германские части были рассеяны точным сосредоточенным огнем артиллеристов крепости...
В феврале-июле 1915-го, во время второй осады Осовца, "всюду и везде, где работала крепостная артиллерия, неприятель получал полный отпор и ему наносился ущерб как в орудиях, так и в людях...
В дни развития даже наибольшей силы неприятельского огня наша артиллерия, благодаря искусству своих действий, часто заставляла молчать неприятельские батареи, обрушиваясь на неприятельские окопы, всегда разрушала их и каждый раз, встречая пехотные цепи, вносила в ряды их панику и громадный урон, заставляя атакующие части поспешно отступать"8...
Во время штурма Осовца 24 июля 1915 года «особенно досаждала» противнику "точная стрельба крепостной артиллерии"9...
Впрочем, с января Бржозовский был уже комендантом Осовца.
И 24 июля — в те же дни, когда генералы Бобырь и Григорьев сдали врагу крепости Новогеоргиевск и Ковно — приказал "бросить в контратаку все, что можно"10!
И оставил Осовец только по приказу.
За сентябрь 1914-го им был получен «Георгий» 4-й степени.
За 15-й год — «Владимир» 2-й степени с мечами...
P.S.
Гражданская война не оставила заметного следа в карьере генерал-лейтенанта Бржозовского. Но в 1920 году ему, начальнику гарнизона белого Архангельска, пришлось уйти в эмиграцию, в Норвегию. Перебравшись оттуда в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия), бездомный генерал нашел приют в Черногории, в Рисане, в Русском инвалидном доме.
В 1930-м он был ещё жив, когда скончался — неизвестно...
1. Сверчков Д. Божидар Зорич. Военный роман // Вестник союза офицеров участников войны. N 9. Париж, 1931. С. 22.
2. Пивоварчик С.А. Осовецкая крепость накануне и в годы Первой мировой войны // Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды Шестой Международной научно-практической конференции 13-15 мая 2015 года. Ч. IV. СПб., 2015. С. 19.
3. Там же; Список полковникам по старшинству. Ч. I, II и III. Составлен по 1-е Ноября 1907 г. СПб., 1907. С. 201.
4. Экстен [В.А.]. Из воспоминаний о действиях артиллерии под Рущуком и Плевною // Военный Сборник. 1881. N 11. С. 169.
5. Пивоварчик С.А. Указ. соч. С. 19.
6. Барсуков Е. Подготовка России к мировой войне в артиллерийском отношении. М.; Л., 1926. С. 162.
7. Чижов П.Н. Значение и развитие Тяжелой Артиллерии в Российской Императорской армии // Военная Быль (Париж). 1963. Январь. N 58. С. 34.
8. Свечников М., Буняковский В. Оборона крепости Осовец во время второй, 6-ти месячной осады ее. Пг., 1917. С. 39.
9. Хмельков С.А. Борьба за Осовец. М., 1939. С. 56.
10. Там же. С. 79.
Обложка: Полоцкий кадетский корпус. 1913 год.
Комментарии