Объединение сил: какую роль Центральный штаб партизанского движения сыграл в борьбе с нацистами

Начальник ЦШПД Пантелеймон Пономаренко с белорусскими партизанами © mil.ru
80 лет назад Государственный комитет обороны (ГКО) выпустил постановление о создании ЦШПД. В новом органе, учреждённом при Ставке Верховного Главнокомандования, было сосредоточено руководство силами сопротивления на оккупированных немцами территориях.
В постановлении ГКО по учреждению штаба основными задачами партизанского движения в СССР назывались «дезорганизация тыла противника, разрушение его коммуникаций, линий связи, уничтожение складов, нападение на штабы и другие войсковые учреждения, уничтожение материальной части на аэродромах и осведомление командования Красной армии о расположении, численности и передвижениях войск противника».
«Целенаправленное содержание»
В материалах НИИ Военной академии Генштаба ВС РФ говорится, что появление ЦШПД было призвано централизовать управление партизанским движением. До лета 1942 года советские подпольщики подчинялись партийным комитетам, 4-му Управлению НКВД, военным советам, разведывательным органам фронтов и армий РККА.
«К сожалению, это приводило к несогласованности и параллелизму в работе, некачественному расходованию сил и средств, а порой к жертвам, так как все эти управленческие структуры чаще всего ставили задачи одним и тем же партизанским отрядам без достаточного согласования усилий между собой», — поясняли в ведомстве.
ЦШПД должен был координировать деятельность фронтовых штабов, устанавливать связь с партизанами, обеспечивать их снабжение, подготовку, обобщать и распространять опыт партизанской борьбы.
Известно, что только в «Рельсовой войне» 1943 года участвовало 167 партизанских отрядов и соединений общей численностью около 100 тыс. человек. Они смогли разрушить 1342 км железнодорожных путей, что на 40% снизило темпы передвижения вражеских эшелонов в районе Курской дуги.
Первоначально в структуре ЦШПД было создано шесть отделов: оперативный, информационно-разведывательный, связи, подготовки партизанских кадров, материально-технического обеспечения и общий отдел. Позже появилось ещё четыре: политический, шифровальный, секретный и финансовый. Штат Центрального штаба был укомплектован 1431 военнослужащим и 232 вольнонаёмными работниками.
В сентябре 1942 года при Ставке была учреждена ещё одна руководящая должность — главнокомандующий партизанским движением. Этот пост занял Климент Ворошилов, разработавший более эффективную практику применения сил сопротивления.
Ворошилов организовал работу с партизанами таким образом, что они находились в тесном взаимодействии с командованием фронтов и регулярных войск. Благодаря этому удары сил сопротивления направлялись по наиболее уязвимым и важным местам оперативного тыла противника.

Бойцы 1-й партизанской бригады в районе Калининского фронта © mil.ru
Ещё одна заслуга Ворошилова — привлечение к управлению партизанским движением опытных высококвалифицированных специалистов.
Уже осенью 1942 года советские партизаны получили сложившуюся систему централизованного руководства. Как отмечают в НИИ Военной академии Генштаба ВС РФ, принятые меры позволили внести «единое организующее и целенаправленное содержание» в обособленные и разрозненные акции партизанских отрядов.
«В эфире партизаны»
Как напомнил в беседе с RT научный сотрудник Музея Победы Андрей Горбунов, партизанское движение возникло на оккупированных территориях СССР стихийно. В него вошли вырвавшиеся из окружения вермахта красноармейцы и местные жители, у большинства из которых не было никакого военного опыта. На начальном этапе им не хватало оружия, боеприпасов, провизии, у них не было радиостанций для связи с регулярными войсками.
В начале Великой Отечественной из-за острейшего дефицита радиостанций коммуникация с партизанами часто осуществлялась через пеших курьеров. Однако далеко не всем из них удавалось благополучно пересечь линию фронта и вернуться. Радиостанции были в основном у групп, подчинённых НКВД и Главному разведывательному управлению Генштаба РККА.
«Залогом выживания и успеха партизан была связь с «большой землёй». Именно этот вопрос как раз и решал ЦШПД. Из-за отсутствия взаимодействия с Красной армией после зимы 1941—1942 годов многие стихийно возникшие отряды погибли в боях с врагом или от голода. Выжить смогли лишь те, кто имел рацию или опытных командиров, таких как Сидор Ковпак или Василий Корж, которые уже к концу 1941 года смогли наладить прочную связь с «большой землёй», — рассказал Горбунов.
По его словам, в 1941—1942 годах наиболее боеспособными партизанскими отрядами были те, подготовкой которых занимался НКВД или партийные организации.
Сотрудники ЦШПД пытались решить проблему обеспечения партизан радиостанциями и одновременно развернули подготовку связистов. Новообученные специалисты снабжались в основном небольшими коротковолновыми радиостанциями типа «Север» и забрасывались вместе с ними в тыл противника. Их успешная работа позволяла обеспечивать связь на расстоянии до 500 км, а при хорошем прохождении волн и тщательно выбранных радиочастотах этот показатель достигал 600—700 км.
Кроме того, в структуре Центрального штаба появился собственный узел связи, где использовались мощные на тот момент радиостанции, антенны и высокочувствительные радиоприёмники. Одновременно радиоузлы создавались и во фронтовых штабах партизанского движения.

Советские партизаны с радиостанцией © csdfmuseum.ru.
Интенсивная работа ЦШПД кардинально улучшила ситуацию со связью. Например, по состоянию на 10 июня 1942 года в тылу противника действовало всего 37 радиостанций, а в конце года — уже 233. Соответственно, возросло и число партизанских отрядов, с которыми поддерживалась постоянная радиосвязь. К концу 1942 году их было 1153, или 60% от всех подпольных формирований.
«Радио позволяло проводить многие крупные операции объединёнными партизанскими силами, наносить фашистам значительный урон в живой силе и боевой технике, взрывать их склады и базы, уничтожать вражеские аэродромы с находящимися на них самолётами, надолго выводить из строя важнейшие коммуникации», — писал в книге «В эфире партизаны» генерал-майор технических войск Иван Артемьев.
Он подчёркивал, что именно установление радиосвязи позволило наладить снабжение партизан вооружением, боеприпасами, медикаментами — «всем тем, что крайне необходимо для успешных боевых действий в оккупированных неприятелем районах».
По заявкам ЦШПД советские инженеры разработали усовершенствованные радиостанции, удобные для применения в условиях вражеского тыла, оружие для бесшумной стрельбы, зажигательные снаряды, малогабаритные мины мгновенного и замедленного действия большой мощности. Сам Пономаренко изготовил станок для перебивки немецких патронов под калибр советского оружия.
Снабжение партизан осуществлялось самолётами и планерами, а также наземным транспортом, если удавалось создавать коридоры в линии фронта. 4 сентября 1943 года за ЦШПД советское командование закрепило эскадрилью в составе трёх самолётов Ли-2, девяти Р-5 и 20 У-2.
Также доставка грузов производилась силами авиации дальнего действия. Помимо снабжения партизан, самолёты, направлявшиеся в тыл противника, использовались для заброски диверсионно-разведывательных групп и эвакуации раненых бойцов.

© mil.ru
«Всего за время войны к партизанам было совершено 109 тыс. самолётовылетов. Из грузов, направленных партизанам, на первом месте стояли боеприпасы, вооружение и мины (всего 83%). Среди остальных 17% грузов главными были медикаменты, почта для партизан, табак, соль, чай и сахар», — говорится в материалах НИИ Военной академии Генштаба ВС РФ.
Как отметил Андрей Горбунов, гитлеровцы старались противодействовать снабжению партизан и иногда сбивали советские самолёты. Чтобы не попасть под вражеский огонь, авиация старалась действовать ночью и облетать крупные населённые пункты, где часто находились истребители и зенитные установки вермахта.
«Конечно, силами авиации было нереально передать партизанам всё необходимое. Многое добывалось в боях с врагом. К тому же партизаны понимали, что провиант и вооружение нужнее регулярной армии», — пояснил Горбунов.
ЦШПД проработал до января 1944 года. Он был ликвидирован по решению ГКО несмотря на то, что многие территории СССР ещё находились в оккупации. Расформирование ЦШПД обосновывалось тем, что большинство партизанских отрядов имели собственные республиканские штабы.
В комментарии RT эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов подчеркнул, что Москва своевременно упразднила ЦШПД. По его словам, к 1944 году взаимодействие партизан с регулярными войсками достигло настолько высокого уровня, что необходимость в специальной структуре при Ставке отпала.
«На завершающем этапе Великой Отечественной партизанские отряды фактически превращались в линейные подразделения частей Красной армии. Это в том числе результат эффективной работы ЦШПД. Центральный штаб успешно выполнил возложенные на него задачи, обеспечив прежде всего связь партизан с наступающими советскими войсками», — заключил Буранов.
Комментарии