Почему шведы не захотели в НАТО
Швеция не планирует присоединяться к Североатлантическому альянсу. Такое заявление сделала во вторник новый премьер-министр этой страны Магдалена Андерссон, представляя программу своего правительства. «Неучастие в военных союзах хорошо служит нашей стране и способствует стабильности и безопасности в Северной Европе. Швеция не будет подавать заявку на членство в НАТО», — сказала она.
При этом Андерссон добавила, что «Швеция не будет занимать пассивную позицию, если другая скандинавская страна или государство-член ЕС пострадает от стихийного бедствия или нападения, и мы ожидаем, что эти страны будут действовать таким же образом, если это коснется Швеции», — говорится в заявлении Андерссон, опубликованном на сайте правительства.
Она отметила также, что королевство укрепит оборонное сотрудничество с Финляндией и другими странами-соседями в рамках ЕС, а с Соединенными Штатами — в рамках партнерства с НАТО. Попутно Андерссон сообщила о восстановление пяти авиаполков и одного авиакрыла, дислоцированных в Фалуне, Соллефтео/Эстерсунде, Арвидсьяуре, Кристинехамне, Гетеборге и Уппсале.
Вопреки шведским ястребам и США
Таким образом, премьер-министр опровергла циркулировавшие недавно слухи о том, что Швеция может изменить свой традиционный статус нейтрального государства и собирается стать членом альянса. В октябре депутат шведского парламента Ларс Пюсс вместе с рядом других депутатов вынес на рассмотрение риксдага предложение о вступлении страны в НАТО. «Из имеющихся опций вступление в западную оборонительную организацию НАТО — это единственный разумный вариант, учитывая, что происходящее вокруг нас весьма беспокоит», — объявили они, намекая на свирепствующую на Западе истерию вокруг мнимой «российской угрозы».
Активно давили на Швецию, а заодно еще и на нейтральную Финляндию США, требуя, чтобы те вступили в НАТО. Так, в декабре прошлого года о такой необходимости заявил зам. главы Минобороны США Дов Закхейм.
«В 1994 году Швеция и Финляндия начали терять свой внеблоковый статус, — утверждал он. — Пока Россия была спокойна, это мало что значило, поскольку, казалось, не было никакой угрозы ни для Европы, ни для ее северных партнеров. Все поменялось за последние полтора десятка лет… Вариант вступления шведов в блок вместе с финнами, чтобы противостоять любой российской агрессии в Балтийском регионе, как никогда жизнеспособен», — объявил пентагоновский начальник.
И в самом деле, для таких надежд у него были основания. В 2014 году Швеция и Финляндия подписали соглашения о сотрудничестве с НАТО, разрешив проведение учений блока на своей территории. Обе страны участвовали в учениях Arctic Challenge 2015. Также Финляндия и Швеция подписали новые соглашения с Министерством обороны США, которые предусматривают гораздо более тесное сотрудничество Америки с каждой страной на двусторонней основе, а с 2018 года — с обеими странами в трехстороннем формате. А 15 декабря прошлого года шведский парламент проголосовал за увеличение расходов на оборону на 40 процентов к 2025 году. Этот рост стал рекордным за последние 70 лет. Новый план расходов, в частности, предусматривает увеличение численности вооруженных сил с 55 000 до 90 000 человек к 2030 году и усиливает акцент на технологическом потенциале Швеции.
Фальшивый нейтралитет
Но, похоже, американцы просчитались. Швеция, несмотря на давление США и местных ястребов, менять свой нейтральный статус не захотела. Почему? Шведы давно гордятся своим нейтралитетом, который, как они считают, насчитывает уже 200 лет. Последняя официальная война между Швецией и Россией завершилась в 1809 году: ее результатом стало присоединение Финляндии к Российской империи. Однако историки заявляют, что на самом деле шведский нейтралитет всегда был фальшивым.
Что касается России, то Стокгольм вообще всегда был на стороне ее врагов. Так, во время советско-финской войны 1939-1940 годов вместо традиционного нейтралитета Стокгольм провозгласил Швецию «невоюющей» страной, что на деле означало: армию в бой не пошлем, но помощь финнам оказывать будем.
8 260 человек, вступивших в Шведский добровольческий корпус, воевало против СССР в составе финской армии. В Финляндию непрерывно шли караваны со шведскими грузами военного назначения. Было поставлено 800 морских мин, около 350 полевых, противотанковых и зенитных орудий, 135 тысяч единиц стрелкового оружия, более 20 самолетов.
Когда в 1941 году Германия напала на СССР, главнокомандующий шведскими войсками генерал Тернелль инициировал разрешение военнослужащим от имени правительства на увольнение со службы или взятие отпуска для участия в войне на стороне финнов. Уже 17 августа 1941 года шведский добровольческий батальон начал осаждать гарнизон советской военно-морской базы на полуострове Ханко. А непосредственно на стороне Германии, в СС, на Восточном фронте воевали 12 тысяч шведов.
Кроме того, шведы щедро снабжали нацистскую Германию сырьем. Из шведской железной руды немцы изготовили 40% оружия. Газета «Норшенсфламман» приводит такие данные по шведским поставкам немцам: целлюлоза (7 миллионов тонн), пиломатериалы (13 миллионов кубометров), подшипники (60 тысяч тонн), машины и оборудование (70 тысяч тонн). И это не считая миллионов тонн военных грузов Германии, прошедших транзитом через порты Швеции. А после завершения Второй мировой войны шведские спецслужбы тайно помогали «лесным братьям» в Прибалтике.
Так и сегодня, несмотря на свой нейтральный статус и формальное неучастие в НАТО, Стокгольм активно с этим военным блоком сотрудничает. А в последнее время еще стал самым активным образом вооружаться.
Да и премьер Андерссон, хотя и заявила, что ее страна не будет подавать заявку на вступление в Североатлантический альянс, дала ясно понять, на чьей стороне ее страна окажется в случае возможного «конфликта».
Здравомыслящая позиция
Тем не менее, в России позитивно оценили заявление шведского премьера о сохранении нейтрального статуса. «Ну, позиция в целом здравомыслящая. Зачем куда-то вступать и нести какие-то расходы? Швеция всегда позиционировала себя как страна нейтральная, далекая от блоков», — прокомментировал решение Стокгольма первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров
Сенатор отметил, что отсутствие желания у Швеции вступать в блок продиктовано здравомыслящими идеями и может приветствоваться, так как альянс становится уже не оборонительным, а агрессивным. Он также подчеркнул, что НАТО продолжает давить как на Швецию, так и на Финляндию, чтобы те присоединись к альянсу. Однако странам никто не угрожает, а говоря конкретно о Швеции, парламентарий выразил уверенность, что давить на нее бесполезно.
Понятно, что наш сенатор, говоря дипломатическим языком, не мог высказаться иначе, приветствуя «здравомыслящие идеи» шведского руководства. Однако к этому хотелось бы добавить, что такое решение принято Стокгольмом не только в качестве дани нормам традиционного нейтралитета. Русофобия в ней как цвела, так и цветет, как и в остальной Европе, пышным цветом, и она тоже считает Россию «врагом». И ее отказ от вступления в НАТО продиктован, не только «здравомыслием», но еще и другими причинами.
Русофобия с оглядкой
В Стокгольме не могут не видеть, что Североатлантический альянс сегодня трещит по всем швам и фактически уже раскалывается на отдельные блоки. Об этом свидетельствует создание США вместе с Великобританией и Австралией военного блока AUCUS, о чем Вашингтон даже не счел нужным проинформировать других союзников по НАТО. А также подписанное недавно между Францией и Грецией сепаратное соглашение об оборонном сотрудничестве.
Как заявил во вторник министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос в интервью греческому телеканалу Newsbomb, политическое и военное руководство Греции изучают сейчас возможность отправки по просьбе Франции войск в зону боевых действий в Африку, в Сахель, где та ведет борьбу с исламскими террористами. Другими словами, НАТО вообще — по боку, а французы вместе с греками уже собрались воевать в Африке самостоятельно. Не говоря уже об углубляющемся конфликте между США и другим членом альянса — Турцией, демонстративно, несмотря на ультиматум Вашингтона, закупившей ракетные системы С-400 у России, которую в НАТО считают своим противником.
Кстати, о росте противоречий между европейскими союзниками свидетельствует также заключенное на днях соглашение о сотрудничестве, в том числе и в военной области, между Италией и Францией, которое уже окрестили «мини-Антантой», о чем уже писало «Столетие».
Ведь это тоже ослабляет не только ЕС, но и НАТО. Свидетельствует об усилении в Европе центробежных тенденций, стремлении стран укреплять двусторонние связи и выход из-под влияния США.
Словом, глядя на весь этот все усиливающийся европейский и североатлантический раздрай, осторожные шведы, как видно, решили, что вступать в этот разрываемый противоречиями агрессивный военный блок им невыгодно, да и попросту опасно. Что, конечно, вовсе не значит, что они перестанут твердить о «российской угрозе».
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии