22.03.2024
Помним. Скорбим
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Повышение цен на сахар и растительное масло – комментарий авторов программы «Курс Благополучия»

Повышение цен на сахар и растительное масло – комментарий авторов программы «Курс Благополучия»

2917
28 декабря 2020 г.
В сложных условиях очередного кризиса есть возможность относительно быстрого улучшения экономической ситуации в нашей стране. Её дает экономическая программа выхода экономики из кризиса под названием «Курс Благополучия».
С точки зрения тезисов этой программы мы оцениваем события. происходящие в российской и мировой экономике.
Сегодня обсудим волнующую тему подорожания продовольственных товаров и попытки государственного их регулирования, которую мы наблюдали в декабре 2020 года.
Что же произошло? В чем причина? И  — что делать?
Да, подорожали несколько групп товаров, заметных по своей доле в потребительской корзине самых малообеспеченных граждан. Часто упоминаемые сахар и подсолнечное масло используют относительно дешевое исходное сырье, и очень дорогие заводы по его переработке (с преимущественно импортным оборудованием, для выпуска конечного продукта. В цене обоих продуктов исходное сельхозсырье в России относительно дешевле, чем в других странах, и составляет менее половины от отпускной (оптовой цены) конечного продукта (если учесть использование побочных продуктов типа подсолнечного шрота).
В обоих случаях на цену конечного продукта сильно влияют колебания урожайности от года к году, и площадей, засеиваемых, соответственно, сахарной свеклой и подсолнечником. Также влияют соотношения цен на внутреннем  и внешнем рынке, привлекательность экспорта.
Еще в начале 2020 года все радовались росту экспорта, при этом отмечая резкое сокращение посевных площадей свеклы в стране.
Из трех крупнейших производителей сахара в стране два – Продимекс (№1) и Русагро (№3) – также являются крупными производителями подсолнечного масла. А второй крупнейший сахаропроизводитель, компания Доминант, уже успела оказаться целью расследования ФАС в октябре 2020 году, еще до массового недовольства ростом цен.
Все три компании – крупнейшие частные землевладельцы России (они это называют «банк сельскохозяйственных земель). Например, «банк земель» Продимекс равен почти миллиону гектаров сельхозугодий. Более 90% свеклы выращивается не некими «фермерами», а теми же самыми сахаропроизводителями, на своих же землях. То есть – они же сами решили и сократить посевы, и нарастить экспорт, чтобы снизить остатки сахара с прошлых урожаев.
Всего за месяц ситуация от настораживающего роста цен дошла до критической и требующей внимания высшей власти страны. Сахар  и масло в сумме подорожали в полтора раза и успели заметно повлиять на итоговый уровень потребительской инфляции по России в целом за 2020 год.
Упрощенно – три крупнейших игрока «зарвались», но в полном соответствии с государственной политикой в сельском хозяйстве.
Ведь Минсельхоз и прочие ведомства прямо говорили о риске перепроизводства, о необходимости снижения посевов свеклы… Да, вы не ослышались! В стране высокие запасы и свеклы в конце урожая, и готового продукта. Много незагруженных производственных мощностей – то есть сахарных заводов, простаивающих или работающих в сезон вдвое меньше дней, чем у лидеров отрасли. У всех трех лидеров заметная кредитная нагрузка с высокой стоимостью обслуживания займов (более 10% в последние годы) – их погашение и стало «уважительной» внутренней причиной. Недовольные недостаточно высокими ценами на сахар и масло внутри России за последние 2 года, производители нашли повод предложить розничным сетям более высокие цены, вроде роста внешних цен на сахар.
Одновременно с «тремя толстяками» сахарной отрасли – крупнейшие розничные сети тоже оказались в ситуации, когда очень захотелось поднять цены, причем на максимально возможный список товаров.
И вот почему. Розничная торговля в России, хотя и консолидирована меньше, чем в других странах, но сильно определяется двумя игроками – Х5 («Пятерочка» и «Перекресток») и Тандер («Магнит»). До 2014 года современный формат торговли (супермаркеты и гипермаркеты национальных сетей) рос очень быстро, более 15% в год или в несколько раз быстрее роста розницы в целом. «Магниты» и «Пятерочки» появились в большинстве больших и малых городов РФ. Главным показателем многие годы было количество новых магазинов сети  — как вновь построенных, так и скупаемые более мелкие розничные сети в регионах.
Этот быстрый рост финансировался внешними валютными займами, в отсутствие низкопроцентных внутренних займов. Санкции Запада после 2014 года прикрыли этот источник финансирования. После этого крупнейшие сети оказались вынуждены финансировать свое развитие комбинацией очень дорогих займов от российских банков, и через высокие наценки для потребителей. По сути, Х5 превратился в одного из главных заемщиков Сбера, а Тандер – в крупнейшего заемщика ВТБ, которому он и так принадлежит. Увеличенные доходы розничных сетей позволяют им возвращать прежние кредиты, затыкать «дыры» в текущей ликвидности, и брать дорогие новые кредиты.
Один только план Х5 на 2020-2025 предполагал один и тот же уровень наценки в 24-25% на все ближайшие годы (хороший обзор 2019 года на https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/schitaem-spravedlivuiu-stoimost-x5-retail-group), при том, что открытие новых магазинов замедлялось в несколько раз. Торговая сеть собиралась вкладывать огромные средства в ИТ-системы, выплачивать долги, и «замещать» уже существующие активы… То есть тратить на обновление существующих магазинов суммы, сопоставимые с капиталовложениями на пике открытия новых магазинов и распределительных центров в 2017-2018 гг.
Неужели? Скептическое прочтение этих планов вызывает предположение в желании компаний избежать снижения средней наценки в России любым способом – и подозрения в соучастии в выводе капитала из страны через завышенные расходы на все эти цели.
Но всегда лучше – действовать, а не подозревать. Стране явно не хватает работы одного государственного розничного оператора, (конечно, одного среди многих частных операторов!) как источника информации и технологий для государства. И не хватает ускоренного роста нескольких новых розничных игроков, способных наращивать оборот при существенно меньшей наценке.
Но вернемся в сегодняшнюю ситуацию. Увидев «приглашение к росту цен» на конкретные товары (сахар и подсолнечное масло) от нескольких ведущих поставщиков, ведущие сети добавили к подорожанию свою «справедливую долю» и цены выросли уже очень сильно. Настолько, что создали массовое возмущение населения и потребовали видимой реакции властей на происходящее.
В сахаре и в подсолнечном масле валютная составляющая в текущих затратах производителей  наименьшая по сравнению с любыми другими товарами повседневного спроса. Президент был полностью прав, когда отмел девальвацию рубля, как причину подорожания именно этих двух товаров. Подорожавшие доллар и евро сильно ударили по ценам многих других товаров, где местное производство все еще во многом является «сборкой» или «упаковкой» импортируемых компонентов – бытовая техника, автомобили, лекарства. А ведь есть множество товаров, все еще не выпускаемых в России даже на уровне «сборки» – смартфоны, заметная часть обуви и одежды.
Президента также явно дезинформировали, «подсунув» ему «поощрение экспорта сахара и масла» среди причин подорожания. Наоборот, рост экспорта сахара от года к году позволил добавлять новые производственные мощности и посевные площади, увеличил масштаб выпуска крупных игроков сверх среднего потребления этих продуктов в России и их эффективность. Но эта эффективность оказалась «съедена» соблазнительной возможностью и для производителей, и для розничных сетей быстро решить свои краткосрочные финансовые задачи под предлогом «волатильности сельскохозяйственных рынков» и «неожиданного экспорта». Перестарались с экспортом. К тому же сахаропроизводители на контролируемых ими же землях резко (на 17-18%) уменьшили посевы свеклы, а неудачный климат и прочие трудности в «ковидный» 2020 год сделали урожай свеклы на 40% меньше, чем в прошлом году.
Опыт Турции
Турция давно сталкивается с похожей динамикой, но нашла эффективный ответ, заслуживающий изучения и применения в России. На нескольких сельскохозяйственных рынках, с риском подобных скачков цен, турецкое государство участвует через крупного игрока, принадлежащего государству и играющего по общим правилам. На таких государственных игроков приходится менее половины продаж в конкретном виде продукции. Но само их наличие, нацеленность на стабильность цен для фермеров и конечных потребителей, на небольшую но устойчивую прибыль – все это создает мощный «якорь» для всех остальных. И – для цен.
Например, так происходит на рынке чая, выращиваемого в Турции, и того же самого свекловичного сахара. Компания «Чайкур» чуть меньше половины рынка по продажам чая, больше половины приходится на остальных игроков, включая транснациональный «Юнилевер» с брендом «Липтон». При этом качество управления, уровень заводов «Чайкур» не отличается принципиально от частных игроков.

Что можно и нужно сделать в России


В России государство вполне могло бы отойти от догмы «все приватизировать» и поступить наоборот —  выкупить у банков активы менее удачливых, пред-банкротных и закредитованных производителей.
Например, сахара – и собрать их в некий «РосСахар» на срок минимум 10 лет. Компания получила бы мандат поддерживать некую равновесную цену на свеклу, расширять производство в периоды роста цен, посылая «трем толстякам» четкий посыл – если еще раз решите «зарваться», производство нарастят другие, не вы. По опыту Турции, достаточно двух лет, чтобы рынок конкретного товара пришел в равновесие.
Альтернативой этому можно было бы объявить потолок цен на сахар без всякого принуждения, при несогласии ведущих производителей придерживаться его – дать низкопроцентные займы другим производителям на расширение их работы. А если в стране краткосрочно сложился дефицит свеклы – в том числе и как результат согласованного «спектакля» от трех лидеров рынка, то одновременно ввести временную квоту на беспошлинный ввоз тростникового сахара, пока посевы свеклы не вырастут до требуемого уровня.
Параллельно Минпромторг мог бы через Фонд развития производства дать поддержку на создание нескольких единиц оборудования местного производства для сахарной промышленности, для снижения зависимости производителей от дорожающего импорта оборудования.
Не надо забывать, что в розничной торговле у государства есть мощнейший инструмент, которым оно, увы, не пользуется – контроль банка ВТБ за компанией «Тандер», оператором сети магазинов «Магнит». Даже создавать ничего не нужно, требуемая компания уже существует! При стабильности цен на проблемные товары в «Магнитах»,  при четко обозначенных коридорах цен и готовности государства помочь расшить «узкие места» на потребительском рынке, ни остальная розница, ни производители не рискнут поднять внутренние цены. Проще будет заработать рознице на росте продаж в целом, а сахаропроизводителям – продать дополнительные объемы сахара на экспорт, пользуюсь и дополнительной кредитной поддержкой, и той самой поддержкой экспорта, упомянутой Президентом в столь негативном свете.
Если же действительно есть подозрения в недостаточности конкуренции среди розничных сетей – государство может выдать низкопроцентный займ игрокам №3 и №4 для добавления их магазинов именно в тех городах, где позиции Х5 слишком сильны.
И, наконец, господин Шехтерман, руководитель Х5, в рамках такой политики вполне может рассчитывать на дополнительный низкопроцентный займ для рефинансирования своих дорогих кредитов, в обмен на планомерное снижение средней наценки.
Как государство узнает все эти тонкости, спросите вы? Так государство же через ВТБ уже контролирует «Тандер» и через него имеет доступ к необходимой информации и опыту профессионалов розницы мирового уровня.
Разумеется, все это не получится без стабильности рубля относительно доллара и евро. Мы уже не раз писали, что мартовское обрушение рубля не имеет никаких макроэкономических или «коронавирусных» оправданий и является прямым экономическим преступлением руководства ЦБ и нескольких операторов валютного рынка против России и ее населения. При этом и — прямым нарушением даже часто критикуемого, ультра-неолиберального Закона о Центробанке. Все инструменты для требуемого контроля валютного рынка давно известны, успешно применялись самим ЦБ РФ под руководством Геращенко до 2002 года и сегодня работают… в раздираемой политическими интригами и разграбляемой Украине!
Ну и, конечно, государству необходимы несколько ведомств с четким мандатом на рост экономики и с требуемыми финансовыми ресурсами. В программе «Курс Благополучия» подробно описана требуемая работа Фонда Роста и Фонда Жилищного Строительства. Их можно быстро создать на основе существующих федеральных агентств, типа того же Фонда развития производства при Минпромторге.
Можно назвать эти два ведомства Госпланом 2.0., от названия суть не изменится. Экономике нужна суверенная эмиссия и кредит, защита от масштабных валютных спекуляций, частная инициатива и государственные ведомства, способные направлять конкретные отрасли без принуждения и глупых запретов. 
Те, кто против Госплана 2.0 просто не желают замечать, что сейчас роль Госплана на себя взяли Сбер (главный кредитор Х5) и ВТБ (кредитор и владелец Тандера), номинально подконтрольные государству, но пока действующие, к сожалению, в интересах узкого слоя либералов во власти, валютных спекулянтов и внешних противников России.

Группа авторов программы «Курс Благополучия»


P.S. Предыдущие материал:

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии