Про второе чтение федерального бюджета и текущую экономическую политику
24 ноября ожидается второе чтение федерального бюджета в Госдуме. Впечатление от изучения бюджета, даже после всех улучшающих его поправок, – двойственное.
С одной стороны – досада и разочарование, что власти потеряли шанс сменить экономические инструменты, навязанные России извне в 1993 году международным истеблишментом. Пик надежды на это был в мае 2020 года - подготовка Правительством РФ «Общенационального плана восстановления занятости….» в его первоначальной редакции. Мы уже комментировали его с точки зрения Курса Благополучия. На 2020 год этот План, став чрезвычайным федеральным бюджетом страны, позволил смягчение фискальной политики (упрощенно – дефицит в бюджетной системе РФ) на 8.5% ВВП или 9.5 триллионов рублей. И это после профицита в 1.8% ВВП или 2 триллиона рублей в 2019 году! А с учетом недовыполнения расходных статей бюджета на 1.2 триллиона, реальный профицит в 2019г превысил 3 триллиона рублей или сумму, примерно равную оборонному бюджету страны.
В пик «корона-карантина» 2020г экономика страны еле удержалась от падения в пропасть. В первую очередь - благодаря нескольким выплатам типа 10 тыс. рублей на ребенка, выплатам врачам, субсидирования ипотеки, и ускоренным госзакупкам по нескольким десяткам больших и малых проектов. От атомных ледоколов до покупки автомашин скорой помощи для регионов.
Правительство удержалось от открытого бунта против МВФ (для краткости назовем так международный финансовый истеблишмент). Хотя – в условиях «корона-кризиса» вполне могло нахально объявить источником дополнительных бюджетных трат неизрасходованные остатки бюджетных средств прошлых лет. Дефицит бюджета 2020г пока добросовестно финанируется через механизм облигаций федерального займа, ОФЗ, и «репо-аукционов» с залогом этих ОФЗ банками в ЦБ. Вселяет надежду, что большая часть «репо-аукционов» приходится на банки с госучастием. Это частично компенсирует вред бюджету от сверхвысокой стоимости ОФЗ для российских властей по сравнению со стоимостью госзаимствований на Западе.
Представленный в Думу проект федерального бюджета на 2021 – 2023гг. предлагает очень скромный дефицит, на уровне погрешности в исполнении бюджета. Буквально, в 2021, 2022, 2023гг предполагается дефицит в 2.75, 1.25 и 1.41 трлн рублей соответственно. Или в пределах 1 – 2% ВВП. Печально-традиционное невыполнение расходной части бюджета уже сведет этот «дефицит» к нулю. И это отражает не только давнюю позицию Минфина, открыто выступающего против исполнения конкретных бюджетных ориентиров из прежних Указов Президента 2012, но и недавние публичные выступления Белоусова. Наряду с Борисовым – самого «государственнического» во всем Правительстве!
На Форуме «Сильные идеи для нового времени» в интервью ТАСС Белоусов, в частности, сказал:
«Мы в прошлом году вышли на околопредельные возможности увеличения бюджетного дефицита»……. «Мы вышли на 4,4% бюджетного дефицита» (то есть лишь на половину от предполагавшегося «Планом восстановления» ! – КБ)
«….. наращивать дальше его уже становится опасным, потому что возникает простой эффект — это ведь эмиссия государственных ценных бумаг, гособлигаций, ОФЗ. Эту эмиссию должен кто-то выкупать. Выкупать могут, собственно, четыре основных игрока. Первый игрок — самые крупные банки. Но у них ресурсы ограничены и рост ресурсов ограничен. И если банки будут вкладываться в ОФЗ, то чем больше туда будут вкладываться, тем меньше они смогут кредитовать экономику. Второй — это Центральный банк. Это чистая эмиссия — она мало того, что запрещена законом, но даже если эти ограничения снять, здесь есть инфляционные ограничения, налог и все остальные последствия, которые здесь возникают»
«…выходя из программ поддержки экономики, которые действовали в 2020 году, и сокращая бюджетный дефицит, мы должны будем сократить расходы в реальном выражении. Они сокращаются достаточно сильно — примерно на 9–10%, если брать без учета обслуживания долга, то примерно на 10%»
При этом Белоусов не скрывает, что сокращение расходов вряд ли позволит решать задачу от Президента по сокращению наполовину нынешних уровней бедности и безработицы.
Внимание: он буквально говорит про сокращение бюджетных расходов в предстоящие годы! И это после выполнения первоначальных ориентиров по дефициту в «Плане восстановления» только наполовину, 4.4% вместо 8.5% !
Экономистам с нормальными, не-либеральными взглядами это интервью целиком лучше даже не читать, дабы уберечь себя от разочарований. Белоусов, самый «государственнический» вице-премьер за последние 20 лет, соревнуется с Силуановым и Набиуллиной в искренней попытке обосновать монетаристскую бюджетную политику.
Услышим подобное и от Ю.И.Борисова, и надежду на хорошее будущее можно закрывать окончательно, так?
Остающуюся надежду сегодня дают реальные действия правительства. Наиболее интересно это изложено в статьях Константина Двинского, например здесь.
Коротко – в условиях нехватки ликвидности у крупнейших банков, дефицит бюджета и приобретение ОФЗ финансируются через аукционы РЕПО, позволяющие банкам обменивать только что приобретенные ОФЗ на новую ликвидность от Банка России. По сути – Банк России стал супер-банком, через аукционы РЕПО вышедшим на эмиссию новых рублей в 600 – 700 млрд рублей в месяц или 7 – 8 триллионов рублей в год.
А это уже сравнимо с нижней планкой минимально необходимого роста денежной массы М2 в 10%ВВП или 11 триллионов рублей в год для возобновления инвестиционного цикла в стране! Напомним – за январь – август 2020 года российские компании реального сектора показали суммарные убытки в 10 триллионов рублей, против прибыли в несколько триллионов за сравнимый период 2019 года.
Да, конечно, остается риск быстрого наращивания госдолга под очень высокий процент - вспомним коллапс государственных финансов Греции 10 лет назад... Но если действительно размещать большую часть этих ОФЗ у Сбера и ВТБ, то большая часть процентов по ОФЗ вернется по госбюджет как дивиденды государству – главному акционеру этих банков. А в крайнем случае долг государства по ОФЗ можно будет пролонгировать или даже списать, если «акционер» попросит об этом «свои» банки.
Напомним – суть Японской и Китайской модели эмиссионного финансирования своих экономик именно в большом долге в 300 и более процентов от ВВП и государства, и частных компаний, владеют которым именно госбанки. При этом проценты по займам могут быть нулевыми в Японии, и достаточно дорогими в 3-4% в Китае. Принципиально именно то, что они возвращаются в доход государства, а не становятся доходом международного частного финансового сектора.
Таким образом, при формальном продолжении выполнения либеральной финансовой догмы и удручающих выступлениях вице-премьера, фактические шаги правительства радуют. Впервые за долгие годы.
Подтверждение тому мы увидим - или не увидим - в валютном курсе рубля. Любое начало государственной эмиссии должно сочетаться с мерами, препятствующими притоку новой ликвидности банков на валютный рынок и спекуляциям внешних (хедж-фондов) и криминальных игроков (инсайдеров на стыке правительства, чиновников ЦБ и коммерческих банков). Виктор Геращенко в полностью разоренной России 1999-2001 года продемонстрировал быстроту восстановления контроля ЦБ над обменным курсом. И это в те годы, когда нефть была дешевле чем сегодня, МВФ буквально назначал членов российского правительства, зарплата федерального чиновника была равна стоимости обеда в дорогом московском ресторане, а гонорар наемного убийцы был меньше, чем сегодня стоит новый смартфон.
Досадно, что правительство допустило падение рубля до нынешних уровней 90 – 92 за Евро. Это уже заложило дополнительную 5% инфляцию во все внутренние цены на 2020 – 2021 год….. Но если власть сможет хотя бы зафиксировать этот уровень на ближайшие 3-4 года, то и с этим экономика вполне сможет начать расти.
Как это часто происходит в России – огромная досада и разочарование от сильно урезанной политики масштабного стимулирования роста из «Плана восстановления…», от слов вице-премьера - сочетаются с первым для пост-советской России механизмом государственной эмиссии и расширения денежной массы. Пусть этот механизм используется на малую часть своих возможностей – но так он используется впервые! Если Курс Благополучия будет принят руководством России – его рекомендации теперь будут звучать гораздо менее радикально для среднего федерального чиновника, чем до октября 2020 года.
Неопределенность и отсутствие запрограммированости на повторение монетаристского проклятия последних 25 лет уже есть чудо, успех, или как минимум надежда на будущее.
Группа разработчиков экономической программы «Курс Благополучия»
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии