7812
«В «Чернобыле» не показали главного - нашей победы»
Источник: Комсомольская правда
·
Автор: Александр Коц
Спецкор «КП» Александр Коц поговорил с одним из ликвидаторов крупнейшей техногенной катастрофы ХХ века о нашумевшем сериале американской телесети «HBO» и о том, что мы можем ему противопоставить.
Американо-британский мини-сериал «Чернобыль» стал настоящей мировой киносенсацией года. Хотя в России его и не показывали по телевизору, не крутили в кинотеатрах. Только в Интернете. Но за короткий срок фильм о катастрофе 1986 года на советской атомной электростанции умудрился побить все рейтинговые рекорды, став лучшим сериалом в истории. Пять серий «Чернобыля» обошли таких флагманов, как «Игра престолов» и «Во все тяжкие», которые шли несколько лет. Однако, если на Западе сериал был однозначно принят с восторгом, то в России мнения резко разделились. Кто-то восхитился детальной проработкой советского быта, кто-то возмутился откровенными ляпами и фактическими ошибками, а кто-то сетовал на то, что такая картина должна была снять Россия.
Но равнодушных среди посмотревших фильм не осталось.
А что думают сами участники тех одновременно трагических и героических событий. Об этом я спросил ликвидатора, президента Союза «Чернобыль России» Вячеслава Гришина. И он сходу огорошил:
- Эх, упустили мы немного время, могли бы американцев опередить!
- С чем?
- С нашим сериалом. Я сейчас как раз еду с просмотра материала.
- Как?! В России тоже снимается фильм об аварии на ЧАЭС?
- Да, художественный сериал на 12 серий. Режиссер - Алексей Мурадов, главную роль исполняет Игорь Петренко - его отец был ликвидатором. В основе сюжета - судьба военного контрразведчика, направляющегося в Припять на поиски агентов ЦРУ, которые хотят вывезти образцы советского ядерного топлива. Конечно, по динамике наш фильм, пожалуй, уступает американскому. Но в нем более правдоподобно отражена и сама авария, и судьбы людей. Ведь у нас консультантами выступали ученые из курчатовского института, ликвидаторы, бывшие сотрудники самой станции. То есть, люди, непосредственно работавшие на земле. В отличие от сериала «НВО», в котором взяли за основу книжку «Чернобыльская молитва» писательницы Светланы Алексиевич, что уже говорит об идеологической подоплеке, и несколько чьих-то баек.
Американо-британский мини-сериал «Чернобыль» стал настоящей мировой киносенсацией года
- Вам, судя по всему, этот фильм не понравился...
- У меня двоякие ощущения. С одной стороны - это профессионально снятая драма, прекрасная работа актеров. Постановка современная и, конечно, больше подходит для молодой аудитории. Рейтинг фильма, который доступен в интернете, во многом молодежи и обязан. Но я, как человек, сам участвовавший в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, и много встречавшийся с другими ликвидаторами, учеными, вдовами - оцениваю фильм и с точки зрения объективности. Безусловно, советская действительность в бытовом плане там отражена до мелочей. Но есть нюансы, которые огорчают меня, моих коллег-ликвидаторов...
- Например?
- Фильм начинается со слов: «Если вокруг очень много лжи, то как разобраться, где же правда». Это говорит о том, что создатели фильма сразу вложили в его содержание некую идеологическую подоплеку. Я в свое время окончил военно-политическую академию, был командиром агитотрядов, занимался спецпропагандой. Поэтому я понимаю приемы, влияющие на зрителя. Это сразу насторожило. Ну и эпизод с добровольным уходом из жизни главного героя Валерия Алексеевича Легасова абсолютно неправдоподобен. Пленки со своими записями он никуда не прятал. В фильме самоубийство происходит в маленькой советской квартирке. Но он был заместителем директора ведущего ядерного института - Курчатова, жил в добротном коттедже! И скромный сериальный быт академика понижает его значение. Содержание кассет, которое якобы толкнуло его на самоубийство, тоже не соответствует действительности. Мы общались с его вдовой, причины суицида были другие. У него ранее покончил самоубийством сын, и Легасов из жизни добровольно ушел не из-за чернобыльской аварии. Его не избрали в ученый совет института, не дали звезду Героя социалистического труда, причины личного характера... Все сплелось в один узел, который Валерий Алексеевич разрубить не смог.
В «Чернобыле» не показали главного - нашей победы
ВОДКА ВО ВРЕМЯ СУХОГО ЗАКОНА
- Вы говорили о фактических несоответствиях...
- Ну, например, майские события. Вертолеты засыпают ядерный реактор, и одна из машин входит в облако, начинает падать. Во-первых, даже если выброс в 15 тысяч рентген (опасной для жизни считается доза начиная с 260-350 рентген, критической и необратимой - с 600 рентген, - ред.), сразу получить смертельное облучение экипаж бы не смог. А, во-вторых, вертолет действительно в реальности упал, но 2 октября, когда завершалось строительство объекта «Укрытие». Экипаж не справился с управлением, задел лопастями трос большого крана и рухнул на землю. Поразил палаточный городок для ликвидаторов. В мае 1986-го прибывали полки, бригады - и химических войск, и инженерных, и строительных. И их действительно поначалу селили в палатках. Но тогда в кратчайшие сроки параллельно ликвидации строились капитальные городки, в июне-июле уже стояли щитовые казармы, штаб, клуб... Это к вопросу о том, как советской власти было наплевать на людей.
- А как дело обстояло с алкоголем?
- В сериале водку разгружают ящиками. Но начнем с того, что в армии алкоголь всегда был под запретом. А в чрезвычайных ситуациях уж тем более. Да и вообще тогда в стране был сухой закон. Более того, в военном городке у них, почему-то, ни одного офицера. Только старший прапорщик, который воевал в Афганистане, а теперь отстреливает бродячих собак. Кстати, в реальности действительно и диких, и домашних животных отстреливали. Правда, никто так не рефлексировал, как в фильме. Драматизм на публику, не было его. Шахтеры эти босые, голые... Действительно были температуры в шахте по 40, 50 градусов, кто-то под землей раздевался. Но на поверхность, естественно, все выходили в одежде, никто своим достоинством не тряс. А здесь какие-то заносчивые хулиганы, которые не ставят ни во что ни начальство, ни власть. Все это очень здорово преувеличено. Мы-то люди пожившие, а как воспринимает молодежь? Что любыми средствами людей заставляли выполнять боевые задачи.
РОТА САНИТАРОВ
- А не заставляли? У меня лично создалось впечатление, что авторы старались показать, насколько бездушно советская власть относилась к своим гражданам.
- Посыл в сериале такой есть: тоталитарная страна, в которой людей не жалеют. Но тогда никто никого не заставлял! На ту же крышу сбрасывать графит шли исключительно добровольцы! Причем, как правило, русские, украинцы и белорусы. Кстати, был закрытый приказ министра обороны призывать на ликвидацию военнообязанных не моложе 25 и не старше 45 лет, имеющих детей. Это уже говорит о том, что власть старалась аккуратно распоряжаться людскими ресурсами. Были, конечно, нарушения, но это уже поставарийные, когда люди болели, падали без сознания, а доктора говорили: посмотрите в военный билет, у вас там 10 рентген всего.
Авторы старались показать, насколько бездушно советская власть относилась к своим гражданам
- Как вам, к слову, медицинская часть сериала?
- 6-я клиническая больница показана очень скудно, а ведь это была головная клиника в 3-м управлении Минздрава, которое обслуживало работников станций. И жена пожарного Василия Игнатенко Людмила, конечно, не жила в ней круглосуточно. Жен селили недалеко от клиники на Живописной улице в Доме медработника, в общежитии. Кстати, был драматичный сюжет не только в жизни пожарных, но и станционников, которых в больнице было куда больше. Просто авторы сериала использовали монолог Игнатенко из книги Алексиевич.
- Кто вам вспоминается в первую очередь?
- Судьба семьи Ситниковых. Анатолий Андреевич был замом главного инженера по эксплуатации 1 очереди АЭС. Он ночью по звонку за три километра прибежал на станцию. Лично помогал разыскивать коллег, обследовал реакторный блок, поднимался на крышу... 1500 рентген облучения, пересадка костного мозга, которая, к сожалению, не помогла. Его жена поехала 27 апреля в больницу и убедила докторов, что будет помогать и мужу, пока тот был жив, и другим ребятам после его смерти. Кстати, во дворе больницы была размещена рота химзащиты. Бойцы в ОЗК мыли больницу, обрабатывали больных, меняли одежду, белье, фактически работали санитарами. Докторов берегли, а санитарки боялись. И они там находились несколько месяцев. Об этом абсолютно ничего в фильме нет. Есть только Людмила Игнатенко и Василий. Это безусловно человеческая трагедия, но она была не одна. Надеюсь, в российском сериале это будет показано более правдоподобно.
- Чего еще вам не хватило в американо-британском фильме?
- Самого главного - победы. Вся работа велась ради нее, люди гибли ради нее. Мы ведь ликвидацию называли войной. И на памятнике ликвидаторам на Поклонной горе высечено: «Это была наша война и наша победа». Но для авторов сериала она, видимо, была не главной. Зато, по крайней мере, этот сериал заставил вновь вспомнить о чернобыльцах, об их самоотверженности и героизме.
Cоветские люди добровольно становились ликвидаторами, приносили в жертву свое здоровье и жизни
КИНОЛЯПЫ
- В нескольких эпизодах видно, что в окнах домов Припяти вставлены не типичные для того времени деревянные рамы, а современные стеклопакеты.
- На общем плане Киева в 4 серии в кадр попал… памятник чернобыльцам, установленный к 25-й годовщине аварии на ЧАЭС.
- Молодой министр угля (в сопровождении двух автоматчиков!) слезно уговаривает шахтеров в Туле выехать в зону ликвидации. Те нехотя соглашаются, обмазывая костюм чиновника сажей. В реальности эту должность занимал уважаемый в среде шахтеров 59-летний Михаил Щадов, прошедший путь от механика на шахте до министра.
- На совещании в неком бункере под ЧАЭС безымянный, но зловещий старичок с орденами предлагает закрыть Припять и обрубить телефонную связь. На самом деле город не был закрыт и уже 26 апреля многие жители имели возможность выехать из него на своих машинах.
- В начале фильма Легасов прячет пленки с записями за мусорным баком. В реальности в них не было ничего секретного или сенсационного. И они были доступны после гибели академика.
- На крыше энергоблока солдатики бездумно тыкаются в разные стороны в поисках графита. В реальности вся поверхность была размечена после фоторазведки, и каждый человек имел свой участок ответственности.
Со временем авария на Чернобыльской АЭС обрастает все большим количеством мифов. Фото Валерия Зуфарова /Фотохроника ТАСС/
- Ученый-правдоруб Ульяна Хомюк - полностью вымышленный персонаж (кстати, весьма похожий на писательницу Алексиевич). Видимо, режиссеру не хватало женщины в сериале. Сам он говорит, что через нее хотел показать прогрессивность СССР.
- Замглавного инженера по эксплуатации ЧАЭС Анатолий Дятлов показан злобным самодуром, спрятавшимся в бункере. В реальности он был хоть и жестким, но не демоническим человеком. И после аварии лично работал над локализацией аварии, обойдя поврежденные помещения.
- Директор станции Брюханов отправляет замглавного инженера по эксплуатации Анатолия Ситникова на крышу, чтобы тот выяснил масштаб бедствия под конвоем автоматчика. На самом деле Ситников пошел на это добровольно.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии