Вхождение Финляндии в НАТО ставит вопрос о судьбе Аландских островов и Сайменского канала

26.05.2022

Вхождение Финляндии в НАТО ставит вопрос о судьбе Аландских островов и Сайменского канала

Источник: zavtra.ru @ Алексей Иванов

Вступление Финляндии в НАТО автоматически поднимает вопрос статуса двух территорий — Аландских островов и Сайменского канала. Об этом заявил постоянный представитель Российской Федерации при Европейском союзе, чрезвычайный и полномочный посол Владимир Чижов.

«Что касается [вступления в НАТО] Финляндии, то у меня сразу возникает вопрос о двух аспектах: это статус Аландских островов, которые, по международному договору, имеют демилитаризованный статус. И вопрос о судьбе Сайменского канала, который был построен ещё во времена Российской империи, связывает внутренние водные пути Финляндии — озёра — с Финским заливом Балтийского моря. То есть он выходит из центральной Финляндии примерно к Выборгу«, — сказал он в эфире телеканала «Россия 24».

«В соответствии с российско-финляндским межправительственным соглашением, Россия фактически сдала в аренду соседнему государству небольшие полосы земли вдоль Сайменского канала. Уход за каналом, его ремонт на всем протяжении — за финляндской стороной. Что теперь с этим будет? Надо посмотреть«, — добавил дипломат Чижов.

Аландские острова (Аланды, швед. Åland, фин. Ahvenanmaa) — архипелаг в Балтийском море на входе в Ботнический залив, автономия в составе Финляндии. Площадь — 1553,2 км². 6757 островов, в том числе 60 обитаемых. Население — 30,1 тыс. чел.; 87-88% составляют аландцы — этнотерриториальная группа шведского происхождения (говорят на аландском диалекте шведского языка), чуть менее 5% — финны, проживают также русские, латыши, эстонцы, немцы, англичане, эмигранты из Румынии, стран Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии.

Время заселения архипелага людьми относится к 4-му тысячелетию до н. э., что датируется по найденным керамическим изделиям. В 1714 году острова завоёваны русской армией. Вновь русские пришли в марте 1809 года, когда Аланды занял корпус под командованием князя Петра Багратиона. По Фридрихсгамскому мирному договору от 17.09.1809 архипелаг вошёл в состав Российской Империи как часть Великого княжества Финляндского; первым российским представителем власти на Аландах стал Михаил Барклай-де-Толли. В 1832 году начато строительство русской крепости Бомарсунд/Бомарзунд, вокруг которой вырос гарнизонный город Скарпанс. В 1861-м русскими построена нынешняя столица Аландов — г. Мариенхамн/Маарианхамина, названный в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II.

Сейчас Аландские острова, согласно Аландской конвенции, являются полностью демилитаризованной территорией, где невозможно появление воинских частей, военно-морских или военно-воздушных баз. Аланды имеют статус нейтральной территории и не могут быть вовлечены в театр военных действий в случае вооружённых конфликтов. На островах существует местное гражданство, которое даёт право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в местный парламент — лагтинг (не подчинён в своих решениях парламенту Финляндии — эдускунте), а также владеть недвижимостью и заниматься предпринимательством. Жители автономии освобождены от службы в финской армии. Острова имеют собственный флаг, собственные автомобильные номера, отличающиеся от финских и не имеющие символики Евросоюза. В Мариенхамне стоит памятник императрице Марии Александровне, действует консульство РФ.

Лагтинг назначает членом местного правительства. С 25.11.2019 лантрод (премьер-министр) — Вероника Тёрнрос из умеренно-консервативной партии «Аландский центр». Крупнейшая политическая сила, выступающая за отделение от Финляндии и провозглашение независимости архипелага — партия «Будущее Аландов», созданная в 1999 году; пост лидера занимает Пия Эрикссон.

Вхождение Финляндии в НАТО ставит вопрос о судьбе Аландских островов и Сайменского канала
Вхождение Финляндии в НАТО ставит вопрос о судьбе Аландских островов и Сайменского канала

Сайменский канал (фин. Saimaan kanava) — судоходный канал между финляндской Сайменской озёрной системой и российским Выборгским заливом. Открыт в 1856 году (это была крупнейшая стройка того времени, которая обошлась казне Российской Империи во внушительную сумму). Общая протяжённость с морским фарватером — 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России — 34 км (включая 14,4 км подходного фарватера в Выборгском заливе). Финляндская Республика арендует 19,6 км российской части канала (от шлюза «Брусничное») и прилегающую территорию. Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финляндской стороной, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера — российской.

Канал имеет стратегическое значение для Финляндии и РФ, яляется важнейшей транспортной артерией Финляндии, обеспечивая выход на морские порты Высоцка и Выборга; основная часть грузопотока приходится на лес, стройматериалы, удобрения, целлюлозу, бумагу, уголь, пиломатериалы. На арендуемой территории действует законодательство Российской Федерации с исключениями, предусмотренными межгосударственным договором (в частности, законодательством Финляндской Республики определяются взаимоотношения между гражданами Финляндии и третьих стран, трудовые отношения, режим судоходства). Согласно ст. 6 договора об аренде канала, не допускается проход по его российской части военных кораблей, плавающих под флагом Финляндии или третьих государств, а также судов, перевозящих военнослужащих и военную технику.

Ещё 27 апреля первый заместитель председателя Госдумы РФ по международным делам Дмитрий Новиков в интервью «Известиям» прозрачно намекнул на возможность денонсации соглашения с Хельсинки об аренде транспортной артерии: «По мере ухудшения отношений России с какой-либо страной договоры, заключённые в период благожелательных отношений и имевшие смыслы в этой связи, могут пересматриваться. Было бы вполне естественно [пересмотреть договор аренды Сайменского канала]».

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, ведущий научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской академии наук, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, эксперт дискуссионного клуба «Валдай» Николай Межевич уверен, что режим Сайменского канала будет пересмотрен: «Думаю, что это будет вопрос принципиального закрытия Сайменских озёр и выхода для этого внутреннего водного массива в Балтийское море и Мировой океан. Наши отношения с финнами с 1950-х до текущего времени были особыми. И финнам разрешалось то, что другим не разрешалось никогда. И сейчас, конечно, эти договорённости — часто неформальные — подвергнутся пересмотру. Финны это не учитывали, начав дискуссию о вступлении в НАТО«.

Вхождение Финляндии в НАТО ставит вопрос о судьбе Аландских островов и Сайменского канала

Вхождение Финляндии в НАТО ставит вопрос о судьбе Аландских островов и Сайменского канала

Комментарии