927
Всё терпит: почему выходки у Вечного огня происходят всё чаще
Источник: iz.ru
·
Автор: Елена Мотренко
В Петербурге разыскивают неизвестных, которые забросали снегом Вечный огонь на Марсовом поле. Сейчас горение огня восстановлено, но это далеко не первый случай надругательства на этом мемориале: в мае женщина забросала место памяти бутылками, а Вечный огонь залила газировкой. Позже она призналась, что на такой поступок ее толкнули жизненные трудности: «Пыталась заглушить боль и свои страхи». Что грозит за выходки у Вечного огня и почему символ памяти по погибшим далеко не у всех вызывает уважение — разбирались «Известия».
Потухший Вечный огонь на Марсовом поле заметили прохожие и обратились в полицию. Сейчас ведется поиск злоумышленников. Но на этой неделе это не единственный случай надругательства над символом памяти о жертвах войн. Так, в Пензе разразился скандал: две школьницы 13 и 15 лет грели руки, ноги и другие части тела у Вечного огня на Мемориале воинской и трудовой Славы. Происходящее подростки транслировали в социальной сети, комментируя нецензурной бранью, и вскоре их вычислили.
Фото: соцсети
«Моментальный разбор ситуации показал наличие проблем и в семьях несовершеннолетних, и педагогические недоработки в самих школах. Подростки не осознавали всего ужаса поступка, который они совершают», — отметил министр образования региона Александр Воронков.
На родителей школьниц составили протокол об административном правонарушении за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Как уточнили в пресс-службе регионального управления МВД, «будет решаться вопрос о постановке девочек на учет в подразделении по делам несовершеннолетних».
У Вечного огня греются как у костра, сжигают венки и готовят пищу. В июле Кронштадтский суд Петербурга признал виновными троицу, которая жарила сосиски у памятника «Вечный огонь над братской могилой рабочих и матросов» и снимала всё на видео. Две барышни отделались штрафом в 15 тыс. рублей, а вот мужчина получил два года за «надругательство над телами умерших и местами их захоронения».
В мае семиклассники потушили Вечный огонь на площади Славы в Нижнем Тагиле. В декабре в Костроме школьники забавлялись, поджигая на мемориале петарды.
[iframe class="w-full mb-5 shadow-xl aspect-video rounded-xl" class="iz-player" src="https://iz.ru/video/embed/904449" frameborder="0" allowfullscreen]
Ведущий юрист Европейской юридической службы Юрий Тулупов замечает, что в судебной практике есть примеры разной правовой оценки весьма схожих противоправных действий, совершенных в отношении Вечного огня. Так, в 2017 году в Орловской области два брата были признаны виновными в вандализме, совершенном группой лиц (ч. 2 ст. 214 УК РФ): мужчины получили по году за то, что бросали в Вечный огонь бутылки, а затем и вовсе потушили пламя, справляя нужду. В то же время в Тюмени в 2020 году мужчина был признан виновным в мелком хулиганстве за то, что бросал в Вечный огонь мусор, прикуривал и ставил ноги на мемориал. В качестве наказания ему назначили семь суток ареста.
— Представляется, что во втором случае также имелись основания для уголовной ответственности по ч. 1 ст. 214 УК РФ. При этом понятие «осквернение» закон не раскрывает, — говорит «Известиям» юрист. — Административно наказуемого варианта вандализма законодатель также не предусмотрел.
Фото: Global Look Press/Zamir Usmanov
В случае если суд усмотрит в выходках у Вечного огня признаки вандализма, то нарушителей ждут серьезные наказания. Так, по ст. 214 УК РФ («Вандализм») предусмотрено максимальное наказание до трех лет лишения свободы. Ст. 243 УК РФ («Уничтожение объектов культурного наследия») предполагает до шести лет лишения свободы. За правонарушение по ст. 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения») можно получить максимальный срок до пяти лет лишения свободы.
— Если наряду с указанными деяниями совершены действия, предусмотренные ст. 282 УК РФ (например, если на памятники нанесены надписи или рисунки соответствующего содержания, в присутствии посторонних лиц высказывались националистические лозунги), содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 214, 243 или 244 УК РФ и ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), — замечает Юрий Тулупов.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
С одной стороны, человеческая бестолковость, отношение к символу памяти как к огню, у которого можно погреться и приготовить пищу. С другой стороны, попытки затушить Вечный огонь можно расценить как отрицание самого символа и факта войны — своего рода пересмотр итогов, но на бытовом уровне. Кстати, в мае депутат Госдумы Алексей Журавлев предложил дополнить Уголовный кодекс ст. 354.2 «Фальсификация исторических фактов о причинах и итогах Второй мировой войны». Она предусматривает штрафы до 500 тыс. рублей и максимальный тюремный срок до пяти лет. Судя по данным электронной базы, документ пока находится на рассмотрении.
[iframe class="iz-player" src="https://iz.ru/video/embed/1008823" frameborder="0" allowfullscreen]
Почему они это делают? По словам учителя истории и главного редактора журнала «Историк» Владимира Рудакова, первая причина — у молодого поколения или людей, недостаточно просвещенных, память о войне уходит на второй, третий план. Это жертвы провала в исторической памяти, который произошел в 1990-е и начале «нулевых» годов.
— То, что невозможно было совершить людям моего поколения и более старшего, сейчас оказывается возможным, потому что война — это какая-то далекая история, это то, по поводу чего раз в год проводят парады. Условно говоря, почти как Куликовская битва, — объясняет «Известиям» эксперт. — Для некоторых молодых, еще не сформировавшихся (либо в силу возраста, либо в силу интеллектуальных, физических, психических факторов) людей война уже не является частью личной, семейной истории.
Вечный огонь на Марсовом поле
Фото: Global Look Press/Zamir Usmanov
Другая проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что мы живем в обществе «безбашенной самопрезентации».
— Стоит ли удивляться тому, что люди тушат Вечный огонь, забрасывают его снегом, когда даже онлайн в эфире своего YouTube-канала они готовы убивать, мордуя кого-то кулаком в лицо, или умирать, сбрасываясь с высоты. Сама по себе человеческая жизнь для таких активистов социальных сетей не имеет никакого значения, — замечает Владимир Рудаков. — Самопрезентация ради самопрезентации.
Нередко в хроники глумления у Вечного огня попадают школьники. Учитель истории из Нижегородской области Дмитрий Казаков считает, что происходящее — отражение социально-экономических проблем в обществе.
— Это не проблема какого-то одного социального института — учителей, полиции, родителей. Не надо искать крайнего. Если в обществе всё относительно хорошо, то меньше этих противоречий, у людей больше возможностей для самореализации, заниматься детьми и жить в семьях, а не бегать с работы на работу, — говорит «Известиям» Дмитрий Казаков. — Дети живут не в вакууме. Их действия — это отражение того, что происходит в обществе.
[iframe class="iz-player" src="https://iz.ru/video/embed/1100866" frameborder="0" allowfullscreen]
Владимир Рудаков замечает, что необходимо более тонко и адресно заниматься сохранением памяти о войне и о жертвах войны, «чтобы каждое новое поколение, которое приходило в этот свет, разделяло те ценности и то отношение, которое есть у более взрослого поколения».
Участники парада бросают к подножию Мавзолея немецкие знамена
Фото: РИА Новости/ Сергей Лоскутов
— У нас был очень серьезный провал в 1990-х и «нулевых» годах, когда это ушло куда-то далеко, и сейчас мы этот провал пожинаем и еще будем пожинать, — замечает историк. — Но если мы эту ситуацию отпустим, не будем заниматься памятью о войне, то в конечном итоге получим то, что происходит, например, на Западе, в Америке, где память о войне уже давно ушла на 5–7-й уровень в силу объективных причин — там нет миллионов семей, где были бы погибшие в этой войне. Для них война — это миф, очень далекий: кто-то с кем-то воевал, уже непонятно за что и против кого. Если мы не хотим такого отношения к нашей истории, мы должны этим заниматься.
По его словам, это должна быть системная работа школы, семьи, в целом государства. К слову, летом президент подписал закон об укреплении воспитательной составляющей в образовании. Кроме того, как сообщало ранее ТАСС, с 1 января 2021 года начнется реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках нацпроекта «Образование».
— Слово «патриотизм» определенное количество лет воспринималось как если не бранное, то не очень приличное, — говорит Владимир Рудаков. — Патриотизм — это все-таки чувство к родине, а к чувствам всегда надо относиться бережно. Насильно мил не будешь. Нужно просвещать и доносить до сердец. Нельзя дать три страницы текста и сказать: «Выучите и завтра доложите». Это более серьезная работа.
По его мнению, ужесточать наказание за глумление у Вечного огня не нужно — любителей экстремальных стримов этим не запугаешь. Но тем не менее должно быть понимание, что подобные выкрутасы — это ущербно, стыдно да к тому же и реально наказуемо, вплоть до лишения свободы — какое-то время селфи выложить точно не получится.
Обложка: Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Хроники глумления
Потухший Вечный огонь на Марсовом поле заметили прохожие и обратились в полицию. Сейчас ведется поиск злоумышленников. Но на этой неделе это не единственный случай надругательства над символом памяти о жертвах войн. Так, в Пензе разразился скандал: две школьницы 13 и 15 лет грели руки, ноги и другие части тела у Вечного огня на Мемориале воинской и трудовой Славы. Происходящее подростки транслировали в социальной сети, комментируя нецензурной бранью, и вскоре их вычислили.
Фото: соцсети
«Моментальный разбор ситуации показал наличие проблем и в семьях несовершеннолетних, и педагогические недоработки в самих школах. Подростки не осознавали всего ужаса поступка, который они совершают», — отметил министр образования региона Александр Воронков.
На родителей школьниц составили протокол об административном правонарушении за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Как уточнили в пресс-службе регионального управления МВД, «будет решаться вопрос о постановке девочек на учет в подразделении по делам несовершеннолетних».
У Вечного огня греются как у костра, сжигают венки и готовят пищу. В июле Кронштадтский суд Петербурга признал виновными троицу, которая жарила сосиски у памятника «Вечный огонь над братской могилой рабочих и матросов» и снимала всё на видео. Две барышни отделались штрафом в 15 тыс. рублей, а вот мужчина получил два года за «надругательство над телами умерших и местами их захоронения».
В мае семиклассники потушили Вечный огонь на площади Славы в Нижнем Тагиле. В декабре в Костроме школьники забавлялись, поджигая на мемориале петарды.
[iframe class="w-full mb-5 shadow-xl aspect-video rounded-xl" class="iz-player" src="https://iz.ru/video/embed/904449" frameborder="0" allowfullscreen]
Разность наказания
Ведущий юрист Европейской юридической службы Юрий Тулупов замечает, что в судебной практике есть примеры разной правовой оценки весьма схожих противоправных действий, совершенных в отношении Вечного огня. Так, в 2017 году в Орловской области два брата были признаны виновными в вандализме, совершенном группой лиц (ч. 2 ст. 214 УК РФ): мужчины получили по году за то, что бросали в Вечный огонь бутылки, а затем и вовсе потушили пламя, справляя нужду. В то же время в Тюмени в 2020 году мужчина был признан виновным в мелком хулиганстве за то, что бросал в Вечный огонь мусор, прикуривал и ставил ноги на мемориал. В качестве наказания ему назначили семь суток ареста.
— Представляется, что во втором случае также имелись основания для уголовной ответственности по ч. 1 ст. 214 УК РФ. При этом понятие «осквернение» закон не раскрывает, — говорит «Известиям» юрист. — Административно наказуемого варианта вандализма законодатель также не предусмотрел.
Фото: Global Look Press/Zamir Usmanov
В случае если суд усмотрит в выходках у Вечного огня признаки вандализма, то нарушителей ждут серьезные наказания. Так, по ст. 214 УК РФ («Вандализм») предусмотрено максимальное наказание до трех лет лишения свободы. Ст. 243 УК РФ («Уничтожение объектов культурного наследия») предполагает до шести лет лишения свободы. За правонарушение по ст. 244 УК РФ («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения») можно получить максимальный срок до пяти лет лишения свободы.
— Если наряду с указанными деяниями совершены действия, предусмотренные ст. 282 УК РФ (например, если на памятники нанесены надписи или рисунки соответствующего содержания, в присутствии посторонних лиц высказывались националистические лозунги), содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 214, 243 или 244 УК РФ и ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), — замечает Юрий Тулупов.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
С одной стороны, человеческая бестолковость, отношение к символу памяти как к огню, у которого можно погреться и приготовить пищу. С другой стороны, попытки затушить Вечный огонь можно расценить как отрицание самого символа и факта войны — своего рода пересмотр итогов, но на бытовом уровне. Кстати, в мае депутат Госдумы Алексей Журавлев предложил дополнить Уголовный кодекс ст. 354.2 «Фальсификация исторических фактов о причинах и итогах Второй мировой войны». Она предусматривает штрафы до 500 тыс. рублей и максимальный тюремный срок до пяти лет. Судя по данным электронной базы, документ пока находится на рассмотрении.
[iframe class="iz-player" src="https://iz.ru/video/embed/1008823" frameborder="0" allowfullscreen]
Провал и самопрезентация
Почему они это делают? По словам учителя истории и главного редактора журнала «Историк» Владимира Рудакова, первая причина — у молодого поколения или людей, недостаточно просвещенных, память о войне уходит на второй, третий план. Это жертвы провала в исторической памяти, который произошел в 1990-е и начале «нулевых» годов.
— То, что невозможно было совершить людям моего поколения и более старшего, сейчас оказывается возможным, потому что война — это какая-то далекая история, это то, по поводу чего раз в год проводят парады. Условно говоря, почти как Куликовская битва, — объясняет «Известиям» эксперт. — Для некоторых молодых, еще не сформировавшихся (либо в силу возраста, либо в силу интеллектуальных, физических, психических факторов) людей война уже не является частью личной, семейной истории.
Вечный огонь на Марсовом поле
Фото: Global Look Press/Zamir Usmanov
Другая проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что мы живем в обществе «безбашенной самопрезентации».
— Стоит ли удивляться тому, что люди тушат Вечный огонь, забрасывают его снегом, когда даже онлайн в эфире своего YouTube-канала они готовы убивать, мордуя кого-то кулаком в лицо, или умирать, сбрасываясь с высоты. Сама по себе человеческая жизнь для таких активистов социальных сетей не имеет никакого значения, — замечает Владимир Рудаков. — Самопрезентация ради самопрезентации.
Нередко в хроники глумления у Вечного огня попадают школьники. Учитель истории из Нижегородской области Дмитрий Казаков считает, что происходящее — отражение социально-экономических проблем в обществе.
— Это не проблема какого-то одного социального института — учителей, полиции, родителей. Не надо искать крайнего. Если в обществе всё относительно хорошо, то меньше этих противоречий, у людей больше возможностей для самореализации, заниматься детьми и жить в семьях, а не бегать с работы на работу, — говорит «Известиям» Дмитрий Казаков. — Дети живут не в вакууме. Их действия — это отражение того, что происходит в обществе.
[iframe class="iz-player" src="https://iz.ru/video/embed/1100866" frameborder="0" allowfullscreen]
Тонкая работа
Владимир Рудаков замечает, что необходимо более тонко и адресно заниматься сохранением памяти о войне и о жертвах войны, «чтобы каждое новое поколение, которое приходило в этот свет, разделяло те ценности и то отношение, которое есть у более взрослого поколения».
Участники парада бросают к подножию Мавзолея немецкие знамена
Фото: РИА Новости/ Сергей Лоскутов
— У нас был очень серьезный провал в 1990-х и «нулевых» годах, когда это ушло куда-то далеко, и сейчас мы этот провал пожинаем и еще будем пожинать, — замечает историк. — Но если мы эту ситуацию отпустим, не будем заниматься памятью о войне, то в конечном итоге получим то, что происходит, например, на Западе, в Америке, где память о войне уже давно ушла на 5–7-й уровень в силу объективных причин — там нет миллионов семей, где были бы погибшие в этой войне. Для них война — это миф, очень далекий: кто-то с кем-то воевал, уже непонятно за что и против кого. Если мы не хотим такого отношения к нашей истории, мы должны этим заниматься.
По его словам, это должна быть системная работа школы, семьи, в целом государства. К слову, летом президент подписал закон об укреплении воспитательной составляющей в образовании. Кроме того, как сообщало ранее ТАСС, с 1 января 2021 года начнется реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках нацпроекта «Образование».
— Слово «патриотизм» определенное количество лет воспринималось как если не бранное, то не очень приличное, — говорит Владимир Рудаков. — Патриотизм — это все-таки чувство к родине, а к чувствам всегда надо относиться бережно. Насильно мил не будешь. Нужно просвещать и доносить до сердец. Нельзя дать три страницы текста и сказать: «Выучите и завтра доложите». Это более серьезная работа.
По его мнению, ужесточать наказание за глумление у Вечного огня не нужно — любителей экстремальных стримов этим не запугаешь. Но тем не менее должно быть понимание, что подобные выкрутасы — это ущербно, стыдно да к тому же и реально наказуемо, вплоть до лишения свободы — какое-то время селфи выложить точно не получится.
Обложка: Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии