В современной экономике есть две вещи, контролируя которые, можно быть уверенным, что вы контролируете целую страну. Держите руки на пульсе экономики целой страны, которая от вашего желания будет либо развиваться, либо стагнировать. Эти две вещи: процентная ставка по кредитам и стоимость и доступность энергетических ресурсов. Без финансов и электричества невозможно никакое производство. Будет держать высокими процентные ставки и запредельной стоимость электроэнергии, и экономика страны развиваться не будет. О деятельности Центрального Банка и о том, как ЦБ своими ставками прямо удушает российскую экономику мы писали много и часто. Теперь пришло время поговорить об энергетике.
Предлагаю вашему вниманию письмо члена Партии Великое Отечество, который работает в этой сфере. А потому знает историю искусственного СОЗДАНИЯ проблем в энергетической сфере (так называемых «реформ») не понаслышке…
О проблемах в электроэнергетике.
В разгар избирательной кампании политические партии соревнуются за внимание избирателей. Причем думские партии делают это на удивление вяло, безынициативно, как-то даже обреченно – будь что будет, чему быть того не миновать. Видимо за годы сидения в Думе у них развился иммунитет от любых инициатив, способных серьезно изменить государственное устройство в пользу населения.
Сегодня хотелось бы обсудить такую важнейшую для государства и избирателей тему, как электроэнергетика. Насколько наша жизнь зависит от электроэнергетики?
Для любого потребителя - обычного гражданина, или юридического лица оплата электроэнергии – существенная статья бюджета, особенно в период дефицита денежных средств. Возможность (и стоимость) присоединения к электрической сети – один из главных определяющих факторов при принятии решения по инвестированию. Причем, неважно во что – в строительство дачного домика или завода. Без света ни тот ни другой не сможет полноценно функционировать.
Какие итоги реформирования энергосистемы за последние 10-15 лет, какие изменения, стали особенно заметны всем потребителям:
- Электроэнергетика стала либеральной. Единая энергосистема поделена на большое количество «кластеров», каждый из которых выполняет свой функционал. Дробление кластеров продолжается;
- Рост тарифов на электроэнергию составил более 300% за последние 10 лет, а по некоторым регионам более 450%;
- Усложнился процесс оплаты услуг за потребленную и планируемую к потреблению электроэнергию. Для выбора правильной, наиболее экономичной схемы оплаты даже требуется отдельный специалист – энерготрейдер;
- Процесс присоединения новых потребителей также значительно усложнился. В процессе присоединения часто участвуют все субъекты энергетики региона – местная, региональная, магистральная сетевая компания (оформляющие между собой договоры о присоединении), системный оператор, региональный комитет по тарифам;
- Кратно возросло количество жалоб на неисполнение со стороны сетевых компаний договорных обязательств по присоединению потребителей.
Важно добавить такой существенный фактор, знакомый специалистам энергетики, как безудержный рост долговых обязательств региональных сетевых компаний. Согласно информации открытого доступа, рост общего объема краткосрочных и долгосрочных обязательств сетевых компаний с 2006 по 2014 год, млрд. руб.:
Год
2006
2008
2010
2012
2014
ПАО «МОЭСК»
27,02
132,72
127,76
128,46
151,56
ПАО «МРСК Центра»
0,3
23,9
29,32
46,99
54,86
ПАО «Ленэнерго»
10,43
40,11
43,42
55,91
91,73
Так ли удачно были проведены реформы электроэнергетики? Достаточно ли мер, предлагаемых политическим истеблишментом по «выравниванию тарифов в регионах» и «ликвидации бесхозных сетей»? Есть ли у энергосистемы альтернативная форма существования?
Чтобы это понять, обратимся к истории, как существовала электроэнергетика в советские времена и как она была превращена в нынешнее состояние.
Электроэнергетика до 1991 года
Это был единый энергетический комплекс в подчинении министерства энергетики, включающий:
- Электрические сети всех классов напряжения от 0,4 до 1150 кВ;
- Электрические станции (кроме атомных);
- Энергосбыт;
- Диспетчерское управление.
Из единой иерархии немного выбивались только отдельные муниципальные и заводские электрические сети разных классов напряжения, но последние регулярно переходили на баланс сетевой организации (до границ завода, либо вместе с заводской ПС). Изменение баланса оформлялось простым решением местного исполкома на уровне субъекта РФ и считалось облегчением бюджетных расходов завода на эксплуатацию.
Развитие электрических сетей выполнялось следующим образом:
При составлении пятилетки институт Энергосетьпроект формировал схему развития электрических сетей, исходя из сроков ввода запланированных разными ведомствами объектов, прогнозируя электрические нагрузки на пятилетку. Частного бизнеса не существовало, вероятность изменения планов была относительно небольшая.
ТУ для присоединения потребителей выдавались сетевым предприятием без заключения договоров. Почти все электрические сети строились заявителями и сдавались на баланс (эксплуатацию) в сетевое предприятие после завершения строительства.
Проектированием сетевых объектов занимались только специализированные институты - филиал Энергосетьпроекта в регионе (для сетей 35 кВ и Выше), Сельэнергопроект (ВЛ 0,4-10 кВ) и пр., исполнением - специализированные мехколонны. Широкой вариативности исполнителей работ не существовало. Каждый район электрических сетей жил в контакте с бригадиром мехколонны, которые выполняли все работы в своих классах напряжения по любым заказам – как от ведомств по исполнению ТУ, так от сетевого предприятия, в том числе выполнение ремонтов. При необходимости (в случае непогоды, массовых отключений), мехколонны совместно с подразделениями сетевого предприятия привлекались к ликвидации последствий аварий под руководством оперативного штаба при Исполкоме.
Стоит добавить, что допустимый к строительству (реконструкции) объем работ жестко регламентировался по линии министерства, соблюдая режим экономии. Местные требования к объемам работ на уровне сетевых компаний оформлялись решениями научно-технических советов, в которых исследовался опыт эксплуатации оборудования и вводились необходимые (доказанные) изменения. Основой сетевого строительства был типовой номенклатурный перечень продукции отечественного производства.
В общем и целом энергетика развивалась последовательно, без резких толчков, в плановом режиме с заранее известными исполнителями по проектированию и СМР, с узким кругом поставщиков строго номенклатурного оборудования и, что важно, сформированным 5-ти летним планом развития. Тендерных схем закупок не существовало. Все это давало возможность планирования бюджета у каждого участника процесса сетевого строительства, что составляло основу уверенного развития региона (да и всей страны) в целом.
А потом пришли «эффективные менеджеры»…
Электроэнергетика в переходный период:
30.04.1998 года на должность председателя правления РАО «ЕЭС России» назначен Чубайс Анатолий Борисович. Начались реформы электроэнергетики. В ходе реформ единая энергосистема была разделена на несколько активов по видам деятельности, а именно:
С 2002 года – Диспетчерское управление отделено от сетевой организации с образованием ОАО «СО - ЦДУ ЕЭС», затем ОАО «СО ЕЭС».
С 2005 года:
- Энергосбыт отделен от сетевых организаций с образованием частных региональных сбытовых организаций и возможностью создания новых;
- отделены электрические станции с образованием частных генерирующих компаний;
- отделены электрические сети напряжением 220 кВ и выше с включением их в состав единой сетевой компании ОАО «ФСК ЕЭС»;
(По истории вопроса «реформ» можно почитать: реорганизация ОАО «Мосэнерго» ; реорганизация ОАО «Ленэнерго»).
Декларированная цель реорганизации состояла в повышении эффективности и конкурентно способности субъектов электроэнергетики, создание условий привлечения инвестиций в отрасль. В качестве доводов необходимости либерализации электроэнергетики России, назывался опыт реорганизации электроэнергетики в… Великобритании.
(В 2002 году вышла статья «Антигосударственный заговор в РАО «ЕЭС России»,
или Бомба для президента» с оценкой планов Чубайса и его подельников и прогнозом на будущее. Очень интересно прочитать с позиции 2016 года прогнозы автора из 2002).
Реформы электроэнергетики привели к следующему: к 2005 году во многих сетевых компаниях был накоплен значительный долг по исполнению работ для присоединения заявителей, заключивших договоры о технологическом присоединении с 2001 года, в которых исполнение работ предусматривалось со стороны сетевой организации. Затраты на исполнение работ часто превышали оплату от заявителей по договорам ТП. В итоге бюджет сетевых компаний формировался дефицитный, появилась банковская зависимость и необходимость обслуживания долга. В целях борьбы с накопившейся задолженностью по исполнению работ, а также формирования четкого плана развития электрических сетей на будущую перспективу в ряде регионов были сформированы программы развития электрических сетей, реализованные в виде соглашений с субъектами РФ:
Суть соглашений в том, что к совокупному долгу накопившихся обязательств прибавляли потребность в развитии электрических сетей для присоединения новых и повышения надежности существующих потребителей. Финансирование программы опиралось на заемные средства, возврат которых предполагался из разных источников, в том числе из платы за присоединение будущих лет. Состав программ проектно не прорабатывался, обоснованность перечня мероприятий подтверждалась совместной подписью участвующих сторон каждая из которых вносила в программу свои «пожелания», никем не отвергаемые.
Схема возврата капитала по этим соглашениям через плату за присоединение не обеспечивала восполнение расходов. Заявители не спешили платить по новым тарифам, искали и находили обходные схемы. Исполнение мероприятий по ранее заключенным договорам технологического присоединения выполнялось за счет платы за присоединение от вновь заключаемых и так далее. Т.е. идентифицировались признаки финансовой пирамиды. Ситуацию усугубляла практика увеличения стоимости титулов, заказчиком которых выступала сетевая организация. При рассмотрении проектных решений сетевые предприятия утяжеляли проект особыми требованиями к надежности, схеме, компоновке и пр., т.к. не заинтересованы в оптимальности и экономичности исполнения работ. Смета по данным проектам предъявлялась к оплате по факту.
Итогом «соглашений» сетевых компаний с региональными властями, стал рост задолженности сетевых компаний и слабые темпы исполнения мероприятий, упомянутых в соглашениях со стороны сетевых компаний. В целях восстановления финансовой модели существования сетевых компаний и возможности оплаты ими собственных, кратно возросших расходов (в том числе на выплату процентов по займам) правительство в 2010 году инициирует переход на новую схему финансирования электроэнергетики по методу RAB регулирования.
RAB — регулирование – это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций. По сути RAB регулирования позволяет сформировать внятную экономическую модель для долгосрочного кредитования сетевых компаний с опорой на ГАРАНТИИ уполномоченных органов власти по росту тарифов за электроэнергию в ближайшие годы. И никакой платы за присоединение!
Ассоциативность аббревиатуры с РАБом не случайна. Ведь по сути эта схема дала возможность сетевым компаниям брать деньги в кредит под гарантии роста тарифов, оплачиваемых потребителями - т.е. нас с Вами. Для аналогии представьте, что кто-то за Вас по Вашему паспорту берет кредит, который Вы должны выплачивать ближайшие несколько лет. Любопытно, что введение данной системы не избавило сетевые компании от долгового бремени, а скорее наоборот. По логике либерального правительства для решения проблемы новых долгов сетевых компаний нужно … увеличить период RAB регулирования, т.е. период, когда правительство гарантирует рост тарифов: http://info.vedomosti.ru/companies/news/28385811/rab-na-10-let
Ситуация становится смешной для независимых экспертов и грустной для потребителей. Ведь это наши расходы на оплату электричества являются залогом новых кредитов в сетевую инфраструктуру. Не желая разбираться в сути появления новых долгов управленцы предлагают самое простое решение – взять в долг побольше, за счет новых тарифов. Мы со своей стороны, как крайне заинтересованные потребители и избиратели, постараемся разобраться, почему мы должны платить все больше и больше, на что расходуются деньги и возможно ли принять меры для решения созданных либерализацией электроэнергетики проблем. Заодно подробно рассмотрим из чего складываются сегодняшние тарифы на электроэнергию.
Но все это мы сделаем в следующем материале.
А пока подведем промежуточный итог.
Либерализация электроэнергетики, а точнее её развал привели к созданию мощной, саморегулируемой схемы работы, в результате которой:
1. Чрезвычайно затруднено присоединение новых потребителей, что создает негативный инвестиционный климат в России.
2. Беспрерывно увеличивается размер инвестиционных программ сетевых организаций, низкая окупаемость капиталовложений, рост выпадающих доходов и как следствие – увеличение банковской зависимости.
3. Усугубление коррупционных рисков. Большое количество возможностей для людей, участвующих схемах распределения финансирования, контролирования, согласования и пр. Ограниченные возможности по проверке всей схемы.
4. Практически не сдерживаемый рост тарифа на передачу электроэнергии, как основного источника покрытия всех расходов сетевых компаний и на инвестирование, и на обслуживание банковского долга.
Постоянно растущая кредитная зависимость сетевых компаний делает все более реальным риск их банкротства, передачи банку кредитору за долги на распродажу.
Алексей Мангуров
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии